Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.3 Переучет векселей Центробанком .

Коммерческий банк, при необходимости, может передать вексель центральному банку страны (переучесть вексель). В этом случае уже центральный банк удержит часть стоимости векселя, которая будет называться официальной учетной ставкой (она обычно несколько ниже учетных ставок коммерческих банков, которые могут различаться в зависимости от времени, остающегося до срока оплаты обязательства, степени надежности, обеспеченности учитываемого векселя). Учетная функция центрального банка является одним из важнейших методов проводимой им денежно-кредитной политики, направленной на оказание позитивного воздействия на экономику (причем, не административными, а рыночными способами).

Так, например, в классической рыночной экономике в период спада, экономического кризиса учетная ставка сравнительно невелика и призвана стимулировать инвестиции и экономический рост. Низкая ставка заинтересовывает коммерческие банки в переучете векселей; следовательно, они получают возможность пополнить свои денежные запасы и могут предоставить больше кредитов, причем за сравнительно небольшую плату; предприятиям в этих условиях выгодно брать кредиты, осуществлять производственные инвестиции и расширять объемы производства. Одновременно коммерческие банки могут устанавливать и свои учетные ставки на низком уровне, поощряя предприятия учитывать векселя и ускорять оборот капитала. Напротив, в период подъема экономики учетные ставки растут в целях сдерживания конъюнктуры и недопущения "перегрева" экономики. Такая политика банков является составной частью антикризисных (антициклических) мер, проводимых правительствами капиталистических стран и направленных на сглаживание экономических циклов и стабилизацию конъюнктуры путем регулирования общественного спроса и потребления, включая и инвестиции.

Наряду с этими масштабными целями учетная политика центрального банка может преследовать и более узкие цели, селективно воздействуя на определенные сегменты рынка. Например, стремясь поддержать экспорт предприятий своей страны, он может объявить о том, что начинает проводить переучет векселей, полученных экспортерами от покупателей своей продукции в качестве ее оплаты. При этом с целью повышения надежности векселей может быть поставлено условие обязательного их авалирования зарубежными банками. Такая форма коммерческого кредитования зарубежных покупателей будет привычной для последних, и, кроме того, будет хорошим подспорьем в конкурентной борьбе с возможными конкурентами. Другая возможность заключается в регулярном, например, поквартальном (или помесячном) объявлении Центробанком сумм векселей, которые будут приниматься к переучету (и о требованиях, предъявляемых к ним). Подобные намерения будут адресованы, с одной стороны, банкам, давая им сигнал о возможностях переучета векселей, а, следовательно, сначала их учета у своих клиентов, а с другой стороны, самим клиентам, для которых облегчается проблема оплаты векселей.

Вместе с тем значение учетной политики центрального банка не следует преувеличивать; ее необходимо рассматривать лишь в совокупности с другими инструментами, с помощью которых он воздействует на процесс денежного обращения (купля-продажа ценных бумаг, установление норм минимальных резервов - обязательных вкладов коммерческих банков в центральном банке и др.).

В России решение ЦБР о введении практики переучета векселей (обязательно - товарных) принято только осенью 1994 года, причем банки обязаны не позднее, чем за 2 рабочих дня до наступления срока платежа по векселю выкупить его обратно. Иначе говоря, используется схема соглашения об обратном выкупе (операция "репо", от англ. repurchase agreement), представляющая собой в данном случае краткосрочное кредитование банка со стороны ЦБР под залог векселя. Нельзя не отметить, что такое соглашение не особенно стимулирует активность коммерческих банков в учете векселей.

     В последнее время Центробанк совсем отказался от операции переучета векселей у коммерческих банков. На конференции, проведенной Ассоциацией Участников Вексельного Рынка (далее АУВЕР) А.А. Козлов, будучи заместителем главы Центробанка, так объяснил позицию ЦБР: “ Многие считают, что через векселя, через переучет векселей – все оживет, все заработает, надо только к существующим деньгам в объеме 15% ВВП добавить 20% и все будет здорово. Ничего подобного. Мы на чисто эмпирических данных убедились, что классический механизм кредитной поддержки экономики, который на Западе более или менее работает, у нас абсолютно отсутствует. А денежные вливания в экономику не оставляют деньги в реальном секторе.

В российской экономике деньги не держатся. Вот такой исторически доказанный факт, деньги не держатся. Они вываливаются в финансовый сектор. И не финансовый сектор виноват в том, что они вываливаются. Видно, что чего-то не хватает – песок, мало перегноя. Такая среда не держит деньги.

У нас принято такое решение, что векселя в нынешней форме в отсутствие нормальной инфраструктуры, правил работы, торговли, информации и т.д. мы переучитывать не будем. Потому что поднимать собственными силами вексельный рынок напрямую у нас не хватает возможностей ”.

 

III.4.Инкассирование векселей.

Банки часто выполняют поручения векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Банки берут на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей. Если платеж поступит, вексель возвратиться должнику. Если нет, вексель возвращается кредитору, но с протестом в неплатеже. Следовательно, банк отвечает за последствия, возникшие вследствие упущения протеста.

Путем этих операций банки могут сосредоточить на своих счетах значительные средства и получают их в бесплатное пользование. Вместе с тем, они довольно прибыльны, т.к. за инкассо взимается определенная плата.

Они выгодны и для клиента, поскольку банки благодаря тесным взаимоотношениям между собой могут исполнять поручения клиента быстрее и дешевле, клиент так же освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, что требовало затрат значительно больших, чем комиссионные банка.

III.5.Домициляция векселей.

Банки могут по поручению клиента производить платежи по векселям в установленный срок. Эта операция противоположна инкассированию.

Домицилируя вексель, банк не несет никакой ответственности, т.к. клиент вносит сумму платежа заранее. В противном случае банк отказывает в платеже, и вексель протестуется обычным порядком против векселедателя.

Внешним признаком домицилированного векселя служат слова "уплата в... банке", помещенные в тексте векселя.

 

III.6. Факторинговые и форфейтинговые операции.

       В международной практике вексельное обращение в основном связано с предоставлением отсрочки платежа, как дополнительной услуги покупателю в результате усиливающейся конкуренции, которая оформляется простым или переводным векселем. Однако, при всё увеличивающихся объёмах поставок фирмы уже не могут своевременно получать деньги по векселям, а в случаях появления проблем по оплате векселя терпят убытки. На помощь фирмам пришли факторинговые и форфейтинговые фирмы.

       Факторинг - это покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. По сути, эта операция аналогична операции учета векселя банком.

       Форфетирование - это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без оборота на любого предыдущего должника.

       Правила, по которым проходят эти операции, оговорены в Конвенции Международного института унификации частного права (ЮНИДРУА), принятой в Оттаве в 1988г. По конвенции факторинговая компания берет на себя не менее двух следующих обязанностей:

· кредитование поставщика;

· ведение учёта требований к покупателям;

· предъявление к оплате требований;

· защита от неплатёжеспособности покупателя, т.е. страхование кредитного риска.

       Факторинговые операции делятся на:

1) внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-либо из сторон находится в другом государстве;

2) открытые, если должник уведомлен об участии в сделке фактор-фирмы и закрытые;

3) с правом регресса и без права регресса к поставщику оплатить сумму;

4) с кредитованием поставщика в формепредварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.

           

   На практике продавец переуступает права требования по оплате векселей или иных долговых обязательств фактор-фирме посредством индоссамента, в результате продавец спокоен за свой товар, который гарантированно оплачивается примерно на 95%, а фактор-фирма, неся рисковую ответственность, зарабатывает, предъявляя к оплате покупателю его вексель, требуя всю денежную сумму. Таким образом, факторинговая фирма (банк) может с прибылью использовать свои временно свободные ресурсы скупая векселя, оставленные как отсрочка платежа по договору поставки фирме-клиенту. Факторинговая фирма обычно ведет учет всей дебиторской задолженности клиента.

       Несмотря на схожесть с операцией учета векселей, факторинговые операции имеют некоторые особенности. Обычно такие операции оформляются простыми векселями, поскольку можно с легкостью использовать при передаче векселя оговорку "без оборота на меня". Поскольку кредиты часто бывают значительны и длительны, то происходит разбивка на несколько вексельных сумм со сроком около 6 месяцев. Из-за того, что операции международные, то используют только три валюты: доллар США, немецкие марки, швейцарские франки, иначе оговаривается изменение курса.

       В 1965г. была создана первая специализированная форфейтинговая компания "Finans AG, Zurich" - филиал швейцарского банка, которая имела 30% собственного капитала, а 70% привлекала в виде банковских кредитов. В России подобными операциями летом 1994 стал заниматься "Тверьуниверсалбанк", позже членами FCI (Factors Chain International) стал "Внешторгбанк", "Инкомбанк", "Российский кредит" и др.

       Участвуя в подобных операциях необходимо знать тонкости международного обращения векселя, учитывать нюансы вексельного законодательства стран, не присоединившихся к Женевской Конвенции. Так, например, по английскому праву, переводной вексель (Приложение 1) должен содержать: безусловный приказ уплатить определенную денежную сумму, срок платежа, наименование плательщика, наименование получателя или указание на то, что вексель оплачивается предъявителю, подпись векселедателя-трассанта. Т.о., в отличие от ЕВЗ английское право допускает отсутствие вексельной метки, даты, места выставления векселя или места платежа, но во внешнеторговых отношениях требует указание контракта.

 

 

III.7. Вексельное кредитование.

Отсутствие у клиента банка достаточных средств для расчета с поставщиками, и возникновение, в связи с этим, временного недостатка оборотных средств, может быть восполнено получением вексельного кредита. Вексельный кредит заключается в передаче банком собственного векселя кредитозаемщику. Банк заключает с клиентом договор, по которому предприятие в качестве кредита получает пакет векселей на сумму, указанную в этом договоре. Как правило, полученные векселя являются бездоходными. Ими предприятие рассчитывается с поставщиками и подрядчиками. По истечении срока кредитного договора предприятие – первый векселедержатель погашает "живыми" деньгами полученный ранее кредит, выплачивая проценты. Последний владелец векселя предъявляет его к оплате в указанный срок и получает вексельную сумму. Это лишь общая схема операций по кредитованию с векселями. Возможны так же варианты досрочного предъявления векселей в банк и учета их с последующим дисконтом, последующего кредитования под залог банковских векселей, полученных от первого векселедержателя и т.д.

Досрочный учет собственных векселей является, пожалуй, наиболее интересной для банка активной операцией. Это связано не только с отсутствием риска при проведении сделок, но и существующим порядком отражения учетного дисконта непосредственно по счету доходов банка. Именно возможность последующего досрочного учета собственных векселей служит серьезным стимулом для выдачи коммерческими банками вексельных кредитов.

При использовании вексельного кредитования не происходит реального отвлечения денежных средств на период выдачи ссуды, что также делает эту операцию очень привлекательной для банков.

Устанавливая достаточно низкие ставки по вексельным кредитам, банк может привлекать новых клиентов. При определении процентной ставки по вексельному кредиту принимаются во внимание следующие факторы:

- необходимость резервирования остатков по вексельным счетам в фонде обязательных резервов ЦБ РФ, что обуславливает дополнительное привлечение средств аналогичной срочности;

- вероятность дополнительного привлечения денежных средств при разрыве сроков предоставления кредита и сроках обращения векселя (на разницу в сроках);

- необходимость учета процентной ставки при определении риска, возникающего при операции кредитования.

 

Прибыль банка при вексельном кредитовании достигает от 200% до 300% годовых с учетом резервирования, несмотря на то, что отличительной чертой вексельного кредита является невысокая процентная ставка по нему (в 4-5 и более раз ниже ставки обычного рублевого кредита). В среднем ставка кредитования устанавливается в диапазоне от 20 до 60 % годовых в зависимости, в основном, от срока кредита и взаимоотношений банка с клиентом.

Высокая рентабельность данной операции предопределяется низким уровнем затрат на ее проведение и возможностью выкупа собственных векселей с дисконтом. Затраты банка на вексельное кредитование, по существу, сводятся к затратам на оформление векселей и отвлечение средств на создание обязательных резервов, подлежащих депонированию в банке России.

 

Выгода, извлекаемая предприятиями при использовании вексельного кредита:

- преодоление необоснованного и неэффективного ограничения платежеспособного спроса и, в целом ряде случаев, возможность добиться роста производственной активности;

- банковская гарантия платежа путем предоставления векселя снимает необходимость для предприятий предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежей, тем самым появляется возможность ускорения материального оборота;

- банковские векселя, предоставленные клиентам банка под депозиты, которые являются для банка гарантией оплаты векселей, как правило, по сумме в два раза и более, превосходят размер депозита и, таким образом величина, оборотных средств оперативного управления предприятия увеличивается;

- в прямой экономии на налоговых выплатах, налог на доход, полученный по векселю для предприятия - 15 %, по сравнению с налогообложением аналогичного дохода на депозитном вкладе в банке, который составляет 35 %;

- ликвидность вложений; бурно развивающийся вексельный рынок предоставляет возможность продать вексель или учесть его в банке.

В последнее время, значение операции вексельного кредитования значительно возросло. Объясняется это также и тем фактом, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, что из-за отсутствия таковых, фактически, означает запрет на такого рода обязательства. Эта, спорная, на мой взгляд (поскольку субъекты Федерации ограничиваются в правах), норма закона, обходится государственными органами следующим образом: Управление по Финансам и Налоговой Политике (УФиНП) администрации города или области берет вексельный кредит в банке на сумму необходимую для нужд бюджета. Далее, для увеличения ликвидности полученных векселей ими разрешается проводить часть налоговых платежей в местные бюджеты по номиналу. Поскольку на фондовом рынке подобные векселя продаются по цене 30%-40% от номинала, они являются весьма привлекательными для предприятий и организаций, производящих платежи в местные бюджеты.

   Во время августовского финансового кризиса проявилось еще одно из преимущество вексельного кредита. Во время кризиса преимуществом банковских векселей оказалась, как это не парадоксально, их более низкая, по сравнению с ГКО, ликвидность. Преимущество этого фактора в полной мере проявлялось в периоды значительной дестабилизации финансового рынка России и резких скачков цен ГКО. В такой ситуации инвестор, ориентирующийся на госбумаги, не имел возможности предпринимать сколько-нибудь оперативных и осознанных действий на рынке, так как цены открытия торгов значительно отличались от цен закрытия предыдущего дня. Особенно остро это проявляется после прохождения информационных сообщений о каких-либо значительных политико-экономических событиях либо при дестабилизации мировых финансовых рынков.

   Инвестор же, формирующий портфель из векселей, в такой ситуации имеет возможность купить или продать бумаги практически по старым доходностям, без больших потерь в цене. Это объясняется тем, что информация на вексельном рынке распространяется довольно медленно и неравномерно, различны субъективные оценки ценности векселей, надежности и ликвидности различных векселедателей, отдельные операторы не успевают адекватно реагировать на происходящие события, что вызывает значительный разброс котировок.

  Кроме того, большую группу операторов составляют промышленные компании, которые зачастую не владеют оперативной информацией о состоянии финансового рынка, а приобретают векселя для проведения взаиморасчетов и ориентируются только на величину дисконта.

 

 

Глава IV. Состояние вексельного рынка в России.

Бурное развитие вексельного рынка в России, наблюдаемое в последние два-три года, во многом определяется кризисным состоянием народного хозяйства. Гипертрофированная форма вексельного обращения — это следствие целого ряда кризисных явлений.

Во-первых, это кризис го­сударственных финансов, проявляющийся в стремлении органов власти разного уровня (федерального, субъектов феде­рации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефи­цита. Так, например, в 1995-1996 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприяти­ями широко применяло казначей­ские обязательства. Международ­ный Валютный Фонд подверг кри­тике денежные власти России за масштабную эмиссию казначей­ских обязательств, указав, что происходит накачивание в народ­ное хозяйство страны квази-денег. Министерство финансов в принципе с критикой МВФ согла­силось и свернуло выпуск казна­чейских обязательств. Однако в 1996 г. Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для полу­чателей бюджетных средств.

В этом случае роль замени­телей денег стали играть векселя коммерческих банков. Некото­рые коммерческие банки, явля­ясь агентами правительства в рамках программы вексельного кредитования получателей бюд­жетных средств, не устояли пе­ред искушением массированного вексельного кредитования вне рамок государственной програм­мы. Вот как комментирует сло­жившуюся ситуацию директор Департамента ценных бумаг и финансовых рынков Министерства финансов РФ Б.И. Златкис: "Если банк продавал векселя, как про­давал Тверьуниверсалбанк, в нео­граниченных количествах, что, к сожалению, имеет место и с це­лым рядом других банков, то Ми­нистерство финансов, конечно, не собирается и не будет нести от­ветственность по этим векселям".

На рынке обращается и не­мало просто фальшивых вексе­лей, где векселедателем или ава­листом является Министерство финансов. В настоящее время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени фе­дерального казначейства Север­ной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 млрд. руб. Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты федера­ции, эмитируя различные замени­тели денег, в том числе векселя.

 

Во-вторых, негативное влия­ние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих бан­ков, значительная часть которых находится в стадии "умирания". Банки в значительной степени прекратили кредитование торго­вого капитала, и отсутствие "жи­вых" денег в торговом и произ­водственном обороте хозяйству­ющие субъекты стали компенси­ровать с помощью активного вне­дрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей.

В-третьих, существенное вли­яние оказывает стремление ог­ромной массы "черных" денег легализоваться любыми способа­ми, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен. Ситуация усугубля­ется еще и тем, что Федераль­ное Собрание никак не может принять Закон о борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов (во многих странах с ме­нее криминализованной экономи­кой, например, в Великобритании такие нормативные акты приня­ты и работают достаточно дав­но).

В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодатель­ство делает вексель удобным инструментом для легального ухо­да от налогообложения юридичес­ких и физических лиц.

Есть еще одно важное об­стоятельство, стимулирующее вексельную эмиссию в России: сжатие денежного агрегата М2 по отношению к валовому внут­реннему продукту (ВВП) до та­кого объема, когда все хозяй­ствующие субъекты, от государ­ства в лице Министерства фи­нансов до небольшого предпри­ятия, являющегося звеном в цепи дебиторов, испытывают парализующий их деятельность денежный голод.

М2 — денежный агрегат, включающий наличные деньги (вне банков) и безналичные средства. На 1 июля 1998 г. денежная масса (М2) составляла 300 млрд. руб., в том числе наличные день­ги — 104,4 млрд. руб.

Сравнение коэф­фициентов монетаризации экономи­ки России и за рубежом ярко высвечивает проблему "финансо­вого голода" нашего народного хозяйства: в Германии этот по­казатель составляет 66%, в США — 68%, во Франции — 90%, в Великобритании — 90%, в Ки­тае — 80%, а в России только 15%. Таким образом, грандиозная по масштабам вексельная эмис­сия (только в 1996 г. банковских векселей было выпущено на об­щую сумму в 140 трлн руб.) — это стремление хозяйственного механизма удовлетворить "денеж­ный голод" пусть даже с помо­щью заменителей денег.

Неуправляемый и опасный для народного хозяйства харак­тер развития вексельного рынка был осознан государством в 1996 г. В сентябре 1996 г. Банк Рос­сии вводит норматив Н13 (нор­матив риска вексельных обяза­тельств кредитных организаций), который ограничил операции ком­мерческих банков с векселями 200% от размера собственных средств (с 1 марта 1997 г. этот норматив ужесточен до 100%).

Также, под эгидой ЦБ создается АУВЕР, призванная создать необходимую правовую, технологическую инфраструктуру вексельного рынка, обеспечить его информационную прозрач­ность.

Пытаясь принять посильное участие в нормализации ситуации на российском вексельном рынке некото­рые субъекты федерации, а именно администрация Новосибирской области, высту­пили с идеей создания бездоку­ментарных векселей. ФКЦБ России поддержала эту инициативу и утвердила "Положение об обращении бездокументарных простых векселей", "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей" и "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей ". Несмотря на существование определенных преимуществ при обращении векселей в бездокументарном виде, следует отметить отсутствие, во-первых, в международной практике подобного кредитно-расчетного инструмента, и, во-вторых, отсутствие должной законодательной базы для этого инструмента в российском законодательстве. Вызывает также некоторое недоумение само название нового инструмента - “бездокументарный вексель”, поскольку по Женевской Конвенции вексель может быть составлен только на бумажном носителе. Концепцию бездо­кументарных векселей Б. И. Златкис охарактеризовала следующим образом: " Салат из зеленого лука с фруктовым салатом из анана­са... Там кусок ГКО, там слова из какого-то вексельного права, там компьютерная система 3-4-летней давности". Через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ от 5 июля 1996 года N 99-96, где говорится о несоответствии термина и понятия “бездокументарный” - Женевской конвенции, и устанавливается запрет на операции кредитных организаций с такими векселями. 

 

 

Глава V. Вексель – возможное решение проблемы неплатежей.

Обеспечение производства оборотными средствами и средствами для расчетов является одной из узловых проблем нынешней экономической ситуации. Нужно иметь ввиду, что отказ от старого расчетно-платежного механизма, просуществовавшего с некоторыми изменениями с начала 30-х годов и вплоть до 90-х произошел в условиях, когда новый расчетный механизм создан не был и не был даже намечен в общих чертах. Его нужно создавать заново, хотя бы и с большим опозданием.

Лишившись дешевого и доступного банковского кредита, хозяйство, вполне естественно, пошло по пути наращивания коммерческого кредита в форме дебиторской и кредиторской задолженности. Однако этот коммерческий кредит столкнулся с отсутствием в хозяйстве тех форм, которые придали бы ему подвижность, мобильность, позволили бы временно свободным оборотным капиталам быстро переходить от одного хозяйства к другому, обслуживать хозяйственный оборот. Вместо цепочки расчетов возникла инертная масса неплатежей.

Существует, хотя бы теоретически, несколько путей решения проблемы неплатежей. Это, прежде всего – прямой (без залога) банковский кредит в оборотные средства. Однако банковский кредит обладает, по сравнению с векселем рядом недостатков. Он рискован и предоставляется под высокие проценты, неприемлемые для товаропроизводителей. Еще одним из выходов из создавшейся ситуации мог бы послужить банковский кредит под обеспечение товарно-материальными ценностями. Но и эта форма кредита не лишена недостатков. Такой кредит извлекает из оборота эти ценности и тем самым замедляет хозяйственный оборот. Такая форма кредита приемлема в случае формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных средствах. Одним из инструментов лишенных такого рода недостатков и обладающий рядом дополнительных преимуществ является вексельный кредит. Возрождение цивилизованных форм вексельного кредита и вексельного обращения позволило бы мобилизовать хозяйственные ресурсы страны для разрешения сложившейся ситуации повальных неплатежей. Однако, следует заметить, что в настоящее время эта форма не дает должного положительного результата из-за отсутствия необходимой административно-правовой базы в российской практике вексельного обращения и отсутствия четкой кредитной политики Центробанка в отношении поддержки российских товаропроизводителей. Без решения этих вопросов цепочка неплатежей, переоформленная векселями, очень скоро превратится, и уже превращается, в цепочку неплатежей по векселям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...