Динамика вывоза товаров из Республики Карелия в регионы РФ
Основными регионами, с которыми республика осуществляет торгово-экономические связи, являются г. Москва, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Главными товарами, поставляемыми из Карелии, являются минеральные продукты, рыбная продукция, тракторы, бумагоделательное оборудование и запасные части к нему. Регионы России можно рассматривать в качестве емкого рынка для карельской минеральной продукции (блоки из габбро-диабаза, щебень и др. минеральное сырье). Достигнутые республикой объемы добычи блочного камня и производства высокопрочного щебня различных марок не покрывают в полной мере растущие потребности рынков Москвы и Подмосковья. В больших количествах в Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область отгружаются рыба и морепродукты: форель, рыбные консервы, рыба мороженая, непищевая рыбная продукция. Были достигнуты договоренности по поставке форели в крупную розничную сеть г. Москва. Весьма перспективным рынком для товаров, поставляемых из Карелии, может стать Республика Беларусь. Наибольший интерес представляет поставка машин и механизмов, минеральной продукции, бумаги и картона. Имеются хорошие перспективы для наращивания объемов экспорта оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и нефтехимического комплекса.
Негативно влияют на конкурентоспособность республики и внутренние факторы: рост цен на продукцию и услуги естественных монополий; устаревшие технологии и изношенное оборудование на предприятиях республики, препятствующие росту качества реализуемой продукции; низкий уровень использования инноваций на предприятиях; несбалансированность спроса и предложения кредитных ресурсов, неготовность банковского сектора предоставить долгосрочные кредиты в требуемом объеме; ожидаемый дефицит сырья для перерабатывающих производств лесопромышленного комплекса, инфраструктурные ограничения.
Структура экономики республики является монопрофильной и определяется счетным количеством предприятий, являющихся градообразующими: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий представлено двумя предприятиями, четыре предприятия занимаются производством целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них, одно предприятие осуществляет добычу металлических (железных) руд для производства железорудных окатышей. Монопрофильность экономики характерна для 77% поселений Карелии. Для интенсивного развития требуется диверсификация экономики республики. За счет развития новых видов экономической деятельности предусматривается постепенный переход от моноэкономики, основанной на добывающей промышленности, к полиэкономической системе. Необходимо создание новых обрабатывающих предприятий, внедрение новых технологий и производств. Ряд проблем, оказывающих серьезное влияние на экономическую ситуацию, существует в социальной сфере республики. Демографическая ситуация в Карелии оценивается как неблагополучная. Население республики сокращается (табл. 1). Основным фактором сокращения численности населения Республики Карелия является естественная убыль населения.
Несмотря на то, что с 2002 года наметились позитивные тенденции в снижении уровня смертности, он остается выше аналогичного показателя по Северо-Западному федеральному округу.
Происходит процесс старения населения, изменяется соотношение между работающим населением, пенсионерами и детьми. Начиная с 40-летнего возраста, сохраняется высокий удельный вес женщин в общей структуре населения (50-54%). В последние годы в Республике Карелия наблюдается рост наркологических болезней, алкоголизма. Ожидаемая продолжительность жизни населения в республике примерно на 2,5 года ниже, чем в среднем по России. На рынке труда в республике в настоящее время имеют место: несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, наличие большого количества неэффективных рабочих мест. В настоящее время коренное население республики не готово менять место жительства с целью получения работы в ином районе республики, и это провоцирует дисквалификацию кадров в одном районе при ликвидации предприятия с одной стороны, и нехватку квалифицированных кадров для реализации крупных промышленных проектов в других районах республики с другой стороны. В перспективе возможна нехватка квалифицированной рабочей силы, что может стать серьезной проблемой при реализации крупных проектов. Реальный рост среднедушевых доходов сопровождается усилением дифференциации в доходах населения, разрыв в которых за пять лет увеличился на 40%. Почти каждый шестой житель республики имеет доходы ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Анализ факторов приведенных в таблице №1 и порождаемых ими проблем выводит на первый план задачи повышения конкурентоспособности карельских предприятий и, соответственно, ускорения темпов экономического развития, создания условий для комфортного проживания и преодоления негативной тенденции сокращения численности населения. Рост региональной экономики возможен за счёт перераспределения имеющихся ресурсов и структурной перестройки существующих производственных процессов. Таким образом, структурная перестройка остается и целевым ограничением, и фактором, предопределяющим развитие экономики в долгосрочной перспективе. Анализ структурных изменений (структура ВРП, численность занятых в разных секторах и динамика отраслевой производительности труда) показал, что в последние годы структура занятости по секторам изменяется медленно – нет больших секторальных сдвигов. Важнейшей составляющей экономического роста является внутриотраслевая реструктуризация, особенно в промышленности. Медленное создание в послекризисный период рабочих мест в промышленности свидетельствует о той важной роли, которую сыграли в восстановлении уровня производительности труда прежде простаивающие мощности. Это говорит о том, что основная работа по реструктуризации промышленности еще впереди, включая меры по эффективному использованию трудовых ресурсов.
В то же время основная часть валового продукта создается на активах «советского происхождения». Нужны новые активы, принадлежащие к качественно новому, постиндустриальному типу, формируемые за счет привлечения инвестиций на проекты модернизации основного капитала. Промышленность стартовала в переходный период с наличием больших производственных мощностей (предприятий) и слабокапитализированных компаний. Поэтому возникла необходимость проведения дальнейшей концентрации собственности, которая должна привести бы к увеличению горизонтальной интеграции. Тогда возможно обновление основных фондов за счет концентрации ресурсов, качественное изменение технологического уровня производства, повышение его эффективности и достижение высокой рентабельности инвестиций. Конкурентные преимущества Карелии нужно рассматривать в контексте формирования геополитического региона Северо-Европейской оси. Приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров дают республике серьезные перспективы развития. Республика Карелия обладает преимуществами экономико-географического положения (ЭГП), которые можно использовать в системе международного разделения труда: - выгодное транспортно-географическое и транзитное положение республики, достаточно развитая внутренняя транспортная инфраструктура;
- наличие сети международных автомобильных и упрощенных пунктов пропуска, приграничной инфраструктуры; - устоявшиеся внешнеэкономические связи с партнерами из стран ЕС, реализация большого числа международных проектов и программ; - близость и развитые торгово-экономические и производственные связи с городами федерального значения (Москвой и Санкт-Петербургом); - наличие значительных запасов природных ресурсов, туристско-рекреационная привлекательность территории, благоприятная экологическая обстановка; - накопленный положительный опыт ведения международной деятельности (статистика, таможня, внешнеторговые банковские операции); - четко определенные приоритетные отрасли (лесопромышленный комплекс, черная и цветная металлургия, рыболовство, туризм); - наличие высококвалифицированных кадров, высокий образовательный потенциал; - возможность и перспективы инновационного пути развития. На данный момент далеко не все из существующих преимуществ ЭГП эффективно используются. Стратегия социально-экономического развития республики нацелена на создание конкурентоспособной региональной геоэкономической модели, которая бы сочетала преодоление демографического кризиса с эффективной экономической системой.
3. Определение потенциально возможного
Потенциал развития республики определяется ее ресурсными возможностями, конкурентоспособностью на межрегиональных и международных рынках, сочетанием внешних и внутренних факторов развития территории, выделяющим ее из общей массы регионов. Республика обладает значительными запасами востребованных мировой экономикой природных ресурсов (лес и недра), туристско-рекреационной привлекательностью территории, благоприятной экологической обстановкой. Земельный фонд– 18052,0 тыс.га, в т.ч.: земли лесного фонда 14540,3 тыс.га (81%), земли водного фонда 2658,9 тыс.га (15%), земли особо охраняемых территорий 292,4 тыс.га (2%), земли сельхозназначения 197,1 тыс.га (1%). Почти половина территории республики занята лесами, более 50% которых составляют сосновые породы, третью часть - ель, десятую - лиственные породы. Объем лесозаготовки на сегодняшний день составляет около 7 млн. куб.м., что составляет примерно 70% расчетной лесосеки. Общий запас древесных ресурсов составляет 910 млн. куб. м. Запас спелых и перестойных насаждений составляет 435,8 млн. куб. м, в том числе хвойных 382,3 млн. куб. м (87,9%). Всего на государственном балансе находится 720 месторождений 27 видов твердых полезных ископаемых и 2 вида подземных вод (пресные и минеральные). В то же время разрабатываются 63 месторождения 25 видов твердых полезных ископаемых и 2 вида подземных вод. Выпускаются в крупных объемах железорудные окатыши и нерудные строительные материалы (щебень, блоки из природного камня, песок строительный), а также минеральное сырье для каменного литья, шунгит, порфирит и т.д. К перспективным объектам относятся месторождения золота, элементов платиновой группы, алмазов, а также неметаллические полезные ископаемые.
Ихтиофауна включает 128 видов рыб. Объемы рыбодобычи: промысел – 52,4 тыс. тонн; товарное рыбоводство – 3,3 тыс.тонн. На государственном учете находится свыше 4000 культурно-исторических и природных памятников. Среди них - уникальные объекты на островах Кижи, Валаам и другие. Республика в течение туристского сезона может принимать более 3,5 млн. туристов, однако в силу неразвитости туристской инфраструктуры и низкой доступности ряда объектов показа годовой поток туристов насчитывает немногим более 400 тыс. человек (с учетом самодеятельных туристов – около 1,6 млн. человек). Карелия, помимо ресурсного, обладает значительным транзитным потенциалом. Она расположена в непосредственной близости к регионам Западной Европы и к крупнейшим мультимодальным транспортным центрам РФ – Москве и Санкт-Петербургу, имеет транзитные транспортные перспективы и выходы водной системы в южные и северные моря и Балтику. Стратегия республики направлена на реализацию ее транзитных возможностей по следующим направлениям: Первое - это обеспечение транзита Север-Юг. Второе - выход на Восток (в Архангельскую и Вологодскую области). Третье - западное направление на Финляндию и Швецию, а также на Санкт-Петербург. Через территорию Республики Карелия проходят как субмеридиальные транспортные магистральные направления, так и формирующиеся субширотные, связывающие страны Европейского Севера с внутренними регионами России (Северо-Запад, Урал, Сибирь и дальний Восток) и странами Юго-Восточной Азии. При соответствующем развитии транспортной инфраструктуры Карелия способна соединить железнодорожным и автомобильным транспортом Европейский Север России с Северной Европой, а также с Центральной Европой через ряд финских портов, оттягивая на себя при этом часть грузопотоков идущих через сильно загруженный Санкт-Петербургский транспортный центр. Республика включена в международный Евро-Арктический железнодорожный коридор «Баренц-Линк», который входит в Баренцеву Евро-Арктическую транспортную зону (БEATA) – одну из четырех пан-европейских Транспортных зон (PETRA). Данный коридор призван объединить Транссибирскую магистраль и норвежский порт Нарвик, что обеспечит выход России на железнодорожное и морское сообщение Северной Америки (The Northern East-West freight corridor (N.E.W.) По территории Республики Карелия проходит магистраль «Онего»/«Северо-западный транспортный коридор развития «Финляндская граница-Урал»/, являющийся элементом трансконтинентального транспортного автомобильного коридора «Транссиб», который проходит от российских и финских портов Балтийского моря до порта «Находка». Вышеуказанные направления имеют особое значение для стимулирования развития перерабатывающих производств, транспортных центров и узлов, обслуживающей инфраструктуры как в Карелии, так и соседних субъектах Северо-Западного федерального округа, обеспечивая межрегиональные и международные связи через расположенные на территории Карелии международные пункты пропуска на границе с Финляндией. Специализацию экономики Республики Карелия в системе международного разделения труда во многом отражает товарная структура экспорта (поставки в 37 стран). Импортные поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую часть в общем объеме внешнеторгового оборота. Более 60% в товарной структуре экспорта занимает продукция целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности (рис. 10). Значительную долю экспортной продукции лесного комплекса составляют деловая древесина и пиломатериалы, т.е. продукция низкого передела с небольшой добавленной стоимостью. Более 40% экспорта приходится на древесину необработанную, железорудные окатыши и металлы. В структуре экспорта ЦБП преобладает доля бумаги, картона и изделий из них (более 90%, при этом газетная бумага – более 70%). Почти треть экспорта приходится на Финляндию, куда в основном поставляются древесина, железорудные окатыши, бумага и картон.
Рис. 10 Структура экспорта и импорта, 2005г.
Импорт имеет техническую направленность. Около 60% импорта – это машиностроительная продукция: машины и промышленное оборудование, электрооборудование, транспортные средства. Странами-поставщиками машин и промышленного оборудования являются Финляндия, Германия и Швеция, электрооборудования –Финляндия (около 70%) и Китай, грузовых автомобилей –Финляндия, Германия, Швеция. Основной составляющей экспорта услуг являются транспортные услуги (в основном водный транспорт) и туристические услуги. Больший вес в импорте услуг составляют транспортные, строительные услуги и услуги по заготовке и рубке леса (Финляндия). Внешняя среда предъявляет требования и предоставляет возможности для реализации потенциала территории. Карелия как приграничный регион входит в зону геостратегических интересов западных стран, которые имеют определенные планы использования ее территории, природных ресурсов и хозяйственных комплексов. В перспективе в связи с европейским выбором России продолжится движение республики в глобальное пространство и превращение ее в европейскую периферию при обеспечении существенного экономического роста и сокращения разницы уровней развития экономики в приграничных регионах. При непосредственном участии Республики Карелия, во взаимодействии с административно-территориальными образованиями стран Северной Европы международно-межрегиональное сотрудничество обрело упорядоченные формы. Примерами этого являются Баренцев / Евро-Арктический регион, Еврорегион «Карелия». Во внешней политике Европейского Союза приграничным регионам придается большое значение - они рассматриваются как своеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничества являются устранение преград, связанных с пересечением границ, укрепление экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью предпринимательства и туризма. Согласно стратегии Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами «От содействия к партнерству» в национальные интересы Финляндии входит задача развития сотрудничества с Карелией, однако таким образом, чтобы его цели и формы работы формировались в соответствии с происходящими на этой территории переменами, отвечая вызовам регионального развития и задачам региональной политики ЕС. На рис.11 представлены следующие регионы, которые во многом определяют внешние факторы развития и форматы взаимодействия: 1. Баренцев Евро-Арктический регион 2. Балтийский регион 3. Евросоюз 4. Еврорегион Карелия. В соответствии с «Торгово-экономической стратегией Финляндии по отношению к России» Россия в ближайшие годы становится «основным двигателем экономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает в качестве главной внешнеэкономической цели, однако это пока не сказывается на величине притока инвестиций на территорию республики. Финляндия позиционирует себя как посредник между российским и европейским бизнесом. К настоящему времени в республике сложились бизнес-группы (с резидентными и нерезидентными хозяйствующими субъектами), которые занимают определенные стратегические зоны хозяйствования, установили внешнеэкономические связи и управляют ресурсами и конкретными финансовыми потоками. Бизнес-группы имеют свои стратегии, направленные на расширение стратегических зон, планы развития, в том числе в отношении прямых и портфельных инвестиций на территории республики. Наиболее значимые проекты на территории республики реализуются крупнейшими российскими компаниями, занимающимися добычей сырья, первичной переработкой или транспортировкой ресурсов (Северсталь, СУАЛ, Газпром, РАО ЕЭС, ОАО «Российские железные дороги», Мечел, Орими, Сегежский ЦБК, ОАО «Кондопога»). В частности: - в топливно-энергетическом комплексе (освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения и строительство магистрального газопровода, развитие гидроэнергетики – Белопорожская ГЭС, миниГЭС); - в горнодобывающем и металлургическом комплексе (модернизация основных фондов предприятий ГПК, черной и цветной металлургии, разработка месторождений); - в туризме (развитие инфраструктуры туризма); - в инфраструктуре (строительство пропускных пунктов, дорог, коммуникаций). Карелия осуществляет активное взаимодействие с международными корпорациями. В соответствии со стратегией развития западных корпораций (торговой экспансии на рынки России) вслед за активизацией внешней торговли начал осуществляться трансферт технологий и перенос производств на территорию республики: технологий лесовосстановления и лесозаготовок, первичной деревообработки, технологий использования вторичных ресурсов (топливные брикеты, гранулы), создание сборочных производств (сборка электронного оборудования) и других. Усиление обмена знаниями и опытом, активизация трансграничного сотрудничества и перемещение инвестиций через границу, наличие развитых образовательных и исследовательских организаций и крупных фирм, привлекательных условий жизни и бизнеса приведут к формированию единых для приграничных регионов кластеров, а также реализации совместных инновационных проектов и созданию новых товаров и услуг. Таким образом, место и роль Республики Карелия в системе международного разделения труда определяется транзитной функцией и сложившейся специализацией: - отраслевая специализация: ЛПК (лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности), черная и цветная металлургия, горно-промышленный комплекс (нерудные стройматериалы), рыбное хозяйство, агропромышленный комплекс; - предметная специализация: лесоматериалы необработанные и обработанные, целлюлоза, бумага (крафт-бумага, газетная бумага, бумажная тара), железорудные окатыши, черные металлы и изделия из них, рыба и рыбопродукты (форель), минеральные продукты и сырье для их производства, элементы для деревянного домостроения и мебельного производства, электрооборудование для автомобилей, производство молока и молокопродуктов, овощные культуры и картофель; - технологическая специализация: лесозаготовки, производство бумаги и целлюлозы, камнедобыча, производство строительных материалов, рыбоводство, цветная и черная металлургия, крупногабаритное машиностроение, животноводство, растениеводство. Экономические интересы республики в условиях сложившегося разделения труда в отношении стран экспортеров и импортеров продукции заключаются в том, чтобы развивать взаимовыгодное взаимодействие с международными и российскими корпорациями в части переноса предприятий: перерабатывающих (для снижения доли экспорта сырья), производств запасных частей (в частности для сборочных заводов Ленинградской области), а также сборочных производств (для импортозамещения машин и оборудования), - в рамках «резидентной» экономики и формирования компаний полного цикла. Эти интересы определяют основные направления международного инвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров с учетом существующих реалий. Для реализации экономических интересов требуется увеличение инвестиционной привлекательности и усиление конкурентоспособности территории, что возможно лишь на основе гарантии прав собственности и гарантии капитализации активов (и собственных, и привлеченных). Исходя из потребности дальнейшего роста производства и модернизации экономики, Республике Карелия требуются значительные инвестиции. В частности, только для реновации основных производственных фондов на карельских предприятиях необходимо более 20 млрд. рублей! Что касается развития новых видов производств, а тем более реализации стратегии продвижения карельских товаров конечного потребления, то необходимый объем инвестиций увеличивается в разы. Для оценки возможности притока инвестиций в Карелию, инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности использована методика комплексного анализа инвестиционных процессов Совета по развитию производительных сил. Среди своих соседей по СЗФО Республика Карелия по суммарной оценке инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности занимает 4 место после Санкт-Петербурга, Мурманской и Ленинградской области (рис. 12). При анализе инвестиционных процессов в регионе средний уровень инвестиционной активности, риска, потенциала и привлекательности среди сравниваемых субъектов РФ равен 1,0. Уровень инвестиционной привлекательности Карелии на 2,8% выше среднего по России. В то же время, суммарная оценка, характеризующая инвестиционный климат в РК, - самая низкая среди субъектов Северо-Западного федерального округа. Республика отстает от других регионов по такому показателю, как интегральная оценка уровня инвестиционной активности (рис. 13). Его значение для республики равно 85,7% от среднероссийского уровня (для сравнения – Ленинградской области – 149,9%). Поэтому одной из приоритетных задач является повышение инвестиционной активности, в том числе за счет реализации «локомотивных» проектов, строительства объектов инфраструктуры и формирования зон интенсивного экономического развития, где может быть обеспечено необходимое качество инвестиций. основой конкурентоспособности региона является бизнес-климат, который представляет собой совокупность следующих групп условий: факторные условия (обеспеченность факторами производства), конъюнктурные условия (параметры спроса на карельскую продукцию), условия конкуренции и согласованность стратегий, уровень развития вспомогательных отраслей (инфраструктуры). Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума базируется на методологии, предложенной M. Портером. В 2000 г. высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия. О ценка конкурентоспособности Республики Карелия осуществляться на основе анализа четырех групп факторов (на основе модели «конкурентного ромба» М. Портера); а Финляндия в дальнейшем будет использоваться в качестве аналога для сравнения состояния развития экономик и определения потенциальных значений важнейших экономических индикаторов. Факторные условия (предмет труда – ресурсы, средства труда – основные фонды, трудовые ресурсы). Республика Карелия характеризуется различной обеспеченностью факторами производства. Природно-ресурсный потенциал республики выражен, прежде всего, лесными ресурсами и ресурсами недр. Он определяет в значительной степени ресурсную специализацию экономики (развитие базовых отраслей). Вовлечение в народнохозяйственный оборот имеющегося значительного природно-ресурсного потенциала сдерживается труднодоступностью и, соответственно, сложностями его освоения и использования. Наблюдается отставание от финских производств по продуктивности лесных ресурсов по конечному продукту. Ресурсный потенциал в целом предопределяет объемы необходимых кредитных и инвестиционных средств. Однако необходимо создать условия для использования потенциала за счет развития объектов инфраструктуры и создания зон интенсивного экономического развития (включая экономические зоны по лесоперерабатывающим технологиям и туристско-рекреационную). Следует создать необходимые институциональные условия - определить в соответствии с условиями развития рынка правовой режим использования ресурсов, в первую очередь, в лесном секторе. Основная масса средств труда (основных производственных фондов – ОПФ) в республике сосредоточена у крупных собственников – градо- и бюджетообразующих предприятий. Общая стоимость ОПФ в промышленности составляет 40486 млн. рублей. При этом степень износа в среднем по промышленности составляет 40,6% (от 58% - в электроэнергетике, до 25% – в лесном комплексе), что требует значительных инвестиций в техническое перевооружение и обновление ОПФ. В сырьевых производствах основные производственные фонды обновляются более активно, чем в производствах, связанных с углубленной переработкой ресурсов. Условием повышения конкурентоспособности территории является создание условий для развития конкурентного бизнеса и усиление концентрации собственности и капитала. В настоящее время ряд бизнес-групп уже обладает огромными ресурсами. Однакоконцентрация собственности в секторах экономики неодинакова и более наглядно представлена в стратегически важных отраслях: лесопромышленном и горнопромышленном комплексах, машиностроении, туризме. Для эффективной концентрации собственности и увеличения темпов капитализации необходимо перейти от отраслевого планирования - к формированию производственно-территориальных образований. Наиболее эффективной формой пространственной организации является сетевая, а поддерживающей ее моделью промышленной политики - кластерная. Кластер- это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, субподрядчики) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и совместно обеспечивающих региональную конкурентоспособность. Трудовой потенциал Республики Карелия оценивается в 480 тыс. человек, в экономике занято примерно 350 тыс. человек. В то же время более 2/3 населения проживает в южных районах Карелии и г. Петрозаводске (рис. 14). По состоянию на 1 января 2006 года уровень безработицы колеблется от 1,1% в г. Петрозаводске и 1,6% в г. Сортавала до 10,9% в Калевальском и 13,7% в Пудожском районе. Противоречия между сложившейся в период индустриализации системой расселения и современной структурой экономики приводят к социальной напряженности на отдельных территориях. Происходит сокращение и старение сельского населения. Миграция в ХХ в. привела в Карелию представителей разных этнических групп. В составе уникальной северной общности людей живут русские и карелы, вепсы и финны, белорусы и украинцы, а также немногочисленные диаспоры татар, грузин, армян, азербайджанцев. Самой многочисленной этнической группой данной северной общности являются русские – 76,6 %. Общее число карелов, финнов и вепсов составляет около 12%. В условиях старения населения изменяется соотношение между численностью населения, входящим в активную жизнь и выходящим на пенсию, что соответственно влияет на увеличение пенсионной нагрузки. В результате этих процессов до 2010 года численность занятых в экономике будет сокращаться. Претерпит изменение и структура трудоспособного населения, увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет). Вместе с тем, активное поведение на рынке труда населения старше трудоспособного возраста, проявившиеся в последние годы, будет способствовать сглаживанию негативных тенденций. В связи с этим темпы сокращения трудовых ресурсов будут ниже темпов уменьшения численности лиц, вступающих в трудоспособный возраст. В долгосрочной перспективе предполагается, что на динамику трудовых ресурсов позитивное влияние окажет принятие мер, направленных на проведение эффективной демографической и миграционной политики. В то же время, в условиях существенного увеличения пенсионной нагрузки требуется кардинальное повышение производительности труда, чему будет способствовать реализация оптимального сценария развития экономики. В свою очередь создание новых рабочих мест требует соответствующего качества производительных сил. Для эффективного использования рабочей силы предусматривается координация действий органов исполнительной власти и работодателей при формировании заказа на подготовку профессиональных кадров в целях обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда. В среднесрочной перспективе приоритетное развитие получит система профессионального образования Республики Карелия, предусматривающая развитие многоуровневых образовательных учреждений нового типа. Научно-исследовательский потенциал. За период реформ научный комплекс Республики Карелия сократился в 3 раза. Из 53 действующих организаций сферы НИОКР в настоящее время сохранилось 16. Из 9,5 тыс. чел., которые в конце 80-х составляли кадровый потенциал данной сферы, осталось около 1 тыс. чел. Из 12 отраслевых институтов функционируют 2. Академический сектор (Карельский научный центр РАН) по своей численности сократился в 1,5 раза. За последние годы в сфере НИОКР наблюдается рост объема исследований и разработок. Так, общий объем финансирования за период 2003-2004 гг. увеличился на 49,4 млн. руб. или на 33%, положительной тенденцией является рост выданных патентных документов. Ежегодно научными организациями и ВУЗами выполняется порядка 700 научных тематик. В то же время одним из серьезных факторов, сдерживающих развитие инновационного направления в экономике, является недостаточная связь науки с реальными секторами экономики. Вместе с тем у Карелии имеются перспективы для успешного входа в формирующееся инновационное пространство. Научно-образовательный и инновационный комплекс обладает высоким научным потенциалом. Наблюдается рост специалистов высшей квалификации, осуществляющих научные разработки в лесной, биологической, геологической и экономической науках, возникают новые нетрадиционные структуры. К перспективным направлениям развития инновационной деятельности, связанным с формированием научно-технологических кластеров, включающих отраслевые НИИ, подразделения ВУЗов и учреждений РАН, относятся: информационные услуги и активное использование ИКТ, переработка лесопродуктов, домостроение в контексте новой урбанизации, разработки в областях нано- и биотехнологий. Финансирование научных тематик осуществляется не только за счет традиционных видов федерального финансирования (академический, вузовский сектора). В настоящее время широко используются новые условия для развития фундаментальных и прикладных исследований за счет образованных фондов РФФИ, РГНФ, Фонда технических исследований и др., а также международных грантов. Благодаря интересу производственников к достижениям и разработкам науки растет число созданных и использованных передовых производственных технологий. На базе научно-исследовательского комплекса предполагается осуществление мероприятий, повышающих эффективность использования результатов фундаментальных исследований и НИОКР и их внедрения в промышленное производство, формирование нового портфеля ресурсов на основе использования имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот путем интеграции научных звеньев и производственных структур в рамках консорциумов и высокотехнологичных кластеров (в основу которых положены особые экономические зоны, научные и технологические парки). Предполагается применение стратегии коммерциализации технологий и иных новшеств, проведения НИОКР-проектов за счет прямых иностранных и российских инвестиций и формирования венчурных фирм. При этом задействованы все четыре имеющихся в республике звена: государство, университеты, исследовательские организации, занимающиеся фундаментальными и прикладными исследованиями, частные компании. Государство организует научную деятельность в рамках государственных учреждений и федеральных исследовательских центров. Сектор НИОКР частных компаний финансируется частными организациями. На научных подразделениях корпораций лежит также задача экономической оценки новшества. В течение начального этапа государство должно постепенно замещать бюджетные схемы механизмами внебюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса. Направления исследований проводимых научными и инновационными организациями в республике в областях критических технологий: - биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных - нанотехнологии и наноматериалы - технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом - технологии биоинженерии - технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации - технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы - технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов - технологии производства программного обеспечения - технологии производства топлив и энергии из органического сырья - технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф - технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов - технологии создания и обработки полимеров и эластомеров - технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии - технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания - технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых
Конъюнктурные условия (возможность создания товарных цепочек). Конкурентоспособные товарные цепочки могут включать в себя в первую очередь следующие производства и виды продукции: - продукция ЛПК (деловая древесина, пиломатериалы, бумага и бумажные мешки); - строительные и рудные материалы (камень, щебень, товарная руда, железорудные окатыши, алюминий); - турпродукты; - продукция рыбного хозяйства (форелеводство, марикультура); - информационные, образовательные и иные услуги; - молочная продукция, овощи и картофель. Вышеперечисленные региональные продукты характеризуются различным потенциалом и перспективами развития. На рис. 15 представлены результаты позиционирования товаров на товарных рынках с использованием матрицы «рост рынка – доля рынка». Необходимо на территории республики выстраивать наиболее полно товарные цепочки (формировать звенья с максимальной составляющей собственных НИОКР, трудовых ресурсов, производственных процессов) с использованием двух типов стратегий: 1. Стратегия встраивания в существующие товарные цепочки (с защитой интересов территории в соответствии с международным торговым правом); 2. Стратегия генерации товарных цепочек и их максимально полного выстраивания на основе резидентных структур («резидентная экономика», не противоречащая международным нормам). Рассмотрим эти стратегии на основе группировки региональных продуктов с учетом полноты выстраиваемых цепочек ценностей, измеряемой стоимостью, которую покупатели готовы заплатить за товары или услуги компаний, деятельность которых можно разделить на технологические (первичные виды, связанные с производством) и экономические (поддерживающие виды) ценные виды деятельности: Группа 1. Бумажные мешки, газетная бумага и другая целлюлозно-бумажная продукция. Для этих продуктов целесообразной является стратегия сохранения лидерства на рынке и максимизации прибыли (по прогнозам ФАО спрос на лесобумажную продукцию в течение десяти лет увеличится в 2-2,5 раза). Учитывая высокое качество древесины, низкую стоимость энергии и предполагая благоприятную инвестиционную и грамотную экономическую политику, можно занять значимое место в мире по экспорту газетной бумаги (с увеличением добавленной стоимости, созданной на территории РК). Крупные целлюлозно-бумажные предприятия Карелии способны самостоятельно генерировать собственные товарные цепочки, развивая и углубляя производственную логистику и развивая поддерживающие виды деятельности. Это на сегодняшний день в Республике Карелия один из немногих секторов экономики, способный самостоятельно выходить на мировые фондовые рынки и активно привлекать портфельные инвестиции. Формально к той же группе (рис. 16) относятся железорудные окатыши, товарная руда, алюминий. Однако в связи с отсутствием экономических ценных видов деятельности (производство продукции с высокой добавленной стоимостью), осуществляемых резидентными структурами, они выпадают из группы самостоятельных стратегий. Группа 2. Строительные материалы (камень, щебень), пиломатериалы и деревянное домостроение, турпродукты, продукция рыбного хозяйства, информационно – коммуникационные технологии и услуги и иные экономические ценные виды деятельности (рынок услуг). В этом случае приоритетной является стратегия расширения рынка и инвестирования в полные товарные цепочки, поддерживаемые ценными видами деятельности, включая применение информационных технологий для повышения ценностей компаний. Для этих региональных продуктов сформировались традиционные брэнды на товарных рынках (природно-промышленные: северная сосна, карельская береза, шунгит и др.) и формируются новые карельские бренды, поддерживаемые ценными экономическими видами деятельности компаний на рынках услуг: - «Карельский Дом» и «Карельская Деревня» (многофункциональные экологически чистые технологии современной урбанизации); - «Карелия» – доступная для жителей мегаполисов рекреационная зона с уникальной природой и древней историей.
Для отдельных карельских компаний, работающих в лесном секторе и выстраивающих вертикальную интеграцию, например, АХК «Кареллеспром», существует возможность завершения своей технологической цепочки и цепочки ценностей за счет осуществления экономических ценных видов деятельности (деревянное домостроение, транспортные услуги, торговля и др.) и выхода на другие товарные рынки и особенно рынки услуг.
Группа 3. Продукция лесозаготовительной промышленности (деловая древесина). Увеличение экспорта данной продукции усиливает сырьевую специализацию республики. Приоритетной является стратегия диверсификации товарных цепочек (на основе углубления переработки древесины) и стратегия встраивания в существующие цепочки и установление связей (на основе договорной специализации). В этом случае связи не только объединяют ценные виды деятельности внутри компании, но и создают взаимозависимость между своей цепочкой ценности и цепочками ценности поставщиков и каналов распределения. Компания может создать конкурентное преимущество за счет оптимизации или координации этих связей во внешней среде. Встраивание лесозаготовительной промышленности в существующие товарные цепочки возможно через переориентацию производимой продукции (деловой древесины) с внешних рынков на внутренний рынок Республики Карелия. Сегодня превышение использования древесины в Республике Карелия над заготовкой составляет 2,2 млн.м3. Дефицит сырья компенсируется ввозом из-за пределов РК. Однако существует возможность в увеличении расчетной лесосеки за счет создания целевых хозяйств на базе крупнейших лесопользователей – ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Кондопога», ЗАО «Запкареллес», АХК «Кареллеспром» и переориентации экспорта необработанных лесоматериалов на внутреннюю переработку. В этом случае внутренние потребности ведущих лесоперерабатывающих предприятий РК могут быть полностью обеспечены карельским сырьем (рис. 16). Подавляющая часть лесопромышленной продукции в большинстве стран используется для удовлетворения внутренних потребностей, так как перевозка данных продуктов (особенно низкого уровня переработки) обходится дорого из-за их габаритов и массы. Поэтому необходимы компании полного цикла, которые на экспорт поставляют продукты глубокой переработки при превышении их производства над потреблением на внутреннем рынке. Учитывая, что спрос на внутреннем рынке в связи с ростом строительства должен возрасти, то в первую очередь продукция формируемых компаний полного цикла должна быть направлена на внутреннее потребление, за исключением продукции, имеющей ведущие позиции на глобальном рынке и которые надо усилить (например, газетная бумага). В то же время нельзя не учитывать конкурентов, так основными экспортерами в международной торговле лесопромышленной продукцией являются Канада, США, Финляндия, Швеция, Германия, имеющие сильные позиции на рынке. Перспективными для повышения конкурентоспособности Республики Карелия являются продукты и производства, относящиеся к конечной продукции ( товары первой и второй групп, инновации в создании новых материалов, применение информационно-коммуникационных технологий, а также потенциально возможных технологий, например, биотехнологий, новых технологий использования шунгита), глобальные услуги (транспорт, связь, Интернет, образование). Они определяют не только позиции на мировом рынке, в первую очередь в лесном секторе, но и рассматриваются как перспективные, определяющие будущую специализацию на мировых рынках. На основании предыдущего анализа сделаем вывод: н еобходимо создание полной цепочки «сырье-полуфабрикат-товар-услуга» за счет резидентных структур или установление стратегических связей на основе договорной специализации, а также формирование конкурентоспособных кластеров в лесном секторе и туризме. ЛЕСНОЙ КЛАСТЕР -это лесное хозяйство, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность и транспортная система, а также финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, энергетика, химическая промышленность, строительство, полиграфия. При этом лидерами (центрами притяжения) выступают предприятия, реализующие конечный продукт. В рассматриваемый период (до 2020г.) процесс совершенствования структуры комплекса будет проходить по двум параллельным направлениям. Первое – создание интегрированных структур корпоративного управления на базе уже сложившихся лесопромышленных узлов, охватывающих полный технологический цикл от лесозаготовок до производства и реализации конечной продукции глубокой химической и химико-механической переработки. Второе - образование территориально-производственных кластеров, в которых на основе кооперации и взаимного дополнения будут работать независимые предприятия различных организационно-правовых форм, использующих потенциал лесной отрасли. К факторам, способствующим становлению лесного кластера в республике, относятся: - богатая ресурсная база (расчетная лесосека республики составляет 8,9 млн.кбм; - 88% лесного фонда передано в долгосрочную аренду под реализацию бизнес-планов, предусматривающих глубокую переработку древесины, и дальнейшее развитие лесоперерабатывающей инфраструктуры; - граница с ЕС, близость европейских потребителей нашей древесины и бумаги, укрепление внешнеэкономических связей, возможность использовать опыт зарубежных стран, создающих у нас лесоперерабатывающие производства; -наличие спроса на продукцию глубокой переработки древесины на Азиатских рынках; - потенциал лесопромышленных предприятий; -наличие в республике отраслей и производств, потребляющих продукцию лесопромышленного комплекса (строительство, мебельная, химическая отрасли, полиграфия); - заинтересованность перерабатывающих предприятий в гарантированном обеспечении сырьем; - наличие системы подготовки кадров для отраслей ЛПК (ПетрГУ, КарНИИЛПК, Шуйско-Виданская лесотехническая школа). Факторы, препятствующие развитию кластера в республике: - частые изменения законодательства в сфере лесных отношений; - конкуренция со стороны соседних регионов; - разрозненность и слабая доступность новых участков лесного фонда; - несовпадение интересов собственников предприятий; - недостаточность известных брендов и сектора дизайна продукции в мебельной отрасли; - наличие внутрифирменных проблем, связанных с недостаточно квалифицированным менеджментом и неэффективной организацией бизнес-процессов, устаревшим оборудованием. Процесс восстановления технологических цепочек между лесозаготовительными и перерабатывающими производствами и воссоздания промышленного блока и последующего его объединения с банковско-кредитными, торгово-коммерческими и другими структурами уже начался и является в настоящее время одной из положительных тенденций в лесопромышленном секторе республики. С учетом этого необходимо: -объединить усилия предприятий лесного комплекса республики для выработки единой стратегии развития, организации единой системы управления лесными ресурсами; -содействовать привлечению внешних инвесторов и осуществлять поддержку резидентов, в первую очередь в деревообработке, лесохимии и мебельной промышленности; - увязывать инициируемые инвестиционные проекты с уже реализованными и находящимися в стадии реализации, с целью формирования целостного экономического пространства в областном лесном комплексе; - сконцентрировать усилия на развитии элементов кластера, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для республики в целом; -содействовать созданию мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины, по выпуску продукции для деревянного домостроения; развитию биоэнергетики; -принять меры по развитию лесопользования в северных и восточных районах республики; -ускорить развитие сети лесовозных дорог круглогодичного пользования; -активизировать работы по лесовосстановлению, в том числе по воспроизводству лесного фонда целевым породным составом; - развивать систему космического мониторинга состояния лесного фонда, применение новейших информационных технологий и спутниковых систем в целях совершенствования контроля за лесовосстановлением и лесопользованием в режиме реального времени. Необходимо создание всех звеньев товарной цепочки, включая все соответствующие виды деятельности: 1) производство по лицензии или приобретение в собственность современных средств заготовки, лесопиления, производства целлюлозы, офисной бумаги, строительных материалов; 2) создание резидентной транспортной компании; 3) приобретение резидентами РК торговых площадок и торговых брендов для реализации экспортируемых товаров и услуг; 4) привлечение на территорию РК структур, осуществляющих оказание финансовых услуг в качестве резидентных; 5) введение в практику управления экономическими процессами стандартов качества ISO; 6) разработка единой стратегии автоматизации комплекса, активное внедрение и использование программных систем для эффективного управления технологическими процессами лесозаготовительного, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного производства, а также активное применение технологических инноваций в области учёта и контроля за перемещением лесных грузов; 7) подготовка кадров для работы в современных условиях. В перспективе эти корпоративные структуры будут выступать полюсами роста, а наряду с ними будет присутствовать на рынке целый ряд мелких и средних предприятий, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в сырье, частично его перерабатывающих и создающих конкуренцию крупным компаниям.
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР Основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера – совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства. Основными направлениями концентрации ресурсов в рассматриваемый период (до 2020 г.) станут: 1) развитие приоритетных секторов туристской индустрии, базирующихся на естественных и искусственных конкурентных преимуществах и характеризующихся максимальным мультипликативным эффектом; 2) выделение и развитие наиболее перспективных туристских центров и территорий в регионе, выступающих в качестве центров формирования туристского кластера. К факторам, способствующим становлению туристского кластера в республике, относятся: -уникальная природа и большое количество природных объектов показа; -наличие богатого исторического и культурного наследия; -выгодное геополитическое положение (самая протяжённая – более 700 км – граница с ЕС, близость и транспортная доступность крупнейших российских мегаполисов); -наличие устойчивых международных связей и возможность участия в международных туристских проектах; -наличие заинтересованности крупных компаний в инвестировании в сферу туризма в Республике Карелия; -наличие сформированной системы подготовки и переобучения кадров, повышения квалификации персонала; -развитое информационное обеспечение продвижения туристского потенциала республики и маркетинга турпродуктов. Факторы, осложняющие развитие туристского кластера в республике: -количественный недостаток и низкое качество существующей туристской инфраструктуры; -доминирование точечных турпродуктов и нехватка комплексных туров; -низкий уровень использования широкого спектра туристского потенциала; -правовые риски, связанные с несовершенством законодательства в сфере туризма, расширением пределов пограничной зоны на территории РК, сложностями в выделении земельных участков под инвестиционные площадки; -отток доходов от туристской деятельности за пределы республики. Точки локализации кластеров (туристские центры) должны характеризоваться рядом требований: -высоким уровнем концентрации увязанных между собой объектов туристского показа, позволяющих за счёт их комбинирования в составе различных комплексных туров создавать значительную добавленную стоимость; -относительно высоким уровнем концентрации трудовых ресурсов с соответствующим уровнем квалификации; -развитой туристской, инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой; -наличием разветвлённых кооперационных связей у туристских компаний и организаций в сфере туристской инфраструктуры с одновременным существованием внутренней конкурентной среды. Стимулирование развития выделенных территорий на основе целевого инвестирования в развитие инфраструктуры туризма позволит не только сформировать центры экономического развития в республике, но и благоприятным образом скажется на экономике остальных территорий Республики Карелия, привязываемых к «центрам развития» с помощью сетевых проектов, туристских маршрутов и турпродуктов. Общие подходы к формированию региональной экономической политики в сфере туризма будут строиться на основе: -стратегии встраивания во внешние цепочки создания стоимости и внешние системы туристской логистики с одновременным расширением туристской специализации республики в их составе; -стратегии создания собственных цепочек в сфере туризма на основе резидентных структур с повышением эффективности использования капитала на каждой стадии. Основными задачами при выстраивании целостной товарной цепочки в туризме являются: 1) повышение эффективности использования туристско-рекреационного потенциала территории и обеспечение доступности объектов туристского показа; 2) подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма, в том числе – переобучение населения выделенных туристских центров; 3) развитие современной туристской инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, на основе разработки генеральной схемы размещения туристских объектов на территории Республики Карелия, привлечение внешних инвестиций в развитие объектов инфраструктуры туризма; 4) создание транспортных компаний, обеспечение транспортными средствами в целях эффективного обеспечения трансферта туристов; 5) формирование каналов реализации туров по Карелии через внешние франчайзинговые и турагентские сети; 6) обеспечение информационно-маркетингового сопровождения турпродуктов и формирование продуктовых брендов; 7) встраивание продуктовых брендов в региональный туристский бренд; 8) повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов в сфере туризма, подготовка региональных инвестиционных площадок, концентрация финансовых ресурсов в регионе за счёт развития резидентных лизинговых и страховых компаний; 9) повышение эффективности управления объектами природного и культурного наследия, находящимися в государственной собственности; 10) развитие региональной сети туроператоров.
условия конкуренции и Согласованность стратегий. Стратегия развития республики сопряжена с производственными и инвестиционными планами крупных собственников ОПФ, присутствующих на территории, перерабатывающих ресурсы и заполняющих соответствующие товарные ниши, притягивающих кадры. К ним относятся: - РАО «ЕЭС России» (в лице структурных подразделений – ОАО «Карелэнерго», филиала «Карельский» ОАО «Территориальная генерирующая компания №1», ОАО «Карельская энергосбытовая компания» и др.); - ОАО «СУАЛ–Холдинг» (в лице филиала «НАЗ-СУАЛ»); - ОАО «Северсталь» (в лице ОАО «Карельский окатыш»); - ОАО «Стальная группа «МЕЧЕЛ» (в лице ЗАО «Вяртсильский метизный завод»); - ОАО «Газпром» (ЗАО «Карелтрансгаз»); - ОАО «Российские железные дороги» (в лице Октябрьской железной дороги); - Концерны «IKEA» и «Stora Enso»; - Северо-Западный банк Сбербанка России; - «PKC-Group» (ООО «АЕК»); - Российские операторы сотовой связи и коммуникационные компании (ОАО «Мегафон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпелком»); - ОАО «Ростелеком»; - Внешние собственники карельских производственно-сырьевых баз (карьеров); - Крупные карельские компании – ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Кондопога», ОАО «БОП», ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта», ОАО «Онежский судостроительный завод», ОАО «Завод Авангард», ЗАО «Петрозаводскмаш». Компании, имеющие на территории Карелии резидентные структуры, формируют стратегии, направленные на сохранение внутреннего рынка в конкуренции с импортом и укрепление позиций на внешнем рынке. На основе совпадения логики и стратегий республики и компаний осуществляется поддержка внешнеэкономического продвижения и ресурсного обеспечения последних, а также создание совместных перерабатывающих предприятий. На основе гарантии права собственности, формирования имущественных комплексов, обеспечения нового портфеля ресурсов и факторов производства, их точного учета будут привлечены капиталы на территорию республики. В республике формируется система стратегических и программных документов, согласованных между экономическими субъектами по целям, приоритетам развития, ресурсам и факторам производства. В целом система стратегического планирования представлена Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия, среднесрочной программой деятельности Правительства РК, муниципальными стратегиями и программами, региональными целевыми программами, бизнес-планами предприятий.
Развитие инфраструктуры. Основу инфраструктурного каркаса республики составляют Октябрьская железная дорога, федеральная автомагистраль М18 («Кола»), Беломорско-Балтийский канал, магистральный газопровод Кириши–Петрозаводск–Кондопога. При разработке Штокмановского месторождения газоконденсата газопровод будет проложен по всей территории республики с юга на север. В развитии инфраструктуры в Республике Карелия определяющую роль играет реализация инфраструктурных проектов федерального уровня и привлечение федеральных ресурсов в рамках следующих приоритетов: - проектирование и строительство на территории республики крупного источника электроэнергии (либо АЭС, либо ТЭЦ на газе); - проект «Газификация Карелии» и строительство магистрального газопровода через территорию республики от Штокмановского месторождения; - развитие дорожной сети и реализация проекта трансграничного транспортного коридора через территорию Республики Карелия; - создание особой туристско-рекреационной зоны на территории Карелии. Реализация этих приоритетов инфраструктурного развития территории Республики Карелия обеспечит не только повышение уровня освоенности территории, создание новых рабочих мест, но также позволит значительно повысить уровень инвестиционной привлекательности республики. Особенности карельской транспортной инфраструктуры – значительная степень дифференциации качества дорог, резкое снижение качества дорог от основных магистральных направлений к периферии. Правительство Республики Карелия ставит перед собой стратегическую цель участия в создании трансконтинентальных транспортных коридоров. Поэтому приоритетом в развитии инфраструктуры Республики Карелия является поддержание в нормативном состоянии дорожной сети, ввод в эксплуатацию недостающих звеньев и переоснащение старых инфраструктурных объектов субширотного направления, усиливающих связность территории, позволяющих сформировать на территории крупные промышленные мультимодальные узлы. К этому направлению относятся: - международные транспортные магистрали «Баренц-линк», «Северо-западный транспортный коридор развития «Финляндская граница-Урал»; - железнодорожная ветка «Ледмозеро–Кочкома»; - сеть международных пунктов пропуска на карельском участке российско-финляндской границы; - реконструкция автодорог, прилегающих к МАППам; - таможенные и погрузочно-разгрузочные пограничные терминалы. Республика Карелия при дальнейшем развитии инфраструктурной сети субмеридианального и субширотного направлений, включая развитие транспортного коридора «Центральная Азия – Северная Европа» (The Northern East-West freight corridor (N.E.W.), способна реализовать свой транзитный потенциал за счет значительного увеличения грузопотоков (примерно в три раза к 2020 году). ОЦЕНКА Производственных возможностей. С учетом рассмотренных выше факторов при формировании благоприятных условий и повышении эффективности использования ресурсов к 2020 году следует ожидать изменений в структуре валового регионального продукта (ВРП), оценку которых можно воспринимать как потенциальные параметры развития. В частности предусматривается: - снижение доли промышленности за счет опережающего развития других секторов экономики; - увеличение доли услуг (предоставление услуг в области лесного хозяйства, транспорта и связи, операции с недвижимостью, услуги в области здравоохранения, образования, ЖКХ); Наличие производственного потенциала позволяет развивать не только традиционные, но и новые виды деятельности. При производстве товаров, относящихся к группам 1 и 2, предусматриваются опережающие темпы развития обрабатывающих производств (рис. 17). Прогнозируемый рост ВРП республики представлен на рис. 18. В соответствии с инновационным сценарием развития к 2020 году увеличение ВРП возможно в 2,7 раза по сравнению с 2005 годом, валовой добавленной стоимости промышленности – в 2,3 раза.
Достижение таких темпов роста предусматривается за счет активизации инвестиционной и инновационной деятельности, модернизации производства, освоения современных технологий, и существенного увеличения производительности труда, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Сравнение существующего и потенциального уровня отраслевых комплексов показано в табл. 2. Повышение темпов экономического роста при сочетании благоприятных условий показано на рис. 19. Рост экономических показателей предполагается при сохранении численности занятых в экономике. Табл. 2 Потенциал повышения производительности ЛПК, транспортного комплекса и туризма
Читайте также: A) Берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|