Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I . Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи




КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальности «Организация работы с молодежью»

По дисциплине «Экономические основы работы с молодежью»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

 

 

СЕРОВА Вера Валерьевна

Научный руководитель –

старший преподаватель,

кандидат социологических наук,

Шмигирилова Л.Н.

 

 

Белгород 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

РАЗДЕЛ III. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Заключение

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсового исследования. Молодежь представляет собой не только будущее общество. Она ответственна за жизнь старшего поколения и воспроизводство нового, за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культуры и истории.

Согласно Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации, молодежь является объектом национально-государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Молодежь является органической частью общества, поэтому ее жизнедеятельность обусловлена социально-экономическими, политическими и культурными условиями. В то же время молодые люди также могут оказывать влияние на внешние условия. Огромную роль в данном случае играют ценностные ориентации молодежи, задающие направления деятельности как молодых людей, так и общества в целом. Таким образом, от сегодняшних ценностных ориентаций молодежи напрямую зависит будущее страны. Готовность действовать согласно определенным общественным установкам и ценностным ориентациям является одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в становлении экономически сильного, политически стабильного государства.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени.

Особый интерес для изучения представляет система ценностных ориентаций молодежи в современной России. Российское общество переживает системный кризис, коснувшийся всех сторон жизни общества. Изменения произошли и в ценностной системе общества. Ценностный кризис нашел свое отражение в системе ценностных ориентаций молодежи.

Степень изученности темы. Ценностные ориентации молодежи стали изучаться еще с 60-х годов XX в. Примером этого могут послужить труды А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, описавших отношение к труду и ценностные ориентации личности с точки зрения социологии[1].

Проблему модернизации и национальной экономической ментальности, а также влияние ментальности на экономическое поведение граждан в современной России рассматривали Е.С. Балабанова[2] и Т.С. Вуколова[3].

Н.Ф. Головатый занимался изучением особенностей молодежи, ее интересов, потребностей, деятельности во всех сферах жизни и ее роли в обществе[4]. Он также рассматривал ценностные ориентации молодых людей и особенности удовлетворения их жизненных потребностей в рамках социологии молодежи.

В.Т. Лисовский, основываясь на проведенных им исследованиях, дал анализ духовного мира, интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, любовных и семейных ценностей молодёжи в разные эпохи[5].

Проблема исследования заключается в противоречии ориентаций старой, советской системы ценностей и новой, западной, ориентированной на рыночную экономику.

Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи. Предмет исследования представляют особенности ценностных ориентаций молодежи в экономической сфере.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики и разработке рекомендаций по формированию гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.

Задачи исследования:

· дать характеристику теоретическим основам изучения ценностных ориентаций молодежи;

· проанализировать особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики;

· разработать рекомендации по формированию целостной гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на теории ценностей А.Г. Здравомыслова. Исследование опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, Н.Ф. Головатого и В.Т. Лисовского. В курсовой работе использовались методы анализа, сравнения, обобщения при рассмотрении ценностных ориентации современной молодежи в сфере экономики и выявлении ценностных ориентаций традиционной и западной систем. Также в работе использовались исторический метод и цивилизационный подход при определении роли России в мировой истории.

Эмпирическую базу исследования составили результаты репрезентативного опроса молодежи России, проведенного в ноябре 2002 года по гранту Исполнительного директора Фонда поддержки демократии (National Endowment for Democracy, USA), при котором были опрошены 1264 респондента. В курсовом исследовании также использованы данные социологических исследований молодежи, проведенных сотрудниками НИИКСИ СПбГУ в 2006 году в Санкт-Петербурге, Москве и городах провинции, выборка 705 человек.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

молодежь ценностная ориентация экономика


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

 

Говоря о ценностных ориентациях молодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь» и в чем заключается ее специфика как социальной группы.

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности[6]. И.С. Кон определял молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества[7]:

· молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;

· молодежь – носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;

· молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Теперь обратимся к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации» и рассмотрим специфику ценностных ориентаций молодежи.

П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением»[8]. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.

Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.

С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.

В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем[9]:

· смысложизненная система объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческого бытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;

· витальную систему составляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценности здоровья, безопасности, комфорта;

· интеракционистская система включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошие отношения, совесть, честность, взаимопомощь;

· в социализационную систему входят ценности, определяющие процесс формирования личности.

Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей[10]:

· абстрактные ценности, наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальные ценности;

· ценности, проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность и др.;

· а также способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.

Личностные ценности отражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностных ориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.

Ценностные ориентации (или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей, иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человеку направленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного»[11].

Ценностные ориентации составляют определенную систему, включающую в себя несколько подсистем:

· социально-структурные ориентации и планы;

· планы и ориентации на определенный образ жизни;

· деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

В рамках всей совокупности ценностей можно выделить общечеловеческие или глобальные ценности. К таковым относятся гуманизм, справедливость, семья, свобода, труд, дети и т.п.

Таким образом, ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях и интересах. Они также определяют мотивацию поведения индивидов и составляют мировоззрение человека как личности.

Одним из видов ценностных ориентаций являются экономические ценностные ориентации. Такой вид ценностных ориентаций определяет дифференциацию объектов экономической сферы по их значимости, или выгодности.

Экономическая сфера представляет собой область деятельности общества по созданию материальных благ. Данная сфера общества способствует наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Экономическая сфера является основной, т.к. отвечает за удовлетворение первостепенных, жизненно важных потребностей человека.

«Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности»[12].

Среди различных потребностей человека чаще всего выделяют потребности биологические и социальные, также различают индивидуальные потребности, т.е. потребности отдельных личностей и потребности социальных групп. Между биологическими и социальными потребностями существуют промежуточные потребности – социально-биологические. Среди них можно назвать потребность в лидерстве, лидерских функциях, а также потребность в обеспечении собственной безопасности, в групповой принадлежности, организации коллективной жизни и др.

Степень удовлетворения различных потребностей зависит от уровня материально-духовного развития конкретного общества.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с жизненными планами молодых людей. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

Жизненные планы молодого человека связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.

Начало радикальных социально-политических и экономических перемен для представителей нынешней молодежи совпадает с периодом их детства или с рождением. Родители на период их воспитания столкнулись с жестким требованием реальности – выработать новые адаптационные механизмы и жизненные стратегии для приспособления в динамично меняющейся реальности. Это обстоятельство не могло не отразиться на мировоззрении, ценностных ориентациях и жизненных стратегиях современной молодежи.

Остановимся подробнее на том, чем же характеризуются ценностные ориентации российской молодежи.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.[13]

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.

В представлениях молодежи об отношениях государства и его граждан имеет место государственно-патерналистский компонент. Подавляющее большинство молодых людей считают, что государство должно обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Вместе с тем молодежь, как и старшее поколение, считают, что в реальности государство не может предоставить даже необходимого минимума условий. Столкновение подобных противоречий в установках негативно сказывается на социальном самочувствии молодых людей.

В отношении заинтересованности политическими событиями стоит отметить скорее не аполитичность, а отсутствие вовлеченности молодежи в политическую жизнь общества. В целом молодежи свойственна установка на довольно активное участие в выборах, особенно президентских. Но конкретные партийные предпочтения почти у половины молодых россиян не выражены. Большая часть молодежи руководствуется мнением, что для успеха на политической арене необходимы хорошее образование и высокая степень профессионализма, а также личная активность и инициативность. Однако при оценке реальных путей выдвижения в политику преобладают такие критерии, как участие в деятельности партий, включенность во властные структуры государства или наличие связей в сфере бизнеса. Социально-политическая активность молодежи в общем крайне низка, как и у других возрастных групп.[14]

Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.[15]

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.

2. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Определенная совокупность ценностей, иерархически связанных между собой, составляет ценностные ориентации человека. Система ценностных ориентаций включает в себя: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Ценностные ориентации рассматриваются, во-первых, как оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, во-вторых, как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости. Существуют экономические ценности и ценностные ориентации, связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта.

3. Для современной российской молодежи характерны следующие изменения в системе как ценностных ориентаций в целом, так и в сфере экономики:увеличение значимости индивидуальных ориентаций; рост и развитие идеологического и мировоззренческого плюрализма, многовариантность и фрагментарность мировоззрения; амбивалентность, двойственность ценностного сознания, сочетание противоположных, взаимоисключающих оценок и установок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...