Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй этап практики длится две недели и называется этапом самостоятельной работы студентов с детьми раннего возраста.




Учреждение образования

“Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина”

Кафедра педагогики и психологии дошкольной

Психолого-педагогическая практика

Учебно-методические рекомендации

для студентов факультета дошкольного воспитания по специальности “Дошкольное образование”

Брест 2003


УДК

ББК

Составили: Александрович Т.В.

Васильева О.К.

Горностиай Т.Л.

Железнякова З.Р.

 

Рецензент: канд. пед. наук,

доцент Леонюк Н.А.

Редактор: канд. пед. наук,

доцент Васильева О.К.

Печатается по решению

Знаков

В учебно-методических рекомендациях педагогической практики в группах детей раннего возраста определены ее цели, задачи и содержание. Предлагается наиболее эффективная методика взаимодействия воспитателя с детьми в целостном педагогическом процессе; даются методические рекомендации к разработке планов-сценариев развития сюжетных игр, развлечений, конспектов дидактических и подвижных игр, прогулок, занятий.

Предназначаются для студентов факультета дошкольного воспитания

УДК

ББК

Изд-во БрГУ им.

А.С. Пушкина, 2003


Редактор

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раннее детство, охватывающее первые три года жизни ребенка, – уникальный период в развитии человека. В этот период закладываются основы его физического, психического и личностного развития. Причем процесс этот совершается чрезвычайно быстро, а его результаты – сказываются на дальнейшей судьбе человека. Успешное развитие ребенка зависит от внимательного, доброго и грамотного отношения к нему взрослых дома и в дошкольном учреждении.

Посещать дошкольное учреждение большинство детей начинает в два-три года. Именно второй и третий год жизни выделен в отдельную группу и называется ранним возрастом, а педагогика получает название педагогика раннего возраста.

Воспитание детей раннего возраста требует специальных знаний, особенных методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и образования маленьких детей. Овладеть этими знаниями, умениями и навыками взаимодействия с детьми студенты могут в процессе специально организованной педагогической практики в группах детей раннего возраста, так как педагогическая практика является важнейшим средством совершенствования теоретических знаний студентов, подготовки их к самостоятельной педагогической деятельности, к решению разнообразных профессиональных проблем и способствует формированию у них опыта общения с родителями.

Психолого-педагогическая практика в группах детей раннего возраста состоит из четырех разделов: 1-ый раздел “Цели и задачи практики”, 2-ой раздел – “Права и обязанности руководителей практики и студентов;” 3-й раздел включает в себя содержание психолого-педагогической практики и методические указания по его реализациии 4-ый раздел – “Отчетная документация студентов по педагогической практике”

Предлагаемые учебно-методические рекомендации по психолого-педагогической практике в группах детей раннего возраста могут быть полезны и интересны не только студентам, но и воспитателям дошкольных учреждений, работающим с маленькими детьми.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Психолого-педагогическая практика в группах раннего возраста проводится в 6-ом семестре на 3 курсе в первых младших группах дошкольных учреждений г. Бреста в течение 5 недель.

Цель практики:

Профессиональное и личностное развитие студентов как субъектов педагогического процесса.

Задачи практики:

1. Создать условия для профессионального самоопределения будущих педагогов.

2. Формировать мотивацию будущих воспитателей, направленную на развитие их профессионального становления.

3. Познакомить студентов с организацией жизни и деятельности детей 3-го года жизни и своеобразием педагогического процесса в первых младших группах дошкольного учреждения (ДУ).

4. Научить их наблюдать за организацией педагогического процесса и видеть его своеобразие, оценивать его соответствие установленным педагогическим правилам, выявлять воспитательно-образовательную эффективность.

5. Познакомить студентов с организационно-методической работой в группах раннего возраста.

6. Формировать у студентов профессиональные умения:

· диагностические (уметь обследовать и определять уровень психического и физического развития детей и разных видов их деятельности, используя общепринятые нормативные показатели);

· прогностические (уметь видеть перспективу развития каждого ребенка и группы в целом);

· проектировочные (определять задачи, содержание, формы и методы работы с отдельными детьми и группой в целом);

· гностические (самостоятельно отбирать, анализировать, систематизировать знания и внедрять их в свою практику);

· коммуникативные (уметь общаться с детьми, родителями, коллегами).

7. Формировать умение осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с детьми в процессе проведения оздоровительной, воспитательной и образовательной работы, системно, целостно, перспективно планируя и организуя разные виды деятельности детей.

8. Формировать готовность к рефлексии собственной педагогической деятельности.

С целью обеспечения эффективного прохождения психолого-педагогической практики студентами, к каждой 1-ой младшей группе ДУ прикрепляется два студента-практиканта на весь период практики.

Рабочий день практиканта составляет 6 часов при пятидневной рабочей неделе. Работа в ДУ организуется посменно. Каждый день студенты меняются сменами.

Предусмотрены «встречные часы» (1 час при пересменке), во время которых студенты обсуждают все текущие вопросы дня.

График работы согласовывается с руководителем дошкольного учреждения и утверждается групповым руководителем практики (преподавателем университета).

 

РАЗДЕЛ 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТОВ

 

I. Курсовой руководитель практики:

- обеспечивает организацию и планирование практики;

- подбирает базы практики по согласованию с органами образования;

- организует медосмотр студентов;

- проводит установочную и заключительную конференции, выставку студенческих работ на факультете;

- организует и контролирует работу групповых руководителей, проводит инструктивные совещания с групповыми руководителями по вопросам практики;

- контролирует оформление документации на оплату лиц, привлекаемых к руководству педагогической практикой;

- подводит итоги практики, вносит предложения по повышению ее эффективности;

- составляет общий отчет по психолого-педагогической практике курса и предоставляет его заведующему кафедрой.

II. Групповой руководитель практики:

- организует, непосредственно руководит и контролирует работу практикантов своей группы;

- совместно с руководителем дошкольного учреждения проводит инструктивно-методическую работу с воспитателями 1-ых младших групп;

- консультирует студентов по возникающим вопросам, анализирует и оценивает их деятельность;

- контролирует ведение документации, подписывает конспекты занятий, игр, прогулок, планы-сценарии сюжетных игр и развлечений;

- обеспечивает соблюдение студентами правил внутреннего распорядка дошкольного учреждения;

- подводит итоги практики на педсовете дошкольного учреждения;

- проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, оценивает их работу;

- готовит экспонаты выставки к заключительной конференции

- составляет письменный отчет по практике и предоставляет его курсовому руководителю практики.

 

III. Воспитатель детского сада:

- знакомит студентов с планами своей работы, организацией оздоровительной, воспитательной и образовательной работы в группе, ведением необходимой для групп раннего возраста документацией;

- совместно с групповым руководителем уточняет содержание деятельности студентов, консультирует их при подготовке и выполнении программы практики;

- участвует в анализе и оценке всей работы студента в период практики.

1V. Руководитель базы практики:

- обеспечивает условия для проведения педагогической практики в учреждении, организует эффективную работу персонала групп раннего возраста;

- знакомит студентов с учреждением, кадрами, диагностикой развития детей и формами контроля, вопросами планирования и учета работы, ведением документации, содержанием работы с родителями;

- совместно с курсовым и групповым руководителем обеспечивает расстановку студентов и выполнение программы практики;

- по необходимости выборочно наблюдает и анализирует работу практикантов, выставляет оценку в дневник и ставит свою подпись под разработанными студентами конспектами и планами-сценариями.

 

V. Студенты-практиканты:

- обязаны изучить программу практики;

- ежедневно посещать базу практики и выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- изучить инструкцию «Об охране жизни и здоровья детей» и строить свою работу с детьми на ее основе;

- соблюдать психологические и социально-педагогические условия организации работы воспитателя с детьми;

- соблюдать правила внутреннего распорядка дошкольного учреждения;

- систематически оформлять текущую документацию;

- по завершении практики в указанные сроки сдать отчетную документацию и наглядное пособие;

- в случае болезни и т.п. обязаны сообщать групповому руководителю практики причины пропусков, а также решать вопрос о продлении (при необходимости) или перенесении сроков практики.

 

Студенты-практиканты имеют право:

- консультироваться у всех, отвечающих за практику преподавателей университета, курсового и группового руководителей, заведующего детским садом и у его заместителя по основной деятельности;

- пользоваться методической литературой, методическими пособиями и фондами детского сада, университета;

- обращаться с просьбами к курсовому и групповому руководителям о переносе сроков педпрактики (по уважительным причинам), изменении графика работы в детском саду.

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

3.1. Основные направления педагогической деятельности студента-практиканта в период прохождения практики

 

Весь период прохождения практики делится на два этапа: ознакомительный (одна неделя) и самостоятельной работы с детьми 3-го года жизни (две недели).

На первом ознакомительном этапе студенты:

- знакомятся с дошкольным учреждением, расположением групповых комнат, с заведующим д/садом, его заместителем по основной деятельности и воспитателями групп;

- изучают инструкцию «Об охране жизни и здоровья детей» и анализируют выполнение её содержания в данном детском саду с заведующим дошкольным учреждением;

- наблюдают за организацией целостного педагогического процесса и взаимодействием воспитателя с детьми, оценивают его соответствие установленным педагогическим правилам и определяют эффективность;

- знакомятся с методическим кабинетом и содержанием методических материалов, находящихся в кабинете: справочной и методической литературой по вопросам воспитания детей раннего возраста, дидактическими пособиями и игрушками, ТСО; составляют список методических материалов;

- знакомятся с планами воспитательно-образовательной работы в своей группе, документацией воспитателя ясельных групп, детьми группы по журналу «Сведения о детях и родителях». Записывают в свой дневник план воспитательно-образовательной работы на две недели; составляют перечень необходимой документации и список детей группы с указанием их точного возраста, вносят все эти сведения в педагогический дневник наблюдения и анализа педагогической работы в д/с;

- наблюдают, анализируют и оценивают организацию оздоровительной работы и взаимодействие воспитателя с детьми во время проведения режимных процессов (в 1-ую и во 2-ую половину дня: утреннего приема, утренней гимнастики, умывания, кормления, туалета, сна и бодрствования, одевания детей на прогулку и раздевания после нее, закаливающих процедур и физкультурных занятий и т.п.);

- наблюдают, анализируют и оценивают организацию и руководство дидактическими, подвижными и сюжетными играми, предметной самостоятельной деятельностью, развлечениями в 1-ую и 2-ую половину дня;

- наблюдают, анализируют и оценивают организацию и руководство образовательной работой с детьми в 1-ую и 2-ую половину дня: проведение всех видов занятий с детьми 3-го года жизни, дидактических игр, прогулок;

- совместно с заместителем заведующего по основной деятельности проводят диагностику физического и нервно-психического развития детей 3-го года жизни и заполняют диагностическую карту (см. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.- С. 113-130);

- изучают раздел календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми «Сотрудничество с родителями», анализируют формы и методы сотрудничества детского сада с родителями; определяют наиболее приемлемые для себя формы взаимодействия с родителями своих воспитанников;

- во время ознакомительного этапа практики студенты разрабатывают на первую неделю 2-го этапа практики развернутые конспекты занятий, трех дидактических и трех подвижных игр с усложнением, трех прогулок с детьми, составляют по одному плану-сценарию развития сюжетной игры и развлечения. В пятницу все конспекты, планы-сценарии должны быть заверены воспитателем группы, заместителем заведующего ДУ или заведующим дошкольным учреждением и сданы на проверку групповому руководителю практики.

При отсутствии заверенных конспектов студент не допускается к самостоятельной работе с детьми и получает неудовлетворительную оценку в первый день самостоятельной работы.

Содержание работы студента на 1 этапе практики отражается в педагогическом дневнике по следующей форме.

 

Содержание работы студента на 1 этапе практики:

 

Дата Содержание работы Анализ Выводы
       

 

При анализе педагогического процесса в ясельных группах рекомендуется использовать следующие пособия:

1. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. - Мн., 2000.- С. 58-146

2. Психолого-педагогическая практика в группах раннего возраста /Программа и методические указания для студентов 11 курса факультета дошкольного воспитания. – Брест, 1993.- С. 10-20.

3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г..Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.- С. 113-130.

4. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – С. 123-331.

 

Второй этап практики длится две недели и называется этапом самостоятельной работы студентов с детьми раннего возраста.

Самостоятельная педагогическая работа студента проводится по плану воспитателя группы, по самостоятельно разработанным и заверенным конспектам. Студент, работая в 1-ую или во 2-ую половину дня, выполняет все обязанности воспитателя группы: организует прием, предметную и самостоятельную деятельность детей; проводит утреннюю гимнастику, игры, занятия, развлечения, прогулки, все режимные процессы, организует индивидуальное взаимодействие с родителями воспитанников, готовит наглядный материал и дидактические пособия.

Ежедневная педагогическая деятельность студента оценивается и анализируется или воспитателем группы, или заведующим ДУ, или его заместителем по основной деятельности, или курсовым руководителем практики. Оцениваться могут как отдельные моменты, так и вся деятельность студента в 1-ую или во 2-ую половину дня.

Оценка выставляется в «Дневник оценки работы студента» (схему дневника, в котором отражается организация и содержание воспитательной работы с детьми (заполняется студентом) см. на с. 11). Графу в этой схеме «Анализ деятельности студента руководителями практики» заполняет или воспитатель группы, или администрация детского сада, или групповой руководитель, отмечая положительные и отрицательные моменты в деятельности студента, затем выставляет оценку и расписывается. При оценивании деятельности студента учитывается его отношение к педагогической практике

По окончании практики студенты предоставляют на факультет качественно изготовленное методическое пособие для работы с детьми раннего возраста и папку со всей отчетной документацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...