Исследование синхронного детектора.
Цель работы: изучение принципов синхронного детектирования и исследование характеристики качества работы синхронного детектора. Описание лабораторной установки
Синхронный детектор (СД) состоит из умножителя двух колебаний и фильтра нижних частот (ФНЧ) (рис.10.1). Рис. 10.1. Структурная схема синхронного детектора. На вход 1 умножителя СД подается модулированный сигнал, на вход 2 - гармоническое высокочастотное колебание с частотой, равной частоте несущей модулированного сигнала и с нулевым фазовым сдвигом относительно несущей. В лабораторной работе используется внешний генератор гармонических колебаний, двухлучевой осциллограф и в качестве СД - цепи “ Е" и “ 3" блока №6 лабораторного макета, в состав которых входят основные узлы СД: умножитель сигналов и фильтр нижних частот. При исследовании частотных свойств СД в качестве второго генератора используется блок №1, в котором образуется положительная обратная связь путем соединения проводником гнезд 6 и 2 блока №1. При этом на выходе схемы (гнездо 6) возникают гармонические колебания с частотой f =15 кГц. В состав схем “ Е” и “ 3" блока №6 входит фазосдвигающая цепь, обозначенная значком j1. Ручка плавной регулировки j от 0° до 180° расположена в нижней части лабораторной установки. С помощью фазосдви-гающей цепи исследуется влияние фазового сдвига на качество работы СД. В составе схемы цепи Е блока №6 имеется амплитудный модулятор AM с регулируемым уровнем несущей. Регулировка уровня несущей осуществляется с помощью регулятора напряжения смещения Есм. В качестве управляющего напряжения модулятора используется колебание с частотой F=1 кГц от внутреннего генератора лабораторного макета.
Домашнее задание Определить амплитуду и частоту НЧ колебания на выходе синхронного детектора при заданных значениях амплитуд U1 и U2 и частотах f1 и f2 гармонических колебаний на входах. В качестве фильтра НЧ используется RC интегрирующая цепь (рис.10.4).
![]() Рис. 10.2. Синхронный детектор с RC цепью. Рассчитать и построить АЧХ СД, если частота меняется f1 от 0 до …., а амплитуды U1 и U2 и частота f2 не меняются. Указание: АЧХ интегрирующей цепи имеет вид:
Лабораторное задание 1. Исследовать фазовую чувствительность синхронного детектора при детектировании сигналов амплитудной модуляции. 2. Исследовать влияние уровня несущей частоты на процесс синхронного детектирования. 3. Исследовать фазовую чувствительность СД при детектировании сигналов с балансной модуляцией. 4. Исследовать амплитудно-частотную характеристику СД. Методические указания 1. Исследовать фазовую чувствительность синхронного детектора при детектировании сигналов амплитудной модуляции. 1.1. Включить лабораторную установку и блоки № 1 и №6 (нажать вместе кнопки 1 и 6 переключателя Выбор макета" на блоке питания и измерений). Индикация включения - по свечению светодиодов на блоках 1 и 6.
Включить осциллограф и внешний генератор. 1.2. Структурная схема исследуемой цепи приведена на рис.10.2. Рис. 10.3. Структурная схема исследования синхронного детектора (цепь «Е») Для сборки схемы исследований необходимо включить цепь «Е» блока №6 лабораторного макета. Индикация включения - по свечению светодиодов цепи «Е». Соединить выход генератора F=1 кГц внутреннего генератора макета со входом 2 цепи «Е». Ручкой регулировки выходного напряжения установить амплитуду напряжения на выходе генератора UF =1B. 1.3. Соединить выход внешнего генератора ГЗ-36 со входом 1 цепи «Е». Установить на выходе внешнего генератора напряжение с частотой 15 кГц и амплитудой 1,5В. 1.4.Установить напряжение смещения Есм =1,2-1,4B. 1.5. Установить ручку регулировки фазы в положение 0°. 1.6.Подключить вход Y1 осциллографа к гнезду 3, а вход Y2 - к гнезду 4 цепи «Е». Переключатели входов Y1 и Y2 установить в положение “~”. Установить синхронизацию осциллографа по входу 1. Получить на экране осциллографа устойчивое совместное изображение модулированного ВЧ сигнала и НЧ сигнала. Изображение должно содержать 4...8 периодов НЧ сигнала на выходе СД. Изменяя положение ручки фазосдвигателя φ1 от 0° до 180° через 10° измерить амплитуду НЧ сигнала (в миллиметрах по сетке экрана осциллографа). Результаты измерений занести в таблицу 10.1. Таблица 10.1.
1.7.Построить график зависимости Uнч = fun ( φ1 ). Зарисовать одну под другой осциллограммы сигнала с AM и НЧ сигнала на выходе СД для трёх значений фазового сдвига φ1: 0°, 90°, 180°. 2.Исследовать влияние уровня несущей частоты на процесс синхронного детектирования. 2.1.Схема исследований та же, что и в п.1 (рис.10.2). Ручку φ1 поставить в положение 0°. 2.2.Изменяя напряжение смещения Есм от 1,4 до 0В через 0,2В. Измерять амплитуду НЧ сигнала на выходе СД и коэффициент глубины модуляции М. Правило измерения значения М поясняется графиками на рис. 9.3. Расчёт величины М выполняется по формуле (9.1).
При измерении следите за устойчивым изображением. Результаты занести в таблицу 10.2. Таблица 10.2.
По результатам измерений построить графики зависимости Uнч= fun1(Ecм); М = fun2(Ecм);
3.Исследовать фазовую чувствительность СД при детектировании сигналов БМ. 3.1.Схема исследований та же, что и в п.1 (рис.10.2). 3.2.Изменяя положение ручки фазосдвигателя φ1 от 0° до 180° через 10° измерить амплитуду НЧ сигнала (в миллиметрах по сетке экрана осциллографа). Результаты измерений занести в таблицу 10.3. таблица 10.3
Построить график зависимости Uнч = fun1 ( φ1 ) 3.3.Зарисовать одну под другой осциллограммы сигнала с БМ и НЧ сигналом на выходе СД для трёх значений фазового сдвига φ1: 0°, 90°, 180°.
4.Исследовать амплитудно-частотную характеристику СД. 4.1.Структурная схема исследования приведена на рис.10.3. Рис. 10.3. Схема исследований АЧХ СД (цепь «З») Для сборки схемы исследований необходимо выполнить следующие операции: Включить цепь «З» блока №6 нажатием кнопки «З» переключателя "Выбор цепи" на блоке №6. Индикация включения- по свечению свето-диода цепи «З». Образовать в блоке №1 лабораторной установки обратную связь, для чего соединить проводником гнёзда 6 и 2 блока №1 (убедитесь, что блок №1 включён по свечению фотодиода). Соединить гнездо 6 блока №1 с гнездом 1 цепи «З» блока №6. Соединить выход внешнего генератора ГЗ-36 с гнездом 2 цепи «З» блока №6. Установить на выходе генератора частоту сигнала f=15 кГц и амплитуду напряжения 1,5В. Соединить вход Y1 осциллографа с гнездом 3 цепи «З». Второй луч осциллографа погасить, повернув ручку яркости второго луча до упора влево. Установить размах изображения по вертикали равным 4...6 клеток сетки экрана осциллографа. 4.2.Изменяя частоту внешнего генератора от 5 до 25 кГц с шагом 1 кГц, измерять амплитуду Uвых и период Т колебаний в миллиметрах по сетке экрана осциллографа.
Определить частоту колебаний на выходе СД по формуле: F=1/Tнч Результаты измерений занести в таблицу 10.4. Таблица 10.4.
По результатам измерений построить графики зависимостей Uнч=fun1(f), F=fun2(f).
Содержание отчета Отчет должен содержать: 1. Выполненное домашнее задание. 2. Структурную схему исследований. 3. Осциллограммы. 4. Таблицы и графики результатов измерений. Контрольные вопросы 1. Изобразить электрическую схему балансного синхронного детектора и объяснить принцип её действия. 2. Изобразить электрическую схему кольцевого синхронного детектора и объяснить принцип её действия. 3. Изобразить структурную схему синхронного детектора и пояснить, почему в её состав входят умножитель и фильтр НЧ. 4. Как влияет форма АЧХ ФНЧ на АЧХ синхронного детектора? 5. Почему частота колебаний на выходе синхронного детектора равна разности частот колебаний на входах? 6. Что такое фазовая чувствительность синхронного детектора? 7. Почему уровень несущего колебания AM сигнала не влияет на уровень НЧ сигнала на выходе синхронного детектора? 8. Как происходит процесс синхронного детектирования AM сигналов? 9. Как происходит процесс синхронного детектирования БМ сигна лов? 10. Почему изменяется фаза НЧ колебания на выходе синхронного детектора при изменении фазы опорного ВЧ колебания от 0° до 180°? 11. Почему при φ1 =90° напряжение на выходе синхронного детекторе равно нулю? 12. Какой детектор лучше с точки зрения качества детектирования: амплитудный или синхронный? 13.Как получить опорное ВЧ колебание для работы синхронного детектора? 14. Как происходит процесс синхронного детектирования телеграфных сигналов с AT, ЧТ, ФТ?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. УМНОЖЕНИЕ ЧАСТОТЫ. Цель работы: изучить возможность увеличения частоты гармонических колебаний в целое число раз в нелинейных цепях с избирательной нагрузкой; приобрести навыки экспериментального исследования нелинейных избирательных цепей при безинформационых преобразованиях сигнала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|