Исследование амплитудного модулятора
Цель работы: изучить принцип работы амплитудного модулятора и приобрести навыки экспериментального исследования качественных показателей модуляторов. Описание лабораторной установки. Структурная схема лабораторной установки изображена на рис. 5.1. Рис.5.1. Структурная схема лабораторной установки для исследования амплитудной модуляции. На вход нелинейного элемента (НЭ) действует сумма Uвх(t)=Uw(t)+UW(t) высокочастотного Uw(t)=Uwcoswt и низкочастотного UW(t)=UW(t)cosWt гармонических колебаний, вырабатываемых генераторами ГВЧ и ГНЧ. Спектр АМ сигнала выделяется с помощью полосового фильтр (ПФ). На рис. 5.2. изображена принципиальная электрическая схема исследуемого модулятора. В качестве нелинейного элемента используется полевой транзистор VT1. Нагрузку транзистора можно менять: при нажатии кнопки “ R ” нагрузкой транзистора служит резистор R; при нажатии кнопки "LC" в выходную цепь транзистора включается параллельный LC колебательный контур. Его резонансная частота fрез =14 кГц. Добротность контура можно менять, подключая к нему кнопкой "Rш” шунтирующий резистор Rш. Генератор высокочастотных и низкочастотных сигналов подключаются к гнездам 1.3 на выходе сумматора. Ко входу сумматора подсоединен источник напряжения смещения (Есм). Гнезда 4,5 и 6 используются для подключения осциллографа. При выполнении лабораторной работы наблюдается форма сигнала на входе транзистора (гнездо 4), на его выходе (гнездо 5) и на выходе модулятора (гнездо 6). Если нагрузкой транзистора служит резистор R (нажата кнопка "R"), то форма напряжения на его входе (гнездо 5) повторяет форму выходного тока транзистора. Амплитуда выходного тока транзистора измеряется миллиамперметром. Диод VD1, конденсаторы Сн и резистор Rн не входят в состав модулятора и используются с целью измерения выходного тока транзистора.
В качестве генератора высокочастотных сигналов (ГВЧ) используется промышленный генератор гармонических сигналов ГЗ-36; в качестве низкочастотных - встроенный (внутренний) генератор гармонических колебаний с частотой F = 1 кГц. Рис. 5.2. Принципиальная электрическая схема амплитудного модулятора.
Методические указания 1. Исследовать статическую модуляционную характеристику. СМХ представляет собой зависимость амплитуды первой гармоники выходного тока I1 от модулирующего напряжения. Для исследования СМХ в качестве модулирующего напряжения используется напряжение смещения. Для исследования СМХ необходимо выполнить следующее: 1.1. Включить лабораторную установку и блок №1 лабораторной установки. Включить измерительные приборы. Установить напряжение смещения Ecм=2 В. Нажатием кнопки "LC" включить колебательный контур. Уменьшить добротность контура нажатием кнопки "Rш”. 1.2. Подключить ГВЧ к гнезду 1. Установить частоту сигнала f = 14 кГц и амплитуду Uw =1 В. 1.3. Подключить к гнезду 6 вход "Y1" осциллографа. Изменяя частоту ГВЧ от 11-17 кГц, добиться резонанса в контуре по максимуму амплитуды выходного сигнала на экране осциллографа. Значения частоты записать. 1.4. Изменять напряжение смещения Есм от 3 В до нуля через 0,2 В. Для каждого значения Есм регистрировать показания миллиамперметра, показывающего значение амплитуды тока. Результаты измерений тока занести во вторую строчку таблицы 5.1. Таблица 5.1
1.5. По полученным данным построить график зависимости I1=f(Есм).
2. Исследовать динамическую характеристику (ДМХ). Динамическая модуляционная характеристика (ДМХ) характеризует зависимость коэффициента амплитудной модуляции "М" от амплитуды модулирующего напряжения uW.
Для изучения ДМХ следует выполнить следующее: 2.1. Установить напряжение смещения Есм, соответствующее середине прямолинейного участка СМХ, снятой для Uw =1B. 2.2. Оставив подключенным к гнезду 1 ГВЧ, установить на его выходе амплитуду u w =ib. 2.3. Подключить к гнезду 2 генератор низкочастотных колебаний с частотой F=1 кГц (используется встроенный в макет генератор гармонических колебаний). 2.4. Изменяя амплитуду u W сигнала ГНЧ от нуля до значений, при которых становятся заметными искажения AM сигнала на выходе модулятора (форма AM сигнала контролируется по осциллографу), измерить параметры Amin и А тах (рис.3.3.) модулированного сигнала, выполнить 6-8 измерений для различных значений uW. Данные занести в таблицу 5.2. Таблица 5.2.
По данным таблицы 5.2. выполнить расчет коэффициентов модуляции по формуле: (5.1) Рис.5.3. Форма сигнала на выходе модулятора. Домашнее задание. Построить временную диаграмму AM сигнала uam( t ) = Uo{l+Mx(t)} cosw0t. Параметры AM сигнала заданы в таблице вариантов.
Таблица 5.3 Содержание отчета Отчет должен содержать: 1. Структурную схему установки и принципиальную схему модулятора. 2. Таблицу данных измерений и график СМХ. 3. Таблицу данных измерений и график M=f(UW). 4. Домашнее задание. Контрольные вопросы. 1. Зачем нужна модуляция? Какие виды модуляции вы знаете? 2. Какой вид модуляции называется амплитудной? 3. Почему электрическая цепь, предназначенная для получения ам-плитудно-модулированных колебаний должна быть существенно нелинейной? 4. Каким степенным полиномом аппроксимируется вольтамперная характеристика, при которой обеспечивается искаженная модуляция? 5. Что такое коэффициент глубины модуляции? Напишите его аналитическое выражение. 6. Изобразите временные и спектральные диаграммы амплитудно-модулированного колебания при гармоническом сигнале. 7. Нарисуйте принципиальную схему транзисторного модулятора с модуляцией смещения.
8. Дайте определение статической модуляционной характеристики. 9. Поясните (графически и аналитически), каким образом можно получить по известной вольтамперной характеристике нелинейного элемента статическую модуляционную характеристику? 10. Как выбрать режим работы модулятора по статической модуляционной характеристике? 11. Как повлияет на форму AM колебания изменение напряжения смещения модулируемого усилителя? 12. Как повлияет на форму AM колебания расстройка колебательного контура относительно несущей частоты? 13. Можно ли получить хорошее качество модуляции при апериодической нагрузке транзистора? 14. Почему изменяется коэффициент модуляции при изменении добротности контура в нагрузке транзистора?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 ДЕТЕКТИРОВАНИЕ АМПЛИТУДНО-МОДУЛИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ. Цель работы: изучить процесс детектирования амплитудно-модулированных колебаний в нелинейных цепях и приобрести навыки в исследовании схем детекторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|