Разновидности категорий дел (применительно к розничной купле-продаже)
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ДЕЛА, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ДОГОВОРОВ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Подведомственность. Дела о защите прав потребителей как дела по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, в соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ подведомственны судам общей юрисдикции. Арбитражным судам дела о защите прав потребителей не подведомственны, т.к. в силу чч.1 и 2 ст.27 АПК РФ они рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. (выдержка ст. Статья 27. АПК 1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).) Как указывает п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", при рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.
Учитывая это, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином - предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций. Дела о защите прав потребителей могут быть подведомственны третейским судам, при наличии между субъектами спорного материального правоотношения соглашения о передачи дела на рассмотрения третейского суда. В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Третейское соглашение может быть оформлено в любой момент до вынесения судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается разрешение дела по существу (ч.3 ст.3 ГПК РФ). Однако, учитывая тот факт, что договор розничной купли-продажи является публичным договором, оговорки о рассмотрении дела в третейских судах на практике практически не возникает.
Нередко на практике возникает вопрос: обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требования продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного товара. Законодательством не предусмотрен обязательный претензионный (досудебный) порядок разрешения споров. Иными словами, нет необходимости перед обращением в суд с иском предварительно направлять должнику претензию. Как правило, претензия остается на усмотрение стороны, которая полагает, что ее право нарушено. При этом существует два исключения: 1) Обязательное предъявление претензии по отдельным категориям гражданско-правовых договоров прямо установлено законодательством. Так, например, ФЗ № 126-ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. предусматривает обязательный претензионный порядок между абонентом и организацией связи. Обязательное предъявление претензии к перевозчику предусмотрено в ст. 797 ГК РФ, Воздушном кодексе РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Уставе железнодорожного транспорта РФ, Уставе автомобильного транспорта РСФСР. По договору розничной купли- продажи такой порядок не установлен. 2) Обязательное предъявление претензии установлено сторонами в договоре. В указанных случаях стороны должны соблюсти обязательный досудебный порядок рассмотрения спора. Поэтому судья в соответствии с п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст.46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону Российской Федерации.
Разновидности категорий дел (применительно к розничной купле-продаже) 1. По основанию возникновения 1) Дела о защите прав потребителей, вытекающие из договорных обязательств. 2) Дела о защите прав потребителей, вытекающие из деликтных обязательств. Договорные, в свою очередь, делятся на: 1. по виду договора Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара Продажа товаров с использованием автоматов Продажа товара с условием о его доставке покупателю - договор найма-продажи. 2. по виду требования, заявляемого потребителем - о замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); - о замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; - о соразмерном уменьшении покупной цены на товар ненадлежащего качества; - о безвозмездном устранении недостатков товара ненадлежащего качества или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; - о возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы (ст.18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Кроме того, среди этих дел можно выделить дела об обмене товара надлежащего качества (ст.25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"), а также дела о предоставлении потребителю во временное пользование на период замены товара длительного пользования товара, обладающий этими же основными потребительскими свойствами (ст.21 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Разновидностью всех дел о защите прав потребителей, вытекающих из договорных обязательств, являются дела о возмещении потребителю убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств (ст.15, п.1 ст.393 ГК РФ) а также дела о взыскании причитающейся потребителю законной или договорной неустойки (ст.330 ГК РФ).
По характеру нарушений можно выделить следующие категории дел: - связанные с предоставлением товара ненадлежащего качества - связанные с непредоставлением или предоставлением недостоверной информации о товаре - обман потребителя (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги)). К деликтным относятся дела о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (ст.1095 ГК РФ, ст.25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Дела о защите прав потребителей, вытекающие как из договорных, так и из деликтных обязательств включают в себя дела о компенсации морального вреда причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (ст.15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Дела о защите прав потребителей можно также классифицировать в зависимости от того, в чью защиту предъявляется исковое требование. По указанному основанию выделяют: 1) Дела о защите прав конкретного потребителя. 2) Дела о защите прав группы потребителей. 3) Дела о защите прав неопределенного круга потребителей. В п.6-1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъясняется, что при рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что исходя из ст.46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.
Подсудность Родовая Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье 1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: 5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; К компетенции мировых судей относятся, к примеру, дела о возмещении убытков или взыскании неустойки в пользу потребителя за нарушение договорных обязательств; дела о возмещении вреда, причиненного имуществу потребителя вследствие недостатков товаров, работ или услуг, дела о соразмерном уменьшении покупной цены на товар ненадлежащего качества и пр. Все остальные споры о защите прав потребителей (не носящие имущественного характера либо если цена иска превышает пятьдесят тысяч рублей) на основании ст.24 ГПК РФ подсудны районным судам (например, дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров, работ или услуг). В силу ч.1 ст.151 ГПК РФ потребитель вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований связанных между собой. Ч.3 ст.23 ГПК РФ устанавливает, что при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд. В теории гражданского процесса существует проблема родовой подсудности дел о компенсации морального вреда, причиненного потребителю. Вопрос о том, могут ли мировые судьи рассматривать дела о компенсации морального вреда, возникал еще в период действия ГПК РСФСР 1964 г. 10 июля 2002 г. постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. (по гражданским делам). В рамках данного Обзора задается вопрос: «Подсудны ли мировым судьям дела по искам о компенсации морального вреда?». Ответ следующий: «Если требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, когда это допускается законом (например, по делам о защите прав потребителей), и цена иска не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 113 ГПК РСФСР такие дела подсудны мировым судьям. Если требование связано с защитой неимущественных прав (нематериальных благ), дело рассматривается районным судом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|