Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия славян — душа народа 3 глава




В склепах скифского некрополя на стенах археологами были обнаружены высокохудожественные росписи. Так, например, на стене одного из склепов изображен «бородатый скиф в высокой шапке, в мягких сапогах. На нем широкополый кафтан с откидными рукавами, напоминающий древнерусские кафтаны. Скиф играет на лире…» На другой стене «мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, в правой руке держит повод, в левой — копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки — красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана…» Эти слова принадлежат П. Н. Шульцу.

Крымские скифы занимались земледелием и скотоводством, особенно коневодством. Но земледелие было на первом месте. Изображенная псовая охота — это так, баловство. В те времена она была привилегией скифской аристократии. Как мы уже говорили, скифы экспортировали зерно в больших количествах в Рим и Грецию. Из Средиземноморья они импортировали оливковое масло и вино. Местные жители занимались традиционной скифской лепной керамикой, изготовлением посуды на гончарном круге и др. Все это однозначно говорит за то, что уже в III–II вв. до н. э. тавроскифы по уровню культуры были нисколько не ниже греков.

За всю свою 700-летнюю историю Неаполь Скифский только один раз был взят врагами (Митридатом Понтийским). Об этом говорят и следы пожара, датируемого концом II в. до н. э. В конце IV в. н. э. город был разрушен гуннами. Оставшиеся в живых жители его оставили. С этого момента началась эпоха запустения города. Но полностью город не погиб. Из исторических источников (греческого труда «Жития св. Стефана Сурожского») явствует, что еще в конце VIII в. н. э. некий русский князь Бравлин из Новгорода Скифского совершил нападение на восточнокрымский город Сурож, который тогда принадлежал грекам. Это сообщение вполне понятно, так как византийцы называли русскими только скифов, которые жили в Крыму (тавроскифов).

В связи с этим сообщением специалисты задают себе вопрос — возможно, с самого начала не было никакого Неаполя Скифского, а был просто Новгород Скифский? Вполне возможно, что и так. Просто греки перевели название на свой язык.

Уже говорилось о Боспорском царстве. Оно моложе описанных городов скифов. Города выросли в VII в. до н. э., а Боспорское царство Меотиды как самостоятельное возникло около 480 г. до н. э. Столицей этого царства стал город Пантикапей (это современная Керчь). Название города Пантикапей — не греческое, переводится «путь рыбы». Городу Пантикапей подчинялись на крымской стороне города Нимфей, Мирмекий, Киммерик, Гиритака и Феодосия, а на таманской стороне города Фанагория, Гермоносса (современная Тамань) и Синдская гавань (современная Анапа). Со временем Боспор усиливался и подчинил себе почти все Приазовье вплоть до устья Дуная, а также значительную часть Кубани.

Боспорское царство было меото-сарматским царством. О первой династии боспорских царей, которые правили с 480 по 433 гг. до н. э. (Археонактидов), мало что известно. В 438 до н. э. Спартак основал династию, которая правила царством три с половиной столетия. Эта династия, бесспорно, была не греческой. Боевую силу Боспора составляла скифская конница.

Политическая структура Боспорского царства обеспечивала существование и развитие общества. Это создавало полный контраст с античными «парламентскими демократиями», которые перемежались с непрочными диктатурами (тираниями). Демократия — это не более чем игра слов. Ведь как можно осуществить на деле демократию — то есть власть народа. Власть — это принятие властных, судьбоносных для народа решений. Принять ответственное решение, касающееся всего народа, может только тот, кто имеет всю полноту информации. Далее эту сложнейшую информацию, касающуюся всех сторон жизни твоего народа и твоих соседей, надо детально, с умом проанализировать, и только после этого на основании результатов этого анализа (с несколькими сценариями на будущее) можно принимать решение — властное, судьбоносное решение. Если этого нет, то это попадание пальцем в небо. А дальше скажите, способен ли народ, каждый член общества в отдельности на это? Конечно, нет! Поэтому причем тут демократия, — власть народа? Демократическую политическую систему ловко и хитро используют отдельные личности и группы политиков, которые стремятся заручиться голосами избирателей и дальше действовать от имени избирателей. Сами же избиратели в большинстве случаев исходят из личных симпатий или антипатий избираемого и ни о каком глубоком, объективном анализе ситуации, а тем более о прогнозе не может быть и речи. Поэтому этот обман, лежащий на поверхности, называть властью народа нельзя. Современная демократия, как и древняя, никогда не выведет народ на дорогу устойчивого развития, и тем более процветания. Мы за последние десять лет начинаем в этом убеждаться, но еще стесняемся в этом признаться. Те, кто хочет нас разрушить и похоронить (а точнее подчинить себе) окончательно, ждут от нас демократии. Они знают, что если мы будем идти по пути «демократии», то их планы осуществятся. Но наш народ, похоже, уже сыт демократией и понимает, что нужна твердая рука, нужен порядок, нужна диктатура закона. А это уж как поперек горла нашим западным друзьям-партнерам. Но мы надеемся, что народ не позволит себя одурачить и его не подведет природное чутье и природная народная мудрость.

Вернемся к скифам. Их политическое устройство с высокой семейной моралью, с отрицанием рабства и разврата было намного выше гнилых греческих демократий, при которых человека можно было убить, поработить, искалечить в один миг. Что же касается скифского царства, то оно не было основано на тирании. Это было полноценное царство — наследственная монархия. Без тирании и деспотизма.

Боспорским царством правила местная династия в течение тысячелетий. Местная — это значит «не греческая», а скифская. Династия Спартакидов пала в 107 г. до н. э. под ударами воинства Понтийского царства. Это царство располагалось на территории современной Турции. Но когда римляне разгромили Понтийское царство, которым в то время правил Митридат, Боспорское царство стало свободным и даже сумело отразить нашествие римлян. Римляне освободили их на свою голову. В 47 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к новой династии. Основатель новой династии Рескупоридов взял власть силой. Эта династия правила в течение четырех столетий.

Основатель новой династии происходил из приазовских меотов-аспургиан. Слово «асы» (ясы) означает «живущие в крепостях». Слово «пургос» означает «башня». «Асы» — это одно из древнейших наименований ариев. Это название сохранилось в скандинавских и индийских преданиях об Асгарде — городе асов. В первом тысячелетии н. э., а также в средние века донские и азовские армасы носили имя «асы». Несколько представителей новой боспорской династии носили имя «Савромат». Неудивительно, что основную военную силу Боспорского царства составляли сарматские всадники.

Боспорскому царству противостояла Римская империя. Во время императоров Траяна и Адриана Рим был наиболее сильным. В то время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и низовьях Днепра. Но только здесь и только в это время. Рим никогда не владел всем прибрежным Причерноморьем. За исключением только этого промежутка времени Боспорское царство было независимым. Оно чеканило собственные монеты вплоть до середины IV в. н. э.

Рим все время давил на Боспор и пытался всячески вмешиваться в его внутренние дела. Но в большинстве случаев Боспор давал Риму достойный отпор. Во II веке н. э. крайними владениями римлян на востоке Черного моря были Херсонес и Диоскуриода (современные Сухуми). Флавий Аррион, который посетил Диоскуриоду в 134 году н. э., составил краткое описание пути на Боспор. Это описание адресовалась императору Адриану. Это было что-то вроде разведывательных данных о противнике. Описывались пути, пригодные для военных экспедиций. Это еще раз говорит о том, что Боспор римским не был. Мало того, Боспорское царство не подчинилось Римской империи даже на вершине ее могущества. Это царство выполняло роль заслона и перекрывало римлянам путь во внутреннюю Евразию.

Одной из причин того, что Боспорское царство просуществовало так долго (целое тысячелетие), было то, что в нем все время сохранялась политическая стабильность. Там за 800 лет сменились только две династии. Значит, секрет стабильности отнюдь не в проведении выборов каждые 2–4 года, а в том, как организована жизнь общества, какова его мораль и духовные устои. Шарахания от выборов до выборов никогда не заменят подлинной политической стабильности.

Боспорское царство было восстановлено как Тмутараканское княжество в рамках государственности варяжской Руси. В это время все царства испытали новый подъем.

Город Пантикапей (современный Керчь), который был заселен уже в бронзовом веке, сохранял свое могущество в V в. до н. э. — IV в. н. э. Это была столица Босфорского царства. В VII–VIII вв. н. э. город, после временного упадка, возродился в составе Хазарии. С конца VIII в. н. э. он стал именоваться Корчев. После он вошел в состав русского Тмутараканского княжества (Х–XII вв. н. э.). Столицей Тмутараканского княжества стал другой город Боспора — Гермонесса. Он был переименован в город Тмутаракань. Это страшное название произошло от «тагма-тархан». Таким было название сарматских военачальников. Кстати, первого царя скифов звали Торгитай.

Что касается города Боспора Киммерийского (Феодосия), то он был заселен еще в неолите. Процветал он в бронзовом и железном веках. Гунны разрушили и этот город. Но в V–VI вв. н. э. город оправился от разгрома и превратился в поселение аланов. С конца VI в. н. э. город перешел к Хазарии, а с Х в. н. э. он получил наименование Кафы. Затем в XI веке город вошел в состав Тмутараканского княжества.

На месте современного города Судак был в древности построен город Сурож (от имени древнего арийского солнечного бога Сурьи). Он был заселен в эпоху бронзы и в раннем железном веке. Существовал город и в античный период (с IV в. до н. э.). В212 г. н. э. алано-сарматы построили здесь крепость под названием «Сугдея». А в русских летописях город назывался Сурож. Поэтому и Азовское море называлось Сурожским.

Монголо-татарское нашествие печально сказалось на всех этих городах. После нашествия Крым колонизировали предприимчивые средиземцы. Татары отдали Феодосию с 1270 г. н. э. генуэзцам. Им же татары в 1318 г. н. э. отдали и город Керчь. Те же носители высокой цивилизации превратили эти города в крупнейшие центры работорговли. Торговали рабами-славянами. Их так и называли — esclavo, slaves. Татары и Европа делили прибыли за рабов между собой. Европа, которая всегда хотела выглядеть в роли носителя цивилизации, культуры для России, на самом деле мечтала (и мечтает) торговать славянскими рабами. Только в конце XVIII в. н. э. Крымско-татарское ханство было раздавлено. Только после этого солнечные города Крыма и Приазовья возвратились в Россию.

Богатую историю имеет город Танаис, который был основан сарматами на реке Дон. В начале (с начала эпохи бронзы) на этом месте было поселение, жителями которого были скифы и сарматы. Те же самые, которые жили в Крыму, в Приазовье и на Кубани. Вопрос о греческом происхождении города абсолютно отпадает. Греки, как физические лица, в городе не проживали. Все признаки материальной культуры свидетельствуют однозначно в пользу вышеуказанного. Приведем только некоторые факты. Анализ лепной керамики, обнаруженной археологами в бывшем Танаисе, показал, что она принадлежала местному населению, конкретнее, «она была распространена в местах обитания сарматов». Это заключение специалистов. Далее, на знаменитой плите Трифона, которая была найдена в Танаисе, изображен Трифон, сын Андромена. Он сидит на коне вполоборота и держит наготове двумя руками длинное и тяжелое копье. Одет он в пластинчатый панцирь, на голове у него шлем. Ясно, что на плите изображен не грек.

Специалисты проводили антропологические исследования и выявили, что в городе жили: люди с чисто сарматскими чертами и другие — коренное население Приазовья (синды и меоты). Для этих местных жителей были характерны «скорченные захоронения». Такой обряд захоронения сложился в южной России еще в каменном веке. И вообще все особенности погребений (долбленые гробы-колоды, курганные насыпи) имеют местное, меото-сарматское происхождение. Такие же обряды погребения были характерны и для славян раннего средневековья.

Одежда жителей города (судя по ее металлическим деталям-застежкам) была такая же, как и у жителей других сарматских городов. Имеются и другие доказательства того, что город Танаис на Дону был основан сарматами. Первое время он прямо входил в состав сарматского государства.

Что же касается самого названия Танаис, то оно означает то же, что и Дон. И слово «Дон» и слово «Тана/Танаис» являются разными формами одного и того же слова, которое некогда означало у ариев «река», «вода». В древности Дон еще называли «Сину». В средние века это название переиначили в «Синяя вода». Слово «Сину» имеет аналоги в санскрите: Синд, Синдху. Эти слова также означают «река». Кстати, слово «дон» входит в название и других рек Восточной Европы (Днепр — Данапр, Дунай). Но только Дон назывался просто «Река». В раннем средневековье Дон, как и Волгу, называли «Русской Рекой».

У города Танаиса были очень широкие международные связи. Свидетельств этому много. Например, в городе обнаружены стеклянные сосуды прекрасного качества и широкого ассортимента. Они принадлежали к «кельтскому типу», который был хорошо известен в эпоху поздней античности. Это III–IV вв. н. э. Стекло такого (кельтского) типа изготавливалось в долине Рейна. Отсюда оно экспортировалось практически по всей Римской империи, а также по Северной и Центральной Европе. Наши мастера в Танаисе изготавливали «кельтское» стекло (посуду) сами, и не хуже, чем на Рейне. Специалисты, правда, считают: «Не исключено, что в Танаисе работали приезжие стеклодувы». Мы же абсолютно уверены, что у наших предков, которые умели подковать блоху, никакой нужды в этом не было. Кстати, и в районе Бахчисарая была обнаружена стеклянная мастерская, где изготавливали такую же прекрасную посуду.

Изготавливали у себя по иностранным образцам не только стеклянную посуду, но и различную фурнитуру, в частности, фибулы среднеевропейских форм. Фибулы — это металлические детали-застежки. Одежда разрушается временем, а фибулы, будучи металлическими, сохраняются тысячелетиями. По ним археологи определяют не только тип одежды (тип культуры), но и пути распространения данной культуры и территории, на которые она распространялась. Что касается фибул, найденных археологами в Танаисе, то еще во II–I вв. до н. э. были в ходу «пружинные броши». Они неизменно обнаруживались в местах проживания предков славян. В III в. н. э. фибулы изменили свой стиль и форму. Это произошло очень резко. Такие же фибулы (новые) археологи находят в юго-восточной Прибалтике, в нижневисленской культуре (р. Висла), в Словакии, Моравии и на Эльбе. Далее: те же самые фибулы были найдены и во всей северо-понтийской зоне. Анализ показывает, что фибулы среднеевропейских форм не импортировались, не ввозились, а изготавливались по образцам на месте.

Почему так резко произошла перемена? С чем это было связано? Резкие перемены произошли потому, что в первой половине III в. н. э. в Причерноморье возникла империя готов. Государство готов формально было основано династией из Скандинавии. Но практически, реально оно было образовано силами среднеевропейских вендов. При этом надо иметь в виду, что вендская Германия в начале новой эры еще не была «германоязычной». В Германии еще жили славяно-вендские народы. Из исторических источников следует, что к Танаису продвинулись и, видимо, его заняли герулы — одно из славяно-вендских народов Северной Германии. Найденные в Танаисе фибулы и были занесены герулами, а точнее, была занесена технология их изготовления. Эти фибулы сильно отличались от готских, которые обнаруживаются в Причерноморье.

Любопытно, что в III–IV вв. н. э. в Танаисе были фибулы восточно-сарматского типа. Хотя это и понятно. Танаис в эту эпоху был буфером между двумя крупными государственными образованьями: с запада это была готская империя Причерноморья (образованная германскими вендами), а с востока это было волго-донское царство, основанное аланами-сарматами. Но готы взяли верх, и в 250 г. н. э. город Танаис ими был разрушен. В 330-е годы н. э. город был частично восстановлен, но гунны в конце IV в. н. э. его уничтожили окончательно. Интересно, что византийские, арабские и персидские авторы сообщают о том, что готы разрушили город в устье Дона, но называют этот город не Танаис, а Россия. Это, в общем, неудивительно: раз Дон называли Русской Рекой, то и город на Реке называли Россией. Логично.

Скифское, а затем и сарматское государства контролировали практически всю степную зону к северу от Кавказского хребта (вплоть до предгорий). Южной границей Великой Скифии служили высокие горные вершины. Но это была граница, и ее надо было охранять, держать на замке. Поэтому скифы еще в начале первого тысячелетия до н. э. создавали здесь мощные крепости.

Одна из таких крепостей, видимо самая важная, была расположена в том месте, где Каспийское море подходит вплотную к горам. Месторасположение этой крепости было выбрано не случайно — она находилась на единственной на Восточном Кавказе дороге на юг. Поэтому крепость назвали «Каспийскими воротами». На месте этой крепости сейчас стоит город Дербент.

Первое упоминание «Каспийских ворот» имеется уже у Гекатея Милетского. Это VI в. до н. э. В IV в. до н. э. о крепости пишет Харес Мителенский. Этот автор описывал события, происходившие в VIII–VII вв. до н. э. В персидской хронике «Дербентнаме» указана точная дата основания города-крепости. Это 733 г. до н. э. Истинность этой даты подтверждается археологическими раскопками, которые были проведены в Дербенте. Собственно до того, как здесь возник город-крепость, на этом месте существовало поселение. Оно возникло еще в раннем бронзовом веке. Это в конце 4-го и начале 3-го тысячелетия до н. э. Но и тогда поселение возникло прежде всех в военных, оборонительных целях. В этом месте были налицо уникальные природные условия, благоприятные для сооружения военных укреплений. Но в то древнее время была построена не крепость в современном смысле слова, а нечто попроще.

В конце VIII в. до н. э. на вершине холма была построена крепость, стены которой имели семиметровую толщину. Историк об этом пишет так: «В это время здесь был основан мощный укрепленный пункт, который существовал и развивался, господствуя над проходом, вплоть до сасанидского проникновения (тысячу лет спустя) и возведения иранцами тут нового типа оборонительных сооружений, частично воспринявших планировку древних укреплений Дербента. Этот мощный опорный пункт возник на базе поселения предскифского времени, сменившего здесь в IX–VIII вв. до н. э. более древнее поселение бронзового века». Город Дербент в IV в. н. э. был захвачен иранцами (сасанидскими шахами). Иранские историки тут же приписали иранцам и возведение крепости. А на самом деле ее создали скифы за тысячу лет до прихода сасанидских шахов. Скифы же возвели эту крепость не случайно. В конце VIII в. до н. э. скифы из южнорусских степей двинулись в Переднюю Азию. На своем пути они и создали столь нужное в военном отношении сооружение. Дербент часто оказывался на передовой. Об этом свидетельствуют раскопки. Уже в VIII в. до н. э. на дербентском холме обнаруживаются следы пожара. Здесь же найдены изящные скифские наконечники стрел и рядом наконечники стрел закавказские. Как отмечают историки, эти наконечники были массивными и неуклюжими. Об этом историк пишет так: «Подобные наконечники стрел (скифские) были найдены у стен Ашшура и Вавилона, в слоях древних городов Урарту Тейшебанни и Аргиштихинили. Эти города пали в разгар активности скифов в Передней Азии в VII и начале VI в. до н. э., и во многих других городах древнего Востока…»

Дербент был скифской крепостью. Они его построили, они его и защищали, поскольку они там жили. Об этом свидетельствует и найденная археологами керамика. Керамика VIII–VII вв. до н. э., найденная при раскопках Дербента, была скифской. Это типичные горшки и котелки полусферической формы.

Авторство скифов подтверждает и Геродот. Он писал, что скифы вторгались в Азию «по верхней дороге, имея по правую руку Кавказские горы». Это значит, что скифы вторгались в Азию именно через Дербентский проход. Клинобитные таблички 722–715 гг. до н. э. содержат сообщения ассирийских источников о поражении, которое понесли урарты от северного народа «гимирри». Скифы основали крепость Дербент несколько раньше своего похода в Азию.

Они пришли не на пустое место. Здесь жили кавказские народы. Поэтому в строительстве крепости, естественно, принимали участие не только скифы. Но не будь здесь скифов, этой крепости здесь бы не было. Собственно, ситуация на Кавказе была такая же, как и сейчас. Тогда были скифы и местное население, сейчас там русские (бывшие скифы) плюс местное население.

Нужна ли была мощным, экспансивным скифам эта крепость? Нужна и очень. Не надо забывать, с кем они имели дело. Их противниками были далеко не слабые рабовладельческие империи ближнего Востока. И то, что крепость горела уже вскоре после ее возведения, говорит о том, что они пытались уничтожить этот форпост скифов. Историки подтверждают, что походы скифов в Азию были ответной реакцией на агрессию с юга. И эта реакция скифов положила конец урарто-ассирийской агрессии.

В VI в. до н. э. место скифов заняли их родственники сарматы (а точнее, они смешались). Но положение Дербента осталось прежним, и крепость делала свое дело. Для южных держав она была закрыта на замок и открывалась только для того, чтобы выпустить своих защитников скифов-сарматов. За всю историю Дербентский проход никогда не принадлежал ни Риму, ни Парфянской (иранской) империи. Только Нерон пошел в поход к Каспийским воротам, и он вынужден был вернуться. Но попытка Нерона не осталась безнаказанной. Меэду 72 и 74 гг. н. э. сарматы-аланы пошли походом в Закавказье и на Мидию. Парфянский царь Вологез попросил помощи у своих врагов- римлян, но они отказали. О походах сарматов на юг в 134–135 гг. н. э. через Дербент сообщает историк Дион Кассио. Иосиф Флавий и Тацит сообщают о том, что сарматы-аланы участвовали в войнах римлян и их союзников армян с Ираном.

Историк Фавст Бузонд (IV в. н. э.) в своей «Истории Армении» сообщает, что область Дербента была подвластна царю родственных аланам маскутов Санесану. Этот царь назван «артакидским царем маскутов… ибо и их цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода». Фактически это является подтверждением того, что Дербент принадлежал аланам. Кстати, имя властителя Дербента Санесана упоминается и в русских летописях. Там рассказывается о договоре «храбросердного народа славенского, славнейшего и знатнейшего колена русского» с державой Александра Македонского. Об этом сказано в Никаноровской летописи. Что же касается того, что «аршакидские цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода», о чем сообщает Фавий Бузонд, то он, действительно, прав. Надо только пояснить, что не армянские правители «внедрились» на Северный Кавказ, а наоборот. Ведь Аршак, основатель династии, которая правила в античные времена в Иране и Армении, был родом из донских сарматов (!).

Археологические раскопки подтверждают, что еще в первые века новой эры «Каспийские ворота» полностью контролировались волго-донскими аланами. Практически вся керамика Дербента античной эпохи имеет сарматское происхождение: те же горшки, миски и кувшины с кавказскими формами, которые были в прежний период. Такая же керамика была в то время и в Танаисе.

Сарматское государство в начале новой эры ослабло. Города сарматов приходили в упадок. Это коснулось и Дербента. Но примерно к III в. н. э. Дербент возродился. Он стал крупным городом. Влияние сарматов на кавказские народы не ограничивалось военной сферой. Имея хорошо развитое сельское хозяйство, с применением передовых технологий земледелия, сарматы оказали благоприятное влияние на развитие кавказских народов. Так, под влиянием сарматов усилилась Кавказская Албания. Особенно хорошо у нее пошли дела с земледелием, которое было основано на искусственном орошении, технологию которого они заимствовали у сарматов.

Беда в Дербент пришла внезапно, в пору его расцвета. В середине III в. н. э. город полностью уничтожили войска шаха Шапура Первого. Тогда же был разрушен и город Танаис. Но закрепиться персам на севере не удалось. В начале IV в. н. э. Дербент снова возродился из пепла. Но мирная жизнь длилась не долго. Уже в конце того же столетия гунны нанесли городу последний, смертельный удар. Его судьбу разделил и город Танаис. Лишенная поддержки сарматов-аланов, погибла и Кавказская Албания. И не только она. Погибли и другие государства Закавказья, которые раньше держались за счет поддержки сарматов-аланов. Ясно, что сами они не могли противостоять мощным агрессорам.

Гунны, завладев Дербентом и другими городами сарматов, вторглись в Закавказье и Иран (395 г. н. э.). Но здесь они встретили достойный отпор. В результате контроль над «Каспийскими воротами» перешел к иранским шахам. Они укрепили и перестроили крепость по-своему. Так северо-восточный Кавказ почти на полтора тысячелетия вышел из-под контроля Сарматии. Затем Дербентом владели арабы. Русские вернулись в Дербент, построенный их предками-скифами, только в XVIII столетии. 23 августа 1722 года в Дербент прибыл Петр Первый. Горожане преподнесли ему не только ключи от города, но и историческую хронику «Дербент наш».

Великая Скифия воздвигла много городов. Среди них был и Хорезм (солнечный город) на Амударье в Средней Азии. Этот город, как и Херсонес в Крыму, назван в честь бога Хорса, которого почитали в Скифии. Этот город был оазисом в центре среднеазиатских пустынь. Он был хорошо известен еще в средневековье.

К сожалению, многие исторические источники и памятники, свидетельствующие о жизни города, были уничтожены кровожадными вояками-мусульманами. Ими город был взят в 712 г. н. э. Предводитель воинства Кутейба распорядился все ценности культурные и исторические уничтожить. Великий хорезмиец Ал-Бируни об этом писал так: «И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех ученых, что были среди них, так что покрылось все это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории «во время нашествия к ним ислама…»

Но часть истории осталась в земле. И археологи ее извлекают. Они установили, что Хорезм возник на рубеже V–IV вв. до н. э. В то же примерно время возникли и северопонтийские «полисы». Основали город скифы-массагеты, которые до этого мигрировали в оазисы Средней Азии. Вначале Хорезм был центром, столицей самостоятельного, автономного государства. Оно не входило ни в одну из больших империй. Но оно постоянно подвергалось нападениям со стороны мощных империй с юга. Однако ни персидские Ахемениды, ни Александр Македонский не смогли овладеть Хорезмом. Но им противостоял не один город. Ясно, что его защищали мощные силы среднеазиатских скифов-массагетов. Персы их называли саками. Опять та же ситуация. Скифы-саки основали город как форпост на южной границе Великой Скифии с тем, чтобы противостоять давлению с южного направления.

Примерно во II в. до н. э. Скифия укрепилась, и давление с севера стало преобладать над давлением с юга. Так, из среды скифов-саков Средней Азии вышли парфяне. Они установили контроль над Ираном. А из среды восточно-туркестанских скифов вышли кушаны. Они же завоевали большую часть Средней Азии, а также Северной Индии. Хорезм вошел в сферу влияния Кушанской империи. Когда же в III в. н. э. Кушанская империя распалась, Хорезм стал самостоятельньм государством. Он самостоятельно чеканил свою монету. Это было время расцвета города, подъема его культуры и уровня духовной жизни. К этому периоду относятся наиболее яркие памятники. Резиденция царей Хорезма замок Топрак-Кала описан историками так:

«Грандиозный замок-дворец подавляет своим суровым величием. Карликами перед ним кажутся огромные большесемейные жилые дома города. Центральный массив замка поднимается на 16 метров над уровнем моря, а три башни, каждая 40 на 40 метров площадью, вздымает свои плоские вершины на 25 метров». Общая площадь комплекса достигает 11 тыс. кв. м. В царском замке обнаружены статуи из алебастра, монументальная скульптура, настенная живопись и др. Здесь было все то, что развитые цивилизации юга считали свойственным только им. Все здесь было очень талантливо и со вкусом сделано. Что касается настенной живописи, то она историками описана так: «Сочетания цветов поражают смелостью и разнообразием: изображения даются на алом, темно-синем, черном фоне, образуя поразительные цветовые комбинации. Особенно запоминаются сцены охоты, выполненные в сероватых и охристо-желтых тонах на интенсивно алом фоне, изящные белые и красные линии, разбросанные по темно-синему фону, изображенное в розоватых тонах лицо человека на синем фоне, белые с красным растительные узоры…»

Как считают специалисты, в этом стиле есть что-то напоминающее сарматские росписи керченских катакомб. Похожая яркая живопись была обнаружена археологами и в других центрах Средней Азии, которые были основаны сарматами. Раскопки древних городов Средней Азии это подтверждают. Ученые о результатах этих исследований пишут так: «Теперь нельзя уверять, что в Средней Азии нет своей самобытной культуры: факты не только опровергают это, но в некоторых случаях переворачивают вопрос о приоритете в пользу среднеазиатских народов. Памятниками живописи античной и дофеодальной эпохи оказался богат не Иран, а Средняя Азия». Такой вывод специалистов вполне естественный. Культурный уровень Средней Азии определялся культурным уровнем Великой Скифии, а там он всегда был несколько выше, чему ее соседей — южных стран. Собственно, это соотношение сохранилось до наших дней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...