Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогические формы и методы гражданского воспитания




Социально-воспитательная работа в учреждениях образования требует постоянного внимания и системного подхода, преодоления формализма в реализации всех её направлений, дальнейшей оптимизации процессов планирования, контрольно-аналитической деятельности. Необходимо совершенствовать модели воспитания, шире использовать информационные технологии, совершенствовать работу по формированию у воспитанников качеств гражданина-патриота. Наибольшими возможностями с точки зрения гражданского воспитания обладает внеурочная деятельность. Именно в ней ребёнку, подростку, юноше и девушке предоставляется многообразие сфер деятельности, где можно быть успешным, «самовоспитывать» себя в соответствии со шкалой гражданских ценностей.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, педагога и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

Рассматривая внеурочную деятельность как основу формирования гражданской позиции и социальной активности, следует уяснить, что возможны следующие пути создания педагогом воспитывающей среды во внеурочной деятельности:

1) придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: разъяснение непонятных явлений и фактов, этические и эстетические оценки, организация наблюдения детьми предметов и явлений и т.д.;

2) конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

Использование активных форм и методов воспитательной работы (сюжетно-ролевых, проблемно-ситуационных и деловых игр, дискуссий, диспутов, дебатов, диалогов, брифингов, проблемных столов, акций, ситуационных практикумов, тренингов, моделирования жизненных ситуаций, общественных процессов и процедур, работы в малых группах, интерактивных и социальных театров, открытых трибун, кейс-технологий, молодежных лекторских групп, спикерских групп и т.д.), основанных на демократическом стиле взаимодействия, способствует формированию у обучающихся критического мышления, инициативы и творчества.

Целесообразным будет использование тренинговых и тестовых методик, способствующих развитию навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формированию у воспитанников умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия. (Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля; классные часы по проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношению к самому себе с привлечением психолога; совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений; психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми и др).

Свою эффективность по развитию жизненных навыков учащейся молодежи, предотвращения распространения ВИЧ/СПИДа и формирование ответственного безопасного поведения показал «Маршрут Безопасности» - современный коммуникативный инструмент по вопросам репродуктивного здоровья, который состоит из передвижной интерактивной выставки по методу «Равный-равному».

Реализация ключевых целей гражданско-патриотического воспитания требует применения педагогами адекватных средств, форм и методов организации гражданского воспитания. В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы. Наиболее часто встречаются следующие их классификации:

1. По месту учащихся и преподавателя на уроке или мероприятии:

· пассивные;

· активные;

· интерактивные.

2. По мотивации:

· игровые;

· деловые;

· заинтересовывающие.

3. По форме взаимодействия учащихся на занятии:

· групповые и индивидуальные.

4. По месту в учебном процессе:

· модульные и линейные (сквозные).

5. По месту в изучении темы:

· установочные;

· вводные;

· проблемные;

· обобщающие.

6. По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, дополнительных знаний;

7. По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ документов и др.

Кроме того, формы и методы гражданского воспитания можно разделить на такие группы:

1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации).

2. Дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы).

3. Целенаправленные (обмен идеями, суждениями, мнениями).

4. Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы).

5. Поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования).

6. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление).

7. Аналитические (критическое мышление, дедукция – от частного к общему и индукция – от общего к частному).

8. Репродуктивные (воспроизводство готовых сведений);

9. Игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);

10. Проектные (цель – способы деятельности, а не накопление знаний).

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных педагогов, музейных работников позволил выбрать методы и формы работы, которые лучше всего отвечают целям гражданско-патриотического воспитания:

· Привлечение детей к изучению истории родного края, быта, традиций и обычаев людей, которые его населяют, посредством совместной деятельности в территориальном сообществе.

· Создание игровых мотиваций, соответствующих ситуации.

· Практическая работа с артефактами, документами.

· Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

· Конструктивно-предметная деятельность на основе различных проявлений творчества.

· Работа в группах.

· Встречи, беседы, общение.

· Самостоятельное проведение экскурсий.

В соответствии со своими функциями педагогический коллектив выбирает формы работы с обучающимися:

- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

- групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.);

- коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Методы гражданского воспитания учащихся с точки зрения основных моделей гражданского воспитания:

Методы гражданского воспитания, используемые в рамках предметной (монопредметной, надпредметной) модели. В рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы приоритетными методами гражданского воспитания считаются диалоговые, активные, интерактивные, т.е. максимально включающие обучающихся в работу на уроке, требующие высказывания своей позиции и четкой ее аргументации, исполнения роли в предложенной ситуации и т.д. Приведём перечень методов и приемов, с использованием которых могут быть проведены активные и интерактивные занятия:

- работа с понятиями;

- учебное сотрудничество в малых группах;

- проведение ролевых и деловых игр;

- обсуждения в виде дискуссий, диспутов, дебатов, круглых столов и т.п.;

- поиск альтернатив и принятие решения;

- моделирование или анализ ситуаций.

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующими положениями:

- учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

- определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

- учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

- обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Все эти формы, методы и приемы работы могут быть использованы для реализации учебного и гражданского воспитательного проекта, главной целью которого является развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения, действовать в информационном пространстве, используя его возможности, и развитие критического, конструктивного мышления учеников.

Характерной для метода проектов является самостоятельная деятельность учеников (индивидуальная или в составе малой группы), во время которой они выполняют определенную работу, направленную на достижение конкретного результата. Сама же деятельность содержит элементы учебы и приобретения определенного опыта посредством использования технологизированных действий и приемов. Для такого вида деятельности характерной является кооперативная или групповая учеба, когда действует принцип, «обучая – учусь», так как в процессе деятельности учебные наработки ученика непременно становятся достоянием всей группы.

Особенностью метода проектов является то, что результат деятельности всегда является конкретным и измеряемым, – создание какого-то продукта – выставки, публикации, веб-страницы, экспозиции, и т.п.

Основные проектные направления:

Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»

· Я – гражданин.

· Роль моего города (села) в жизни Республики.

· Красоты природы моего края.

· Традиции жителей моего края.

· Герои моего края.

· Экскурсии по родному краю.

· История развития Донецкого края.

· Духовное наследие Донецкого края.

· Исторические памятники Донецкого края.

· Культура и искусство Донецкого края.

· Религия как общественно-культурное явление.

· Выдающиеся деятели Донецкого края.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...