Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-1 на этапе «Владения»




Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
   
  Современные концепции проблемы автора и героя в литературном произведении. Концепции автора в литературоведении 20 века. 1. Концепция автора В.В.Виноградова. 2. Концепция автора М.М.Бахтина. 3. Концепция автора Б.О.Кормана. 4. Концепции смерти автора. 5. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом, драматическом и лирическом произведении.
  Теория сюжета в современном литературоведении.   Сюжет и фабула. Композиция и ее художественные функции. Сюжет — динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героических, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Художественный мир и композиция лирического произведения.
  Теория литературных родов и жанров. Литературные роды и жанры.Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Концепция А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта.  
  Язык художественного произведения. Неавторский» речевой компонент словесно-художественного текста. Разноречие в художественном произведении. Разработка понятия «чужое слово» в работах М.Бахтина. Формы «неавторского» слова в речевой ткани художественного произведения: а) подражание, стилизация, пародия, травестия; б) образы литературы в литературе: цитата, реминисценции собственно литературные и нелитературные (связанные с другими видами искусства), аллюзия, палимпсест. в) сказ, содержательные функции сказового повествования;  
  Современные теории текста.Семиотическая природа литературы. Работы Ю.М.Лотмана о структуре и системе художественного произведения. Понятие кода. Язык семиотической школы. Охарактеризовать новые понятия, введенные семиотиками. Основные концепции семиотической школы и структурализма: А) понятие «кризиса авторского сознания» (М.Бахтин) или «смерти автора» (Р.Барт). Б) «удовольствие от текста» и «наслаждение от текста» Итоги семиотической поэтики Ю.М.Лотмана и ее влияние на развитие последующих школ. Текст и интертекст: а) разработка понятия «интертекстуальность» как «мозаики бессознательных и автоматических» цитаций в работах Ю. Кристевой и Р.Барта; б) понятие «интертекстуальности» как совокупности межтекстовых связей в современном литературоведении.  
  Русское стихосложение Русское силлабо-тоническое и тоническое стихосложение I.1) Познакомиться по учебнику с основными принципами силлабо – тонической и тонической системы стихосложения. 2) Определить в тетради – по выбору студента – стихотворные размеры нескольких стихотворений: привести примеры на каждый из стихотворных размеров. 3) Определить виды рифм и способы рифмовки в каждом из данных стихотворений. II.Охарактеризовать отличие стихотворной речи от прозаической, их специфические особенности. III. Силлабическая система стихосложения и ее основные принципы. IV.Силлабо – тоническая система стихосложения: 1) Ритм. Стопа. Метр. Размер. Двухсложные и трехсложные размеры: Пиррихий и спондей в двухсложных размерах. 2) Рифма. Ее значение. Основные виды. Способы рифмовки. Белый стих; 3) Стих и синтаксис; 4) Фонетическая организация стиха; 5) Строфа. Ее основные виды; V.Тоническая система стихосложения: 3) Отличие тонической системы от силлабо – тонической. Ее специфические особенности; 4) Роль Маяковского в развитии тонического стиха. Особенности стиха Маяковского.
  Основные закономерности литературного процесса. Литературно – художественные стили, литературные направления и течения. Литературный процесс. Литературные общности: «синхронные», «диахронные», «художественные». Литературное направление: исторические, общественные, литературные предпосылки возникновения литературного направления; эстетические манифесты литературных направлений; характеристика одного из литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). Литературное течение. Принципы выделения литературных течений: идеологические, эстетические. Литературные группировки и школы. Принципы образования литературных школ (общность эстетических принципов, региональный принцип, авторитетный лидер)
  Методологические основы современного литературоведения. История литературоведческих школ и учений. Отечественное литературоведение ХХ века. Формальная школа в литературоведении: а) представители формальной школы, хронологические рамки ее существования; б) основные принципы и установки «формального метода», программные работы формалистов (В.Шкловский. «Искусство как прием». Б.Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя»); в) этапы развития формальной школы, эволюция формального метода; вклад представителей «формального метода» в литературоведение; г) М.М.Бахтин о «формальном методе» (работы «Ученый сальеризм», «Формальный метод в литературоведении»). Марксистское литературоведение. Преобладание социологического направления в отечественном литературоведении 1920 – ых гг. Односторонность и теоретический схематизм марксизма в отношении явлений культуры. Тартуско – московская семиотическая школа: а) возникновение школы: объединение группы ученых Тарту (Эстония) и московских лингвистов и филологов, общий исследовательский интерес к знаковым системам; конференции и сборники научных трудов школы по проблемам знаковых систем; б) вклад Ю.М. Лотмана в отечественную и мировую гуманитарную науку, его историческое значение как ученого и мыслителя; в) применение семиотических методов в трудах ведущих представителей школы; значение туртуско-московской школы для становления и развития структурализма.

Вопросы к экзамену

Формулировка вопросов предполагает оценку уровня сформированности компетенции ОПК-1на этапах «Знания», «Умения», «Владения»

1. Литературоведение как наука. Литературоведение и другие научные дисциплины.

2. Искусство как одна из форм человеческого сознания. Происхождение искусства. Искусство и наука как две формы отражения и познания действительности.

3. Литература как вид искусства. Литература и общественное самосознание. Народность в литературе.

4. Понятие художественного образа. Образное мышление и художественный вымысел.

5. Художественное произведение как целостное единство. Проблема содержания и формы в искусстве.

6. Тема и идея художественного произведения.

7. Проблема типичности в художественной литературе. Понятие художественного типа и типизации как одного из способов художественного обобщения.

8. Сюжет и фабула в литературном произведении. Композиция сюжета. Конфликт в художественном произведении.

9. Общее понятие о композиции литературного произведения. Основные композиционные средства. Понятие об архитектонике художественного произведения.

10. Язык художественного произведения; язык как средство создания художественных образов; язык действующих лиц как средство типизации и индивидуализации характера.

11. Тропы и их виды. Метафора, сравнение, эпитет, аллегория, символ.

12. Тропы и их виды. Метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз и парафраз, художественная ирония.

13. Особенности поэтического синтаксиса. Поэтические фигуры языка.

14. Речь прозаическая и стихотворная. Интонация. Ритм.

15. Силлабическая система стихосложения. Основные принципы.

16. Тоническая система стихосложения и ее закономерности.

17. Силлабо – тоническая система стихосложения.

18. Понятие о литературном процессе. Традиции и новаторство в художественном творчестве. Литературный метод и литературное направление. Стиль.

19. Закономерности литературного развития в европейской и русской культуре (литература средневековья, литература Возрождения, барокко).

20. Классицизм.

21. Сентиментализм.

22. Романтизм.

23. Реализм.

24. Литературные роды, виды и жанры.

25. Эпические жанры.

26. Лирические жанры.

27. Драматические жанры.

28. Пафос и его разновидности.

29. Автор, повествователь и рассказчик в литературном произведении. Способы выражения авторской позиции.

30. Внутренний мир художественного произведения. Художественное пространство и время.

31. Литературоведение и его методология. Основные литературоведческие школы 19 – первой половины 20 в.

32. Структурализм и мифопоэтика в современном литературоведении.

33. Проблемы интерпретации художественного текста. Принципы научного описания литературно – художественной формы.

34. Понятие историзма в литературе и искусстве.

35. Психологизм в художественном произведении.

36. Функции слова в литературном произведении. Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...