Наблюдение и анализ проведения воспитателем утреннего приёма, занятий и прогулки.
ПРИЕМ ДЕТЕЙ: - настроение пришедших детей (описать возможные причины отклонений в поведении); - приемы, используемые воспитателем для поддержания хорошего настроения у пришедших детей; - умение воспитателя включать ребенка в совместную деятельность, виды деятельности, предлагаемые ребенку; - умение воспитателя видеть всех детей, общаясь с одним ребёнком; - реакция детей раннего возраста на пришедших сверстников; умение воспитателя побуждать детей к проявлению положительного отношения к сверстникам; - приучение детей к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения; - виды и формы общения воспитателя с ребенком (подтвердить примерами); - перечень вопросов, обсуждаемых с родителями детей; - ведение документации во время утреннего приема детей.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ: - виды занятий, их количество в неделю, длительность, место занятий в режиме дня, количественный состав детей на занятии; - формы организации занятий (игра-занятие, дидактическая игра); - учет принципов дидактики в работе с детьми раннего возраста (подтвердить примерами из наблюдений студента); - эмоциональная настроенность детей на предстоящее занятие; - связь занятий с самостоятельной деятельностью детей, игрой (привести конкретные примеры из наблюдения); - выполнение воспитателем гигиенических требований при подготовке к занятию и в его процессе; - соотношение наглядных, словесных и практических методов и приемов при проведении занятий; - распределение обязанностей между воспитателем и няней при проведении занятий; - отношение детей к занятиям: заинтересованность, эмоционально-положительное отношение, активность на занятии или безразличие, неучастие, нежелание выполнять задания воспитателя (привести примеры наблюдений).
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ: - вид, тема занятия; - программное содержание занятия; его соответствие возрасту детей; - конкретность сформулированных программных задач; - предусматриваются ли воспитательные задачи?; - предварительная подготовка к занятию воспитателя и детей; - количество частей занятия, соотношение частей по времени; выделение начала и конца занятия; - организация воспитателем самостоятельной деятельности детей в начале и во время проведения занятия: включение различных анализаторов, активизация внимания, памяти, мышления, побуждение к самостоятельности; эмоциональное воздействие на детей; - создание эмоционально-радостной, непринужденной обстановки; - характер помощи детям со стороны воспитателя, индивидуальный подход, совместная или совместно-разделенная деятельность воспитателей и детей; - распределение внимания воспитателя: умение видеть всю группу детей и каждого ребенка в отдельности; - эмоциональный отклик детей на занятие; - общая оценка занятия: (отметьте, на ваш взгляд, ценные моменты в проведении занятия).
ПРОГУЛКА: - рациональность распределения детей на подгруппы перед выходом на прогулку; - распределение обязанностей между воспитателем и няней; - место проведения прогулки, оформление участка; - использование прогулки для оздоровления детей; - умение воспитателя найти интересный объект для наблюдения и способность организовать детей для наблюдения; - сочетание дидактических и подвижных игр, физических упражнений, трудовых поручений; - использование прогулки для индивидуального общения и индивидуальной работы с детьми; - создание условий и организация самостоятельной деятельности детей на прогулке; - использование природного и дидактического материала при организации предметной и игровой деятельности;
- воспитание гуманных чувств (отзывчивости, сочувствия) у детей и умения общаться со сверстниками (не мешать играть сверстнику, уметь просить игрушки, делиться ими, играть вместе); - активность детей на прогулке, их участие в организуемых воспитателем наблюдениях, играх.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ (вторая половина дня)
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с детьми в процессе закаливания, организации самостоятельной деятельности детей и ухода их домой. ЗАКАЛИВАНИЕ: - дать характеристику закаливающим процедурам (отметить использование естественных факторов закаливания: солнца, воздуха и воды); - описать процедуру проведения закаливания в помещении и на воздухе; - отметить, как учитываются особенности терморегуляции детей раннего возраста, незрелость нервной системы, нежность и незрелость всех слоев кожи; - соблюдение принципов закаливания: постепенности, систематичности, учета индивидуальных особенностей детей, их предшествующей деятельности; - наличие или отсутствие внешних признаков переохлаждения или перегревания во время закаливания детей; - использование физкультурных занятий, гимнастики для закаливания детей; - отношение детей к закаливающим процедурам.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: - создание условий для самостоятельной деятельности детей: выделение игровых зон, места для дидактических игрушек, игрушек-забав, книг, иллюстраций, картинок, природного, бросового, крупного и настольного строительного материала, материалов по изобразительной деятельности, пособий для развития движений детей; - ассортимент игрушек, их распределение в групповой комнате (схематичное изображение); - виды деятельности, которыми заняты дети группы; - приемы руководства, которыми пользуется воспитатель: подсказка, напоминание, прямое обучение, поэтапное обучение; - формы общения ребенка со взрослым в процессе самостоятельной деятельности ребёнка, формирование общения на основе делового сотрудничества; - количество детей в группе, у которых самостоятельные действия стали потребностью (назвать эти действия); количество детей, которые задают познавательные вопросы (перечислить эти вопросы);
- эмоциональное состояние детей в ходе самостоятельной деятельности; - общение со сверстником: «чистое общение» (без игрушек), «контакт взгляда», механическое взаимодействие, взаимодействие на основе интереса друг к другу и др.
УХОД ДЕТЕЙ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ: - время, с которого дети начинают уходить домой; - удовлетворение потребности детей в уединении, в личном времени для занятий любимой деятельностью; - настроение детей, изменение их поведения при встрече с родителями; - общение родителей с воспитателем; - вопросы родителей к воспитателю, их интерес к жизни ребенка в детских яслях; - работа воспитателя с родителями в вечернее время, круг обсуждаемых вопросов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (первая половина дня) Анализ работы воспитателя с родителями, знакомство с документацией по повышению квалификации воспитателей групп раннего возраста и осуществлением контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребёнка.
АНАЛИЗ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: - место раздела «Работа с родителями» в плане воспитательно-образовательной работы; отметить, указаны ли сроки проведения разных форм работы с родителями, как осуществляется учет этой работы (приложить план работы с родителями на предыдущий месяц); - планируются ли в группах раннего возраста следующие формы работы с родителями: групповые собрания, доклады, беседы (групповые и индивидуальные), консультации (групповые и индивидуальные), посещения на дому; средства наглядной агитации; родительские уголки, тематические стенды, папки-передвижки, выставки педагогической литературы по вопросам воспитания детей раннего возраста; (выписать темы собраний, выставок детских работ, консультаций, бесед и т.д.); - на основе анализа планов работы с родителями в течение учебного года, бесед с воспитателями и заместителем заведующего по основной деятельности сделать выводы, о том как педагоги групп раннего возраста обеспечивают единство требований в общественном и семейном воспитании, изучают и распространяют опыт семейного воспитания, знакомят родителей с жизнью дошкольных учреждений (подтвердить выписками из планов воспитателя);
- отметить, насколько целенаправленно, планомерно, систематически ведется работа с родителями; - как осуществляется дифференцированный подход к родителям на основе знания семьи и ребенка (в чем это выражается?); - как раскрываются вопросы психологии и педагогики раннего возраста в коллективных и индивидуальных формах работы с родителями (перечислить темы собраний, консультаций, бесед); - участие заместителя заведующего по основной деятельности, медицинской сестры, врача в родительских собраниях (указать круг освещаемых ими вопросов); - встречаются ли в практике работы воспитателей просьбы к родителям по вопросам оформления участка группы, групповой комнаты (подтвердить примерами); - оказывает ли помощь воспитателям родительский комитет (и какую?); - отметьте мотивы обращения воспитателя к родителям и родителей к воспитателю, няне; - определите сформированность у воспитателей группы навыков общения с родителями; - встречаются ли конфликты при взаимодействии воспитателя с родителями; - личные впечатления студента об организации работы с родителями в данной группе.
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: - укажите, какими документами руководствуются заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности данного дошкольного учреждения при организации работы с воспитателями; - на основе анализа годового плана работы ДУ, планов заместителя заведующего по основной деятельности сделайте вывод об использовании в дошкольном учреждении разных форм работы с персоналом: индивидуальных и групповых консультаций, взаимопосещений, коллективных просмотров работы опытных воспитателей, семинаров-практикумов, педагогических совещаний и т.д. (подтвердить примерами); - перечислить темы, отбираемые воспитателями для самообразования; - отметить отношение воспитателей к необходимости совершенствовать своё педмастерство.
КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ: - диагностика физического и нервно-психического развития детей и методы контроля: опрос родителей, наблюдение за детьми; - показатели физического развития детей, которые находятся под контролем врача, медицинской сестры; - учитываются ли все показатели при оценке поведения детей воспитателем группы: настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности детей; - имеются ли в данных яслях карты нервно-психического развития детей; своевременно ли они заполняются (отметьте наличие в методическом кабинете я/сада материала и методик для выявления уровня развития ребенка по всем показателям);
- соблюдается ли заместителем заведующего по основной деятельности методика проведения диагностики нервно-психического развития: установлен ли эмоциональный контакт с ребенком, проводится ли обследование с одним ребенком или с несколькими сразу (если обследование проводится сразу с несколькими детьми, то как это влияет на его результат – стимулируется ли желание ребенка выполнить задание, оценивается ли результат деятельности для самого ребенка; удается ли выявить уже сформированные умения малыша); - выделяются ли все показатели в оценке уровня развития детей третьего года жизни: развитие активной речи: сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельностей; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности; - существует ли взаимосвязь в комплексной оценке развития ребенка со стороны воспитателя, врача, заместителя заведующего по основной деятельности; - как используются результаты контроля для дальнейшей работы с детьми; какие записи фиксируются в дневнике группы, перспективном плане работы воспитателя; - проводятся ли групповые совещания о состоянии воспитательной работы в группах раннего возраста. Приложить карту физического, нервно-психического развития ребенка раннего возраста, заполненную студентом совместно с заместителем заведующего по основной деятельности яслей-сада.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ (любая половина дня)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|