Исследование преобразователя частоты
Цель работы: изучить процесс преобразования частоты (транспонирования спектра) сигналов в нелинейных цепях с избирательной нагрузкой и приобрести навыки экспериментального исследования качественных показателей преобразователей частоты. Описание лабораторной установки. В данной лабораторной работе исследуется процесс преобразования частоты AM сигнала. Структурная схема лабораторной установки изображена на рисунке 7.1. Рис. 7.1. Структурная схема лабораторной установки для исследования преобразователя частоты. Обозначения на схеме: Ген. AM - генератор сигналов с амплитудной модуляцией; Гет. — гетеродин — генератор гармонических колебаний; S- сумматор: НЭ — нелинейный элемент; ПФ - полосовой фильтр. Лабораторная работа выполняется на основе блока № 1 лабораторного макета, содержащего необходимые составные элементы преобразователя частоты; сумматор, нелинейный элемент (транзистор) и полосовой фильтр - колебательный контур LC. В качестве гетеродина используется генератор гармонических колебаний, встроенный в лабораторный макет. Частота его колебаний fг = 180 кГц. В качестве генератора AM сигналов используется промышленный генератор Г4-102. Лабораторное задание. 1. Исследовать характеристику преобразования. 2. Наблюдать эффект преобразования частоты. 3. Экспериментально определить значения комбинационных частот
Методические указания.
1. Исследовать характеристику преобразования. 1.1. Вход преобразователя (гнездо 1) соединить с выходом «Выход mV» генератора Г4-102. К гнезду 2 на входе преобразователя соединить вход «Выход AM» внутреннего генератора лабораторного макета. Этот генератор в лабораторной установке выполняет функцию гетеродина.
1.2. Включить лабораторный макет и его блок № 1. Включить генераторы и осциллограф. 1.3. Регулятор «Амплитуда несущей (В)» внутреннего генератора макета повернуть до предела по часовой стрелке. Регулятор “ М глубина модуляции" этого генератора повернуть в крайнее левое положение. При таком положении ручек на выходе генератора будет существовать напряжение немодулированного гармонического сигнала с частотой fг =180 кГц и амплитудой 1В. Проконтролировать существование этого сигнала на входе преобразователя с помощью осциллографа, соединив вход осциллографа Y1 с гнездом 2 лабораторного макета. 1.4. На генераторе Г4-102 установить частоту fc =65 кГц. Переключатель "AM" генератора поставить в положение “Внеш". При этом положении на выходе генератора будет существовать напряжение сигнала без амплитудной модуляции, т.е. гармонический сигнал. Установить на выходе Г4-102 амплитуду напряжения Uc=0,5B. Проконтролировать напряжение сигнала с помощью осциллографа, подсоединив его вход Y2 с гнездом 1 лабораторного макета. 1.5. Соединив вход осциллографа "Y1" с выходом преобразователя частоты (гнездо 6). Нагрузкой транзистора преобразователя частоты сделать LC контур (нажать кнопку “ LC" на блоке №1) с высокой добротностью (отключить от контура шунтирующий резистор Rш отжатием кнопки Rш). Установить напряжение смещения Есм=ОВ. Изменяя частоту сигнала генератора Г4-102 в небольших пределах (1-2 кГц), добиться резонанса в колебательном контуре преобразователя по максимуму напряжения на его выходе или по максимуму показания миллиамперметра. Убедиться в том, что на выходе преобразователя наблюдается преобразованный сигнал: при отсоединении от входа преобразователя (гнезда 1 и 2) внутреннего генератора макета или генератора Г4-102, должно исчезнуть напряжение сигнала га выходе преобразователя.
1.6. При исследовании характеристики преобразования, т.е. зависимости амплитуды тока преобразованного сигнала от амплитуды напряжения входного сигнала, источником напряжения входного сигнала служит генератор Г4-102. Амплитуду его выходного напряжения следует уменьшить от 0,5В до значений, при которых амплитуда тока преобразованного колебания уменьшится до нуля. Амплитуда тока преобразованного сигнала измеряется миллиамперметром лабораторного макета. Данные измерений занести в таблицу 7.1. Таблица 7.1.
1.7. Исследовать характеристику преобразования для других значений напряжения смещения: Есм = 1,0В и Есм = 2,0В. Данные занести в таблицу 5.1. 1.8. По данным измерений построить графики характеристик преобразования I1 = f(Uс) в одной общей системе координат. Определить значение напряжения смещения и амплитуды напряжения входного сигнала, при которых будут минимальные искажения при преобразовании частоты. При выбранных Есм и Uс по характеристике преобразования определить максимально допустимый коэффициент амплитудной модуляции входного сигнала. 2.Наблюдать эффект преобразования частоты. 2.1. 3ашунтировать резонансный LC контур в нагрузке транзистора преобразователя нажатием кнопки "Rш". 2.2. Выставить на лабораторном макете напряжение смещения Есм, определенное в п. 1.8. 2.3. На выходе генератора Г4-102 получить, сигнал с амплитудной модуляцией. Установить амплитуду напряжения и коэффициент модуляции, определенные в п. 1.8. 2.4. Сравнить формы сигналов на входе (гнездо 1) и выходе (гнездо 6) преобразователя. Осциллограммы зарисовать. Подобрать длительность развертки осциллографа такой, чтобы было заметно различие частот входного и выходного сигналов. 2.5. Меняя амплитуду входного сигнала, а затем и коэффициент модуляции, наблюдать искажения формы входного колебания. Зарисовать несколько осциллограмм искаженного по форме выходного сигнала. 3.Экспериментально определить значения комбинационных частот. 3.1. Установить на выходе Г4-102 параметры сигнала (амплитуду и коэффициент модуляции), при котором отсутствуют искажения в преобразованном колебании.
3.2. Медленно увеличивая частоту генератора Г4-102 от 160 до 320 кГц наблюдайте на экране осциллографа форму выходного сигнала. Запишите значения частот, при которых на выходе преобразователя будет наблюдаться преобразованный по частоте сигнал. Домашнее задание. На вход транзисторного преобразователя частоты воздействует напряжение сигнала uc=UcCos2pfct и напряжение гетеродина u г= Uгcos2pfг t. Вольт-амперная характеристика транзистора относительно рабочей точки аппроксимируется полиномом iк = а0 + а1uб + а2uб2 где iк - ток коллектора; иб - напряжение на базе транзистора. Нагрузкой преобразователя служит колебательный контур, настроенный на промежуточную частоту fпч = fг – fс = 465кГц Колебательный контур имеет эквивалентное сопротивление R, и добротность Q. Значения Uc, Uг, fc, а1, а2, Яэ и Q заданы в таблице 7.2. Таблица 7.2.
Требуется: 1.Нарисовать схему преобразователя частоты и пояснить принцип её работы. 2.Рассчитать спектр и построить спектрограмму тока коллектора. 3.Рассчитать спектр и построить спектрограмму напряжения на контуре. Содержание отчёта Отчёт должен содержать:
1. Принципиальную электрическую схему преобразователя частоты, исследуемого в лабораторной работе. 2. Таблицы и графики характеристик преобразования. 3. Осциллограммы наблюдаемых колебаний. 4. Таблицу значений комбинационных частот. 5. Домашнее задание.
Контрольные вопросы. 1. Что называется преобразованием частоты? 2. Почему для осуществления преобразования частоты необходимо использовать нелинейный или параметрический элементы? 3. Почему нелинейное преобразование частоты при малой амплитуде одного из входных сигналов можно представить как параметрическое? 4. Чем вызвана необходимость использования в преобразователях частоты избирательной нагрузки? 5. В каких случаях на выходе нелинейного преобразователя появляются комбинационные составляющие, и как определяется их порядок? 6. Из каких соображений выбирают полосу пропускания избирательной нагрузки в преобразователе? 7. Что называют характеристикой преобразования? 8. Какой вид имеет характеристика преобразования, если ВАХ нелинейного элемента описывается полиномом второй степени? 9. Какой вид имеет характеристика преобразования, если ВАХ нелинейного элемента описывается полиномом третьей степени? 10. Что понимают под оптимальным преобразователем частоты? Изобразите схему оптимального преобразователя частоты и объясните принцип её работы. 11. В каких устройствах находит применение преобразователь частоты? 12. Изобразите схему супергетеродинного приемника и укажите, какими достоинствами он обладает по сравнению с приёмником прямого усиления.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|