VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы устойчивого развития сельских территорий программно-целевым методом
Решение задач устойчивого развития сельских территорий предусматривается осуществлять на основе использования комплексной оценки развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации и дифференцированного подхода к государственной поддержке с учетом сложившейся ситуации, сравнительных преимуществ и особенностей развития регионов, а также содействия реализации приоритетных направлений развития сельских территорий. Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014 - 2020 годах поэтапно. Первый этап (2014 - 2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных субъектами Российской Федерации на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий. К завершению первого этапа Программы предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут более высокий уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности. В этой связи второй этап реализации Программы (2018 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности. VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы по годам на вариантной основе
Исходя из положений Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, в целях решения задачи Государственной программы по повышению качества жизни сельского населения определены следующие цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения; формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни. Достижение цели, связанной с созданием комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, предполагается обеспечить путем решения задачи по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и удовлетворению потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Выбор указанной задачи для достижения этой цели определен с учетом положительного эффекта от реализации Программы развития села до 2013 года. Для достижения цели Программы стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности предполагается решить задачу концентрации ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Цели Программы, связанные с активизацией участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения и формированием позитивного отношения к сельскому образу жизни, дополняют основную цель Программы по созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Достижение указанных целей предполагается обеспечить путем решения соответственно следующих задач:
поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности; поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий. Оценка достижения целей Программы осуществляется посредством определения степени и полноты достижения поставленных задач, а также использования следующих целевых индикаторов и показателей: ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; доля семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности; доля молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, в общем числе молодых семей и молодых специалистов, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности; ввод в действие общеобразовательных учреждений; доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, в общем числе обучающихся; ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; обеспеченность сельского населения фельдшерско-акушерскими пунктами и (или) офисами врачей общей практики; ввод в действие плоскостных спортивных сооружений; обеспеченность сельского населения плоскостными спортивными сооружениями; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа; обеспеченность сельского населения учреждениями культурно-досугового типа; ввод в действие распределительных газовых сетей; уровень газификации домов (квартир) сетевым газом; ввод в действие локальных водопроводов; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; количество сельских поселений, в которых реализованы проекты по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку;
количество проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку; количество реализованных мероприятий (проектов) по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении № 1. Система целевых индикаторов и показателей мониторинга реализации Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы. Степень эффективности реализации Программы определяется путем сопоставления фактических значений целевых индикаторов и показателей с прогнозными значениями, установленными Программой на определенный год. VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе При определении объемов ресурсного обеспечения мероприятий Программы учитывались ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, высокая общенациональная и социально-демографическая значимость проблемы, а также невозможность ее решения без партнерского взаимодействия федерального, регионального, муниципального уровней управления, участия граждан, проживающих в сельской местности, и их объединений. Направления и источники финансирования Программы представлены в приложении № 2. Прогнозный объем финансирования Программы в 2014 - 2020 годах в соответствии с базовым вариантом составит 299,2 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 90,4 млрд. рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 134,5 млрд. рублей, средства внебюджетных источников - 74,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Объемы финансирования Программы (базовый вариант) приведены в приложении № 3. Обоснованием прогнозного объема финансирования по мероприятиям, имеющим инвестиционный характер, является оценка усредненных показателей стоимости строительства (реконструкции) единицы мощностей объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проиндексированных с учетом индексов-дефляторов, и потребности в объемах вводимых мощностей, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Порядок и условия предоставления средств федерального бюджета на реализацию направлений Программы определяются Правительством Российской Федерации. Основным механизмом использования средств федерального бюджета в рамках Программы будет предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается осуществлять по результатам конкурсного отбора региональных программ (проектов) по устойчивому развитию сельских территорий, основанных на комплексном подходе к развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и принципах проектного финансирования. В качестве критериев конкурсного отбора предусматривается определить: концентрацию ресурсов на комплексном обустройстве объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе; наличие документов территориального планирования или планов по их разработке; уровень обеспеченности сельских поселений объектами социальной и инженерной инфраструктуры; обязательное участие региона в софинансировании мероприятий, предусмотренных Программой. При этом предусматривается дифференцированный подход к предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом результатов конкурсного отбора, уровня бюджетной обеспеченности регионов и инвестиционной активности в агропромышленной сфере и других факторов. Региональные программы (проекты) по устойчивому развитию сельских территорий должны быть разработаны на основе документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и поселений в координации с перспективными планами развития агропромышленного комплекса в регионах. Привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников необходимо осуществлять на основе заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации долгосрочных соглашений о взаимодействии по реализации мероприятий. В рамках указанных соглашений предусматриваются обязательства по софинансированию мероприятий со стороны субъектов Российской Федерации и привлечению средств внебюджетных источников.
Предусмотренные в настоящей Концепции объемы средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников определены исходя из условий софинансирования мероприятий Программы развития села до 2013 года. Возможность привлечения указанных объемов средств подтверждена прогнозными объемами софинансирования, представленными субъектами Российской Федерации. IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблем развития сельских территорий Предлагаемый базовый вариант реализации Программы позволит сформировать необходимые условия для улучшения обеспеченности аграрного сектора экономики квалифицированными кадрами, повышения производительности труда в сельском хозяйстве и устойчивого развития сельских территорий. Интенсивное и комплексное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, улучшение жилищных и других условий жизни, в том числе на основе грантовой поддержки местных инициатив, с учетом проектного подхода к финансированию будут способствовать позитивным переменам в качестве жизни сельского населения и повышению инвестиционной активности в агропромышленной сфере. По прогнозным оценкам, реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов, отражающих эффективность предусмотренных в Программе мер государственной поддержки: улучшение жилищных условий 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов; сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 22,2 тыс. человек; расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 858 единиц; привлечение к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 519,2 тыс. кв. метров; улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 9,96 тыс. мест; повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений газом - до 60,1 процента, водой - до 61,9 процента; обеспечение реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 132 сельских поселениях; повышение гражданской активности граждан, проживающих в сельской местности, а также активизация их участия в решении вопросов местного значения путем поддержки 775 проектов местных инициатив; привлечение внимания общества к достижениям в различных сферах развития сельских территорий путем проведения ежегодных всероссийских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов). В рамках разработки Программы, в том числе методики оценки эффективности ее реализации, показатели эффективности будут уточнены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|