Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)




 

Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося
Лекция При конспектировании лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание основным понятиям, отмеченным преподавателем на лекции.
Практические занятия, коллоквиумы При подготовке к практическимзанятиям и коллоквиумам рекомендуется: проработать рабочую программу, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины; законспектировать указанные источники; подготовить ответы к контрольным вопросам, просмотрев указанную в плане литературу, конспекты лекций; анализировать рекомендованные тексты. Анализ текста требует, прежде всего, внимательного, возможно, неоднократного его прочтения с необходимыми для себя пометками. Облегчает работу с текстом художественного произведения такой прием, как составление карточек. На отдельные карточки выписываются примеры использования автором художественных приемов, записи систематизируются и делаются выводы об использовании того или иного приема художественной выразительности. Тексты произведений можно найти либо в полном собрании сочинений автора, либо в сборнике избранных произведений. Не рекомендуется использовать сборники, пересказывающие текст в кратком изложении, или сокращенные варианты текстов в хрестоматиях и антологиях; последние допустимы лишь как дополнительный материал. Значительно расширяют возможности электронные версии текстов русской классики в Интернет или на дисках. Самостоятельная работа над текстом предполагает следующие этапы: 1. - Вдумчивое прочтение текста. - Запись наиболее важных в художественно-смысловом отношении отрывков. - Самостоятельный вывод, объясняющий приведенную цитату. - Определение языкового, стилевого, жанрово-сюжетного своеобразия данного произведения. В специально отведенной для работы над художественным произведением тетради студент делает записи, связанные с анализом идейного содержания и художественного своеобразия произведений русских писателей. Планы практическихзанятий содержат вопросы и задания, методические указания и списки литературы. Однако необходимо иметь в виду, что методические указания не являются исчерпывающими, их назначение – помочь студенту определить узловые проблемы и основные вопросы, необходимые для наиболее полного раскрытия темы. Предлагаемый список литературы включает монографии, научные и критические статьи, справочники. В процессе подготовки к практическим занятиям студент пополняет эти списки за счет новых публикаций по данной теме и самостоятельных библиографических изысканий.
Письменная / контрольная работа / индивидуальные задания При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ следует учитывать следующее. Важным элементом в процессе создания работы является составление плана, который предусматривает 3 части: введение, основную часть и заключение. Во введении формулируется проблема, мотивируется ее актуальность и значимость для понимания авторского замысла и художественной концепции произведения. Основная часть содержит анализ произведения в аспекте, указанном темой работы. При этом студенту целесообразно, наряду с собственными оценками и суждениями о произведении, привести различные научные трактовки, спорные точки зрения на произведение, существующие среди ученых, а затем выказать свое отношение к проблеме. В заключение подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, отмечается историко-литературное значение произведения. В конце работы оформляется список использованной литературы в соответствии с образцами имеющейся в методических разработках библиографии. При выполнении индивидуальных заданий рекомендуется: знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспектирование основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
Реферат Работа студентов над докладами, сообщениями, рефератамиможет быть разделена на следующие основные этапы: 1. Внимательное прочтение избранного художественного текста. 2. Составление библиографии. 3. Обращение к соответствующим разделам лекционного курса, учебников, учебных и методических пособий. 4. Изучение научной и критической литературы, рекомендованной к практикуму в целом и к избранной теме. При изучении научной литературы студенту следует делать рабочие заметки и выписки, а также конспектировать наиболее важные для данной темы источники. Докладу следует предпослать план, отражающий основные положения выступления. План необходим для того, чтобы дисциплинировать мысль выступающего, чтобы его изложение или выступление было логичным и последовательным. В докладе следует выделить вступление, главную часть и заключение. Во вступлении дается обоснование выбора темы, формулируется основная задача. В главной части на основе анализа текста и изученной критической литературы определяется место анализируемого произведения в творчестве данного писателя и в литературе рассматриваемого периода, раскрываются художественные особенности данного произведения. При выборе студентом такого типа самостоятельной работы, как реферирование или рецензирование литературно-критического источника, следует сформулировать основную мысль автора, выделить наиболее важные проблемы и уяснить значение данного источника в современном научно-исследовательском контексте. В том случае, когда студент анализирует художественное произведение, необходимо рассмотреть его содержание, определить смысловую направленность, дать развернутые, подтвержденные соответствующими цитатами, психологические характеристики героев, проанализировать поэтику разбираемого произведения и раскрыть его нравственное, философское, эстетическое содержание. При анализе художественного текста студент должен обратить внимание на индивидуальную творческую манеру писателя, на специфику выразительных средств, на отдельные художественные детали произведения. Очень важно, чтобы студент умел квалифицированно высказать свои собственные суждения о художественном своеобразии данного произведения.
 
Работа с учебной литературой, конспектирование Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам. Работа с учебными пособиями или вспомогательной литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности. Начиная работу с литературой по избранной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки – обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата. При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, коллоквиуму, зачету, экзамену.
Подготовка к зачету, тестированию При подготовке к зачету и тестированию необходимо использовать конспекты лекций, конспекты источников, рекомендуемую литературу, материалы практических занятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...