Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера городского хозяйства




 

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство города и предприятия бытового обслуживания населения, строительную промышленность, предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.[4]

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

— местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;

— комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;

— неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);

— разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;

— однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;

— наличие постоянного контингента потребителей;

— специфическая связь процессов производства и потребления.

Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости от численности населения города и характера его расселения, при этом важнейшая роль принадлежит самой крупной отрасли городского хозяйства - жилищно-коммунальному хозяйству. [7]

Город как система состоит из пяти основных подсистем:

− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура и т.д.

− управленческой, включающей комплекс управленческих структур, расположенных в городе;

− пространственной, включающей природные ресурсы, жилые, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны.

Выделяются три уровня городского хозяйства, первый из которых объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации. Это электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы. [15]

Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например, ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города хлебом, а также обеспечение радио, телевидением, продукцией периодической печати. Сюда же относится функционирование предприятий торговли продовольственными товарами, уборка мусора, услуги связи, система школьного образования.

Третий уровень жизнеобеспечения, это товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, мелкий аварийный ремонт жилья, общепит.

Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган МСУ. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

— органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО;

— предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ определяют условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

— предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами МСУ этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.32,33 Закона «Об общих принципах». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам МСУ координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Городское хозяйство представляет собой территориальный межотраслевой комплекс и основной объект регионального управления, ключевое звено городской экономики. В его составе насчитывается более 30 отраслей и видов деятельности. На его долю приходится ¾ основных фондов городского хозяйства. До сих пор оно существует в основном на дотации из бюджетов разного уровня. Затраты ЖКХ достигают 70% расходной части местных бюджетов, однако этих средств хронически не хватает. В результате растет степень изношенности основных фондов во многих регионах - более 60%. 1/3 инженерных коммуникаций в России имеет 100% износ.

В решении проблем городского хозяйства необходима реструктуризация, которая основана на создании в нем конкурентной среды при одновременном повышении эффективности государственного и муниципального регулирования. Создание конкурентной среды позволяет сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку рост их стоимости в значительной степени связан с монополией предоставляющих услуги организаций.

В 90-х гг. вместо передачи в частную собственность городское хозяйство сконцентрировалось в ведении местных администраций, которые к этому не были готовы. В итоге деформировался организационно-экономический механизм ЖКХ. Этому способствовала передача социальной инфраструктуры предприятий на местный баланс. Ведомства передали городам изношенное оборудование и ветхое жилье, затраты на содержание которого превышают нормативы. [5]

Для создания конкурентной среды в городском хозяйстве необходима установка счетчиков воды и тепла, ликвидация монополии муниципальных предприятий на предоставление услуг, переход от финансирования организаций по сметам и штатным расписаниям к оплате реально оказанных услуг с учетом их качества.

Суть реформы заключается в отказе администрации от управления объектами городского хозяйства при сохранении значительной части имущества в государственной собственности. Основные принципы реформирования базируются на создании конкурентной среды в пяти сферах городского хозяйства: жилищно-коммунальной, энергетики и инженерного обеспечения, городского транспорта, благоустройства и дорожного хозяйства, обращения с отходами на базе замены государственного управления госрегулированием. Вместо прямого субсидирования отраслей и непосредственного управления городская администрация должна оплачивать услуги, производимые компаниями разных форм собственности. В тех случаях, когда услуги оказываются непосредственно населению, горожане должны платить за них сами. Бюджетные субсидии поступают на лицевые счета граждан. Передав права распоряжения бюджетными средствами от предприятий городского хозяйства самим гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании средств, город откажется от практики централизованного решения локальных задач по содержанию жилищного фонда, предоставлению транспортных услуг и т. д.

Конкурентная среда обеспечивает повышение эффективности функционирования городского хозяйства, современное качество услуг, общее снижение расходов на содержание городского имущества. Дополнительные финансовые ресурсы привлекаются для модернизации этого имущества.

Организационные предпосылки реструктуризации городского хозяйства включают, во-первых, создание детальной нормативно-правовой базы для развития конкуренции, во-вторых, разделение функций заказчика, инвестора, управляющих компаний, подрядчиков и контролеров качества услуг, и, в-третьих, преобразование ГУП и МУП в АО. Это предполагает комплексный подход к реформированию основных отраслей городского хозяйства с применением единых принципов, взаимной увязкой осуществляемых мероприятий и координацией действий отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной и муниципальной власти, перестройкой системы финансирования. Оптимизация расходования финансовых и материальных средств осуществляется на базе внедрения новых, энерго - и ресурсосберегающих технологий, привлечения населения к участию в управлении объектами жилищного фонда.

Отделение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда позволит, во-первых, перейти на полную оплату стоимости услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан; во-вторых, потребители смогут непосредственно влиять на объем и качество услуг на основе конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене; в-третьих, стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг).

Финансовое оздоровление предприятий городского хозяйства предполагает решение следующих основных проблем:

) определение источников инвестиций и формирования эффективного механизма целевого финансирования коренной реконструкции всей системы городского хозяйства, увеличение объема жилищного строительства в соответствии с целями национального проекта;

) переход к самофинансированию (бездотационности) городского хозяйства на основе развития конкуренции, договорных (контрактных) отношений, оплаты реально предоставленных и необходимых услуг с учетом их качества;

) установление обоснованных цен на услуги городского хозяйства при эффективном контроле, прежде всего тарифов естественных монополий, со стороны заказчиков и конечных потребителей;

) формирование системы адресной финансовой помощи лицам с ограниченной трудоспособностью для оплаты услуг ЖКХ на основе законодательно установленных стандартов.[5]

Федеральная программа «Жилище» предусматривала финансирование за счет государственных капиталовложений, в первую очередь, из региональных и муниципальных бюджетов. Эта схема имела два принципиальных недостатка: низкая доля инвестиций на реформирование и модернизацию и чрезмерная доля государственных капиталовложений при низкой доле софинансирования инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства. Это сделало финансовую программу нереальной. Инвестиционный механизм оставался административным.[1]

Теоретической основой формирования конкурентной среды в городском хозяйстве является современная эволюционная теория, которая рассматривает конкуренцию как соперничество независимых и обладающих неявным знанием конкретных условий хозяйствования экономических объектов за освоение нововведений, позволяющих увеличить свою долю на рынке. При переходе к постиндустриальной информационной экономике содержание и формы конкуренции существенно изменяются, развивается аутсорсинг, стратегические альянсы и другие формы совместной инновационной деятельности конкурирующих компаний, в том числе на глобальном уровне. При этом существенно изменяется антитрестовское законодательство, оно не ограничивает консолидацию капитала, если она способствует инновационному развитию и не приводит к формированию монопольных цен.

В городах России особое значение имеют следующие меры: защита от враждебных поглощений, имеющих целью захват и перепродажу недвижимости; организация эффективного сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса; развитие особых экономических зон, технопарков и венчурных инвестиций в городское хозяйство, юридически значимых договоров социального партнерства между организациями работодателей, городской администрацией, профсоюзами и другими представителями гражданского общества (регионального социума); преобразование государственных и муниципальных предприятий и организаций в акционерные общества и автономные учреждения.

Классификация рынков в городском хозяйстве позволила выявить особенности регулирования рынков недвижимости, ее обслуживания, частных и общественных здравоохранительных, образовательных, культурных, социальных и институциональных услуг. Исследованы особенности и проблемы развития рынков жилой, офисной, торговой недвижимости, охраны памятников истории и культуры.

На основе обобщения зарубежного и российского опыта управления городским хозяйством сформулированы принципы формирования конкурентного организационно-экономического механизма управления городским хозяйством в условиях коммунальной и муниципальной реформы, предложены показатели оценки ее эффективности. Анализ особенностей функционирования основных субъектов на рынке городского хозяйства, к которым относятся товарищества и другие объединения собственников жилья, собственники и арендаторы другой недвижимости, управляющие компании, государственные, муниципальные и частные предприятия, автономные учреждения, индивидуальные предприниматели, позволяет уточнить критерии и показатели их конкурентоспособности и конкурентные преимущества.

Перевод отношений между предприятиями и получателями их услуг на договорную основу, отделение функций собственника жилищного фонда от деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов - все эти факторы способствуют переходу на полную оплату стоимости услуг без увеличения (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии. Для этого необходим конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене.

На федеральном уровне необходимо установить порядок ценообразования на энергоносители и тарифов на услуги, включая период действия тарифа, условия, при которых он может быть пересмотрен досрочно, гарантии открытости процесса тарифного регулирования, привлечение к нему представителей потребителей. Следует также законодательно ввести требования к энергетическому паспорту зданий, договорным отношениям и концессиям, лимитам предельной стоимости услуг ЖКХ в расчете на 1 кв. м при социальной норме площади жилья.[5]

Конкуренция поставщиков услуг требует надежного измерения их объема, структуры расходов на оплату различных видов услуг в расчете на одну семью в крупных, средних и малых городах различных макрорегионов России.

Организационная, технологическая и финансовая реструктуризация городского хозяйства на соответствующей правовой базе создает условия и делает необходимой реструктуризацию предприятий локальных естественных монополий, городского транспорта, комплекса благоустройства и санитарной очистки города, включая предприятия по сбору, транспортировке, утилизации и переработке твердых бытовых отходов.

Особое внимание необходимо уделить выявлению взаимосвязи между развитием конкуренции и динамикой цен на городские земельные участки, жилье и другую недвижимость. Анализ мирового опыта регулирования этих цен позволил представить систему мер по достижению баланса спроса и предложения на недвижимость в российских городах, развитию девелопмента земельных участков и другой недвижимости.

Создание конкурентной среды в городском транспорте имеет целью достижение инвестиционной привлекательности сферы перевозок, привлечение частного капитала и обеспечение рентабельности транспортных предприятий. Повышение качества транспортного обслуживания и снижение издержек требует создания эффективной логистико-ориентированной системы управления перевозками и дорожным движением, приобретения современных транспортных средств, инвентаризации маршрутов и оптимизации маршрутной сети, развития интермодальных и международных перевозок.

При этом городской транспортный комплекс, включающий пассажирский и грузовой автомобильный, электрический (наземный и подземный), речной транспорт, дорожное хозяйство, транспортно-логистическую инфраструктуру, принадлежащие городу порты, аэропорты, вокзалы и терминалы, представляет собой не только общие условия функционирования городской экономики, но и самостоятельную отрасль, производящую добавленную стоимость.

Уточнение структуры комплексов городского благоустройства, включающих санитарную очистку и утилизацию отходов, создание и уход за зелеными насаждениями, и благоустройство мест общего пользования, включая дворы, придомовые территории и улицы, позволяет представить концепцию формирования конкурентной среды и повышения эффективности регионального регулирования этого комплекса на основе системного подхода и стратегического планирования.

Особое внимание следует уделять проблемам комплексной организации городского благоустройства и передаче соответствующих прав и ответственности муниципальным службам.

В условиях, когда местные органы власти были составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, в методах управления системой отраслей городского хозяйства не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитием города в целом.

В сфере оказания услуг по содержанию и ремонту жилья технологических ограничений не существует, как в случае с предприятиями-монополистами.

Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий - одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально - экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны.

Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как: Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

Во-вторых, в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.

В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

Целью совершенствования организационных структур муниципальных предприятий являются оптимизация издержек, обеспечение высокого уровня управляемости и гибкости, повышение качества услуг, повышения ответственности структурных подразделений предприятия за результаты деятельности. Кроме организационных изменений, значительно влияет на результаты хозяйственной деятельности организационно-правовая форма, в которой находится предприятие. Например, в данный момент, существующая в Российском законодательстве организационно-правовая форма унитарного предприятия является плохо контролируемой и практически неуправляемой. Более приемлемы иные формы организации, например общества с участием муниципального образования. Также целью организационных совершенствований являются: модернизация производства, введение прогрессивных технологий, повышение ответственности предприятий, совершенствование системы формирования тарифов.

Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привелигерованном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.

В настоящее время существуют два различных направления, по которым может идти реформирование предприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяется экономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путем постепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городского хозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов на услуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления есть серьезные недостатки: в результате простого повышения тарифов до уровня окупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качество предоставляемых услуг, атакже со стороны населения будет резкое недовольство политикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуации в целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направлены на активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизация рынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции между предприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов и также постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.

Повышение тарифов на услуги предприятий городского хозяйства - неотъемлемая часть каждого из направлений реформирования, но целью проведения реформ является повышение качества обслуживания населения города с переводом предприятий городского хозяйства на принципы работы в условиях рыночной экономики. До нынешнего момента, повышение тарифов предприятиями городского хозяйства было оторвано по времени от каких либо качественных результатов этого повышения. Либо оно вовсе не имело своим следствием ни снижения бюджетных расходов, ни повышения качества работ и услуг в данной сфере, ни, тем более не стимулировало снижение производственных издержек в данной сфере.

В частности, система управления городскими предприятиями такова, что заказчик не имеет возможности полноценно спрашивать с подрядчика за качество производимых услуг и работ вследствие слабо развитых правовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, не разделены функции Заказчика и Подрядчика, управление и хозяйствование, по сути, находится в одних руках. Формирование городского заказа идет очень неэффективно, не во всех сферах городского хозяйства присутствуют предприятия различных форм собственности, альтернативных государственной. Городские заказы автоматически переходят к фирмам, которые работали на этом поприще до внедрения системы городских заказов, вследствие неразвитости методов и средств привлечения негосударственного сектора в жилищную систему, ущербности проведенных конкурсов. Система оплаты за жилищно-коммунальные услуги несовершенна, экономически не обоснованна. Качество предоставляемых предприятиями городского хозяйства услуг, зачастую не соответствует ни каким минимальным стандартам качества.

Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-, водо-, электро- и газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится 70% платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных монополий.

Социально-экономическое состояние российских регионов определяется как объективными, так и субъективными факторами и, в первую очередь, кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризиса преимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции во всех организациях, заставляют уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики на предприятиях городского хозяйства, базирующейся на научно обоснованном планировании.

Существовавшая на протяжении десятилетий система информационной поддержки организационно-экономического управление предприятиями городского хозяйства выявила огромное несоответствие её возможностей потребностям и задачам проводимой в России жилищно-коммунальной реформы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...