Социально-экономическая ситуация Карелии
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Петрозаводск, 2007 Содержание
Содержание.. 0 1. Введение.. 1 2. Социально-экономическая ситуация Карелии.. 2 и оценка конкурентоспособности республики.. 2 3. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики.. 12 4. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия.. 30 5. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность.. 38 6. Национальные и региональные проекты в реализации стратегии.. 52 7. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы... 76 8. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты... 80 9. Механизмы реализации стратегии.. 84 10. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия.. 85
Введение
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии» Правительству Республики Карелия удалось обеспечить общественно-политическую, социально-экономическую стабильность в республике, создать и закрепить новые условия для экономического роста и формирования гражданского общества. Предложенный в Концепции сценарий развития республики проходит в заданных временных интервалах – от мобилизационного этапа через стабилизационный – к инновационному этапу. В ближайшее время предстоит сформировать предпосылки для перехода к инновационному этапу развития Республики Карелия. Необходимы новые управленческие решения, способствующие созданию условий для повышения качества жизни населения, интенсивного развития экономики и эффективного общественного сектора. При этом надо учитывать следующие важные факторы: проведение бюджетной, административной реформ, реформы местного самоуправления, предстоящее вступление России в ВТО, формирование новой региональной политики.
В соответствии с новыми реалиями в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации поставлены цели: в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов, поддержать и развить инфраструктуру, усилить конкурентные преимущества регионов на основании определения своего места в системе международного и межрегионального разделения труда, а также широкого использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, бизнесе, сфере социального обслуживания. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года разрабатывалась с учетом всего вышесказанного и является одним из элементов системы государственного планирования Республики Карелия, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста ВРП, капитализацию активов территории и управление общественными потребностями. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года – как управленческий документ – содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития республики и, в дальнейшем, – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизма реализации принимаемых решений. Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ нынешнего состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
Стратегия предлагает систему принципов, которые отвечают целям, поставленным в Концепции стратегии социально - экономического развития регионов Российской Федерации, а также целям, определенным в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия. Стратегия предусматривает также реализацию приоритетных национальных проектов и Посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. Таким образом, на основании Стратегии формируются предпосылки для преодоления негативных тенденций развития экономики, социальной сферы, демографической ситуации на всей территории и создается программа действий, которая учитывает значение Карелии как приграничного региона Российской Федерации. Реализация Стратегии позволит обеспечить динамику процессов развития Республики Карелия как зоны эффективной интеграции приграничных территорий, а также – в условиях сближения России и ЕС – придать Карелии статус«визитной карточки» России.
Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
В настоящее время Республика Карелия в соответствии с Концепцией «Возрождение Карелии» завершила стабилизационный этап социально-экономического развития. Потенциал позитивных тенденций, проявившихся в посткризисный период, социально-экономическая стабильность и реализация мер экономической политики Правительства Республики Карелия позволили в последние годы сохранить положительную динамику большинства важнейших экономических показателей. В соответствии с Концепцией «Возрождение Карелии» перед республикой поставлена задача – перейти к инновационному пути развития.
На протяжении 2002-2005 годов в Республике Карелия отмечался устойчивый рост производства в большинстве отраслей экономики, рост экспорта. Ежегодно увеличивались объемы розничного товарооборота, предоставляемых населению платных услуг, коммерческий грузооборот предприятий транспорта, возрастали прибыль предприятий, реальная заработная плата и пенсии. Среди 27 регионов Севера России по макроэкономическим показателям Карелия стабильно входит в первую десятку (в 2005 году – 8 место). Валовой региональный продукт (ВРП), являющийся важнейшим показателем экономического развития региона, начиная с 1999 года увеличивался как в действующих, так и в сопоставимых ценах (рис. 1) и по оценкам за последние четыре года вырос на 23,8%, в том числе в 2005 году – на 9% к уровню 2004 года. В сравнении с другими субъектами РФ по уровню ВРП на душу населения Карелия занимает 26 место.
В промышленности значительный удельный вес занимают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли (41,2%), черная металлургия (18%) и электроэнергетика (14,8%) (рис. 2). На уровне 5–9% вклад в промышленность обеспечили машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, пищевая промышленность.
В 2005 г. в структуре оборота организаций по видам экономической деятельности республики определяющую роль играют обрабатывающие производства (24,3%), оптовая и розничная торговля (24,3%), добыча полезных ископаемых (19,2%), которые обеспечивают 67% всего оборота организаций по видам экономической деятельности (рис. 3).
Важнейшим результатом активной экономической политики, проводимой Правительством РК, стал рост инвестиций. Сравнивая два этапа: 1998–2001 годы и 2002–2005 годы, видно, что объем инвестиций в экономику республики увеличился более чем в 2 раза (рис. 4). В 2005 году рейтинговым агентством «Fitch Ratings», независимым экспертом кредитоспособности, Республике Карелия был присвоен высший национальный кредитный рейтинг на уровне А(rus). Это дает республике дополнительные возможности для привлечения финансовых ресурсов и увеличения ликвидности рублевых долговых обязательств. Карелия после 1998 года успешно восстановила производственные связи в рамках российской экономики и постепенно интегрируется и в мировую экономику. Внешнеторговый оборот в 2005 году достиг 1276 млн. долларов США, в том числе экспорт – 1047 млн. долларов.
Доля важнейших видов продукции РК в экспорте РФ составляет (%): газетной бумаги - 33,5, мешочной – 7,8, необработанных лесоматериалов – 11,7, пиломатериалов – 8,1, целлюлоза сульфатная – 3,4, железорудных окатышей – 35%. На Северо-Западе России вырубается более 30 млн. кубометров древесины в год, в Карелии около 7 млн.кбм.
По сравнению с 2001 годом объем расходов консолидированного бюджета Республики Карелия вырос с 6,3 до 13,5 млрд. руб. в 2005 году, или в 2,15 раза. По сравнению с 2004 годом расходы увеличились на 24%. Впервые за последние годы консолидированный бюджет и бюджет Республики Карелия исполнены с профицитом. Возросла социальная направленность бюджетных расходов (рис. 6). Так, если в 2001 году расходы на финансирование учреждений социальной сферы и социальную политику составляли 48% общего объема расходов консолидированного бюджета, или 3 млрд. рублей, то в 2005 году – уже 66%, или 8,9 млрд. рублей. Таким образом, расходы на социальные нужды за 4 года возросли на 5,9 млрд. рублей, или в 3 раза. В течение 2002–2005 годов осуществлялась реализация программ, направленных на улучшение положения семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов, малоимущих граждан. В республике последовательно осуществляется реформирование ЖКХ. В 2005 году более 40% средств Инвестиционной программы Республики Карелия было направлено на строительство, модернизацию и ремонт объектов коммунального хозяйства. В республике стабилизируется положение на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных за 2005 г. изменилась незначительно (рост на 0,4%). Уровень официальной безработицы на конец 2005 года - 3,5% от экономически активного населения – остался таким же, что и на начало года. В целом по Российской Федерации к концу 2005 года уровень безработицы составил 2,5%, по Северо-Западному федеральному округу – 1,8%. В 2005 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в экономике республики составила 8747 рублей, что на 25% превышает уровень 2004 года. Темпы роста средней заработной платы превышали темпы роста величины прожиточного минимума и потребительских цен (110% в декабре 2005 года к декабрю 2004 года). В результате за 2005 год реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 4,4% (РФ – на 8,8%), а реальная заработная плата – на 12,9% (РФ – на 10%). В целом по Российской Федерации среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в 2005 году составила 8550 рублей, по Северо-Западному федеральному округу – 9757 рублей.
Изменение уровня жизни в республике, определяемого по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), широко используемого ООН в качестве ориентира развития территории, на протяжении последних лет имело позитивную направленность (рис. 8). На увеличение ИРЧП оказали влияние индексы дохода и образования.
Таким образом, в республике были решены задачи предыдущего стабилизационного этапа (2002-2005 годов), суть которого заключалась в обеспечении стабилизации социально-экономической и, соответственно, общественно-политической ситуации за счет перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, что позволило решать назревшие социальные проблемы и ставить новые задачи. Вместе с тем, существенное снижение темпов экономического роста в начале 2006 года не позволяет делать выводы о способности экономики республики постоянно поддерживать достаточно высокие темпы экономического развития. Республика Карелия, располагая большими лесными ресурсами, представленными лесной площадью 9.4 млн.га. и имеющей запас растущей древесины 910 млн.кбм., не может не быть озабочена низким уровнем его использования. Потенциал развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия далеко не исчерпан. Это наглядно следует из сравнения основных параметров работы ЛПК Карелии и Финляндии, страны, которая является ближайшим зарубежным соседом, с которым осуществляется давний культурный и торговый обмен. Основная доля в экспорте лесопродукции из Республики Карелия приходится на Финляндию. Запасы лесных ресурсов Республики Карелия меньше, чем в Финляндии в 2 раза, но в расчете на единицу площади они приблизительно одинаковы, а в расчете на душу населения запасы лесных ресурсов в Карелии превышают более, чем в три раза. По породному составу лесной фонд Республики Карелия и Финляндии не имеют больших различий – более 80% занимают наиболее ценные в качественном отношении хвойные породы. Эффективность же освоения и использования лесных ресурсов значительно различается - в соседней с нами Финляндии она значительно выше, чем в Карелии. Доля ежегодной заготовки древесины от общего запаса в Карелии составляет 0,65 %, что в 4 раза ниже, чем в Финляндии (3.04%). Съем древесины с 1 га в Финляндии в 3 раза превышает этот показатель у нас в республике. На душу населения в Карелии заготавливается древесины на 35% меньше (8,6 кбм.), чем в Финляндии (10,7 кбм.). Для обеспечения конкурентоспособности системы лесовосстановления республики с соседней Финляндией требуется в перспективе увеличить прирост и съем древесины с 1 га в 4 раза. Развитие лесопромышленного комплекса сдерживают существующие проблемы: - высокий износ основных фондов; - недостаточное строительство лесовозных и лесохозяйственных дорог; - снижение продуктивности лесонасождений. Имеет место постоянное ухудшение породного состава лесного фонда; - сохранение значительных объемов экспорта необработанного лесного сырья, несмотря на предпринимаемые усилия по увеличению объемов переработки древесины в республике; - отсутствие производственных мощностей по глубокой переработке лиственного сырья (береза и осина); - отсутствие достаточного предложения квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, несмотря на наличие в Республике Карелия большой группы незанятого трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Усилилось (обострилось) понимание существенного влияния на экономику республики следующих факторов и рисков, обусловленных изменениями как внутри республики, так и внешних факторов и рисков (таблица 1). Основными из них являются: экономический (интеграция в мировую экономику в условиях зависимости от конъюнктуры цен на мировых рынках и монопрофильности экономики); технологический (недостаточная конкурентоспособность в условиях сверхнизкой капитализации и технологической отсталости); социо-культурный (демографический кризис, угроза потери культурной и территориальной идентичности и уникальности). Таблица 1. Альтернативы будущего Карелии
Указанные факторы порождают ряд проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие республики. Учитывая экспортоориентированность экономики республики, наиболее существенное влияние на развитие всей территории оказывают внешние факторы и проблемы, такие как: высокая зависимость деятельности экспортоориентированных предприятий от конъюнктуры цен на мировых рынках, колебания курсов европейской и американской валют по отношению к рублю, укрепление рубля и высокая инфляция. Зависимость экспортоориентированных предприятий от конъюнктуры зарубежных рынков. Именно изменениями ситуации на мировых рынках лесобумажной продукции, металлов, руды были обусловлены как спад в стоимости карельского экспорта в 2002 году, так и ее дальнейший рост в 2003-2005г. (экспорт в 2005 г. увеличился на 58,2% по сравнению с 2001г.) Ввиду высокой концентрации экспорта (основу которого составляют 7 товарных позиций), положительная или отрицательная динамика данных рынков может в значительной степени повлиять на динамику экспорта в целом. Таблица 2
Читайте также: Американская социально-экономическая модель Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|