Цель и задачи детского общественного движения в системе учебно-воспитательного процесса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Приложение МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации «Социально-педагогические аспекты реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи в системе учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях через поддержку и развитие детского общественного движения»
Общественно-политические события последнего времени подтвердили, что поспешно навязанная общественному сознанию националистическая идеологизация образования в Украине и игнорирование традиционной для нашего региона системы ценностей привело к искажению содержания гражданского воспитания. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей негативно отразились на общественном сознании большинства социальных и возрастных групп населения, как Украины, так и Донецкого края. В последние годы ощутимым стало снижение значимости воспитательного воздействия образования, искусства, российской и мировой культуры, являющихся важнейшими факторами формирования гражданственности и патриотизма. Сложившиеся социально-политические условия оказывают влияние не только на материальное состояние граждан, но и на их духовную и нравственную воспитанность. Поэтому в условиях утраты прежних ценностных ориентиров особое внимание необходимо уделять гражданско-патриотическому воспитанию и повышению значимости воспитательной функции культуры, искусства и образования. Назрела острая необходимость трансформации воспитательной системы в условиях нового времени. Её необходимо ориентировать на воспитание гражданина Республики, которое становится объективной необходимостью, вытекающей из видения конечных целей образовательного процесса, отражённых в Конституции и Законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, как социальный заказ образовательным организациям Донецкой Народной Республики, органам ученического и студенческого самоуправления, общественным молодежным организациям определяет систему общих психолого-педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное решение важнейших общегосударственных задач патриотического воспитания молодежи: · воспитание гражданина и патриота в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся с опорой на традиции Донецкого края; · раскрытие способностей и талантов детей и молодёжи в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами социализации. Возрастает роль взаимодействия образовательных организаций и семьи, где и начинается воспитание гражданина. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его гражданской позиции. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает родной язык. В настоящее время в воспитательной работе образовательных организаций Донецкой Народной Республики реализуются различные модели гражданского воспитания подрастающего поколения. Развивающееся детское общественное движение, ориентированное на детей и подростков, определяет основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания, учитываются опыт и достижения прошлого (пионерская организация), современные реалии и проблемы, тенденции развития гражданского общества в Донецкой Народной Республике.
Понятие «гражданское воспитание» в последнее время все чаще употребляется не только в узком значении (как организация определённого направления внеклассной деятельности учащихся, например: нравственное воспитание, экологическое воспитание, гражданское воспитание и т.д.), но и в широком значении этого слова - как определённая область деятельности образовательных организаций, которая способствует воспитанию демократических гражданских ценностей и поведения всех участников образовательного процесса. Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность социальных институтов, органов управления и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Участие школьников в социально ориентированной деятельности способствует реализации важнейших принципов воспитания, в том числе народности и учёта национальных особенностей. Последний, способствуя приобщению учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов Донецкого края, приобретает особую значимость для построения системы воспитательной работы в образовательной организации. Для эффективного достижения поставленных целей, в рамках гражданско-патриотического воспитания необходимо сделать акцент на формировании уважительного отношения к истории региона, героическим событиям прошлого и чувства гордости за достижения соотечественников в области культуры, искусства и спорта. Цель и задачи детского общественного движения в системе учебно-воспитательного процесса Ведущей целью системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, через развитие детского общественного движения является возрождение, сохранение и развитие гражданских и патриотических тенденций и традиций Донецкого края в интересах консолидации общества, поддержания общественной стабильности, уважения и доверия к социальным институтам и органам управления. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков через развитие детского общественного движения; - формирование сознания граждан и патриотических чувств на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину в системе детского общественного движения; - воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту гражданского общества и интересов Республики; - организационно-методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в системе детского общественного движения.
И. Д. Фрумин, опираясь на опыт российских педагогов, предлагает достаточно подробно разработанную классификацию моделей, подходов и форм гражданского воспитания и образования, созданную им на основе анализа как отечественной и западной практики гражданского образования. 1. Первая группа моделей – учебные практики гражданского воспитания и образования. Их цель – преодоление «гражданской неграмотности»; основные идеи – гражданское просвещение и воспитывающее обучение. 1. «Прямое обучение демократии»: 1.1. Узконаправленные курсы. 1.2. Систематические (комплексные, интегральные) курсы («Уроки Гражданственности»).
2. «Инструментальный подход»: 2.1. Тренинги, курсы, нацеленные на развитие критического мышления. (Критическое мышление, критический тип мышления рассматривается как одна из ключевых характеристик человека – представителя демократического общества). 3. «Проблемно-ориентированный подход»: 3.1. Метод учебных проектов, ориентированный на анализ и участие в решении социальных проблем. Вторая группа моделей, по И. Д. Фрумину – внеучебные практики гражданского воспитания и образования, цель которых – преодоление «гражданской незрелости». В их основе лежат идеи воспитания в опыте ведущей роли деятельности в развитии личности. 1. «Прямая социализация» (воспитание), в основе которой практическое, личностно-значимое действие ребёнка как важнейшее «воспитательное мероприятие»; результат – опыт практической деятельности:
1.1. Ученическое самоуправление; вовлечение учащихся в общий процесс самоуправления школой. 1.2. Опыт правового (договорного) взаимодействия школьников и учителей. 1.3. Участие школьников в общественно-полезной деятельности на благо местного населения. 2. «Институциональный подход»: «открытие» естественных средовых факторов воспитания гражданственности: 2.1. Законотворчество «школьного государства» и деятельность «школьного суда» в естественной жизни школы. 2.2. Школа как открытый социальный институт. 2.3. Создание в школе среды молодёжной микрополитики, как сферы диалога и согласования интересов различных групп участников школьной жизни, включая родителей и учеников. 2.4. Открытое обсуждение как принцип жизни коллектива; 2.5. Изучение, поддержка и обсуждение общественного мнения в школе.
Российская исследовательница Н. М. Вознесенская, помимо предметной и институциональной, особо выделяет две модели гражданского воспитания: « тренинговая» и «микрополитическая». Она отмечает, что для выполнения задачи гражданского воспитания необходима тренинговая модель общества, где юный гражданин мог бы потренироваться в умении строить свои отношения с отдельными гражданами и «государством» в экономической, политической, культурной, правовой и прочих сферах жизни. Более тонкой является управленческая модель школы как среды микрополитики, в которой лидер выступает в роли демократического политика. Необходимо отметить, что обе модели выступают разновидностями «институционального подхода» в гражданском воспитании, при этом «тренинговая» модель оказывается ближе к полюсу игровой имитации, а «микрополитическая» - к полюсу естественной жизнедеятельности школы и школьного сообщества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|