Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христианизация Руси. 2.2. Становление цивилизации в. Русских землях (XI - XV вв.). Феодальная раздробленность




Христианизация Руси

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало трепать новым условиям общественной жизни. Предпринятые Киевским князем Владимиром 1 (980—1015) в начале своего давления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую ес­тественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси — Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия — Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Впадмиром 1 на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение — для ознакомления со всеми рели­гиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посоль­ства. В результате было выбрано православное христианство, по­разившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православ­ной христианской идеи — своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к X! в. Христиане были среди дружинников кня­зя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Кон­стантинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом вы­боре не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отноше­ния правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей " лучших людей" передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в хри­стианском духе. Подобные действия были осуществлены и в дру­гих землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приво­дили к восстаниям. Так. для покорения новгородцев потребова­лась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятиле­тий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие — своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, ми­ровосприятия.

Принятие христианства имело большое значение для даль­нейшего развития древнерусского государства. Оно идеологиче­ски закрепляло единство страны. Создавались условия для пол­ноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равни­ны в политической, торговой, культурной областях с другими хри­стианскими племенами и народностями на основе общих духов­ных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим ми­ром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византий­ском варианте, позднее получившем название — православие, т. е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стиму­лов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

 


2. 2. Становление цивилизации в

Русских землях (XI - XV вв. )

Феодальная раздробленность

Итак, Русь величественная и обширная все же оставалась нестабильным государствен­ным образованием. Государственное един­ство поддерживалось в значительной степени военной мощью киевских князей. Период феодальной раздробленности на Руси — неизбежная ступень эволюции феодального общества, экономи­ческой основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. Усиление феодальной аристо­кратии в Новгороде, Ростове, Рязани и других землях вело к борьбе за самостоятельность. Хозяйственное развитие, рост го­родов также сопровождались стремлением к независимости. Уже в середине XI в. в Древней Руси стали все отчетливее обнаружи­ваться признаки дробления государства, а к концу века начался его распад. Владимир 1 Красное Солнышко раздал 12 своим сы­новьям наделы в разных землях. Подобным образом поступали и другие князья. После его смерти наступило время усобиц, кон­фликтов, соперничества.

В результате этой жесткой борьбы в 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (ок. 978—1054), впоследствии названный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла пика своего могущест­ва, была обезопасена от печенежеских набегов. В годы его кня­жения в Киеве возводится грандиозный 13-купольный Софийский собор, который имел ярко выраженную ступенчато-пирамидаль­ную композицию, чем отличался от византийской архитектурной традиции, основан Печерский монастырь. Широко проводились обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на рус­ский язык, в Софийском соборе было устроено книгохранилище.

С именем Ярослава связывают составление " Русской Правды". При нем впервые в 1051 г. киевским митрополитом становится не византийский, а русский государственный деятель и писатель Ил­ларион.

О широком международном признании Русского государства периода Ярослава Мудрого и его потомков свидетельствуют так­же широкие династические связи между киевским и европейски­ми правящими домами. Так, сам Ярослав был женат на шведской принцессе, дочь Анна была замужем за французским королем, дочь Елизавета — за венгерским королем, третья дочь Анастасия была женой норвежского короля. Его сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха. Поэтому внук Владимир получает прозвище Мономах. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, внучка — за германского императора. Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь управлять государством будет не один человек, а весь княжеский род. Но усобицы не стихали, каждый из сыновей стремился за­владеть Киевским княжеством, возникло множество суверенных земель— княжеств. Их число росло: к середине XII в. —15, к на­чалу XIII в. — уже около 50.

В период феодальной раздробленности местные князья про­явили большую заботу о благополучии, культурном и хозяйствен­ном развитии своих земель: появились новые города, заметно росли ремесло и торговля, вотчины, оставляемые по наследству, расширялись площади обрабатываемой земли, совершенствова­лись приемы ее обработки. Так, если в XI в. письменные источни­ки насчитывают 60 новых городов, то в XII в. — свыше 130.

И все же такой бурный рост длился до тех пор, пока нормаль­ное, естественное развитие не затронул фактор внешнего завое­вания. В период феодальной раздробленности чрезвычайно ослаб общий военный потенциал страны. Существенно снизилась ин­тенсивность международной торговли. Но главное — постоянные междоусобицы и возрастающее дробление владений облегчали иноземцам завоевывать русские земли.

Союз Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого, в ходе княже­ских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициа­тиве князя Владимира Мономаха (1053—1125) на Любечском съезде в конце XI в. (1097) была даже признана полная самостоя­тельность местных феодальных центров: "... каждый содержит вотчину свою". С этого времени русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой вотчины становились наследственной собственностью.

Владимир Мономах палея сохранить и укрепить междуна­родный авторитет Руси. При нем издается " Устав Владимира Мо­номаха", улучшивший правовое положение купечества, упорядо­чивший взимание процент ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. В период его прав­ления была составлена шальная русская летопись " Повесть временных лет". Введена Руси корона русских царей — шапка Мономаха. Сын Владимир Мономаха — Мстислав (1076—1132) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но затем страна окончательно распалась на полтора десятка кня­жеств-государств. Во второй половине XII в. Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киев­ским, власть которого все более ослабевала. Период феодальной раздробленности продлился с 30-х гг. XII в. до конца XV в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...