Раздел II . Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
На изменения в ценностных ориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказали социально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождением молодых людей или застал их в годы детства. А, как отмечают психологи, первые годы жизни оказывают наибольшее влияние на формирование личностных качеств. Особенность социальных изменений в российском обществе заключается в системном переходе от одного социально-экономического устройства к другому. В связи с этим также произошли и фундаментальные изменения в идеологии, во взаимоотношениях людей и, следовательно, в ценностных ориентациях. Рассмотрим подробнее, в чем заключалась сущность проводимых реформ. В 1992 году Президентом РФ был подписан указ «О свободе торговли», в соответствии с которым предприятиям и гражданам разрешалось осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без каких-либо специальных разрешений, за исключением некоторых ограничений, таких как торговля оружием, лекарственными средствами и т.д. В это время уже был в силе указ «О либерализации цен», предполагавший ослабление государственного регулирования в сфере ценообразования. Рынок стал наполняться потребительскими товарами, однако монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции и к резкому падению уровня жизни. Множество государственных предприятий были приватизированы и перешли в собственность частных владельцев фактически за бесценок. В результате приватизации появился класс олигархов, но в то же время большинство людей стало жить на уровне бедности. Экономика вышла из-под контроля правительства.
К середине 1990-х годов стали очевидны результаты. С одной стороны в России начала формироваться рыночная экономика и улучшились политические и экономические отношения с Западом. А с другой – в несколько раз упал уровень промышленного производства, резко снизился уровень жизни, увеличилась безработица, произошла деформация всех стоимостных пропорций, а среди представителей среднего класса едва ли набиралась четвертая часть от всего населения. Проблема перехода к рыночной модели развития заключалась в следующем: · с самого начала реформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации, не учитывались социокультурные традиции нашего общества; · также не были учтены такие особенности экономики, как милитаризованность, низкая технологичность и отсутствие качественных, конкурентоспособных потребительских товаров.[16] Установки, характерные для советского общества, – доминирование традиций коллективности и отсутствие персональности – стали неприменимы к новым социально-экономическим условиям. Период, когда представители старшего поколения адаптировались к изменившейся реальности, пришелся на время воспитания современной молодежи. Чтобы проследить, как произошедшие перемены повлияли на ценностные ориентации современной молодежи в сфере экономики, следует рассмотреть, как молодые люди оценивают свое экономическое положение, произошедшие в стране перемены, насколько важны для них материальные ценности и т.д. Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма. Также молодые люди, по сравнению со старшими поколениями, демонстрируют и большую приверженность к либерально-демократическим ценностям, а также к рыночному пути развития российской экономики. Однако все вышеуказанные установки молодежи выделены на основании сравнения молодых людей с российским обществом в целом. На деле же в сознании молодежи уживаются как современные ценности рыночной экономики, так и ценности, характерные для людей, вышедших из советского общества.
Говоря об отношении молодежи к своему социально-экономическому положению, стоит отметить положительные тенденции. На вопрос «К какому слою общества вы бы, скорее всего, себя отнесли?», большинство опрошенных молодых людей (55%) ответили: «к средней части среднего слоя». Тогда как среди старшего поколения число участников опроса, давших тот же ответ, снижается. Из россиян в возрасте от 30 до 49 лет так же считают 45%, а из граждан, которые старше 49 лет – уже 30%. «К низшей части среднего слоя» отнесли себя 15% молодежи, 30% граждан от 30 до 49 лет и 34% лиц старше 49 лет. Такая же динамика наблюдается и среди отнесших себя к низшему слою. Таким образом, можно сказать, что чем моложе респондент, тем лучше он оценивает свое социальное и экономическое положение. Однако, несмотря на позитивную оценку своего положения, большая часть молодежи склонна негативно оценивать общее состояние экономики в стране. Обратимся к вопросу об отношении молодежи к экономическим реформам 1990-х, т.к. именно данные реформы явились переходным моментом в становлении рыночной экономики и западной системы ценностей. А также рассмотрим вопрос о государственном регулировании экономики. Оценки молодежи в данной области не во многом отличаются от мнений населения в целом, однако они менее негативны. 9% российской молодежи считают, реформы «оказали положительное влияние на экономику России»; 38% – большая часть опрошенных разделяют мнение о том, что реформы «были необходимы, но их цена оказалась слишком высока»; 11% молодых россиян склонны думать, что «в реформах не было никакой необходимости»; 24% уверены, что реформы «оказали разрушительное действие на экономику России», остальные же затруднились ответить. Можно отметить, что сегодня среди российской молодежи выше доля затрудняющихся дать оценку экономическим реформам 1990-х годов. Менее сложным оказался вопрос о «социальной цене» реформ. Такой вариант, как признание необходимости реформ и указание на их слишком высокую цену, оказался более значимым для молодых людей, получающих высшее образование, а также для молодых специалистов, т.е. для той части молодежи, которая является наиболее квалифицированной и, вместе с тем, наиболее критично настроенной. В данной подгруппе его выбрали 52% опрашиваемых. Молодые руководители (35%), рабочие (31%) и безработные (30%) в основном приняли позицию большей части российского населения, выбрав вариант о разрушительном воздействии гайдаровских реформ на экономику страны. Таким образом, относительное большинство российской молодежи все же осознают необходимость реформ, начатых в 1990-х годах, тогда как среди всего населения преобладают негативные оценки.
Однако подобная позитивная, несмотря на все оговорки, оценка реформ не соответствует признанию большей части молодых людей ценностей экономического либерализма. Как и у основной части населения, в сознании молодежи еще сохранилась устойчивость государственно-патерналистских установок, т.е. установок на покровительственный характер деятельности государства. За полное восстановление советской модели экономики высказались всего 6% опрошенных. Зато за «сохранение системы государственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства» выступили уже около четверти опрошенных молодых людей – 23%. Вариант, предполагающий «равные возможности для государственного управления и для развития частного предпринимательства», был выбран относительным большинством опрошенных (39%). Причем среди молодых людей, поддержавших данную позицию, – большинство предпринимателей (56%) и относительное большинство молодых специалистов (45%). Вариант «частичного сохранения регулирования экономики, при обеспечении полноценного развития частного предпринимательства» был принят примерно пятой частью опрошенных, среди которых преобладали самые образованные и высокостатусные респонденты. Кроме того отмечена следующая тенденция: установка на либеральный путь развития экономики наиболее выражена в семьях, основным кормильцем которых является предприниматель или руководитель; в семьях с кормильцем-рабочим или кормильцем-военнослужащим преобладает ориентация на государственно-патерналистскую установку.[17]
Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в экономике России. Старая система мотивации разрушена, благодаря переходу к рыночным отношениям, а новая до сих пор находится в стадии формирования. Также формируется новая система трудовых ценностей, в которой важную роль играют трудовые ценности молодежи как смены старшего поколения и главного источника трудовых ресурсов государства. Рассматривая основные тенденции, стоит отметить, что из трудовых ценностей для молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные ценности. Если рассматривать иерархию значимости компонентов трудовых ценностей, то у молодых людей на первом месте находится высокий заработок, на втором – гарантия стабильной занятости и только на третьем месте – интересная, творческая работа. Одной из основных особенностей трудовых ориентаций молодежи является стремление к стабильности. Это объясняется тем, что проблема безработицы весьма актуальна среди молодежи, не обладающей достаточным опытом и конкурентоспособностью. С последней также связана ориентация молодых людей на карьерный и профессиональный рост. Как уже отмечалось, в системе трудовых ценностей молодежи существуют свои противоречия. В сознании молодежи работа служит средством для заработки денег, и в то же время данное понятие почти не соотносится с трудом. Таким образом, среди главных жизненных ценностей молодежи далеко не последнее место занимает интересная работа, позволяющая проявить творческие способности и обеспечивающая приличный доход. Вместе с тем, труд как самоценность большой роли не играет. Причинами такого явления могут послужить следующие факторы[18]: · вместе с социально-культурными переменами изменились идеология и воспитание, потеряло актуальность трудовое воспитание, образ «героя труда» был заменен «идолами потребления» – все это привело к тому, что престижными стали такие профессии, которые не требуют особых умений и больших затрат труда и времени (поп-звезды, модные журналисты); · в настоящее время в сознании молодежи отсутствует четкая связь между трудом и зарабатыванием денег: еще в советское время эта связь была ослаблена уравнительным распределением доходов, а сейчас примерами для молодежи служат ситуации, в которых одни зарабатывают огромные деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, полноценно работая, получают несоразмерно малую зарплату.
Образование занимает не последнее место в системе экономических ценностных ориентаций молодежи. Хотя лишь половина молодых людей оценивают его как условие достижения успеха и материального благополучия. Образование, в целом, рассматривается как средство для повышения своего положения на рынке труда, а не как способ приобретения знаний. Данную установку можно объяснить следующим явлением. Система образования сегодня направлена в большей степени на самостоятельное обучение, т.е. какую-то часть информации учащийся должен искать самостоятельно. Этому способствуют современные информационные средства коммуникации. Вместе с тем огромное количество хрестоматийного материала, а также готовых концептов учащиеся различных учебных заведений могут найти в глобальной сети Интернет. Таким образом, современная молодежь в своем большинстве игнорирует использование первичных источников, предпочитая им сокращенные версии в сомнительных интерпретациях. Основной целью преобладающей части молодых людей является получение диплома минимальными усилиями.[19] Тем не менее, высшее образование, как полагает нынешняя молодежь, представляется гораздо более престижным, нежели среднее профессиональное или среднее специальное. Что, опять же, связано с социальным статусом, а не с получением каких-либо знаний и навыков. В целом, можно подчеркнуть усиление значения материального фактора в сознании молодежи. Успех и благополучие молодежи во многом определяются материальным положением. Вышесказанное позволяет сделать выводы: 1. Одним из главных факторов, оказавших большое влияние на изменение экономических ценностных ориентаций российского общества и молодежи в особенности, являются экономические реформы, проводимые в начале 1990‑х годов. При реформировании не были учтены социокультурные традиции общества и состояние экономики того времени. Это привело к тому, что людям пришлось в очень короткий срок приспосабливаться к новым ценностям, вследствие чего в общественном сознании сохранились элементы двух разных ценностных систем. 2. Молодые люди склонны оценивать свое экономическое положение более позитивно, нежели старшие поколения. Однако экономическому состоянию государства в целом молодежь дает негативную оценку. 3. Оценивая экономические реформы, молодежь отдает предпочтение следующему мнению: реформы были необходимы, но их цена оказалась слишком высокой. Касательно государственного регулирования экономики, относительное большинство молодых людей занимают позицию, предусматривающую равные возможности как для государственного управления, так и для развития частного предпринимательства. Однако достаточно большому количеству молодых людей свойственна ориентация на государственно-патерналистскую установку. 4. Наиболее значимыми среди трудовых ценностей для молодежи являются материальные и статусные. Ценность же самого труда потеряла актуальность в связи с отсутствием должного трудового воспитания и четкой связи между трудом и зарабатыванием денег. Образование рассматривается молодежью в основном как средство повышения своей конкурентоспособности и социального положения. Высок престиж высшего образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|