Рациональное использование способностей человека
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Когда я писал эту книгу, я вел наблюдения над тем, что меня окружает, особенно над тем, что создано современной технологией. Я хотел подобрать примеры, которые показывали бы, как содержание этой моей книги связано с повседневной жизнью. Я был приятно удивлен, обнаружив, что по мере продвижения моей работы эта связь все расширялась. Но самые поразительные примеры были получены при рассмотрении того, как устроены системы, предназначенные для использования людьми или для людей. Я был вынужден прийти к заключению, что конструкторы не учитывают способности человека и неправильно используют их. Просто удивительно, как плохо технология соответствует человеческим способностям. Человек гибок, поразительно гибок. Диапазон наших способностей огромен. Мы справляемся с самыми разными обстоятельствами. Однако те, кто проектирует и конструирует орудия для современного общества, по-видимому, мало понимают наши способности. В результате мы стали рабами технологии. Мы совершаем ошибки и, подобно испытуемым в моих экспериментах с обучением, считаем, что 142 19. Рациональное использование способностей человека это естественно и что так и должно быть. Если мы огорчаемся из-за своих ошибок, то огорчаемся из-за себя — из-за того, что мы так глупы или забывчивы. Чепуха! Я собрал коллекцию совершаемых людьми ошибок. Так, например, они кладут крышку от сахарницы на кофейную чашку; выключают мотор автомобиля, когда хотят выключить стеклоочистители; пытаются сварить кофе без воды. Это смешные ошибки. Иногда они огорчительны. Но некоторые ошибки потенциально серьезны: последствия неисправности на атомной станции в Три-Майл-Айленд (28 марта 1979 г.), возможно, усугубились тем, что два добавочных клапана для питания водой были закрыты и их так и не открыли. Я утверждаю, что в таких ошибках виноваты не операторы; это ошибки, обусловленные системой. При создании системы игнорировались принципы, обсуждаемые в настоящей книге, и это обеспечивало появление ошибок. Поэтому я и пишу эту главу — отчасти для того, чтобы показать связь содержания книги с повседневной жизнью, отчасти же для того, чтобы помочь устранению ошибок при проектировании технических средств. Название этой главы — «Рациональное использование способностей человека»— заимствовано из анализа процессов восприятия Норбер-том Винером (1950).
Если вам представится случай, осмотрите зал управления атомной электростанции. Производит впечатление, не правда ли? Все эти циферблаты и ручки, переключатели и глазки. Подумали вы когда-нибудь, как с этим справляются операторы? А вы подумайте. План контрольного пульта — это комбинация случая, удачи, несовместимых составных частей и почти полного безразличия к проблемам человеческих действий со стороны тех, кто проектировал станцию. В типичном зале управления собрано больше ста футов панелей, до 3000 управляющих и измерительных приборов (чтобы прочесть показания некоторых из них, нужно влезть на лестницу или на скамеечку), а также других приборов и сигналов тревоги, помещенных в десятках футов от соответствующих органов управления, и все это как будто рассчитано на то, чтобы довести до максимума нагрузку на память и снизить до минимума способность оператора сообразо- 19. Рациональное использование способностей человека 143 вать фактическую работу станции с внутренней мысленной моделью ее правильной работы. Такие системы подвергают испытанию память даже самых опытных операторов. Правильным решением была бы переделка системы. А теперешнее решение состоит в том, что в помощь памяти создают справочники, которые составлены для удобства системы, а не пользователя. Я просмотрел некоторые справочники для пилотов, опубликованные авиационными компаниями. Пользоваться ими в экстренных случаях нелегко. Следует составлять их исходя из функции пилота, а вместо этого руководствуются формальными принципами. Где здесь учет структуры памяти, способов извлечения из нее информации? А куда положить такой справочник, когда он понадобится? В современных системах не предусмотрено места, куда можно было бы его положить, не заслонив приборы. Я наблюдал за пилотами рейсовых самолетов, как они пытаются найти место для недопитой чашки кофе, стараются справиться с многочисленными радиосигналами и вести нужные разговоры с командой, а одновременно со всем этим сверяются с инструкциями по курсу и приземлению, написанными от руки и налепленными на стекла, панели, козырьки.
Некоторые люди знают, как улучшить положение. Некоторых конструкторов и инженеров, учитывающих человеческий фактор (а также такие общества и журналы, как Human Factors и Ergonomics), беспокоят эти вопросы. Но фактические конструкторы оборудования склонны игнорировать их соображения как «простой здравый смысл». Они относятся к таким людям как к помехе, потому что те хотят экспериментально проверять предлагаемые системы, испытывать их до того, как они окончательно разработаны, а все это требует времени и стоит денег. Но проектировать надо нечто большее, чем то, о чем говорит здравый смысл. Вопрос не в том, как устроить переключатель или измерительный прибор, а в том, чтобы постараться понять принципы функционирования человека и решить, нужен ли здесь вообще переключатель или прибор. Схема должна быть согласована со способами действия и намерениями человека. Она не должна заставлять его приспосабливаться к случайным 144 19. Рациональное использование способностей человека особенностям машины. Конструкторы с самого начала должны учитывать свойства пользователя. А они слишком часто начинают с машины, а о человеке думают только в конце, когда уже поздно; свидетельством служат пульты управления на атомных станциях. Обратимся к системе для редактирования текстов, которую я описал ранее. Эд — это чудовищный образчик когнитивной технологии. Он не оставляет пользователю никакой другой возможности знать, в каком режиме сейчас работает система, кроме как помнить об этом. А такая необходимость ложится тяжелым бременем на кратковременную память, в особенности если человек, занятый редактированием, сидит в шумном помещении, где звонят телефоны, где часто приходится отходить от пульта и где на протяжении обычного рабочего дня многое другое мешает и отвлекает.
Является ли нагрузка на кратковременную память особенностью только данной системы? Отнюдь нет. Такую же трудность создают некоторые дисплеи, сконструированные для пилотов (особенно эти новые мощные дисплеи с компьютерами — мощные и опасные). А как обстоит дело с вашим автомобилем? Всегда ли вы помните, в каком положении сейчас находится выключатель фар или ручной тормоз? (Вы хотите сказать, что никогда не оставляли фары включенными на весь день и не пытались вести машину с включенным ручным тормозом?) Вам не случалось рвануться вперед, когда вы хотели дать задний ход? А что было, когда вы вели не свою машину и пытались найти включение фар или звукового сигнала или запустить стеклоочиститель? Зачем в моей книге эта тирада? Моей целью было познакомить вас с изучением механизмов переработки информации у человека, особенно тех механизмов, которые связаны с памятью и научением. При этом я рассмотрел сенсорную память, первичную и вторичную память и некоторые вопросы, касающиеся использования структур памяти, например: как заложенный в нее однажды материал может быть извлечен? Я говорил о сетях и схемах, описаниях нужного материала и стратегиях поиска. Говоря о научении, я рассмотрел, каким образом выполнение действий меняется, по мере того 19. Рациональное использование способностей человека 145 как человек из новичка постепенно превращается в специалиста; а говоря о понимании, я показал, что обучающийся строит внутреннюю модель изучаемого предмета, модель, которая помогает собрать из разрозненных кусков осмысленное целое. Взятые вместе, эти главы посвящены информационной системе человека, механизмам познавательной деятельности, разнообразным навыкам и уровням выполнения действий.
Я не затронул другие аспекты человеческой деятельности. Один из важных аспектов — это человек в обществе. Люди действуют не как обособленные единицы. Мы существуем в физической среде, в обществе, в условиях определенной культуры. Среда, общество и культура играют важную роль в нашей деятельности. Возьмем память, в частности хорошо известные (но редко учитываемые) ограничения кратковременной памяти. В каждый данный момент мы можем удерживать в активном состоянии только определенное количество материала. Всякое отвлечение способствует его утрате. Все это очень ясно показано в тех изящных опытах, о которых шла речь в начале книги. Но требования современной жизни далеки от таких простых забот. Хорошо известна перегрузка диспетчеров в аэропортах, но есть и другие, менее специальные ситуации. Человек ведет автомобиль в спешке, едет по незнакомой дороге, опаздывает на свидание, следит за другими машинами, и при этом он должен подчиняться то и дело появляющимся невразумительным, плохо различимым дорожным знакам. Прибавьте к этому звучание встроенных стереофонических магнитофонов, и вам обеспечено отвлечение внимания от основной задачи управления машиной, обеспечена перегрузка механизмов сознательной деятельности. Окружающая среда составляет важную часть нашей памяти именно для таких проблем, которые я назвал ошибками образа действий. Мы храним образ наших действий иногда внутри, но чаще всего вовне. Мне не надо помнить, какую задачу я выполняю, пока я занят ею; памятью служат положение моего тела и окружающие предметы. Стопка бумаг на левом углу моего стола служит для меня магазином памяти о том, что я должен делать; а стопка рядом с ней — магазином памяти 146 19. Рациональное использование способностей человека о том, что я собираюсь делать в университете. Эти лежащие вовне стопки бумаг так же составляют часть активной системы моей рабочей памяти, как и моя внутренняя первичная память. Современная компьютерная технология устраняет помощь, которую окружающие предметы оказывают работе нашей памяти. Современная автоматическая система управления имеет лишь один-единственный телевизионный экран. Сотрите часть написанного на экране, когда нужно место для чего-нибудь другого, и вы тем самым сотрете внешнюю память. Это звучит просто, но на деле это не так. Стирание может иметь серьезные последствия.
Общество и культура взаимодействуют с нами самым различным образом, определяя значительную часть нашего знания и того, как мы используем это знание. Наша культура пропитывает собой всю нашу когнитивную деятельность. Используйте так называемые «культурно-нейтральные» американские материалы для тестирования памяти африканских аборигенов, не посещавших школу, и выполнение тестов окажется плачевным. Тестируйте тех же самых людей на материалах и ситуациях из их собственной культуры, и вы получите хорошие результаты. (Но испытайте образованных американцев на африканском материале — и результаты тоже будут плачевными.) Человек — это система взаимодействующих компонентов. В каждом из нас заключено множество когнитивных механизмов, которые взаимодействуют между собой, взаимодействуют с эмоциями и мотивацией, с намерениями и целями, а также с биологическими системами и физическими частями тела. Кроме того, каждый человек взаимодействует со сложными культурно-социальными факторами. Каждый, кто пытается создавать устройства, учитывающие способности человека, должен принимать во внимание все аспекты — от деталей первичной памяти и ограниченности внимания до взаимодействий человека, машины и общества. Недостаточно спроектировать удобную для человека кнопку — вся система должна быть построена с учетом всего человека. Рассмотренная ранее выработка сложных навыков тоже может послужить уроком, с которым надо счи- 19. Рациональное использование способностей человека 147 таться. Она требует значительного времени и предъявляет существенные требования к «фону» уже имеющихся знаний и понимания. Вот почему людям с другой культурной основой трудно иметь дело с техникой, основанной на нашей культуре. Вот почему создается впечатление, что многие люди не способны изучать математику — пробелы в их ранее приобретенном знании делают математические понятия непостижимыми. Наша культура подчеркивает и усиливает представление о том, что математика «трудна». Из-за того что сложные навыки требуют знаний и памяти, а также способностей к выполнению задачи, новички действуют медленно и неуклюже, нуждаются в постоянном руководстве, в то время как профессионалы бывают мастерами своего дела, способными справиться с задачей быстро, точно и с минимальным усилием. Конструктор должен подумать одновременно и о новичке, и о специалисте. Специалисту нужна простая система с минимумом «помех» в виде помощи, подсказки и дополнительных сигналов. А новичку нужны непрерывные подсказки, ободрение, дополнительные сигналы, которые подтверждают правильность сделанного или позволяют изменить решение. Создать.одну систему для всех классов пользователей непросто, но это должно быть сделано. Лежащая в основе системы концептуальная структура должна быть очевидной, чтобы пользователь мог работать с этой системой, понимать смысл ее на первый взгляд произвольных ответов. Даже ошибонные концептуальные структуры могут оказаться полезными, если они хорошо совпадают со схемой работы системы. Но игнорирование концептуальной структуры, придание ей произвольного или непонятного вида создает трудности при использовании, приводит к ошибкам, к опасным ситуациям. Если часами с цифровым отсчетом будет трудно пользоваться, люди довольно скоро перестанут их покупать. «Чтобы перевести время на этих часах, надо быть инженером», — сказал мне один раздраженный обладатель новеньких блестящих часов. Между тем если сконструировать такие часы должным образом, то пользоваться ими будет нетрудно. Но когда дело идет о 148 19. Рациональное использование способностей человека современных автомобилях, стиральных машинах или промышленных изделиях, затруднения могут привести к катастрофе. В свое время я указывал, что нужна новая дисциплина — когнитивная инженерия. Тогда я думал о воспитании, о вопросах преподавания, о руководстве занятиями, об автоматических обучающих системах. Теперь, при более широком понимании необходимости сделать технику нашим другом и союзником, а не врагом, я думаю, что более чем настало время для создания такой дисциплины. Мы вступаем в новую эру технологии, когда будут широко использоваться дешевые компьютеры. Применение их может послужить или к нашей выгоде, или к нашему вреду. Они могут привести к обезличиванию жизни, сделать нас рабами машин и прихотей программиста, который любит точные, четкие формы. Но можно их использовать и так, чтобы жизнь стала приятной, более гибкой и с большими возможностями выбора. С расширением использования компьютеров мы могли бы достичь того, чтобы предметы массового производства создавались с учетом индивидуальных пожеланий. Мы могли бы получать именно такие новости, какие хотим видеть и слышать, те телевизионные передачи, какие нам угодны. Библиотеки могли бы стать более широко доступными. Интеллектуальные ресурсы могли бы быть распределены более широко. Обучение могло бы быть забавой, с интересными играми, открытиями, оно стало бы легко доступным в домашних условиях, с индивидуально спланированными занятиями. Но все это возможно лишь в том случае, если при создании различных систем будет с самого начала использоваться разум. Этот разум должен быть, прежде всего, приложен к пониманию того, как люди помнят и научаются. Путеводитель по дополнительной литературе 149 Путеводитель по дополнительной литературе Общие вопросы Тем, кто хотел бы глубже познакомиться с вопросами, затронутыми в этой книге, я могу предложить дополнительную литературу. Превосходный обзор всей области когнитивной науки дан в книге Мортона Ханта «Мир внутри нас: новая наука исследует человеческий разум» (Hunt, 1982). Это популярная книга, рассчитанная на широкого читателя, с большим охватом материала и в то же время очень понятная и авторитетная. В качестве более специального, но в то же время доступного чтения я рекомендую три руководства. Моя книга «Память и внимание» (Norman, 1976) служит введением в этот предмет; она содержит выдержки из литературы (сильно отредактированные) с моими комментариями и соображениями. Книга для студентов старших курсов Линдсея и Нормана «Переработка информации человеком» (Lindsey, Norman, 1977), одновременно более элементарная и более полная, дает общий обзор по большому числу вопросов, гораздо большему, чем настоящая книга. Затем в качестве пособия несколько повышенного типа я рекомендую книгу Джона Андерсона «Когнитивная психология и ее приложения» (Anderson, 1980). Рассмотрение на самом высоком уровне можно найти в шеститомном «Руководстве по научению и когнитивным процессам» под редакцией Эстеса. Самые важные с точки зрения нашей темы — том 4 «Внимание и память» и том 5 «Обработка информации человеком» (Estes, 1978). Память Книга Коуфера «Структура человеческой памяти» ^Cofer, 1976) содержит хороший вводный материал и ряд очерков, а в книге Килстрома и Ивенса «Функциональные нарушения памяти» (Kihlstrom, Evans, 1979) рассмотрены другие важные аспекты памяти. Работы по семантической памяти выросли из представлений 150 Путеводитель по дополнительной литературе Росса Квиллиана в 60-е годы (Quillian, 1968, 1969); некоторые из них изложены в книгах Андерсона (1980) и Линдсея и Нормана (1976). Наши собственные дальнейшие исследования подробно рассмотрены в книге Нормана, Румелхарта и др. «Исследования познания» (Norman, Rumelhart, The LNR Research Group, 1975). Я очень рекомендую книгу Нейссера «Наблюдения над памятью: память в естественных контекстах» (Neisser, 1982). Это «натуралистический» подход к изучению памяти — исследование запоминания и забывания в повседневной жизни, вне психологической лаборатории. Проблемы репрезентации занимают важное место как в исследованиях по искусственному интеллекту, так и в психологии; книги под редакцией Боброва и Коллин-са (Bobrow, Collins, 1975) и Роша и Ллойда (Roseh, Lloyd, 1978) содержат хорошее обсуждение этих вопросов. Обзор всей этой области дан в «Руководстве по искусственному интеллекту» Барра и Фейгенбаума (Вагг? Feigenbaum, Handbook of artificial intelligence, 1981). Чтобы получить представление о том громадном количестве знаний, которые нужны для понимания даже такой простой задачи, как покраска стен, прочтите рассказ Чарняка (Charniak, 1977) о его стараниях представить эти знания. Обсуждение роли описаний в настоящей книге принадлежит мне (см. Norman, Bobrow, 1979). Протоколы извлечения из памяти имен товарищей по классу приведены у Уильямса и Холлана (Williams, Hollan, 1981). Схемы описаны в настоящей книге слишком поверхностно, однако они играют важную роль и в моих, и во многих других теоретических разработках, относящихся к этой области. Минскому (Minsky, 1975) принадлежит важная статья о близком понятии «опорных структур» («frames»), и один из вариантов этой статьи можно найти в сборнике под редакцией Джонсон-Лэрда и Уозона (Johnson-Laird, Wason, eds., 1977). Другие обсуждения содержатся в статьях моих коллег и моих: Нормана и Боброва (см. Cofer, ed., 1976), Румелхарта и Нормана (Rumelhart, Norman, 1978) и Румелхарта и Ортони (Rumelhart, Ortoni, 1977). В книге Шэнка и Эйбелсона (Schank, Abelson, 1977) описана иная, но тоже полезная Путеводитель по дополнительной литературе организационная структура — сценарии; простое введение в эту тему дается в упомянутой выше книге под редакцией Джонсон-Лэрда и Уозона. Дальнейшее обсуждение структур памяти можно найти в статье Шэнка (Schank) в «Перспективах когнитивной науки» (Norman, ed., Perspectives on Cognitive Science, 1981). Мысленные образы обсуждаются в нескольких источниках. Интересен обзор Ричардсона (Richardson, 1969). Пожалуй, наиболее подробное и интересное из современных обсуждений принадлежит Стиву Косслину (Kosslyn, 1981). Ряд содержательных статей об образах читатель найдет в последнем разделе книги под редакцией Джонсон-Лэрда и Уозона. Мои замечания об оценке географических направлений основаны на работе, проведенной Стивенсом и Каупом (Stevens, Coupe, 1978). Можно получить хорошее представление о сложности лроблемы образов, если прочесть «обсуждение» статьи Косслина, Пинкера, Смита и Шварца (Kosslyn et al., 1979) в очень интересном журнале The behavioural and brain sciences. Когда этот журнал публикует какую-нибудь статью, -он снабжает ее комментариями многих видных исследователей этой области, которые объясняют, почему они согласны или не согласны с доводами, приведенными в статье. Чтение этих увлекательных материалов служит хорошим способом познакомиться с происходящими в науке дебатами. Об аддитивной памяти известно лишь немногое, так как это сравнительно новое направление. Лучше всего она рассмотрена у Хинтона и Андерсона (Hinton, Anderson, 1981). Обзоров о более обычных видах памяти (с адресацией по месту) в аспектах, обсуждаемых в настоящей книге, написано удивительно мало; однако я могу рекомендовать главу, принадлежащую Винограду (Wi-nograd), в сборнике под редакцией Коуфера. Решение задач и выработка навыков Упоминавшаяся выше превосходная книга под редакцией Джонсон-Лэрда и Уозона охватывает мышление и решение задач, т. е. многое из того, о чем говорится в настоящей книге. Если вы прочтете только введения к каж- Путеводитель по дополнительной литературе дой части, вы получите прекрасное представление о современном состоянии проблемы мышления. О научении и выработке навыков написано удивительно мало — во всяком случае, с той точки зрения, какую я представил в своей книге. Превосходные обзоры по приобретенным навыкам читатель найдет у Фиттса (Fitts, 1964), в книгах Уэлфорда (Weliord, 1968, 1976) и у Фиттса и Поснера (Fitts, Posner, 1967). В этих работах рассмотрены данные о навыке изготовления сигар (эксперименты Кроссмена), об овладении телеграфным кодом и о научении путем большого числа проб. Работы по телеграфному коду проведены Брайеном и Хартером (Bryan, Harter, 1897, 1899), но я должен отметить, что Келлер (Keller, 1958) отрицает наличие плато при научении и сомневается в точности исследований Брайена и Харте-ра. Давность этих исследований отражает относительно малый интерес современной когнитивной психологии к выработке навыков. Я хотел бы думать, что времена меняются и что эту проблему снова принялись широко изучать. Познакомьтесь, например, с работами, помещенными в сборниках под редакцией Стельмаха (Stelmach, 1978) и Стельмаха и Рекена (Stelmach, Requin, 1980), а также в книге «Когнитивные навыки и их приобретение» под редакцией Джона Андерсона (Anderson, ed., 1981). Хатано, Мияке и Бинкс (Hatano, Miyake, Binks,1977) произвели опыты и наблюдения над людьми, хорошо считающими на счетах. Обсуждение процессов наращивания, создания структур и настройки основано на наших работах с Румелхар-том (Rumelhart, Norman, 1978, 1981); мы пользовались термином «структурирование», чтобы подчеркнуть изменение существующих структур. Научение Большая часть описанных в книге исследований, связанных с программой «Эд» («редактором текстов»), проведена в, сотрудничестве с моими коллегами и студентами в лаборатории LNR Калифорнийского университета в Сан-Диего; и эксперименты, и разработку идей мы осуществляли вместе. До сих пор, однако, очень мало что опубликовано. Диссертация Ботта (Bott, 1979) по вопро- Путеводитель по дополнительной литературе сам обучения работе с «редактором текстов» весьма существенна, но она еще не напечатана. Ботт разрабатывает некоторые вопросы репрезентации, делая упор на стратегиях и на том огромном количестве прежнего и вновь приобретенного знания, которое необходимо для освоения сложного материала, — на «проблеме айсберга». Работы по проблеме научения и автоматических обучающих устройств потенциально способны решительным образом повлиять на процесс обучения: ряд простых соображений (вроде представленных в этой книге) в сочетании с умной стратегией позволил бы создать весьма эффективные обучающие устройства на основе сравнительно небольших современных мини- и микрокомпьютеров. Некоторые из таких умных обучающих машин рассмотрены в специальном номере журнала International Journal of Man-Machine Studies за январь 1979 г. под редакцией Слимена и Брауна (Sleeman, Brown, eds., 1979). (См. также Gentner, 1979, и O'Neil, 1979). Возможный подход к проблеме затруднений у обучающихся, особенно в случаях, когда они появляются на большом временном удалении от их исходного источника, был предложен при изучении ошибок в элементарной арифметике (Brown, Burton, 1978). Подобные же темы, относящиеся к преподаванию (по методу Сократа), и другие вопросы излагаются в ряде работ, опубликованных в упомянутом выше специальном выпуске под редакцией Слимена и Броуна (Stevens, Collins a. Goldin; Goldstein). Ряд интересных статей, в том числе об использовании метафор при обучении, о мысленных образах и т.п., содержит сборник под редакцией Сноу и др. (Snow, Frede-rico, Montague, 1979) (отчет о конференции). Книга «Мысленные модели» (Gentner, Stevens, eds., 1979) тоже очень содержательна. Наконец, стоит полистать журналы в поисках интересных тем. Работы по вопросам, обсуждаемым в этой книге, лучше всего искать в следующих журналах: Cognition and Instruction (новый журнал); Brain and Behavioral Sciences; Cognitive Psychology; Cognitive Science; Internatianal Journal of Man-Machine Studies; Journal of Experimental Psychology: Gene- 154 Литература rat; Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance; Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition; Psychological Review. Литература Anderson J. R., 1976. Language, memory, and thought, Hillsdale, N. J,, Erlbaum. Anderson J. R., 1980. Cognitive psychology and its implications, San Francisco, \V. H. Freeman and Company. Anderson J. R. (ей), 1981. Cognitive skills and their acquisition, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Ban A., Feigenbaum E. A., 1981. The handbook of artificial intelligence, Los Altos. Calif., William Kaufmann. Blackburn J. M., 1936. Acquisition of skills: An analysis of learning curves. Great Britain: Industrial Health Research Board Report (No. 73), London, H. M. S. O. Bobrow D. 0., Collins A. M. (eds.), 1975. Representation and understanding: Studies in cognitive science, New York, Aeademic Press. Bott R. A., 1978. A study of complex learning, theory and methodologies. Unpublished doctoral dissertation, University of California, San Diego. Brown J. S., Burton R. R-, 1978. Diagnostic models for procedural bugs in basic mathematical skills, Cognitive Science, vol. 2, pp. 155-192. Bryan W. L., Barter N., 1897. Studies on the physiology and psychology of the telegraph language: The acquisition of a hierarchy of habits, Psychological Review, vol. 4, pp. 27—53. Bryan W. L.. Harter N.. 1899. Studies of the acquisition of a hierarchy of habits, Psychological Review, vol. 6, pp. 345—375. Charniak E., 1977. A framed painting: The representation of a common sense knowledge fragment, Cognitive Science, vol- L pp. 355—394. Cofer G. (ed), 1976. The structure of human memory, San Francisco, \V. H. Freeman and Company. Crossman E. R., F. W., 1959. A theory of the acquisition of speed-fckill. Ergonomics, vol. 2, pp. 153—166. Estes W. K. (ed). 1978. Handbook of learning and cognitive processes (6 vols.), Hillsdale, N. J., Erlbaum. Литература 155 Fitts P. M., 1964. Perceptual-motor skill learning. In: A. W. Melton (ed)., Categories of human learning, New York, Academic Press. Fitts P. M., Posner M. L, 1967. Human performance, Belmont, Calif., Brooks/Cole. Centner D., Stevens A. L. (eds.), 1982. Mental models, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Hatano G., Miyake Y., Binks M. G., 1977. Performance of expert abacus operators, Cognition, vol. 5, pp. 51—71. Hinton G., Anderson J. (eds.), 1981. Parallel models of associative memory, Hillsdale,, N. J., Erlbaum. Hunt M., 1982. The universe within: A new science explores the human mind, New York, Simon and Schuster. Johnson-Laird P. N., Wason P. C. (eds.), 1977. Thinking: Readings in cognitive science, N. Y., Cambridge University Press. Keller F. S., 1958. The phantom plateau, J. of Experimental Analysis of Behavior, vol. 1, pp. 1—13. Kihlstrom J. F., Evans F. J. (eds.), 1979. Functional disorders of memory, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Kosslyn S. M., 1980. Image and mind, Cambridge, Mass., Harvard Nniversity Press. Kosslyn S. M, Pinker S., Smith G., Shwartz S. P., 1979. On the demystification of mental imagery. The Behavioral and Brain Sciences, vol. 2, pp. 535—581. Lindsay P. H., Norman D. A., 1977. Human information processing (2nd ed.), New York, Academic Press. [Имеется перевод 1-го изд.: Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у челевека.— М,: Мир, 1974.] Minsky M., 1975. A framework for representing knowledge. In: P. H. Winston (ed.), The psychology of computer vision, New Y'ork, McGraw-Hill. Murdock В. В., Jr., 1962. The serial effect of free recall, J. of Experimental Psychology, vol. 64, pp. 482—488. Neisser U., 1982. Memory observed: Remembering in natural contexts, San Francisco, W. H. Freeman and Company. Norman D. A., 1976. Memory and attention: An introduction to human information processing, 2nd ed., New York, Wiley. Norman D. A., 1981. Twelve issues for cognitive science. In: D. A. Norman (ed.), Perspectives on cognitive science, Norwood, N. J., Ablex and Hillsdale, N. J,, Erlbaum. Norman D. A., Bobrow D. G., 1979. Descriptions: An intermediate stage in memory retrieval, Cognitive Psychology, vol. 11, pp. 107— 123. Norman D. A., Rumelhart D. E., 1975. Memory and knowledge. In: D. A. Norman, D. E. Rumelhart (eds.), and The LNR Research Group, Explorations in cognition, San Francisco, W. H. Freeman and Company. O'Neii H. F., Jr. (ed.), 1979. Procedures for instructional systems development, New York, Academic Press. Postman L., Phillips L. W,, 1965. Short-term temporal changes in free recall, Quarterly J. of Experimental Psychology, vol. 17, pp. 132-138. 156 Литература Quillian M. R., 1968. Semantic memory. In: M. Minsky (ed.), Semantic information processing, Combridge, Mass., MIT Press. Quillian M. R., 1969. The teachable language comprehender, Communications of the Association for Computing Machinery, vol. 12, pp. 459—475. Richardson A., 1969. Mental imagery, New York, Springer. Rosch E., Lloyd В. B. (eds.), 1978. Cognition and categorization, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Ruger H. A., 1910. The psychology of efficiency, Archives of Psychology, 19, 15. Rumelhari D. £., Norman D. A., 1978. Accretion, tuning and restructuring: Three modes of learning. In: J. W. Cotton and R. Klatzky (eds.), Semantic factors in cognition, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Rumelhart D. E., Norman D. A., 1981. Analogical processes in learning. In: J. R. Anderson (ed.), Cognitive skills and their acquisition, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Rumelhart D: E., Ortony A., 1977. The representation of knowledge in memory. In: R. С Anderson, R. J. Spiro and W. E., Montague (eds.), Schooling and the acquisition of knowledge, Hillsdale, N. J,. Erlbaum. Schcnk R., Abelson R., 1977. Scripts, plans, goals and understanding: An inquiry into human knowledge structures, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Schank R. C, Abelson R. P., 1977. Scripts, plans, and knowledge. In: P. N. Johnson-Laird and P. С Wason (eds.), Thinking: Readings in cognitive science, N. Y., Cambridge University Press. Seibel R., 1963. Discriminative reaction time for a 1,023 alternative task. J. of Experimental Psychology, vol. 66, pp. 215—226. Sieeman D. H., Brown J. S. (eds.), 1979. Intelligent tutoring systems, Special issue of International J. of Man-Machine Studies, vol. 11, pp. 1 —156. Snow R. E., Frederico P. A., Montague W. E. (eds.), 1979. Aptitude learning and instruction: Cognitive process analyses, Hillsdale, N. J., Erlbaum. Sperling G., 1960. The information available in brief visual presentations, Psychological Monographs, vol. 74, pp. 1—29. Sttimach. G. E., (ed.), 1978. Information processing in motor control and learning, New York, Academic Press. Stehnach G. E., Requin J. (eds.), 1980. Tutorials in motor behavior, N. Y., North-Holland. Stevens A., Coupe P., 1978. Distortions in judged spatial relations, Cognitive Psvchologv, vol. 10. pp. 422—437. Welfoid А. Т., "1968. Fundamentals of skill, London, Methuen Press. Welfrod А. Т., 1976. Skilled performance, Glenview, 111., Scott, Fo-resman. Williams M. D.. Hollan J. D., 1981. The process of retrieval from very long-term memory, Cognitive Science, vol. 5, pp. 87—119.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|