Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История суда присяжных в России




Суд присяжных

 

 

Выполнила: группа СРс-301

 

Екатеринбург 2014

 

Оглавление


1.История суда присяжных в России................................................................. 3

2. Мировой опыт суда присяжных..................................................................... 9

3. Понятие суда присяжных.............................................................................. 18

4.Судебные документы..................................................................................... 21

4.1Исковое заявление................................................................................ 21

4.2 Ходатайство......................................................................................... 24

4.3 Апелляционная жалоба....................................................................... 25

4.4 Протокол судебного заседания........................................................... 26

4.5 Кассационная жалоба.......................................................................... 29

4.6 Мировое соглашение........................................................................... 30

5. Суд присяжных «за» и «против»................................................................. 33

Список источников и литературы.................................................................... 38

Приложение....................................................................................................... 41

Приложение №1 Образец искового заявления........................................ 41

Приложение №2 Образец заявления о ходатайстве................................ 42

Приложение №3 Образец апелляционной жалобы................................. 43

Приложение №4 Образец протокола судебного заседания.................... 44

Приложение№5 Образец кассационной жалобы..................................... 45

Приложение №6 Образец мирового соглашения.................................... 46


 

История суда присяжных в России

Сидоркина Е., Токарева Е., Дорохина Е..

В памятниках российской старины имеются свидетельства зарождения элементов суда присяжных. Так, Новгородская судная грамота допускала содействие тиунам при предварительном рассмотрении дела со стороны приставов, избранных тяжущимися сторонами. Это было возможно, когда дело переносилось в вышестоящую инстанцию для ревизии и утверждения предложенного тиуном решения. В суде с посадником и наместником заседали 10 представителей («докладчиков») от Новгородских концов. В Судебнике 1497 г. установлено, что в состав суда областных кормленщиков (наместников и волостелей) включаются земские выборные: сотские, старосты, «добрые» и «лутчие» люди. Эти «судные мужи» не были наделены правом принятия решения, но служили гарантами правильности «судного списка», то есть протокола судебного заседания. Впоследствии, согласно Судебнику 1550 г., в суде кормленщиков должны были присутствовать выбиравшиеся из местного населения на десять и более лет земские старосты и целовальники, которые оберегали неприкосновенность местных юридических обычаев от произвола поставленных верховной властью управителей. Во времена Петра I в России окончательно утвердился инквизиционный (розыскной) процесс. В 1715 г. вышло в свет Краткое изображение процессов, закрепившее в стране инквизиционный порядок рассмотрения уголовных дел на полтора века. [7, с.45]

Суд присяжных заседателей был учрежден в России 20 ноября 1864 г., когда были утверждены Новые Судебные уставы, фиксировавшие основные буржуазные принципы правосудия. Процесс становился состязательным и гласным, обвиняемый получил право на защиту - создавалась отечественная адвокатура. Были отменены старые сословные суды, судебная власть объявлялась независимой. По уставам существовали следующие судебные органы: местные судебные органы (мировые суды, съезды мировых судей, волостные суды) и общие судебные органы (окружные суды, общие судебные палаты). При окружном суде состоял суд присяжных заседателей из 12 человек.

Если уголовное дело рассматривалось с участием присяжных, на подготовительном заседании отбиралось по жребию 30 основных и 6 дополнительных присяжных заседателей. Подсудимый имел право мотивированного отвода судебного присутствия: трех судей, представителей обвинения и секретаря судебного заседания. Из 30 человек присяжных обвинение могло отвести не более 6, обвиняемый - столько, чтобы их осталось не меньше 18. Из оставшихся жребий определял 12 основных и 2 дополнительных присяжных. Заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, без участия коронных судей. Затем коронные судьи уже без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали аппеляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона.

Имущественный ценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. В присяжные допускались и крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении: сельские старосты, волостные старшины и т. д. Но присяжные не избирались, а назначались. Порядок подбора присяжных был такой: специальные комиссии в уездах под председательством уездных предводителей дворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания. Следовательно, решающую роль в поборе присяжных играли предводители дворянства и председатели судов, т. е. представители сословия дворян. [19, с.65-67]

Разработка института суда присяжных заседателей, которой занимались Д.А. Ровинский и С.И. Зарудный, вызвала активные споры. Далеко не все были готовы (как, впрочем, и в наше время) представить себе такой суд в России. "Русский народ не способен к самоуправлению", - писала газета "День". Суд присяжных не подходит русскому человеку, утверждала она, так как он не образован и не в состоянии понять, что происходит в зале суда. Присяжные-крестьяне будут только говорить судьям: "Не знаем, кормилец" или "Как прикажете, ваша милость". Более того, некоторые приписывали русскому человеку особые правосознание и психологию - жалость даже к самому жестокому преступнику, когда того присуждали к плахе. Если в России ввести суд присяжных, считали его противники, то в судах станут выносить исключительно оправдательные вердикты.

Ровинский опроверг утверждение о «неподготовленности» русского народа к суду присяжных. Народные массы, писал он, «ни в одном государстве не могут еще похвастаться ни юридическим образованием, ни способностью к тонкому анализу». В большинстве случаев человек осторожен, когда за его поступками следит общество, у которого есть возможность порицать и наказывать его. Представителями общества и являются присяжные.

Зарудный обосновывал суд присяжных с теоретических позиций. «Цель судоустройства - учреждение судебных мест на таком основании, чтобы судебные решения пользовались всеобщим доверием». Достигая цель, следует ввести в суд представителей общества - присяжных. Они разрешают спор о событии преступления, а постоянные судьи только применяют закон. Зарудный доказывал неполитический характер суда присяжных, его безопасность для самодержавия.

Теоретические положения Ровинского и Зарудного вошли в «Соображения государственной канцелярии о судопроизводстве гражданском, уголовном и судоустройстве».

Победу в конце концов одержали сторонники суда присяжных. Его вводили в России на тех же принципах, что действовали уже в Европе, таким же образом проводили и отбор присяжных. Судебные Уставы вводились в действие на протяжении трех с половиной десятков лет по Положению, одобренному 19 октября 1865 г., начиная со столичных губерний. Два года потребовалось для того, чтобы подготовить новые суды к открытию в Москве и Петербурге. В Кавказском крае, Архангельской губернии, Сибири присяжных заседателей вообще не привлекали к участию в процессах.

Первые же процессы, проходившие с участием присяжных заседателей, опровергли мрачные прогнозы. В первые годы министерство юстиции собирало у председателей и прокуроров окружных судов отзывы о ходе реформы. В них отмечалось, что присяжные хорошо справляются со своими обязанностями. Даже полуграмотные крестьяне оказались в состоянии самым внимательным образом выслушать стороны и принять здравое решение. Оправдательных вердиктов было несколько больше, чем у их зарубежных коллег: от 25 до 35% всех вердиктов. Причины такого явления многогранны, но есть меньше всего оснований вести речь об особой психологии русского народа, о его жалостливости. В этой связи необходимо упомянуть об одном существенном промахе, допущенном при составлении Судебных уставов. По закону присяжным не полагалось знать о наказании, которое грозило подсудимому. Поэтому иногда у присяжных возникало убеждение, что подсудимого ждет каторга, хотя судят его не за столь тяжкое преступление. Тогда, как правило, и следовал оправдательный вердикт. В 1874 году министерство юстиции провело специальное исследование о причинах оправдательных приговоров. Почти половина их (47%) была вызвана плохой работой предварительного следствия - суд не получил весомых улик. Далеко не все следователи имели специальное образование, опыта работы мало было у всех.

В целом эпоха Великих реформ принесла в общество большой заряд гуманизма: были отменены публичные телесные наказания, изменилось отношение к подсудимому, стирались грани между сословиями.[23, с.78-80]

Последним этапом функционирования суда присяжных до современной реформы считается период с 4 марта 1917 года по 22 ноября 1917 года, т.е. с начала законодательной деятельности Временного правительства, касавшейся суда присяжных, до официального упразднения суда присяжных советской властью. После прихода к власти Временного правительства функционирование суда присяжных шло по пути демократизации. В это время была значительно расширена их компетенция. Так, 4 марта 1917 года указом Верховного правительства упразднялись установленные в законе особые суды, а именно: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей. Постановлением от 30 марта 1917 года дела, подсудные названным выше органам, были переданы в компетенцию суда присяжных. Во всех судебных органах институт сословных представителей заменялся на институт присяжных заседателей. Было восстановлено право присяжных заседателей участвовать не только в судопроизводстве окружных судов, но и судебных палат и уголовно-кассационного департамента Сената. В ведение суда присяжных были возвращены все категории дел, изъятые в период кризиса 1878-1889 годов: о преступлениях против порядка управления, должностных преступлениях, против общественного благоустройства и благочиния. Более того, суды присяжных заседателей получили возможность рассматривать дела о государственных преступлениях, которые в истории России никогда не были им подсудны. Таким образом, компетенция суда присяжных в 1917 году была наиболее широкой за все время существования в России «суда общественной совести». Независимо от того, какие категории дел рассматривались и где происходило это рассмотренное (в окружном суде, судебной палате или Сенате), процедуры призыва и избрания присяжных заседателей были едиными. Демократизация суда присяжных при Верховном правительстве проявилась и в том, что для избрания присяжных заседателей был отменен имущественный ценз, а также ряд других ограничений (национальных, религиозных и других). В России был создан военный суд присяжных – чрезвычайно редкое явление в мировой практике. Военный суд присяжных действовал не только в воинских частях в тылу, но и на фронтах первой мировой войны, при определенных условиях его юрисдикция распространялась и на гражданское население. Особенностью этого этапа является его незавершенность – некоторые законодательные меры правительства не были реализованы на практике, а последствия реализации других не успели проявиться в полной мере. Причины этого оказалась преимущественно внешним: Февральская революция и смена государственного строя, стремление Временного правительства завоевать доверие населения и первая мировая война. По мнению отдельных исследователей, полная реализация законодательства Временного правительства о суде присяжных привела бы на практике к отрицательным результатам.[7, с.148-149] Во-первых, новое законодательство не было четко сбалансировано, в нем оказалось много пробелов. Во-вторых, при расширении компетенции суда присяжных и отмене определенных ограничений, особенно имущественных, не была учтена специфика менталитета русского народа, его правосознания, проявлявшаяся в неоправданно мягком отношении к виновным в совершении некоторых преступлений (особенно против государства), низкой репрессивности из-за нежелания «брать грех на душу».

Суд присяжных юридически прекратил свое существование в России после Октябрьской революции. 22 ноября 1917 года СНК РСФСР декретом «О суде» №1 постановил: «Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов».[13, с.47-48] Соответственно, упразднялся и суд присяжных, действовавший в России. на самом деле издание декрета «О суде» №1 не означало мгновенного прекращения функционирования судебных учреждений Временного правительства. В частности, суд присяжных непродолжительное время еще действовал в некоторых губерниях.[23, с. 83]

Возрождение института суда присяжных в нашей стране связано с проведением судебной реформы, начавшейся в 90-х годах прошлого века. Верховный Совет РСФСР, обсудив представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы, в своем Постановлении от 24 октября 1991 года принял решение рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы «Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом».

Суд присяжных в Российской Федерации распространялся поэтапно: с 1 ноября 1993 г. – в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях; с 1 января 1994 г. – в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях; с 1 января 2003 г. – в 60 субъектах РФ; с 1 июля 2003 г. – в 14 субъектах РФ; с 1 января 2004 г. – в 5 субъектах РФ; с 1 января 2010 г. – в Чеченской Республике.[9, с.27-54]

Судебная реформа в современной России проводилась постепенно. Во-первых, разрабатывались и принимались нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности суда присяжных: закон РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях».[17] Во-вторых, принимались специальные законы о введении в действие этих норм на определенных территориях России: постановление Верховного Совета от 16 июля 1993 г. «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях» [18]; Федеральный закон №177 от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2007).

На сегодняшний день суд присяжных функционирует на всей территории Российской Федерации основным законодательным документом, регламентирующим деятельность суда присяжных является Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...