Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)




Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина реализуется в рамках вариативной части.

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин:

«Введение в литературоведение», «Фольклор», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Литературоведческий анализ художественного текста», «Литературоведение и методика преподавания литературы», «История и теория литературы», а также ряда лингвистических и общеэстетических дисциплин. Изучение дисциплины «Теория литературы» является необходимой основой для выработки системы научных понятий о художественной литературе: определяется предмет литературоведения, особенности художественного содержания и формы, связи литературы с другими видами художественного творчества и другими областями общественной жизни; характеризуются типология художественной литературы, закономерности и формы историко-литературного процесса.

«Теория литературы» как учебная дисциплина завершает теоретико-литературное образование студентов – филологов, обобщает и систематизирует знания, полученные в процессе изучения предыдущих курсов. Представляя максимально широкие обобщения, раскрывающие сущность художественного творчества (и в частности художественной литературы), курс «Теория литературы» также имеет непосредственную связь с такими дисциплинами, как философия, культурология, эстетика, психология.

 

Дисциплина изучается на 4 курсе в 8 семестре.

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (з.е.), 108 академических часов.

Объем дисциплины Всего часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины    
Учебных часов на контактную работу с преподавателем:    
лекций    
практических    
лабораторных -  
контроль самостоятельной работы (КСР)    
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС)    
Учебных часов на контроль: экзамен    

 

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

 

Очная форма

 

 

№ п/п Наименование раздела /темы дисциплины Общая трудоёмкость всего (в часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
Контактная работа с преподавателем СРС
Лек Сем/Пр Лаб КСР
               
  Введение. Теория литературы как форма гуманитарного знания. Отечественное литературоведение 20в.            
  Основные эстетические категории. Литература как особый род деятельности и как искусство слова. Художественный образ и художественный тип.            
  Литературное произведение как целостная художественная система. Композиция художественного произведения. Композиционные приемы.            
  Современные концепции проблемы автора и героя в литературном произведении. Тема и идея.            
  Теория сюжета в современном литературоведении.              
  Теория литературных родов и жанров.            
  Язык художественного произведения.            
  Современные теории текста.Семиотическая природа литературы.            
  Русское стихосложение            
  Основные закономерности литературного процесса. Литературно – художественные стили, литературные направления и течения.            
  Методологические основы современного литературоведения. История литературоведческих школ и учений.            

 

 

Заочная форма (Очно-заочная форма)

 

№ п/п Наименование раздела /темы дисциплины Общая трудоёмкость всего (в часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
Контактная работа с преподавателем СРС
Лек Сем/Пр Лаб КСР
               
  Введение. Теория литературы как форма гуманитарного знания. Отечественное литературоведение 20в.            
  Основные эстетические категории. Литература как особый род деятельности и как искусство слова. Художественный образ и художественный тип.            
  Литературное произведение как целостная художественная система. Композиция художественного произведения. Композиционные приемы.            
  Современные концепции проблемы автора и героя в литературном произведении. Тема и идея.            
  Теория сюжета в современном литературоведении.              
  Теория литературных родов и жанров.            
  Язык художественного произведения.            
  Современные теории текста.Семиотическая природа литературы.            
  Русское стихосложение            
  Основные закономерности литературного процесса. Литературно – художественные стили, литературные направления и течения.            
  Методологические основы современного литературоведения. История литературоведческих школ и учений.            

 

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Лекционный курс

 

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
   
  Введение. Теория литературы как форма гуманитарного знания. Отечественное литературоведение 20в. Филология в ряду гуманитарных дисциплин. Литературоведение как наука. Литература как особый род деятельности. Литературоведение — филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Его взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, тележурналистикой, общественной историей, а также с социологией и психологией. Состав литературоведения. Отечественное литературоведение 20 в.
  Основные эстетические категории. Литература как особый род деятельности и как искусство слова. Художественный образ и художественный тип. Сущность искусства и основные эстетические категории. Литература как искусство слова. Искусство и его виды. Искусство — особая сфера человеческой культуры. Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимезиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании, тележурналистике. Художественный образ и художественный тип. «Самодостаточность» образов искусства в отличие от других видов образности, имеющих вспомогательное значение иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фактографии (мемуарной, документальной).
  Литературное произведение как целостная художественная система. Композиция художественного произведения. Композиционные приемы. Поэтика как наука о строении литературного произведения: история и современное состояние. Теоретическая, историческая и описательная поэтика. Литературное произведение как художественное целое и пути его изучения. Содержание и форма литературного произведения. Вульгарные интерпретации этих понятий. Концепции Г. Гегеля и М.М. Бахтина. Функциональный подход к категориями содержания и формы. Содержательная и конструктивная функция литературно-художественной фирмы. Категории система и структура и их роль в понимании литературного произведения в ХХ в.Архитектоника и композиция: значение терминов. М. М. Бахтин об архитектонической и композиционной формах художественного произведения. Мотив: а) разработка и обоснование понятия в трудах А. Н. Веселовского; б) определение понятия «мотив» в трудах Б. В. Томашевского, В. Я. Проппа; в) сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема; г) классификации мотивов (лирические, эпические, драматические; описательные, сюжетные; интертекстуальные, внутритекстовые; мифологические и др.). Монтаж: а) возникновение и значение термина; б) принципы монтажной композиции литературного произведения; в) приемы монтажа в сюжетных произведениях, «монтажные фразы» (В. Е. Хализев) Содержательность композиции.
  Современные концепции проблемы автора и героя в литературном произведении. Тема и идея. Концепции автора в литературоведении ХХ в. понятие образа автора в «новой науке о языке художественной литературы» В.В. Виноградова. Образ автора как «фокус целого» и протеическая структура повествования в литературном произведении. Образ автора как художественно-речевая структура и историко-бытовая личность писателя. Концепция автора в научном творчестве М.М.Бахтина. Автор как культурологическая и литературоведческая категория. Автор как категория целостности произведения. Отношения автора и героя. Различение автора художественного, биографического, автора – персонажа в концепции Б.О. Кормана. Проблема исторической типологии автора: эпохи неосознанного авторства и становление индивидуально-авторского начала в литературе нового времени. Феномен «смерти автора» в теории Р. Барта и практике постмодернистской литературы. Образ автора как «эпохальный образ» писателя / поэта, который складывается в диалоге читателя и писателя / поэта.
  Современные теории текста.Семиотическая природа литературы. Текст. Семиотическое изучение художественного текста. Проблема текста, контекста и метатекста в литературоведении. Основные трудности в определении понятия «текст» в литературоведении. Художественный, научный и богословский тексты: сходство и отличия. Границы художественного текста; проблема «рамки», текст и метатекст – отношения и формы взаимодействия, проблема «кода» и «референции»; план выражения художественного текста. Отношение текста и контекста в образовании смысла. Различия между понятиями «художественный текст» и «художественное произведение».
  Основные закономерности литературного процесса. Литературно – художественные стили, литературные направления и течения. Литературный процесс и его основные закономерности. Стили, художественные системы, литературные направления и течения. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно – образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Литературный процесс в контексте культурно – исторического развития и проблема его периодизации. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения.
  Методологические основы современного литературоведения. История литературоведческих школ и учений. Особенности литературно-критической и научной ситуации на рубеже XIX-ХХ веков. Традиции изучения натурализма, символизма и др. Модернистские искания. Психологическое направление в литературоведении ХХ века. «Психология искусства» Л.С. Выготского; изучение «эстетической реакции». Традиции психоанализа в европейской и американской науке и критике. Развитие психолингвистики. Научный формализм. ОПОЯЗ. Противостояние в русской филологии и в социальной жизни научного формализма и вульгарного социологизма; ученые (В.Ф. Переверзев, П.Н. Сакулин) и критики-рапповцы. Мифопоэтические методы в литературоведении. Основные имена, понятия, термины. Теории М.М. Бахтина и их применимость (полифонизм, эпос и роман, автор и герой, комическое и др.). Структуралистская теория и практика анализа. Структуралистская терминология (модель, бинарность, дешифровка и др.). Французский структурализм; теория «смерти автора» (Р. Барт). Тартуская семиотическая школа. Идеи структуральной поэтики в трудах Ю.М. Лотмана. Московские структуралисты (Б.А. Успенский, В.Н. Топоров). Ижевская школа (Б.О. Корман). Понятие интертекстуальности (Ю. Кристева). Постструктурализм; грамматология Ж. Дерриды; деконструкционистская терминология («след», «дополнение» и др.). Психологические теории Ж. Лакана, английский постструктурализм, теория «социального текста», феминизм и др. Научные филологические центры России, Европы, Америки.

 

Курс практических (семинарский) занятий

 

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
   
  Современные концепции проблемы автора и героя в литературном произведении. Концепции автора в литературоведении 20 века. 1. Концепция автора В.В.Виноградова. 2. Концепция автора М.М.Бахтина. 3. Концепция автора Б.О.Кормана. 4. Концепции смерти автора. 5. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом, драматическом и лирическом произведении. Литература: Хрестоматия по «Введению в литературоведение» М., 1988. С.189-192. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С.8-19 или: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика и поэтика. М. 1994 (2-е изд.) С. 384-391. ЛЭС С. 13-14. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.54-67.
  Теория сюжета в современном литературоведении.   Сюжет и фабула. Композиция и ее художественные функции. Сюжет — динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героических, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Художественный мир и композиция лирического произведения. Литература Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. – М., 1978. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989. Гаспаров М.Л.Сюжетосложение греческой трагедии // Новое в современной классической филологии. – М., 1963. Квятковский А.Поэтический словарь. – М., 1966. Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). – М., 1987. Лотман Ю.М.Структура художественного текста. – М., 1970. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – 6-е изд. – М.; Л., 1931. Федотов О.И.Введение в литературоведение. – М., 1998. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997. Шкловский В.В. Книга о сюжете. – М., 1981. Эпштейн М.Н. Фабула // КЛС. – М., 1972. – Т.7. – С. 874.
  Теория литературных родов и жанров. Литературные роды и жанры.Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Концепция А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта. Литература Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.54-67. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Проблема жанра // Из истории советской эстетической мысли 1917-1932. М., 1980. С.418-424. Или: Бахтин под маской. Маска вторая. Формальный метод в литературоведении. М., 1993. С.144-152. ЛЭС, статьи: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, комедия, трагедия, драма, элегия, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, послание, ода, мадригал, дифирамб, басня, баллада, сатира, поэма (жанровые признаки, знаменитые образцы и авторы) Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.   Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985. Аверинцев С.С.: а) Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации. б) Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости.// Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературой традиции. М., 1996.
  Язык художественного произведения. Неавторский» речевой компонент словесно-художественного текста. Разноречие в художественном произведении. Разработка понятия «чужое слово» в работах М.Бахтина. Формы «неавторского» слова в речевой ткани художественного произведения: а) подражание, стилизация, пародия, травестия; б) образы литературы в литературе: цитата, реминисценции собственно литературные и нелитературные (связанные с другими видами искусства), аллюзия, палимпсест. в) сказ, содержательные функции сказового повествования; Терминологический минимум: Аллюзия, диалогичность, интертекстуальность, палимпсест, пародия, пастиш, подражание, постмодернизм, «постмодернистская чувствительность», разноречие, реминисценция, сказ, стилизация, текст, травестия, «чужое слово». Литература Арнольд И.В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л., 1986. Барт Р. От произведения к тексту; Удовольствие от текста// Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Евангельский текст в русской литературе 18 – 20 веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. Жуковский – Лермонтов – Тютчев // Смена литературных стилей. – М., 1974. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1996. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1979. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987.  
  Современные теории текста.Семиотическая природа литературы. Работы Ю.М.Лотмана о структуре и системе художественного произведения. Понятие кода. Язык семиотической школы. Охарактеризовать новые понятия, введенные семиотиками. Основные концепции семиотической школы и структурализма: А) понятие «кризиса авторского сознания» (М.Бахтин) или «смерти автора» (Р.Барт). Б) «удовольствие от текста» и «наслаждение от текста» Итоги семиотической поэтики Ю.М.Лотмана и ее влияние на развитие последующих школ. Текст и интертекст: а) разработка понятия «интертекстуальность» как «мозаики бессознательных и автоматических» цитаций в работах Ю. Кристевой и Р.Барта; б) понятие «интертекстуальности» как совокупности межтекстовых связей в современном литературоведении. Терминологический минимум: Аллюзия, диалогичность, интертекстуальность, палимпсест, пародия, пастиш, подражание, постмодернизм, «постмодернистская чувствительность», разноречие, реминисценция, сказ, стилизация, текст, травестия, «чужое слово». Литература Арнольд И.В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л., 1986. Барт Р. От произведения к тексту; Удовольствие от текста// Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман (1967) // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1995. - №1. Кристева Ю. Слово, диалог и роман // Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М., 2004. Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. Жуковский – Лермонтов – Тютчев // Смена литературных стилей. – М., 1974. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1996. Лотман Ю. М. Структура художественного текста //Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998. С. 14–288. Барт Р. Избранные работы: Поэтика. Семиотика.- М.: Прогресс, 1989. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. - М., 2004.  
  Русское стихосложение Русское силлабо-тоническое и тоническое стихосложение I.1) Познакомиться по учебнику с основными принципами силлабо – тонической и тонической системы стихосложения. 2) Определить в тетради – по выбору студента – стихотворные размеры нескольких стихотворений: привести примеры на каждый из стихотворных размеров. 3) Определить виды рифм и способы рифмовки в каждом из данных стихотворений. II.Охарактеризовать отличие стихотворной речи от прозаической, их специфические особенности. III. Силлабическая система стихосложения и ее основные принципы. IV.Силлабо – тоническая система стихосложения: 1) Ритм. Стопа. Метр. Размер. Двухсложные и трехсложные размеры: Пиррихий и спондей в двухсложных размерах. 2) Рифма. Ее значение. Основные виды. Способы рифмовки. Белый стих; 3) Стих и синтаксис; 4) Фонетическая организация стиха; 5) Строфа. Ее основные виды; V.Тоническая система стихосложения: 1) Отличие тонической системы от силлабо – тонической. Ее специфические особенности; 2) Роль Маяковского в развитии тонического стиха. Особенности стиха Маяковского. Литература Учебники: «Введение в литературоведение» под ред. Г. Поспелова; П. Абрамович. Введение в литературоведение; Л. Тимофеев. Теория литературы (раздел о стихосложении). Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста: Структура стиха. – М., 1972 (Гл. «Поэзия и проза», «Природа поэзии»; или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С.18 – 132. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. – М., 1987. Холшевников В.Е. Что такое русский стих// Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. – Л., 1983; Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. – СПб., 2002. Жирмунский В. Теория стиха. – Л., 1975. Томашевский Б. Стих и язык. М. – Л., 1959. Тимофеев Л., Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974. Дрыжакова Е. В волшебном мире поэзии. – М., 1978. Скрипов Г. О русском стихосложении. – М., 1979.
  Основные закономерности литературного процесса. Литературно – художественные стили, литературные направления и течения. Литературный процесс. Литературные общности: «синхронные», «диахронные», «художественные». Литературное направление: исторические, общественные, литературные предпосылки возникновения литературного направления; эстетические манифесты литературных направлений; характеристика одного из литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). Литературное течение. Принципы выделения литературных течений: идеологические, эстетические. Литературные группировки и школы. Принципы образования литературных школ (общность эстетических принципов, региональный принцип, авторитетный лидер) Терминологический минимум: Акмеизм, барокко, имажинизм, импрессионизм, классицизм, литературная общность, литературное направление, литературный процесс, литературное течение, литературная школа, модернизм, натурализм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, художественная система. Литература Благой Д. Д. Литературный процесс и его закономерности // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней. М., 1972. Т. 1. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2 – е изд. М., 1989. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995. Гуревич А. Типологическая общность и национально – историческое своеобразие // Вопр. лит. 1978. №11. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982. Творческие методы и литературные направления. М., 1987. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе ХIХ века. Л., 1971.
  Методологические основы современного литературоведения. История литературоведческих школ и учений. Отечественное литературоведение ХХ века.
  1. Формальная школа в литературоведении:
а) представители формальной школы, хронологические рамки ее существования; б) основные принципы и установки «формального метода», программные работы формалистов (В.Шкловский. «Искусство как прием». Б.Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя»); в) этапы развития формальной школы, эволюция формального метода; вклад представителей «формального метода» в литературоведение; г) М.М.Бахтин о «формальном методе» (работы «Ученый сальеризм», «Формальный метод в литературоведении»). 2. Марксистское литературоведение. Преобладание социологического направления в отечественном литературоведении 1920 – ых гг. Односторонность и теоретический схематизм марксизма в отношении явлений культуры. 3. Тартуско – московская семиотическая школа: а) возникновение школы: объединение группы ученых Тарту (Эстония) и московских лингвистов и филологов, общий исследовательский интерес к знаковым системам; конференции и сборники научных трудов школы по проблемам знаковых систем; б) вклад Ю.М. Лотмана в отечественную и мировую гуманитарную науку, его историческое значение как ученого и мыслителя; в) применение семиотических методов в трудах ведущих представителей школы; значение туртуско – московской школы для становления и развития структурализма. Терминологический минимум Знак, марксистское литературоведение, постструктурализм, психоанализ, семиотика, структурализм, формальная школа, формальный метод. Литература. 1. Бахтин М. (под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000. 2. Кондаков И.В. Марксистская культурология // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. СПб., 1998. С. 13 – 16. 3. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1 – 3. Таллинн, 1992 – 93. 4. Марксизм: pro и contra. М., 1992. 5. Николаев П.А. Возникновение марксистского литературоведения в России (методология, проблемы реализма). М., 1970. 6. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975. 7. Шкловский В. Б. Собр. соч.: В 3 т. М., 1973 – 74. 8. Эйхенбаум Б. О прозе /Вступит. ст. Г.Бялого. Л., 1969. 9. Эрлих В. Русский формализм: История и теория. СПб, 1996. 10. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

 


Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...