Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Организация взаиморасчетов между организациями связи




9.1. Объективная необходимость взаиморасчетов

Специфика отрасли связи требует перераспределения доходов, полученных от реализации услуг связи потребителю. Необходи­мость перераспределения доходов вызвана наличием сетевых услуг, в предоставлении которых участвуют несколько ор­ганизаций (операторов) связи. Денежные средства, полученные от реализации таких услуг связи потребителю, поступают на счет оператора, принявшего заказ на данную услугу на исходящем эта­пе. Все остальные участники производственного процесса по пре­доставлению услуг связи денежных средств от потребителя не получают.

Кроме того, существующая система тарифов на услуги связи та­кова, что убыточность одних компенсируется доходами высокорента­бельных услуг. Без перераспределения доходов организации связи, в структуре которых преобладают низко рентабельные и убыточные ус­луги, не смогли бы нормально функционировать. Наличие бездоход­ных организаций связи, не работающих непосредственно с потреби­телями, а занимающихся эксплуатационно-техническим обслужива­нием средств и сооружений связи, также требует наделения их дохо­дами.

Проблема перераспределения доходов особенно остро встала в связи с переходом отрасли связи на коммерческий расчет.

Переход на новые экономические отношения, структурные преобразования, выход новых законодательно-нормативных документов, в том числе отмена механизма косвенного перераспределения доходов и вынужденный путь либерализации тарифов на услуги связи яви­лись объективными предпосылками для внедрения в отрасли связи нового хозяйственного механизма - взаиморасчеты.

Взаиморасчеты - это механизм прямого перераспределения доходов от реализации ус­луг связи между организациями, непосредственно участвующими в предоставлении конкретных услуг. В отличие от действовавшего ра­нее механизма перераспределения доходов взаиморасчеты между ор­ганизациями связи осуществляются на договорной основе за конк­ретно выполненный объем работ с учетом методических рекоменда­ций, разработанных для каждой отрасли связи и соответствующего вида услуг. Для сокращения расчетно-денежных операций и упроще­ния ведения расчетов созданы специальные расчетные центры, кото­рые централизованно осуществляют взаиморасчеты между предпри­ятиями связи.

Система взаиморасчетов дает наглядную оценку как доли каждо­го оператора связи в общем технологическом процессе предоставле­ния той или иной услуги, так и услуги в целом, что имеет большое значение для оперативной корректировки тарифов и совершенство­вания системы ценообразования на услуги связи. Эта система заин­тересовывает всех операторов в увеличении физических объемов пе­редаваемой информации, сокращении затрат на ее передачу и прове­дение соответствующей работы по оптимизации схемы построения сети связи. В конечном итоге это ведет к повышению эффективности и улучшению качества работы средств связи.

 

9.2. Технология взаиморасчетов за различные виды сетевых услуг связи

Технология взаиморасчетов за различные виды сетевых услуг оп­ределяется специфическими особенностями отраслей связи, к кото­рым относятся соответствующие сетевые услуги.

Процесс перераспределения доходов оконечных операторов, получаемых за сетевые услуги, объективно необходимый с учетом особенности отрасли связи, осуществляется на основе взаиморасчетов. Система взаиморасчетов в отрасли связи представляет собой совокупность экономических отношений между операторами сети общего пользования, основанную на механизме прямого перераспределения доходов от реализации конкретных услуг в соответствии с долей каждого участника производственного процесса в предоставлении соответствующих услуг связи.

Наиболее сложной экономической проблемой при разработке и внедрении механизма взаиморасчетов является определение вклада (доли) отдельных предприятий - участников создания сетевых услуг, осуществляющих определенные функции на каждом этапе передачи сообщений. С теоретической точки зрения, наиболее обоснованной, следует считать такую систему взаиморасчетов, которая бы базировалась на балансе сетевых доходов и обеспечивала бы экономическое равновесие в результате объективного деления общего тарифа на конкретную услугу по участкам передачи.

Каждая такая часть тарифа должна включать необходимые затраты оператора на создание услуги и обеспечивать примерно одинаковый уровень рентабельности всем участникам технологической цепочки. При этом тариф, взимаемый с потребителя за конкретную услугу, может быть представлен в виде:

Ц = Цисх + Цтр1 +... +Цтpn + Цвx,

где Цисх. Цтр. Цвх - цена (денежное выражение стоимости) обработки междугородного сообщения на исходящем, транзитном (их может быть несколько в зависимости от схемы построения сети) и входящем этапах.

Удельный вес цены услуги на каждом этапе передачи сообщения в тарифе на законченную услугу и должен характеризовать вклад (долю) каждого оператора (d) в общих сетевых доходах:

dисх = Цисх/Ц; dтp = Цтр/Ц; dвx = Цвх /Ц при Sdi = 1.

В общем виде балансовая модель экономического равновесия, основанная на распределении сетевых доходов за конкретную услугу между всеми предприятиями, участвующими в ее создании, имеет вид:

До.д = (qисх´ dисх + qтp1´ dтp1 +... + qтpп ´ drpп + qвx´ dвx) Ц,

где qucx, qтр, qвх - число сообщений, обработанных на соответствующих участках передачи.

Практическое использование данной модели возможно лишь при условии, что одноименные услуги реализуются всеми операторами по одинаковым тарифам, установленным с учетом их стоимости, т.е. таким тарифам, которые полностью компенсируют затраты на создание услуги и включают объективно необходимый уровень рентабельности.

В действительности же, применяемая в отрасли система ценообразования построена с учетом перекрестного субсидирования, при котором убыточность одних услуг компенсируется прибылью от других.

Кроме того, в условиях либерализации цен тарифы на одноименные услуги, устанавливаемые самими операторами, в большинстве случаев варьируют в значительных пределах.

Следует также учитывать, что в силу сложившихся обстоятельств, в структуре обмена ряда предприятий преобладают низкорентабельные и убыточные услуги, тарифы на которые установлены не только ниже их реальной стоимости, но и ниже себестоимости. Для таких предприятий перераспределение сетевых доходов на основе балансовой модели означало бы невозможность нормального функционирования в условиях рыночных отношений.

Проблема взаиморасчетов в связи усложняется в условиях демонополизации отрасли и развития конкуренции, когда значительно возросло число операторов, имеющих лицензии на деятельность в области связи

Все вышесказанное потребовало разработки специального механизма взаиморасчетов в отрасли связи, включающего две взаимоувязанные составляющие, которые с некоторой долей условности можно обозначить как систему взаиморасчетов между региональными организациями (ОАО) и операторами, обслуживающими междугородные сети, и систему взаиморасчетов между традиционными (вышеупомянутыми) и новыми операторами, присоединяющимися к сети общего пользования.

В обоих случаях внедрение механизма взаиморасчетов имеет в своей основе следующие цели:

· равноправное партнерство и развитие конкуренции на национальном рынке услуг связи:

· наделение доходами всех участников производственного процесса по созданию сетевых услуг;

· взаимная компенсация затрат, связанных с предоставлением и обслуживанием сетевых ресурсов и передачей нагрузки (трафика);

· создание условий для эффективной работы операторов, обеспечивающих возможность дальнейшего развития и модернизации сетей связи.

Механизм взаиморасчетов между предприятиями связи основан на договорных отношениях, которые предусматривают взаимные обязательства по оплате конкретно выполненного объема работ, предоставляемые технические ресурсы сетей связи и передачу нагрузки по этим сетям. Для каждой подотрасли связи и вида междугородных услуг разработаны соответствующие методические рекомендации по ведению взаиморасчетов. При их подготовке учитывались действующее законодательство, нормативные документы отраслевых органов управления и регулирования, рекомендации международных организаций в области связи, опыт зарубежных стран по регулированию экономического взаимодействия телекоммуникационных компаний, а также объективно существующие условия деятельности операторов сети связи РФ.

Разработка методологии взаиморасчетов между предприятиями связи различных подотраслей за сетевые услуги, предоставляемые на отечественном телекоммуникационном рынке, разрешение спорных вопросов, возникающих в процессе расчетов между взаимодействующими операторами до начала 1999 г. были возложены на Федеральную службу России по регулированию естественных монополий в области связи. В настоящее время эти функции выполняет МАП России. Вопросы международных расчетов, включая взаиморасчеты со странами СНГ, находятся в ведении операторов связи, на которых возложены функции взаиморасчетов с зарубежными странами. В состав таких операторов входят центры международных расчетов.

Важнейшими преимуществами используемой системы взаиморасчетов между операторами, участвующими в создании сетевых услуг, являются не только возможность конкретной оценки вклада каждого из них в общие результаты деятельности отрасли, но и создание условий для повышения заинтересованности предприятий в увеличении физического объема услуг, сокращения затрат на передачу сообщений, оптимизации построения сетей электрической и почтовой связи. В конечном итоге это ведет к повышению эффективности и качества работы телекоммуникационных компаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...