Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-1 на этапе «Владения»
№
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Содержание
|
| |
| Современные концепции проблемы автора и героя в литературном произведении.
| Концепции автора в литературоведении 20 века.
1. Концепция автора В.В.Виноградова.
2. Концепция автора М.М.Бахтина.
3. Концепция автора Б.О.Кормана.
4. Концепции смерти автора.
5. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом, драматическом и лирическом произведении.
|
| Теория сюжета в современном литературоведении.
| Сюжет и фабула. Композиция и ее художественные функции. Сюжет — динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героических, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Художественный мир и композиция лирического произведения.
|
| Теория литературных родов и жанров.
| Литературные роды и жанры.Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Концепция А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта.
|
| Язык художественного произведения.
| Неавторский» речевой компонент словесно-художественного текста.
Разноречие в художественном произведении. Разработка понятия «чужое слово» в работах М.Бахтина.
Формы «неавторского» слова в речевой ткани художественного произведения:
а) подражание, стилизация, пародия, травестия;
б) образы литературы в литературе: цитата, реминисценции собственно литературные и нелитературные (связанные с другими видами искусства), аллюзия, палимпсест.
в) сказ, содержательные функции сказового повествования;
|
| Современные теории текста.Семиотическая природа литературы.
| Работы Ю.М.Лотмана о структуре и системе художественного произведения. Понятие кода. Язык семиотической школы. Охарактеризовать новые понятия, введенные семиотиками.
Основные концепции семиотической школы и структурализма:
А) понятие «кризиса авторского сознания» (М.Бахтин) или «смерти автора» (Р.Барт). Б) «удовольствие от текста» и «наслаждение от текста»
Итоги семиотической поэтики Ю.М.Лотмана и ее влияние на развитие последующих школ.
Текст и интертекст:
а) разработка понятия «интертекстуальность» как «мозаики бессознательных и автоматических» цитаций в работах Ю. Кристевой и Р.Барта;
б) понятие «интертекстуальности» как совокупности межтекстовых связей в современном литературоведении.
|
| Русское стихосложение
| Русское силлабо-тоническое и тоническое стихосложение
I.1) Познакомиться по учебнику с основными принципами силлабо – тонической и тонической системы стихосложения.
2) Определить в тетради – по выбору студента – стихотворные размеры нескольких стихотворений: привести примеры на каждый из стихотворных размеров.
3) Определить виды рифм и способы рифмовки в каждом из данных стихотворений.
II.Охарактеризовать отличие стихотворной речи от прозаической, их специфические особенности.
III. Силлабическая система стихосложения и ее основные принципы.
IV.Силлабо – тоническая система стихосложения:
1) Ритм. Стопа. Метр. Размер. Двухсложные и трехсложные размеры: Пиррихий и спондей в двухсложных размерах.
2) Рифма. Ее значение. Основные виды. Способы рифмовки. Белый стих;
3) Стих и синтаксис;
4) Фонетическая организация стиха;
5) Строфа. Ее основные виды;
V.Тоническая система стихосложения:
3) Отличие тонической системы от силлабо – тонической. Ее специфические особенности;
4) Роль Маяковского в развитии тонического стиха. Особенности стиха Маяковского.
|
| Основные закономерности литературного процесса.
Литературно – художественные стили, литературные направления и течения.
| Литературный процесс.
Литературные общности: «синхронные», «диахронные», «художественные».
Литературное направление:
исторические, общественные, литературные предпосылки возникновения литературного направления;
эстетические манифесты литературных направлений;
характеристика одного из литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).
Литературное течение. Принципы выделения литературных течений: идеологические, эстетические.
Литературные группировки и школы. Принципы образования литературных школ (общность эстетических принципов, региональный принцип, авторитетный лидер)
|
| Методологические основы современного литературоведения. История литературоведческих школ и учений.
| Отечественное литературоведение ХХ века.
Формальная школа в литературоведении:
а) представители формальной школы, хронологические рамки ее существования;
б) основные принципы и установки «формального метода», программные работы формалистов (В.Шкловский. «Искусство как прием». Б.Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя»);
в) этапы развития формальной школы, эволюция формального метода; вклад представителей «формального метода» в литературоведение;
г) М.М.Бахтин о «формальном методе» (работы «Ученый сальеризм», «Формальный метод в литературоведении»).
Марксистское литературоведение. Преобладание социологического направления в отечественном литературоведении 1920 – ых гг. Односторонность и теоретический схематизм марксизма в отношении явлений культуры.
Тартуско – московская семиотическая школа:
а) возникновение школы: объединение группы ученых Тарту (Эстония) и московских лингвистов и филологов, общий исследовательский интерес к знаковым системам; конференции и сборники научных трудов школы по проблемам знаковых систем;
б) вклад Ю.М. Лотмана в отечественную и мировую гуманитарную науку, его историческое значение как ученого и мыслителя;
в) применение семиотических методов в трудах ведущих представителей школы; значение туртуско-московской школы для становления и развития структурализма.
|
Вопросы к экзамену
Формулировка вопросов предполагает оценку уровня сформированности компетенции ОПК-1на этапах «Знания», «Умения», «Владения»
1. Литературоведение как наука. Литературоведение и другие научные дисциплины.
2. Искусство как одна из форм человеческого сознания. Происхождение искусства. Искусство и наука как две формы отражения и познания действительности.
3. Литература как вид искусства. Литература и общественное самосознание. Народность в литературе.
4. Понятие художественного образа. Образное мышление и художественный вымысел.
5. Художественное произведение как целостное единство. Проблема содержания и формы в искусстве.
6. Тема и идея художественного произведения.
7. Проблема типичности в художественной литературе. Понятие художественного типа и типизации как одного из способов художественного обобщения.
8. Сюжет и фабула в литературном произведении. Композиция сюжета. Конфликт в художественном произведении.
9. Общее понятие о композиции литературного произведения. Основные композиционные средства. Понятие об архитектонике художественного произведения.
10. Язык художественного произведения; язык как средство создания художественных образов; язык действующих лиц как средство типизации и индивидуализации характера.
11. Тропы и их виды. Метафора, сравнение, эпитет, аллегория, символ.
12. Тропы и их виды. Метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз и парафраз, художественная ирония.
13. Особенности поэтического синтаксиса. Поэтические фигуры языка.
14. Речь прозаическая и стихотворная. Интонация. Ритм.
15. Силлабическая система стихосложения. Основные принципы.
16. Тоническая система стихосложения и ее закономерности.
17. Силлабо – тоническая система стихосложения.
18. Понятие о литературном процессе. Традиции и новаторство в художественном творчестве. Литературный метод и литературное направление. Стиль.
19. Закономерности литературного развития в европейской и русской культуре (литература средневековья, литература Возрождения, барокко).
20. Классицизм.
21. Сентиментализм.
22. Романтизм.
23. Реализм.
24. Литературные роды, виды и жанры.
25. Эпические жанры.
26. Лирические жанры.
27. Драматические жанры.
28. Пафос и его разновидности.
29. Автор, повествователь и рассказчик в литературном произведении. Способы выражения авторской позиции.
30. Внутренний мир художественного произведения. Художественное пространство и время.
31. Литературоведение и его методология. Основные литературоведческие школы 19 – первой половины 20 в.
32. Структурализм и мифопоэтика в современном литературоведении.
33. Проблемы интерпретации художественного текста. Принципы научного описания литературно – художественной формы.
34. Понятие историзма в литературе и искусстве.
35. Психологизм в художественном произведении.
36. Функции слова в литературном произведении. Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: