Социально-педагогические формы и методы гражданского воспитания
Социально-воспитательная работа в учреждениях образования требует постоянного внимания и системного подхода, преодоления формализма в реализации всех её направлений, дальнейшей оптимизации процессов планирования, контрольно-аналитической деятельности. Необходимо совершенствовать модели воспитания, шире использовать информационные технологии, совершенствовать работу по формированию у воспитанников качеств гражданина-патриота. Наибольшими возможностями с точки зрения гражданского воспитания обладает внеурочная деятельность. Именно в ней ребёнку, подростку, юноше и девушке предоставляется многообразие сфер деятельности, где можно быть успешным, «самовоспитывать» себя в соответствии со шкалой гражданских ценностей. Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, педагога и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу формирования гражданской позиции и социальной активности, следует уяснить, что возможны следующие пути создания педагогом воспитывающей среды во внеурочной деятельности: 1) придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: разъяснение непонятных явлений и фактов, этические и эстетические оценки, организация наблюдения детьми предметов и явлений и т.д.; 2) конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Использование активных форм и методов воспитательной работы (сюжетно-ролевых, проблемно-ситуационных и деловых игр, дискуссий, диспутов, дебатов, диалогов, брифингов, проблемных столов, акций, ситуационных практикумов, тренингов, моделирования жизненных ситуаций, общественных процессов и процедур, работы в малых группах, интерактивных и социальных театров, открытых трибун, кейс-технологий, молодежных лекторских групп, спикерских групп и т.д.), основанных на демократическом стиле взаимодействия, способствует формированию у обучающихся критического мышления, инициативы и творчества. Целесообразным будет использование тренинговых и тестовых методик, способствующих развитию навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формированию у воспитанников умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия. (Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля; классные часы по проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношению к самому себе с привлечением психолога; совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений; психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми и др). Свою эффективность по развитию жизненных навыков учащейся молодежи, предотвращения распространения ВИЧ/СПИДа и формирование ответственного безопасного поведения показал «Маршрут Безопасности» - современный коммуникативный инструмент по вопросам репродуктивного здоровья, который состоит из передвижной интерактивной выставки по методу «Равный-равному».
Реализация ключевых целей гражданско-патриотического воспитания требует применения педагогами адекватных средств, форм и методов организации гражданского воспитания. В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы. Наиболее часто встречаются следующие их классификации: 1. По месту учащихся и преподавателя на уроке или мероприятии: · пассивные; · активные; · интерактивные. 2. По мотивации: · игровые; · деловые; · заинтересовывающие. 3. По форме взаимодействия учащихся на занятии: · групповые и индивидуальные. 4. По месту в учебном процессе: · модульные и линейные (сквозные). 5. По месту в изучении темы: · установочные; · вводные; · проблемные; · обобщающие. 6. По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, дополнительных знаний; 7. По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ документов и др. Кроме того, формы и методы гражданского воспитания можно разделить на такие группы: 1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации). 2. Дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы). 3. Целенаправленные (обмен идеями, суждениями, мнениями). 4. Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы). 5. Поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования). 6. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление). 7. Аналитические (критическое мышление, дедукция – от частного к общему и индукция – от общего к частному). 8. Репродуктивные (воспроизводство готовых сведений); 9. Игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций); 10. Проектные (цель – способы деятельности, а не накопление знаний). Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных педагогов, музейных работников позволил выбрать методы и формы работы, которые лучше всего отвечают целям гражданско-патриотического воспитания: · Привлечение детей к изучению истории родного края, быта, традиций и обычаев людей, которые его населяют, посредством совместной деятельности в территориальном сообществе.
· Создание игровых мотиваций, соответствующих ситуации. · Практическая работа с артефактами, документами. · Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. · Конструктивно-предметная деятельность на основе различных проявлений творчества. · Работа в группах. · Встречи, беседы, общение. · Самостоятельное проведение экскурсий. В соответствии со своими функциями педагогический коллектив выбирает формы работы с обучающимися: - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); - групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.); - коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). Методы гражданского воспитания учащихся с точки зрения основных моделей гражданского воспитания: Методы гражданского воспитания, используемые в рамках предметной (монопредметной, надпредметной) модели. В рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы приоритетными методами гражданского воспитания считаются диалоговые, активные, интерактивные, т.е. максимально включающие обучающихся в работу на уроке, требующие высказывания своей позиции и четкой ее аргументации, исполнения роли в предложенной ситуации и т.д. Приведём перечень методов и приемов, с использованием которых могут быть проведены активные и интерактивные занятия: - работа с понятиями; - учебное сотрудничество в малых группах; - проведение ролевых и деловых игр; - обсуждения в виде дискуссий, диспутов, дебатов, круглых столов и т.п.; - поиск альтернатив и принятие решения; - моделирование или анализ ситуаций. При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующими положениями: - учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы; - определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач; - учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности. Все эти формы, методы и приемы работы могут быть использованы для реализации учебного и гражданского воспитательного проекта, главной целью которого является развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения, действовать в информационном пространстве, используя его возможности, и развитие критического, конструктивного мышления учеников. Характерной для метода проектов является самостоятельная деятельность учеников (индивидуальная или в составе малой группы), во время которой они выполняют определенную работу, направленную на достижение конкретного результата. Сама же деятельность содержит элементы учебы и приобретения определенного опыта посредством использования технологизированных действий и приемов. Для такого вида деятельности характерной является кооперативная или групповая учеба, когда действует принцип, «обучая – учусь», так как в процессе деятельности учебные наработки ученика непременно становятся достоянием всей группы. Особенностью метода проектов является то, что результат деятельности всегда является конкретным и измеряемым, – создание какого-то продукта – выставки, публикации, веб-страницы, экспозиции, и т.п. Основные проектные направления: Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)» · Я – гражданин. · Роль моего города (села) в жизни Республики. · Красоты природы моего края. · Традиции жителей моего края. · Герои моего края. · Экскурсии по родному краю. · История развития Донецкого края. · Духовное наследие Донецкого края. · Исторические памятники Донецкого края. · Культура и искусство Донецкого края. · Религия как общественно-культурное явление. · Выдающиеся деятели Донецкого края.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|