Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на совещании с руководством Республики Карелия




(Петрозаводск, 10 мая 2001 г. )*

 

Уважаемый Сергей Леонидович!

Дорогие друзья!

Прежде всего, хотел бы сердечно приветствовать всех вас и поздравить с Праздником Победы, который наша страна отмечает в эти дни. Особая благодарность нашим ветеранам, многие из которых живут и в вашей Республике.

Карелия всегда была надежной опорой России. Мне особенно приятно, что между нашим Министерством и руководством Республики Карелия уже давно существует тесное деловое взаимодействие. Именно с вами и с другими регионами российского Северо-Запада мы десять лет назад начинали вместе нарабатывать практический опыт прямых приграничных связей и сотрудничества, который затем лег в основу общегосударственной политики в этой области.

Сегодня такие связи стали неотъемлемой частью отношений России с соседними государствами фактически по всему периметру наших границ. Это отвечает самой сути нашей внешнеполитической концепции, которая ставит во главу угла создание максимально благоприятных внешних условий для социально-экономического развития страны и повышения жизненного уровня народа. При этом наши основные усилия концентрируются на тех сферах международного и регионального сотрудничества, где можно получить наибольшую отдачу с точки зрения повседневных нужд и интересов людей.

Думаю, что недавнее учреждение института полномочных представителей Президента Российской Федерации в семи федеральных округах создает в этом плане дополнительные возможности. На сегодняшний день между МИД России как основным координатором международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и аппаратами полномочных представителей сложилась эффективная система взаимодействия, позволяющая решать многие вопросы международного сотрудничества. Основной принцип, на котором строится эта работа, хорошо известен, и он полностью оправдал себя на практике. Это предоставление регионам всей необходимой самостоятельности при соблюдении ими единой государственной внешнеполитической линии. Тот же принцип действует и в вопросах приграничного сотрудничества. Это для России имеет особую значимость, так как из 89 субъектов Федерации 45 — приграничные.

Развитие приграничного сотрудничества является важным элементом нашей европейской политики, нацеленной на строительство единой, стабильной Европы, в которой были бы обеспечены равные права и равная безопасность для всех государств нашего континента. Здесь принципиальное значение имеют наши отношения с Европейским союзом. Уже сейчас Евросоюз является главным экономическим партнером России. На его долю приходится примерно 2/5 оборота нашей внешней торговли, а после расширения ЕС эта цифра возрастет до 50 %. Евросоюзу принадлежит свыше 1/3 иностранных капиталовложений в российскую экономику.

Не менее важна для нас и политическая сторона дела. Евросоюз является одним из " полюсов" формирующегося многополярного мироустройства, особенно если учесть стремление " пятнадцати" выступать в качестве самостоятельной силы на международной арене, проводить общую линию в области внешней политики и безопасности. Вполне очевидно, что от того, как будут складываться наши отношения с этой группой стран, во многом зависит будущая архитектура европейской и международной безопасности.

Сейчас между Россией и Евросоюзом практически нет непреодолимых разногласий. Наоборот, есть обоюдная заинтересованность в поисках совместных ответов на новые глобальные угрозы и вызовы, в урегулировании кризисных ситуаций, в частности на Балканах и Ближнем Востоке. Одним словом, есть объективные предпосылки для того, чтобы придать нашим отношениям с Евросоюзом характер стратегического партнерства.

Движение в этом направлении уже началось. За последние полгода наш диалог с Европейским союзом приобрел новое качество. Этой весной в Стокгольме впервые прошла встреча Президента Российской Федерации В. В. Путина с лидерами всех 15 стран — членов ЕС. Идет подготовка к Московскому саммиту Россия—ЕС.

Разумеется, нам не безразлично, каковы будут последствия расширения ЕС. В принципе мы смотрим на расширение как на естественный процесс, который по большому счету не должен нанести ущерб нашим интересам, а наоборот, открыть новые возможности для экономического сотрудничества. Например, вступление в Евросоюз стран ЦВЕ и Балтии приведет к снижению уровня таможенного обложения российских товаров на их рынках, нормализации условий транзита через эти страны.

Вместе с тем нельзя закрывать глаза и на отрицательные последствия расширения, например на тот факт, что на те же самые страны распространится антидемпинговая, техническая и аграрная политика ЕС, а также преференции ЕС в пользу развивающихся и ассоциированных стран. Это, в свою очередь, может создать препятствия для российского промышленного и сельскохозяйственного экспорта. Наши интересы могут пострадать также и в результате переориентации на вновь принятые страны инвестиций Евросоюза, которые в иных условиях могли бы направляться в Россию.

Учитывая все это, мы договорились с ЕС провести всестороннее обсуждение этих вопросов с тем, чтобы в максимально возможной степени нейтрализовать отрицательные последствия расширения для России. В частности, уже начались консультации по вопросам жизнеобеспечения Калининградской области, которая после расширения ЕС превратится в эксклав.

Понятно, что эта тема актуальна и для вашей республики. Из всех российских регионов Карелия имеет наиболее протяженную границу с Европейским союзом. Поэтому мы и впредь будем уделять серьезное внимание конкретным вопросам взаимоотношений с ЕС применительно к экономике вашего региона.

Здесь уже есть неплохой опыт состыковки приграничного сотрудничества с финансовыми программами Евросоюза, ориентированными на Россию, такими, как ТАСИС и ИНТЕРРЕГ. Очевидно, следует использовать и возможности, которые могут открыться в рамках " Северного измерения" ЕС. Сейчас мы совместно с Европейским союзом приступаем к практическому осуществлению этой инициативы, в том числе с участием представителей заинтересованных российских регионов. Будем и дальше координировать с ними эту работу, в частности через Ассоциацию регионов Северо-Запада России.

Мы стремимся к тому, чтобы поставить проблематику приграничного сотрудничества на общеевропейскую правовую основу. Россия присоединилась к Европейской конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, известной как Мадридская конвенция 1980 года. Решением Правительства Российской Федерации в марте с. г. утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, в которой оговариваются полномочия федеральных и местных властей в решении такого рода вопросов, определяются виды и направления приграничного сотрудничества, а также меры по стимулированию приграничной торговли.

В рамках Межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества дорабатывается План мероприятий по реализации Концепции. Рабочий вариант этого документа предусматривает подготовку ряда правовых актов, регулирующих конкретные сферы сотрудничества, а также принятие соответствующих административных мер в этой области. Думаю, что все это может послужить хорошим стимулом к активизации приграничного сотрудничества.

В последние годы понятие " Европы регионов" прочно вошло в политико-экономическую и социально-культурную жизнь европейских стран и народов. В настоящее время существует 75 так называемых еврорегионов, которые созданы на уровне муниципальных и других территориальных образований. В трех из них участвуют российские регионы, в том числе Республика Карелия. По нашей оценке, созданный год назад еврорегион " Карелия" имеет хорошие перспективы. Было бы интересно услышать ваше мнение на этот счет, сопоставить ваш опыт с опытом других российских еврорегионов " Балтика" и " Сауле". В целом хочу еще раз подчеркнуть, что Министерство иностранных дел поддерживает подобные инициативы российских регионов и готово совместно искать возможности для их реализации с максимальной практической отдачей. Полагаем, что в рамках еврорегионов с российским участием могут успешно вырабатываться формы и методы взаимодействия России с Европейским союзом.

Разумеется, необходимо и дальше использовать возможности других европейских структур субрегионального сотрудничества, таких как Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Арктический совет. Сейчас им уделяется особое внимание, учитывая председательство России в СБЕР и предстоящее председательство в СГБМ. Россия намерена выступить с предложением провести встречу глав правительств государств Балтийского моря на своей территории в начале лета 2002 года.

Теперь о российско-финляндских отношениях, проблематика которых особенно близка Республике Карелия. В прошлом году, как вы знаете, в Москве побывали Президент Финляндии Т. Халонен, Премьер-министр П. Липпонен, министр иностранных дел Э. Туомиоя, ряд финских министров. Такой активный диалог позволяет нам продуктивно решать имеющиеся проблемы.

Закрепить эту тенденцию призван и мой завтрашний визит в Финляндию. Мы везем с собой большой пакет конкретных вопросов для проработки с финской стороной, в том числе под углом зрения предстоящего визита Президента В. В. Путина в сентябре этого года, а также визита Председателя Правительства М. М. Касьянова в июле с. г.

Признателен руководству Республики Карелия за подготовленные вами предложения к моим предстоящим переговорам в Хельсинки. Мы постараемся самым серьезным образом учесть их в нашей работе.

Разумеется, приоритетной областью наших отношений с Финляндией остается торгово-экономическое сотрудничество. В целом дела здесь обстоят неплохо. В прошлом году мы вышли на рекордный уровень товарооборота в 5, 2 млрд. долларов. Но, конечно, инвестиционный потенциал Финляндии на российском направлении задействован пока не в полной мере. В данной области многое зависит от нас самих, в частности от совершенствования нашего внутреннего законодательства, регулирующего права инвесторов. Наше Министерство стремится, по мере возможности, помогать решению этих вопросов и в целом оказывать содействие российскому бизнесу в развитии торговли и реализации экономических проектов с Финляндией.

Из начатых сегодня проектов самые крупные — строительство нефтепровода Кириши—Приморск и нефтеналивного порта Приморск, североевропейского газопровода по дну Финского залива, северо-западной ТЭЦ и очистных сооружений в Санкт-Петербурге, инвестиционные проекты в рамках программы " Евророссия", индустриальный комплекс в Светогорске, проекты дорожной инфраструктуры.

Завершаются работы по обустройству пограничных пунктов " Светогорск" и " Салла" для международного сообщения. Они будут открыты уже в текущем году. Что же касается открытия пункта " Суоперя—Кортесалми", а я знаю, что в Карелии придают важное значение этому вопросу, то мы готовы оказать необходимое содействие по подключению средств программы ТАСИС для его обустройства.

В мае в Мурманске состоится девятая ежегодная сессия российско-финляндской межправительственной Группы по приграничному сотрудничеству, возглавляемой МИД наших стран. За девять лет работы этого органа накоплен серьезный, во многом уникальный, опыт приграничного взаимодействия с финскими партнерами. Результатом совместных усилий стали сотни уже реализованных проектов в различных областях.

Новые перспективы сотрудничества заложены в Комплексную программу развития приграничного сотрудничества с Финляндией на период с 2001 по 2003 год, которая будет принята в мае с. г. Программа вобрала в себя позитивные идеи " Северного измерения", а также собственно российский опыт работы на других направлениях регионального сотрудничества на Северо-Западе нашей страны.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что государственные и муниципальные органы власти Республики Карелия ведут большую и очень полезную работу в области приграничного сотрудничества. Отдаем должное усилиям Правительства Республики Карелия по развитию инвестиционного взаимодействия, совместных предприятий, в том числе в лесном комплексе, а также в решении такой непростой задачи, как обустройство транспортной и погранично-таможенной инфраструктур в западных районах республики. Заслуживают поддержки и те вполне реальные, на наш взгляд, ориентиры, которые заложены в республиканской правительственной Программе приграничного сотрудничества на 2001—2006 годы. Немало интересных идей и предложений внесла региональная Подгруппа по сотрудничеству с Финляндией.

Хотел бы заверить вас, что Министерство иностранных дел Российской Федерации готово и дальше самым тесным образом взаимодействовать с руководством республики в развитии международных и внешнеэкономических связей Карелии. Это дело, которое отвечает интересам всей России.

Позвольте пожелать всем вам доброго здоровья и успехов в вашей работе.


6. РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...