Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. О предварительных итогах реализации Программы развития села до 2013 года




С 2008 года Программа развития села до 2013 года входит в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

Программа развития села до 2013 года призвана способствовать повышению уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.

Финансовый механизм реализации Программы развития села до 2013 года предусматривает софинансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования их расходных обязательств по реализации аналогичных программ (мероприятий).

Реализация Программы развития села до 2013 года осуществляется поэтапно (I этап - 2003 - 2005 годы, II этап - 2006 - 2010 годы и III этап - 2011 - 2013 годы).

В 2003 - 2011 годах на выполнение программных мероприятий из федерального бюджета было выделено 48,4 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 27,2 млрд. рублей, развитие газификации - 8,7 млрд. рублей, водоснабжения - 7,6 млрд. рублей, общеобразовательных учреждений - 2,3 млрд. рублей, учреждений первичной медико-санитарной помощи - 0,8 млрд. рублей.

Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 104,7 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в объеме 113,1 млрд. рублей.

Таким образом, на каждый рубль средств федерального бюджета, выделенный на реализацию Программы развития села до 2013 года, привлечено 4,5 рубля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

В 2012 - 2013 годах объем государственной поддержки из федерального бюджета составит 16,7 млрд. рублей, планируется привлечь средства консолидированных бюджетов в объеме 24,1 млрд. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 15,9 млрд. рублей.

За период реализации в 2003 - 2011 годах в рамках Программы развития села до 2013 года для граждан, проживающих в сельской местности, построено (приобретено) жилья 15,6 млн. кв. метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 4,4 млн. кв. метров. В результате 233 тыс. семей, проживающих в сельской местности, улучшили свои жилищные условия, в том числе 75 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

В 2012 - 2013 годах ожидается строительство (приобретение) 1,7 млн. кв. метров жилья в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 0,9 млн. кв. метров.

Таким образом, к концу реализации Программы развития села до 2013 года не менее 259 тыс. семей должны улучшить свои жилищные условия, в том числе не менее 90 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

В рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры за период 2003 - 2011 годов введено в эксплуатацию 54,4 тыс. километров распределительных газовых сетей, в 2012 - 2013 годах запланирован ввод в действие 5 тыс. километров сетей.

Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличится с 33,1 процента до 53,8 процента.

В рамках мероприятий по развитию водоснабжения введено в эксплуатацию 14,2 тыс. километров локальных водопроводов, запланирован на 2012 - 2013 годы ввод в действие 3,5 тыс. километров сетей.

Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой увеличится с 40,7 процента до 56,2 процента.

Кроме того, в рамках мероприятий по повышению уровня инженерного обустройства села введено емкостей телефонной сети на 705,5 тыс. номеров, построено и реконструировано 11,5 тыс. километров линий электропередачи напряжением 0,38 и 6 - 10 кВ, 2,2 тыс. трансформаторных подстанций.

В рамках мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности построено общеобразовательных учреждений на 96 тыс. мест, учреждений культурно-досугового типа - на 24,3 тыс. мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 461 единицы.

В 2012 - 2013 годах в рамках Программы развития села до 2013 года ожидается введение общеобразовательных учреждений на 6,6 тыс. мест и открытие 316 единиц фельдшерско-акушерских пунктов.

Кроме того, в рамках мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи введены в действие районные и участковые больницы на 6,1 тыс. мест, а также амбулаторно-поликлинические учреждения на 7,5 тыс. посещений в смену.

Наряду с реализацией Программы развития села до 2013 года, осуществлялась реализация мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки сельских поселений в рамках пилотных проектов в составе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

За 2009 - 2012 годы реализовано 40 пилотных проектов, в рамках которых обустроены объектами социально-инженерной инфраструктуры площадки под строительство жилых домов для 1,8 тыс. специалистов, рабочие места для которых созданы в рамках реализации инвестиционных проектов преимущественно животноводческого направления.

Реализация программных мероприятий способствовала улучшению социально-демографической ситуации в сельской местности. Так, коэффициент рождаемости (количество родившихся на 1000 человек сельского населения) увеличился на 33,3 процента (с 10,5 человека в 2002 году до 14 человек в 2010 году), коэффициент смертности (количество умерших на 1000 человек сельского населения) снизился на 11,5 процента (с 18,2 человека в 2002 году до 16,1 человека в 2010 году).

Кроме того, улучшение условий жизнедеятельности в сельской местности способствовало повышению инвестиционной активности в аграрной сфере, что подтверждается ростом объема инвестиций в основной капитал, направленных в сельское хозяйство (с 77,5 млрд. рублей в 2002 году до 201,8 млрд. рублей в 2010 году).

По данным мониторинга, проведенного на тему "Социально-экономическая эффективность реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в период 2003 - 2010 годов", общая сумма ежегодного экономического эффекта, получаемого в результате реализации мероприятий Программы развития села до 2013 года в период 2003 - 2010 годов, составляет в среднем 48 млрд. рублей.

Расчет экономической эффективности был произведен по следующим показателям:

экономия средств на приобретение топлива для централизованных источников теплоснабжения (поселковых и приобъектных котельных), получаемая в результате подключения указанных источников к сетевому газу;

экономический эффект, получаемый в результате снижения эксплуатационных затрат за счет применения нового оборудования и материалов при вводе новых локальных систем водоснабжения;

экономический эффект, получаемый в результате улучшения кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий за счет реализации мероприятий по повышению качества жизни на селе;

экономический эффект, получаемый за счет снижения транспортных расходов в результате реализации мероприятий по улучшению дорожного хозяйства в сельской местности.

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в развитии сельских территорий без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере

Реализация Программы развития села до 2013 года и других мер государственной поддержки оказали положительное влияние на состояние социально-трудовой сферы села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда.

В рамках Программы развитие села до 2013 года на реализацию мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности за 2003 - 2011 годы было выделено 266,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 48,4 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 104,7 млрд. рублей, внебюджетных источников - 113,1 млрд. рублей.

В 2012 году расходные обязательства Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере социального развития сельской местности составляют 7,7 млрд. рублей, расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 11,1 млрд. рублей. Кроме того, планируется привлечь средства внебюджетных источников в размере 7,6 млрд. рублей.

Указанные средства будут направлены на реализацию следующих мероприятий в сельской местности:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

развитие газификации и водоснабжения;

развитие сети общеобразовательных учреждений;

развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи (фельдшерско-акушерских пунктов);

развитие сети спортивных сооружений и площадок.

Однако, несмотря на выделяемые средства, проблемная ситуация в развитии сельских территорий не разрешена.

Неблагополучие в состоянии социальной среды обитания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствует повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности граждан и в итоге - укреплению престижности труда в сельском хозяйстве и повышению привлекательности сельской местности.

Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети снижается территориальная доступность образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торговых, бытовых и других социальных услуг в отношении сельского населения. По сравнению с дореформенным уровнем сельские поселения утратили 13,5 тыс. школ, 8,8 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, 20,8 тыс. клубов. Сельские поселения все еще отстают от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству жилищного фонда.

Без использования программно-целевого подхода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится и сельские территории не смогут выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, и другие общенациональные функции.

Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений не удастся повысить качество социальной среды обитания населения.

Все это пагубным образом скажется на демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Согласно пессимистическому прогнозу Федеральной службы государственной статистики численность населения, проживающего в сельской местности, к 2021 году сократится до 35968 тыс. человек.

Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения качества и престижности жизни в сельской местности.

Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведет к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями.

Общая оценка вклада Программы развития села до 2013 года в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается в улучшении условий жизни в сельской местности и, как следствие, содействии повышению престижности и производительности сельскохозяйственного труда, улучшению демографической ситуации в сельской местности.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и безотлагательной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Для выбора оптимального сценария реализации Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы 3 варианта решения проблемы в зависимости от объема ресурсного обеспечения Программы - целевой, умеренно-оптимистический и базовый.

Основным преимуществом целевого варианта является кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем.

К существенным рискам реализации этого сценария следует отнести значительную нагрузку на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации (общая потребность в ресурсах по этому сценарию оценивается в 6413 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1934,1 млрд. рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 3913,5 млрд. рублей), которая несопоставима с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Умеренно-оптимистический вариант предполагает достижение параметров социального развития сельских поселений, предусмотренных в целевом варианте, на уровне, обеспечивающем создание базовых предпосылок для поступательного развития сельских территорий.

Преимущество этого варианта заключается в том, что в результате его реализации должна быть создана социально-экономическая платформа для перспективных преобразований в сельских поселениях.

Риски реализации этого сценария связаны в основном с возможностью увеличения нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Общая потребность в ресурсах по этому сценарию оценивается в 855 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 260,9 млрд. рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 386,2 млрд. рублей.

Базовый вариант предусматривает финансирование мероприятий Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.

К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2013 год), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.

Реализация этого сценария сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, а также финансовыми рисками, связанными с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.

Общая потребность в ресурсах по такому сценарию оценивается в 299,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 90,4 млрд. рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 134,5 млрд. рублей.

В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков различных вариантов решения проблемы свидетельствуют о том, что выбранный базовый вариант является наиболее оптимальным.

Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...