Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Торговля, города. Обычаи нравы и верования




Торговля, города

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по мно­гочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использова­ли великие водные пути — " из варяг в греки" и по Волге к Кас­пийскому морю — " из варяга персы".

Путем " из варяг в греки" активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торго­вали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебря­ные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

Успехам торговли способствовало распространение по южно­русским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на зем­ле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Вол­ге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В. О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, пи­сал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину —десятину. По Волге купцы спус­каются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, прони­кают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологами клады араб­ских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII—VIII вв.

С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр — Вол­хов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена това­рами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы1. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.

В " Повести временных лет" уже называются города Киев, Чер­нигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Рос­та, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли сла­вянскую землю Гардарикой — страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объе­динились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали та­кие княжества: Куявия (Куяба — вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление та­ких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

Обычаи нравы и верования

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища — религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по не­весту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному до­говору. На смену этому обряду пришел другой — привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной — пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они покло­нялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, покровителем скота — Белое (Волос). Даждьбог и бо­жество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь — Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога — Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде камен­ных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприно­шения — требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охра­нителем рода, семьи, родначальником жизни — Родом и с его Рожаницами, т. е. дедом с бабушками. Предка называли еще " чур", по церковнославянски — " щур". Сохранившееся и поныне выражение " чур меня" означает " храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не все­го рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили пешие, в реках — водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со времена­ми года, с земледельческими работами. В конце декабря колядовали — ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хо­зяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздни­ком были проводы зимы и встреча весны — масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы — про­ходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природно-географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних сла­вян задержало на несколько столетий по сравнению с западно­европейскими государствами складывание отдельных княжеств в са­мостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложе­ния родового строя, зарождения земельного и имущественного нера­венства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства — Киевской Руси.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...