Раздел III . Формирование Системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
Как уже отмечалось, главная проблема ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в сфере экономики, состоит в их двойственности, противоречивости. Молодежь, благодаря особым социально-экономическим условиям, частично усвоила и традиционные ценности, характерные для советского общества, и западные ценности, связанные с переходом российской экономики к рыночному типу. В сфере экономики к традиционным ценностным ориентациям можно отнести следующие: · ориентация на коллективный труд; · ориентация на получение образования с целью приобретения знаний и умений; · ориентация на реализацию своего трудового потенциала в интересах общества; · ориентация на значимость труда как такового; · ориентация на государственно-патерналистскую установку, предполагающая покровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющую роль государства в экономической сфере. К западным, или рыночным, следует отнести следующие ценностные ориентации: · ориентация на индивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры; · ориентация на получение высшего образования как средства для повышения своего социального статуса и положения на рынке труда; · ориентация на материальное благополучие, на получение большего заработка с минимальными затратами труда и времени; · ориентация на либеральный путь развития экономики и на частичное регулирование экономики государством. Таким образом, в экономическом сознании молодежи уживаются противоречащие, взаимоисключающие друг друга оценки и установки. Данное явление обусловлено, главным образом, социально-экономическими переменами. Одна из главнейших ошибок при проведении социально-экономических реформ заключалась в том, что не были учтены социокультурные традиции общества того времени, также не существовало концепции модернизации. Перемены повлекли за собой изменения в идеологии страны. Старые идеалы и ориентиры были разрушены, а на их смену пришли новые, западные, никак не скорректированные в соответствии с культурой и менталитетом российского общества. Следствием этого стал ценностный кризис всего общества, который не мог не отразиться на экономических ценностных ориентациях современной молодежи.
Как известно, все сферы общественной жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи. Изменения, произошедшие в одной из сфер, должны сопровождаться изменениями в остальных. Поэтому переход от административно-плановой экономики к рыночной потребовал создания новой идеологии и национальной идеи, которые будут соответствовать новым экономическим условиям, не входя в противоречие с менталитетом российского общества. Остановимся подробнее на таких понятиях, как «нация» и «национальная идея» и «идеология». Нация представляет собой историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.[20] Нация – более широкое понятие в отличие от национальности. Национальность обозначает принадлежность человека к определенной этнической группе. Нация же определяет в большей степени социокультурный компонент. Таким образом, в одну нацию могут входить представители разных национальностей. Под термином «национальная идея» следует понимать комплекс основополагающих идей, доминирующий длительное время в идеологии народа, служащий для максимально длительного сохранения самобытности этого народа, т.е. продолжения его рода при сохранении свободы выбора его собственной идеологии.[21] Национальная идея отражает цель нации.
Понятие «идеология» зачастую относят к системе политических воззрений и установок общества. Идеология же в целом – это система идей и взглядов, через призму которых осознается и оценивается отношение к действительности. Таким образом, идеология государства подразумевает общую для страны систему взглядов, при помощи которой оценивается действительность. А национальная идея, основываясь на данных оценках отражает цель нации, то, к чему должно стремиться российское общество. Проблема отсутствия национальной идеи и, как следствие, противоречивости ценностных ориентаций общества и молодежи как в целом, так и в экономической сфере, подкрепляется противоречивыми действиями со стороны государственной власти. Так в статье 13-й Конституции Российской Федерации указано, что «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие... Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Вместе с тем отсутствие общей системы взглядов, идей и ценностей, определяющих цели российской нации, грозит усилением ценностного кризиса, потерей национальной самобытности. Проблема национальной идеи и идеологии стоит перед Россией уже не первый год. По этому поводу ведется огромное количество дискуссий, имеется множество предложенных вариантов решения проблемы. Так почему же ни одна из предложенных идеологий не прижилась к современному российскому обществу? Можно выявить две причины, объясняющие данную ситуацию: · во-первых, большинство предложенных вариантов отражают узкие политические цели и интересы; · во-вторых, многие воззрения характеризуются бессистемностью; т.е. в их основе лежат лишь несколько компонентов или такие целевые установки, которые отражают преходящие задачи. Определяя идеологию и национальную идею России, необходимо основываться на специфических особенностях страны, ее роли в мировой истории. Согласно цивилизационному подходу, существует два основных вектора развития цивилизаций: восточный тип циклического развития и западный прогрессивный тип. До сих пор обсуждается вопрос об отнесении России к одному из этих типов. Однако все попытки отнесения ее к Востоку или Западу заканчивались провалом.
Имеет место точка зрения о Российской цивилизации, как локальной, периферийной, несистемообразующей цивилизации. Но мировая история подтверждает, что специфика таких цивилизаций, находящихся на территории взаимодействия Запада и Востока, порождает системные сообщества интегративного характера. Вначале подобные сообщества были неустойчивыми, но со временем обретали стабильность. К таким цивилизациям относят Эллинистические государства и Византию. Согласно Б.Е. Андюсеву[22], российская цивилизация обладает рядом специфических отличительных признаков: · обширность территорий и полиэтничность; · высокая степень централизации государственной власти и государственного регулирования экономических, межэтнических и социальных отношений; · взаимодействие и интеграция культур и религий; · особая роль духовно-религиозного компонента; · сосуществование государственного и традиционного (обычного) права и правовой выбор личности. Поэтому особенно важным является значение российской цивилизации как цивилизации, основывающейся на опыте интеграции двух полюсов. Российская цивилизация представляет собой новый тип мировых цивилизаций. Это цивилизация интегративная, традиционно-прогрессивная. Она имеет устойчивое традиционно-консервативное ядро. Но для нее характерно наличие широкого и гибкого защитного пространства культуры, открытого внешним новациям. Б.Е. Андюсев утверждает, что «в центре российской модели миропорядка стоят: полиэтничность, поликонфессиональность, опыт интеграции цивилизационных полюсов на обширном социо-географическом лимитрофе, взаимосогласие и ведущие добровольные формы политической соорганизации этносов и общественных элит». Он предлагает рассматривать российскую цивилизацию контексте понимания ее в качестве национальной идеи. По мнению Б.Е. Андюсева, структура модели российской цивилизации содержит пять компонентов. Центральный компонент, который является выражением поликомпонентного ядра российской цивилизации – это традиционная полиэтническая духовность и культура. Другими словами, это комплекс систем ценностей, духовно-религиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета и стереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех этносов, религиозно-культурных конфессий и общественных групп Российской Федерации.
Остальные четыре компонента условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, их сохранения и развития. К ним Б.Е. Андюсев относит державность, гражданственность, соборность и патриотизм. Для России упадок государственности всегда заканчивался хаосом и смутой. Отказ от сильного государства вел к обесцениванию жизни человека и трагедии личности. Державность – это форма взаимосогласования интересов центра и регионов, взаимной ответственности власти и личности. Державность предполагает сильную властную вертикаль с правовым обеспечением функций ее ветвей; обеспечение баланса достоинства личности и достоинства власти. Гражданственность и правовое общество служат своеобразной системой противовеса державности, гарантии сдерживания тенденции перерождения демократии в деспотию. Формирование гражданского общества должно осуществляться не на основе безоглядной «вестернизации», а с учетом исторических особенностей правовой культуры всех народов Российской Федерации. Важно заметить, что в России высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения к власти. Соборность – социальное единение граждан независимо от политических, этнических, конфессиональных и других интересов. Соборность в России традиционно опиралась на духовность, выборность и ответственность, систему обратной связи центральной власти и самоуправления регионов. Патриотизм Б.Е. Андюсев рассматривает как внутреннюю осознанную потребность в самоидентификации по отношению к своей общности, культуре, истории, стране и ее национальным интересам. Патриотизм – это ментальный базис державности, гражданственности и соборности. Таким образом, одним из важнейших условий формирования ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики является наличие национальной идеи и государственной идеологии. Подводя итоги, следует отметить: 1. Противоречивость ценностных ориентаций и установок в экономическом сознании молодежи является отражением общего кризиса ценностей, возникшего в результате проведенных социально-экономических реформ.
2. Важнейшим условием формирования целостной системы ценностных ориентаций как в целом, так и в сфере экономики, является наличие национальной идеи и общей идеологии для российской нации. 3. Б.Е. Андюсев предлагает рассматривать в качестве национальной идеи особую роль российской цивилизации, представляющей собой новый интеграционный тип цивилизаций, основывающийся на опыте интеграции двух полюсов: Запада и Востока. Главными компонентами российской цивилизации, по Б.Е. Андюсеву, являются традиционная полиэтническая духовность и культура, державность, гражданственность, соборность и патриотизм. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе таких характеристик, как возраст, социальное положение и социально-психологические свойства. Молодежь играет особую роль в жизнедеятельности общества, что обуславливается следующими обстоятельствами. Она является главным источником трудовых ресурсов и носителем интеллектуального потенциала, а также имеет большую социальную и профессиональную перспективу. Главным фактором, определяющим деятельность молодых людей, являются их ценностные ориентации. Ценность означает некую значимость объекта для субъекта. Ценностные ориентации можно определить как иерархию ценностей, задающую направленность жизнедеятельности человека или социальной группы. Ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как оценивание конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости. Особым видом ценностей и ценностных ориентаций являются экономические ценности и ценностные ориентации, связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта. В целом, ценностные ориентации молодежи России характеризуются увеличением значимости индивидуальных ориентаций; ростом и развитием идеологического плюрализма, фрагментарностью мировоззрения; двойственностью ценностного сознания, сочетанием противоположных, взаимоисключающих оценок и установок. Главной особенностью ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в экономической сфере, является факт формирования их в период радикальных перемен. Переход от одного социально-экономического устройства к другому повлек огромные изменения в идеологии, отношениях людей и в ценностных ориентациях. Экономические реформы 1990-х годов с одной стороны привели к формированию рыночной экономики и улучшению политических и экономических отношений с Западом. Но с другой – к упадку уровня промышленного производства, снижению уровня жизни, увеличению безработицы и к деформации всех стоимостных пропорций. Главные ошибки при проведении реформ заключались в том, что не были учтены культура и традиции общества и состояние экономики того времени. В целом, с самого начала реформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации. В результате установки, характерные для советского общества, стали неприменимы к новым социально-экономическим реалиям. Обществу пришлось в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, политике, ценностям. При рассмотрении ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики можно сказать следующее. По сравнению со старшими поколениями, молодежь в большей степени ориентирована на ценности индивидуализма, либерально-экономические ценности и на установку на рыночный путь развития России. Можно сказать, что молодежь позитивно относится к своему экономическому положению: большая часть относит себя к среднему классу. Тем не менее, большинство молодых людей негативно оценивают состояние экономики страны. Говоря об оценке экономических реформ 1990-х годов, молодежь склонна думать, что реформы были необходимы, но социальная цена их слишком высока. В сфере государственного регулирования экономики можно выделить следующие тенденции. Относительное большинство молодых людей считают, что должны быть равные возможности как для государственного управления, так и для развития частного предпринимательства. Однако почти четверть современной молодежи выступает за сохранение системы государственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства. Установка на рыночный путь развития характерна для семей, кормильцем в которых является предприниматель или руководитель. В семьях, где кормильцем является рабочий или военнослужащий, более выражена государственно-патерналистская ориентация. Среди трудовых ценностей для молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные. Имеет место стремление к стабильности. В системе трудовых ценностей современной молодежи существуют противоречия. Теряется значимость ценности самого труда. Слабеет связь между трудом и зарабатыванием денег. Образование служит в большей степени средством для повышения социального положения и конкурентоспособности на рынке труда. В настоящее время очень высок престиж высшего образования. В целом, заметно выросло значения материального фактора в системе ценностных ориентаций молодежи. Необдуманно проведенные экономические реформы определяют главную проблему ценностных ориентаций молодежи, заключающуюся в сочетании ориентаций двух противоречащих, конфликтующих ценностных систем: западной и традиционной. Среди традиционных ориентаций в сфере экономики можно выделить: ориентацию на коллективный труд; на получение образования с целью приобретения знаний и умений; на реализацию своего трудового потенциала в интересах общества; на значимость труда как такового; на государственно-патерналистскую установку, предполагающую покровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющую роль государства в экономической сфере. К рыночным ориентациям можно отнести: ориентацию на индивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры; на получение высшего образования как средства для повышения своего социального статуса и положения на рынке труда; на материальное благополучие, на получение большего заработка с минимальными затратами труда и времени и ориентацию на либеральный путь развития экономики; на частичное регулирование экономики государством. Следствием радикальных перемен стал ценностный кризис всего общества, отразившийся на ценностных ориентациях современной молодежи как в целом, так и в сфере экономики. А одним из важнейших условий формирования гармоничной системы ценностных ориентаций служит наличие национальной идеи и общей для страны идеологии. Проблема национальной идеи и идеологии страны усиливается противоречием действий государственной власти. В частности наличием в Конституции РФ статьи о том, что никакая идеология не может утверждаться в качестве государственной. Б.Е. Андюсев утверждает, что большинство вариантов, предлагаемых в качестве национальной идеи, отражают узкие политические цели или характеризуются бессистемностью. Он предлагает рассматривать как национальную идею российскую цивилизацию, объясняя это пониманием России как третьего интегративного типа цивилизаций, сочетающего опыт Запада и Востока. Среди основных элементов структуры модели российской цивилизации Б.Е. Андюсев называет следующие. В центре стоит традиционная полиэтническая духовность и культура. К остальным четырем компонентам относятся: державность, предполагающая сильную государственную власть; гражданственность, уравновешивающая державность и сдерживающая перерастание демократии в деспотизм; соборность, обозначающая социальное единение всех граждан, и патриотизм как ментальный базис державности, гражданственности и соборности. Таким образом, национальная идея и государственная идеология служат важнейшим условием формирования системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|