Функции и инструментарий государственного регулирования городского хозяйства
Городское хозяйство Москвы, формировавшееся на протяжении ее многовековой истории, в настоящее время представляет собой огромный комплекс производственных, административных и жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций, больших площадей зеленых насаждений. На поддержание и развитие городского хозяйства расходуется основная часть московского бюджета. Городское хозяйство Москвы - разветвленный и сложный механизм, включающий в себя транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, уборку улиц, озеленение и благоустройство. Всеми проблемами эксплуатации и развития хозяйства Москвы ведает Комплекс городского хозяйства, в который входят несколько профильных департаментов и управлений. Руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы является первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков Петр Павлович. Комплекс городского хозяйства занимается обеспечением координации деятельности органов исполнительной власти города в решении задач городского хозяйства; развитии систем и охраны окружающей среды. При этом Комплекс ведает вопросами обеспечения Москвы нефтепродуктами и развитием услуг для автомобилистов. Кроме того, в числе функций комплекса - взаимодействие с правоохранительными органами, а также повышение безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности. Комплекс отвечает также за формирование, размещение и финансирование городского заказа по оказанию услуг в области городского хозяйства, развитие инженерной инфраструктуры, а также заключение органами исполнительной власти и организациями соответствующих контрактов и договоров. В круг задач входит инвестиционная политика и финансирование из городских источников деятельности систем жизнеобеспечения города, объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, строительство транспортного кольца, головных инженерных сооружений, развитие улично-дорожной сети, реконструкция подведомственных организаций, контроль за укреплением их материально- технической базы.
Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов. Основные инструменты государственного регулирования: — Фискальная политика: Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику; — Денежная политика: Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции; — Политика регулирования доходов: Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты); — Социальная политика: Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;
— Государственное регулирование ценообразования: Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.[11] — Внешнеэкономическое регулирование. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это: − Регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком); − Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; − Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. − Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. В настоящее время в Москве насчитывается около 40 тыс. жилых домов и строений. Согласно Генеральному плану развития города, к 2011 году площадь его жилищного фонда должна увеличиться до 229,3 млн. кв. м. При этом, обеспеченность жилищным фондом составит 21,6 кв. м. общей площади на одного жителя. Строительство жилья подразумевает и появление необходимых социальных объектов, поэтому уже много лет, одновременно со строительством жилья, возводятся поликлиники, школы, детские сады и другие объекты городской инфраструктуры. В рамках проводящейся реформы электроэнергетической отрасли России, а так же в целях повышения эффективности топливно-энергетического комплекса города Москвы, было образовано открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК") с долей участия города 100%. Эта организация обеспечивает распределение и подачу тепла и горячей воды населению, коммерческим и промышленным потребителям. Она также занимается производством, транспортировкой и сбытом тепловой энергии и эксплуатацией тепловых сетей.[14]
Производством электроэнергии для нужд Москвы занимается ОАО "Мосэнерго". Стоимость электроэнергии для жителей не субсидируется городом, однако промышленные потребители платят по более высокому тарифу, чем физические лица. ОАО "Мосэнерго" также реализует и тепловую энергию, производимую ее электростанциями. Строительство и эксплуатацию систем водоснабжения и канализации осуществляет московское государственное унитарное предприятие "Мосводоканал". В состав канализационной системы города входят 4 станции аэрации общей производительностью 6,3 млн. кубометров в сутки. В ведении города находится сбор и утилизация бытовых и промышленных отходов. В городе имеется три мусороперерабатывающих завода. Кроме того, производится захоронение отходов на специально отведенных территориях (полигонах). Для сбора и вывоза бытового мусора используются около 1000 мусороуборочных машин. Реализация городских целевых программ развития здравоохранения гарантирует всем жителям города медицинское обслуживание и бесперебойное функционирование лечебно-профилактических учреждений, а также позволяет сохранить и укрепить материально-техническую базу отрасли и поддерживать развитие медицинской науки. В основном своем объеме Программа финансируется за счет средств городского бюджета и средств ФОМС. Параллельно с государственной системой гарантированной медицинской помощи развиваются негосударственные формы медицинского обеспечения (добровольное медицинское страхование и платные услуги в системе медицинской предпринимательской деятельности).
Всего в Москве насчитывается 255 больниц, 1602 поликлиники, 93 диспансера, 19 родильных домов и 21 Дом ребенка. Имеется разветвленная сеть аптек. Городские власти отвечают за эксплуатацию и содержание всех дорог в пределах Москвы, несут расходы по финансированию замены дорожного покрытия и реконструкции дорог. Город также эксплуатирует системы общественного транспорта и связи, субсидирует расходы по управлению транспортной системой. Городским общественным транспортом ежедневно перевозится свыше 20 млн. пассажиров. Москва - один из крупнейших мировых мегаполисов, занимающий площадь 1,1 тыс. кв. км. Общая протяженность магистралей, улиц и проездов в городе составляет более 4,5 тыс. км. В городе функционируют 22 радиальные магистрали и 2 кольцевые дороги - Садовое Кольцо (15 км) и Московская кольцевая автодорога (109 км). К 2013 году планируется ввод в эксплуатацию четвертого транспортного кольца, протяженностью около 60 км. Основной частью городской транспортной системы является Московский метрополитен, который представляет собой разветвленную сеть путей, протяженностью 292,9 км, насчитывающую 177 станции. Инвентарный парк вагонов составляет 4510 единиц. Метрополитен находится в городской собственности. Ежедневно метрополитен перевозит около 9 млн. человек. В Москве работает легкое метро, которое является первым сооружением такого типа в России. На данный момент, легкое метро представляет собой отдельную линию, соединённую с метрополитеном. Город располагает разветвленной сетью наземного транспорта (автобусы, троллейбусы и трамваи). Всего в городе насчитывается 715 автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, а протяженность наземной сети городской системы общественного транспорта (сумма длин маршрутов) составляет 7539 км. Инвентарный парк транспортных средств составляет 7969 единиц. Предприятия наземного пассажирского транспорта находятся в собственности города. Благодаря системе каналов Москва является портом пяти морей. От Северного речного вокзала отправляются как круизные суда дальних линий, соединяющих Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами Поволжья и юга России, так и суда пригородных линий. Южный и Западный речные порты больше обслуживают грузовые перевозки. В период навигации на Москве-реке работают маршруты речного трамвая. Деятельность правоохранительных органов и служб спасения на территории города осуществляется соответственно Главным управлением внутренних дел (ГУВД) и Штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
ГУВД отвечает за соблюдение общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и охрану собственности в Москве. Организация и порядок его деятельности определяются федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами города. Расходы, связанные с деятельностью столичного ГУВД, частично финансируются за счет городского бюджета, частично - из федеральных источников. Городская администрация несет ответственность за организацию и функционирование служб муниципальной полиции. На территории Москвы расположены около 190 отделов внутренних дел (ОВД) и отделений полиции, которые объединены в 10 окружных (по территориальному принципу). В ведении Управления пожарной охраны города находятся более 70 пожарных депо, охватывающих всю территорию города. Для оперативной работы Управление имеет 800 специальных автомашин.[12]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|