Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII.3. Проблемы налогообложения векселей.

Серьезные недоработки есть также и в налоговом законодательстве:

· В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ №01-05-12 /278 от 9 июня 1994 года, доходы, получаемые юридическим лицом в форме процентов по векселям облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и облагаются по ставке налога на прибыль - 35%. Это несоответствие налогов приводит к тому, что предприятия стараются оформлять процентные векселя и совсем перестали использовать векселя дисконтные.

· Также не вносит ясности в вопросы налогообложения операций с векселями тот факт, что согласно этому же письму Госналогслужбы, доходы полученные в виде процентов по векселю облагаются налогом у юридических лиц - по ставке 15%, у банков - 18%, у физических лиц - по ставке подоходного налога (мин.-12%). Эта разница в ставках приводит к тому, что предприятиям и банкам векселедержателям выгодно в день платежа по векселю оформлять индоссамент на физическое лицо, чтобы им был получен платеж по векселю с минимальной ставкой налога. Мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с подобной техникой получения платежа по векселю, поскольку банки и предприятия часто подключают в качестве физических лиц студентов. Это особенно удобно, т.к. студенты не требуют значительной оплаты за такую операцию и в основной массе не имеют доходов, что позволяет платить налог по минимальной ставке.

· Также не способствует эмитированию дисконтных векселей Федеральный Закон “ О вексельном сборе ”, поскольку в нем в качестве налогооблагаемой базы определяется вексельная сумма. Несмотря на то, что ставка сбора относительно невелика - 0.8%, с учетом большого номинала векселей находящихся в обращении, суммы сбора достигают, порой, значительных величин. Это приводит к тому, что процентные векселя оказываются более привлекательными, нежели дисконтные.

· Неясен вопрос о начислении НДС на вексельные операции. Рассмотрим, например, ситуацию, когда предприятие берет вексельный кредит банка. С одной стороны налицо операция с ценными бумагами, которая НДС не облагается. С другой стороны получена ссуда. Соответственно, проценты по этой ссуде, несмотря на то, что они включены в валюту векселя, заранее должны облагаться НДС и относиться на использование общей прибыли.

· Есть также неясность со списанием налога на добавленную стоимость на расчеты с бюджетом. Допустим, предприятие берет вексельный кредит. Рассчитывается векселями за продукцию, т.е. закупает и ставит на учет те или иные материальные ценности. Вопрос: когда предприятие имеет право списать НДС по приобретенным ценностям на расчеты с бюджетом? Если сразу, то мы все сразу с вами можем дружно взять векселей миллиардов на сто, закупить продукцию и тут же выставить бюджету счет – почти на 17 миллиардов.

Эта, и многие другие проблемы возникают из-за того, что вексель рассматривается в отрыве от сделки, в счет оплаты которой он был эмитирован. Именно сделка, в результате которой вексель был выдан должна определять налогообложение. И здесь, надо заметить, нет никакого противоречия с такой характеристикой векселя, как абстрактность. Абстрактность – качество векселя, обеспечивающее его ликвидность, свободу обращения и простоту взыскания. Но когда мы говорим о конкретной сделке, в результате которой вексель был выдан или передан, то решение вопросов о налогообложении определяет именно сделка, в связи с полученным или неполученным доходом.

 

 

Глава VIII. Перспективы вексельного рынка России.

Скептики утверждают, что вексельный рынок в России не имеет будущего. Некоторая доля правды в данном суждении есть. И это связано не столько с существованием реального противоре­чия между "изобретениями" российской практики так называемыми эмиссионными векселями ("энер­гетическими", "приватизационными", "бездокумен­тарными") и деловым оборотом цивилизо­ванного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой "прихлопнуть" его законодатель­ным путем.

Государство уже предпринимало в 1991-1994 гг. усилия по перестройке законодательства и систе­мы государственного регулирования и надзора за вексельным рынком. Делались попытки в приказ­ном порядке организовать вексельное обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия во многом оказались тщетными, и возрож­дающаяся практика вексельного оборота их посто­янно сводила на нет.

Последняя попытка подвести законодательную базу под "правила игры" на вексельном рынке свя­зана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г. федерального закона "О Переводном и Простом векселе" и подписанием его Президентом РФ 11 марта.

Существующие противоречия в развитии век­сельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внут­ренними; носящими как макро-, так и микроэконо­мический характер. Рассмотрим одно из противо­речий. Так, с одной стороны, российское вексель­ное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам меж­дународного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современ­ной России практически полностью отсутствуют соответствующие обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой про­блемы.

Первый путь — наиболее простой и логич­ный. Суть его состоит в том, что Женевские кон­венции устарели и должны быть заменены в Рос­сии нормативными актами, которые бы детализи­ровали в будущем правовое регулирование вексель­ного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией междуна­родных договоров началось бы формирование прак­тики и обычаев вексельного оборота, включая "век­сельный всеобуч", и наконец — законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы век­сельного права (англо-американская, континенталь­ная или собственная), к которой стоило бы присо­единиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практи­ка, все это учитывается в нормативных докумен­тах, в вексельном законодательстве.

Однако этим путем вряд ли можно воспользо­ваться для разрешения сложившегося противоре­чия, на что есть веские причины: во-первых, отсут­ствие вексельного права на рынке будет момен­тально заполнено другими видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длитель­ное отсутствие вексельной нормативной базы (по­надобятся десятилетия для создания обычаев де­лового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в‑третьих, мы вступим в противоречие с международным тор­говым правом (в конце 1996г. Россия получила "режим наибольшего благоприятствования" в тор­говле, ратифицировав “ Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом ”, а также подала заявку на вступление во Всемирную торго­вую организацию).

Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный ры­нок. Действующее век­сельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламента­ция неурегулированных проблем вексельного обо­рота ведомственными нормативными актами — ин­струкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.

Данный путь не в полной мере отвечает по­требностям и возможностям российской экономи­ки. Это связано с тем, что, во-первых, соответ­ствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регули­рования вексельного обращения. Необходимо от­метить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка ориги­нала на русский и требует в дальнейшем подготов­ки новой редакции его перевода.

Во-вторых, выход в свет многочисленных про­тиворечивых подзаконных актов уже породил определенные "напряжения" в вексель­ном обороте.

В-третьих, развитие вексельного рынка, пущен­ное "на самотек" без жестких регуляторов, приве­ло к заполнению рынка "дружескими", "бронзовы­ми" и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежны­ми суррогатами или приняли вид "секъюритизированных" неплатежей. Действующее законодатель­ство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъек­там РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что ме­стная администрация выпускает векселей на сум­му, превосходящую доходную часть своего бюдже­та, превращая "классический" вексель в эмиссион­ную ценную бумагу.

Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране век­сельной реформы, то есть комплекса мор по со­зданию правовой, организационной, технологичес­кой, региональной и информационной инфраструк­туры цивилизованного вексельного оборота в Рос­сии. Целью реформы должны стать, с одной сторо­ны, усиление защиты интересов векселедержате­лей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ (Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переклю­чение денежных потоков в реальный сектор, про­ведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли кор­поративных векселей, резкое увеличение необес­печенных "дружеских", "бронзовых" и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

Хотя уже сейчас можно назвать основные прин­ципы проведения вексельной реформы, лучше ограни­читься только принципами, на которых должна стро­иться система российского вексельного законода­тельства.

Первый сохранение вексельного законода­тельства на основе Женевских конвенций (возмож­но, с применением ряда оговорок).

Второй самодостаточность вексельного за­конодательства.

Третий построение вексельного законода­тельства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежать злоупотреблений.

Четвертый — нормы вексельного законода­тельства должны быть жестко привязаны к налого­вому и валютному законодательству, а также регу­лировать вопросы, отсутствующие в регламенте век­сельного права.

Пятый вексельное законодательство долж­но адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь включать:

- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ "О банкротстве (несостоятельности) предприятий" о порядке удовлетворения требова­ний кредиторов и выделении требований кредито­ров по векселям в отдельную очередь;

- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков со­вершения протеста и определение на законодатель­ном уровне процедуры совершения протеста;

- внесение изменений в Арбитражный процессу­альный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;

- предоставление права уполномоченному госу­дарственному органу (ФКЦБ, ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фак­тах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу пре­доставлять полученную информацию всем заинте­ресованным лицам и средствам массовой инфор­мации;

- создание законодательной базы саморегулиру­емых организаций, объединяющих участников век­сельного рынка (например АУВЕР);

- реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридичес­ких лиц по различным ценным бумагам;

- разработка и принятие Свода вексельных нор­мативных документов (Вексельного Кодекса).

Создание правовой, орга­низационной, информационной инфраструктуры ци­вилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с вексе­лями, изучения как российского опыта, так и обы­чаев вексельного оборота других стран.

 

Заключение.

На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов. На V Межбанковском конгрессе 1996 года было высказано мнение о существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе - кризиса вексельного обращения. Анализ состояния вексельного рынка показывает, что этот кризис уже наступил. На рынке обращается огромное количество необеспеченных, а, порой, и просто фальшивых векселей. Также велико количество, квази-векселей, составленных с дефектом формы, по-сути векселями не являющихся. Арбитражные суды не справляются с огромным потоком вексельных споров. Центробанк обеспокоен тем, какие "странные" векселя и каким "странным образом" сейчас выпускаются.

       Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих “очеловечивание” вексельного обращения:

· частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;

· неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей (если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);

· отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей;

· отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность в настоящее время их переучета в ЦБ РФ;

· существовующие несоответствия между вексельным законодательством и другими нормативными актами;

 

     Следует отметить – инструмент вексельного кредитования в России необходим, поскольку активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств и, во-вторых, уменьшает потребность в банковском кредите, соответственно снижая процентные ставки за его использование.

     Не возникает сомнений, что в дальнейшем, возможно уже в ближайшие годы, вексельное обращение в России примет более цивилизованные формы, будут со временем разрешены административно-правовые проблемы стоящие на пути вексельного обращения. Также будет решена проблема унификации налогового законодательства в отношении налогообложения операций с ценными бумагами физических и юридических лиц. Со временем, в России установится нормальная практика предоставления кредитов с использованием векселей. Предприятия-должники будут самостоятельно выпускать векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами.

 

 

Список литературы

1. "Положение о переводном и простом векселе", Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 №104/1341 (Женевская конвенция от 07.06.1930г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) включая изменения. и доп. на 12.08.1996г.

3. "О переводном и простом векселе", Закон РФ от 11.03.97 № 48-ФЗ.

4. "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения", Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. №1094.

5. "О рынке ценных бумаг", Закон РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ.

6. "Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учёта прав их держателей", Утвержденное постановлением ФКЦБ от 21 марта 1996 года №5.

7. Антонов Н.Г., Пессель М.А. "Денежное обращение, кредит и банки". -М:Финстатинформ, 1995г. -272с.

8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. "Регулирование и учёт операций с векселями". -М:Финансы и статистика, 1996г. -128с.

9. "Рынок ценных бумаг: Учебник", под ред. Галанова В.А., Басова А.И. -М:Финансы и статистика, 1996г. -352с.

10. Фельдман А.А. "Вексельное обращение. Российская и международная практика". -М:ИНФРА-М, 1995г. -352с.

11. Фельдман А.А. "Государственные ценные бумаги". -М:ИНФРА-М, 1995г. -240с.

12. Хабарова Л.П. "Учёт и налогообложение операций с векселями". -М:журнал Бухгалтерский бюллетень, 1997г. -176с.

13. Материалы, любезно предоставленные мне Ассоциацией Участников Вексельного Рынка и Финансово Информационной Службой через сети Internet.

 

 

Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ АНГЛИЙСКОЙ ТРАТТЫ

Лондон,*

10 января 199 ___

 

5000 ф.ст.

Гербовая марка

 

По требованию** уплатите банку Британии Бэнк Лимитед*** или его приказу пять тысяч фунтов стерлингов, эквивалент получен

Экспортс Лимитед****

 

Импортс Инк***** Бостон, США

__________________

* Место выдачи и дата

** Или 10 марта 199

*** Получатель по векселю- ремитент

**** Лицо, выставившее вексель- трассант

***** Банк, на который выставлен вексель- трассат

 

 

Приложение № 2

ОБРАЗЕЦ ТРАТТЫ БИРЖИ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...