Позиционный анализ звуков в слове
1) Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий. В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением. 2) Вписать по образцу буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты, скорый, белка; четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п.
Устно указывают предыдущий и последующий звуки. 3) Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда): четвертую букву слова машина, объяснить написание; пятую ««пружина; пятую ««стучал и т.д. - с повторением правил: кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши.
§4. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ (ДВА СПОСОБА) Первый способ обозначения мягкости согласных (посредством гласных 2-го ряда) Тема. Сходство парных гласных. Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него). 1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков): а о э у ы я ё е ю и Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?
2. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): о-? э —? и т.д.
3. Прочитать данные ниже слова, указать, являются ли гласные в данном слове парными, и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки: Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
4. Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные: Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.
5. Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.
Тема. Различие парных гласных. Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. 1. Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный м попарно с гласными первого, затем второго ряда. а о э у ы а о э у ы М Н я ё е ю и я ё е ю и При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично - с согласными н, с и др.
2. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных: а) изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча): б - б', В - В', Г - Г', Д и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый; б) в слогах (перекидывая мяч); да-дя, ро-рё, ня-на, до-дё, со-сё, вё-во, ду-дю, фы-фи, лю-лу, ды-ди, ту-тю, би-бы.
3. Диктант слогов (записать только слоги, содержащие мягкий согласный): а) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла; б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...
4. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов: мал — мял, лук — люк, мыл - мил, нос - нёс, вол — вёл.
5. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова: начинать — начинять, поток — потёк, потомки - потёмки, слог — слёг.
6. Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным:
Я во двор вола вела. За рога вола вела. Я вела во двор, а вол в огород меня завел.
7. Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный. Образец: ф' — фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...
8. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами: а - я Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т кашу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду. Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з. у-ю Отец послал Пет- на почт-. Л-ся л-битл-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школ- Л-шу. Н-жно полить вишни-.
Дифференциация гласных Ы - И 1. Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда): мы - ми ли - лы ни - ны ры - ри ди - ды вы - ви бы - би ти - ты
2. При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или и): пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.
3. Прослушать стихотворение. ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ - Что глядишь, корова, строго и сурово? - Мишка-лодырь через а написал «карова». Напишите вы «Мишка» через ы. Проучите Мишку – превратите в мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать. (С. Погореловский.)
4. Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы: нИть, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.
5. Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и:
6. Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча). Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе.и выделяет последний гласный звук — ы или и, например: рама - рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.
7. Разложить картинки, изображающие множество предметов, в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:
столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...
8. Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и: У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.
9. Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и: а) Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-. Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-. б) У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-.УЛюс- с-н-е бус-. На р-нке много гр-бов. Кур- склевал- зерн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-т- снегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.
Текст для графического диктанта: Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол. Второй способ обозначения мягкости согласных (посредством буквы ь) 1. Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, - буква ь (мягкий знак): кони — конь лоси — двери – степи - голуби - гуси -
2. Прослушать стихотворение: Мягкий знак - хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится. Почему у дома угол превратился сразу в уголь — без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, чтоб на мель не село судно: мягкий знак перечеркнуть – и свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела. (Е.Измайлов.) Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти лары слов в тетрадях.
3. Прочитать текст упражнения. Сравнить по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания? Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь - хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.
4. Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними словосочетания: стал — сталь был - быль кров — кровь кон - конь вес — весь мыл — мыль плакат - плакать цел — цель лез — лезь
5. В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь: конь — коньки огонь — огоньки пень - пеньки день - деньки окунь — окуньки зверь — зверьки
6. Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании: банька — банка; полька — полка; галька - галка. Бабка баньку затопила, мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала – вот как бабка сплоховала! (Е.Измайлов.)
7. Записать слова парами, изменяя их по образцу: встань - встаньте сядь - надень - кинь - верь - вынь -
8. Что произойдет, если из данных слов исключить Ь: полька, галька, зорьки, горьки, банька.
9. Тексты для комментированного письма или графического диктанта: а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать. б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.
10. Запомнить со слуха потешку, повторить хором, записать под диктовку: У пенька опять пять опят. Подчеркнуть мягкие согласные.
§5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем - отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова: выделение звука из слова -> определение сигнального признака артикулемы -> соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) -> контроль правильности выбора -> запись буквы.
Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчленение (написание букв по элементам), б) целостно (написание букв целиком). Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Полезен устный диктант слогов, слов - когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем - на поверхности стола. Буквы б - д • Показ предметной картинки. • Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции -звонкий согласный, взрывной; преграда - сомкнутые губы (гуБы). • Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. • Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда - кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны). • Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б — гуБы, Д - десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д.... • Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква и вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы а с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол). Буква д вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши «опоры»: звук Б - «взрываются» губы; буква о - хвост белки (вверх); звук Д - язык упирается в десны; буква а — хвост дятла (вниз). 1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте). ба – да ада – аба бо – до ода – оба бу – ду уда – уба бы – ды абы - ады 2. Поэлементная запись букв с проговариванием. 3. Выборочный диктант слогов: а) диктовка серии (не более 1-го - 2-х раз); б) отраженное проговаривание хором; в) запись серии. 4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.) 5. На доске записаны слова с пропущенными буквами: - елил -ал про—ел Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шесть слов? При затруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы цветным карандашами. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.) 6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например: обезьяна, сундук, булка, барабан, радуга, дедушка, бублики. Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях: б, д, б, бб, д, дд, бб... (т.е. все картинки «шифруются»). (Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?). Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. 7. Расставить все эти картинки в два ряда — по наличию звука Б или Д. 8. Запись под диктовку слов в 2 столбца - по наличию звука Б.-Д: дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый', рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен. 9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например: бежал - добежал белил —..., бил —..., брил -..., брёл —..., брал -... Устно составить словосочетания: 10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д: а) У Ли-ы голу-ой -ант. Ва-им -ал -ругу -улку. Весь -ень и-ёт -ождь. У -а-ушки наря-ная -лузка. На -иване -елая по-ушка. Завтра -у-ет холо-ная пого-а.
11. Повторить за логопедом: а) «Все бобры добры для своих бобрят.» б) «Ходит Люба возле дуба. Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — любо нам глядеть на Любу!» 12. Предложения для чтения, анализа и записи: В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадёжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождём забрызган подоконник. Тексты диктантов ЛЕТОМ Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде. ОСЕНЬ Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай. Буквы о -а 1. Вычленить начальные гласные О, А в ударной позиции из слов: осень, астры. 2. Сравнить артикуляцию этих гласных. а) с голосом: б) беззвучно. Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки): □ ○ А а Оо Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву О. 3. «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например:
4. Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а, о. а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами. б) Отработка соединения букв а и ос другими буквами. 5. Чтение слоговых таблиц: со - са ра - ро ва - во но - на ош - аш ом - ам ато - асо ало - амо оно - ара 6. С опорой на схемы гласных а и о прочитать следующие слова: Образец: о д – м а д - м в - л м - жет с - м п - чка п - лки ст - л т - чка кр - тко а) С каждым словом составить предложение или словосочетание. б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные а и с: 7. Запись слогов под диктовку. Проверка чтением. 8. Различение гласных О - А в словах - устно (поднимая буквы \а\,[о]только в ударной позиции!): лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый. 9. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а или о). Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна. 10. Прочитать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные а и о: КОТИК И КОЗЛИК Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. И л-почкой к-тик м-ет св-й р-тик, а к-злик сед-ю трясет бород-ю. Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а, о. 11. Предложения для графической записи (под диктовку — запись лишь ударных гласных). Образец: диктуется з а п и с ь В дальнем овраге мрачно и холодно - а а а - о Скоро сказка сказывается. Астры расцветают осенью. Лампа погасла внезапно. Ровный асфальт радует пешехода. Старая лодка ушла на дно. Свисает прозрачная гроздь винограда. Смолк соловушка в чаще лесной.
§6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО Гласные Ё — Ю (О — У) 1. Рассмотреть табличку: ё=йо ю=йу Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта -дополнительный контроль рукой под подбородком): у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается, о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок). 2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги: а) от — ут ну — но б) ёт - ют мё — мю ум — ом ро — ру юм — ем тю — те ус — ос гу — го юн — ён рю — рё ох — ух то — ту ёс — юс лё — лю 3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв): сор, сук, пух, сох, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск. 4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова: гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка 5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву): ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий. 6. Сопоставить по значению и звучанию слова: клюв — клёв плюс — плёс 7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов. Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают Я пою -... Мы поём -... Я шью - … Мы шьём - … 8. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок: Подай... полотенце и... расчёску (мою, моё). Возьми... мыло и... щётку (своё, свою). Погладь... платье и... кофту (твою, моё). 9. Составить предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю: на землю, над землёй; всё поле, всю речку; всё море, всю землю; всю дорогу, всё время; всю сметану, всё масло. 10. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку: У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы. Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу - Лёве. Бедный ёжик ёжится. Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю. Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём спелую клюкву.
В - Ф 1. Выделить звуки ф и в из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). 2. Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие). 3. Соотнести звуки с буквами ф, в. 4. Прочитать двойные и тройные слоги, содержащие указанные звуки. Выборочно записать слоги под диктовку. 5. Закончить предложение, выбрав подходящее слово: На домах развевались.... (влаги, флаги) На полях достаточно.... 6. Дифференциация ф — в словах - устно (поднять соответствующую букву): фыркал, ворона, фиалки, флейта, повар, завернул, фокус, фургон, паровоз, провода, свитер, лифтер, сейф, посевы, туфельки, физкультура, форточка, портфель, телефон. 7. Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию в или ф): ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика, фасоль. 8. Прочитать и записать слова, вставив пропущенные буквы ф, в. а) коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета, не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик, жира-ы, -онтан; б) -а-ли, -е-раль, -ы-их, -ести-аль, -у-айка, -ы-еска, с-ойст-о, -о-ремя, -ле-о, -ыли-ать, -альши-ый, -ое-ода, -ар-ор, -ере-очка, по-орачи-ай, -тогра-ия, -одо-орот, -одоем, -доба-ок, -ехто-ание, -еще-ой, -до-оль, -ещест-о, -ейер-ерк, ал-а-ит. (Предварительный анализ проходит с громким проговариванием слов, подниманием соответствующих букв, устным составлением словосочетаний или предложений.) 9. Работа с цифровым рядом: определение места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру): в — соловушка, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, нефтепровод, вывел, волевой, выплывает, вывихнул, вовлечь, завинтить, вывинтить, взрывы, выровнял, выводы, взвод, проветривал, фарфоровый, шефство; ф — филин, нефть, профессия, фуфайка, фланель, туфли, шлифует, кофейник, патефон, цифра, муфта, зефир, шарфы, шкафы, кофта, фарфор, фотография, конфеты, вафли, платформа, шофёр, телеграф, салфетка, телефон, светофор. 10. Предложения для анализа и записи: Вера варит фасоль. У Вали фиалки. У Феди новая фуражка. Феня видела филина. Мы вышли к новой ферме. Фабрика выпускает много обуви. Вещи внесли в лифт. В августе поспевают овощи и фрукты. На фасоли и моркови появились вредители. Воют вьюги в феврале. Вьются флаги у ворот. П - Б 1. Выделение звуков п и б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). 2. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). 3. Соотнесение звуков с буквами п и б. 4. Чтение слоговой таблицы; запись слогов под диктовку. 5. Устный диктант (услышав слово, поднять соответствующую букву - п, б): грибной, разбудил, плакаты, ступени, колобок, рябина, справка, колбаса, дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук. 6. Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию п и б): слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пакет, букет, бант, пальто, сапоги, трубы, пастух, лопата, капли. 7. Выборочно записать из ряда диктуемых слов те, которые содержат: п — свобода, плотник, борода, брюки, пшено, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь; б — правда, бужу, работал, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач. 8. Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п и б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15-20 картинок) заданными буквами, например: лопата обезьяна барабан попугай библиотека п б бб пп бб 9. После проверки можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например: сапоги, альбом, библиотека... 10. Работа с цифровым рядом — определение места звука в слове (выдвинуть соответствующую цифру): п — рапорт, лампа, апрель, попытка, покупал, пропуск, перепёлка, пропал, перепрыгнул, поспал, переползти, потеплело, пепел, потоп, припомнил, поторопился, прописка; б — заботливый, приборы, бубен, барабан, победа, бабочка, белобока, бобровый, попробуй, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный. 11. Вписать пропущенный слог па или ба: Лю-, ры-, тро-, ли-, -ран, -латка, сдо-, -лец, -зар, -бушка, тру-, -рус, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка. 12. Дописать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово: В синем небе звезды.... Повалился старый.... (плещут, блещут) (запор, забор) В синем море волны.... На воротах крепкий....
На траву выкатили.... Во дворе... петух. (почки, бочки) (пропел, пробел) На деревьях набухают.... Надо устранить... в знаниях.
13. Записать глаголы с приставкой по-. Образец: бежал - побежал. Белил, бывал, болел, благодарил, беспокоил, боялся, бродил, брился. 14. Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы б, п: голу-ой, -лавал, цара-ал, глу-окий, за-латил, -ри-авить, -о-еда, -ри-оры, -алу-а, -ро-овал, -о-ро-овал, -ро-лыл, -о-орол, -у-ен-цы, -од-ородок, -лаго-олучно, -асно-исец. 15. Прочитать предложения, поднимая в местах пропуска букву п или б. Затем записать их, подчеркнув вставленные буквы цветными карандашами: В -арке -ыли -ольшие ли-ы. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. –очка -о морю -лывет. -ора -о-елить -отолки. В -оле зреют хле-а. У -елки -ередние ла-ы короткие, -осле -олезни -рат ослабел. Выросла ре-а -ольшая, -ре-ольшая. Д - Т 1. Выделение парных согласных звуков из слов по предметной (тартинке (в начальной позиции), например (дрова), (труба).
2. Сравнение д и т по артикуляции (сходство и различие). 3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. 4. Дифференциация Т – Д в слогах (устно и письменно). 5. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно). дачка - тачка дом - том дочка - точка душ — тушь удочка - уточка кадушка — катушка 6. Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения. Образец: д ○ --- ом с --- ул т ○
7. Закончить предложения, выбрав подходящее слово: У Алёнушки на сердце.... (доска, тоска) На крыльце подгнила....
Ветер... последние листья. (стул, сдул) Придвинь гостю....
Брат... экзамен. (сдал, стал) Я... хорошим учеником. 8. Найти ошибку в стихотворении: Поэт, придумав строчку, в конце поставил дочку. 9. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т, д): Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава. 10. Запись слов выборочная: только со звуком т: добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри. 11. Добавить недостающий слог та или да: а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно: лопа-, приро-, ребя-, воро-, горо-, мач-, боро-, гуся-, темно-, меч-, посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез-, забо-, холо-, бесе-, кар-. 12. Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения. Образец: тянул - дотянул. Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал. Подчеркнуть буквы т, д цветными карандашами. 13. Определить место звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру из ряда): т - трактор, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут, оттуда, подросток; д - борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался, дожидались, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда, водосток, водопроводный, подбородок. Т' - Д' (мягкие варианты) 1. Выделить мягкие фонемы из слов в начальной позиции. 2. Прочитать слоги типа: те - де; те - де - те; ади - ати... 3. Записать их под диктовку. 4. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию: день — тень следит — слетит дело - тело ходите – хотите 5. Выделить мягкие фонемы из слов — поднять соответствующие буквы: затихли, задел, тени, стёкла, дивный, стихи, сеять, делить, девять, мать, лебеди, молодец, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть. 6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию Т'-Д'): ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, тёмный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади, разбудил. 7. Определить место в слове (выдвинуть цифру из ряда): т'— растение, потемнеть, стены, дети, протянул, победитель, ребятишки, кровать, стебель, сырость, прелесть, спать, скорость, спортивный, растирать, тетерев, делитель; д'— придём, разбуди, сидеть, переделать, победил, студень, трудился, одежда, стадион, ведёрко, разделить, лебеди, смородина, продержит, самодельный. 8. Изменить слова по образцу: а) устно — с перекидыванием мяча; б) письменно. Образец: войти — войдите. Погляди -..., иди -..., найди -..., отойди -..., приходи -..., уведи -..., проследи -..., наряди -..., зайди -..., перейди -..., погоди -....
Т - Д; Т' - Д' 9. Четко произнести чистоговорку: Дятел на суку сидит, дятел дерево долбит. День долбит, два долбит — носом в небо угодит. 10. Прочитать отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум», вставить вместо черточек пропущенные буквы т, д. При повторном хоровом чтении поднимать в местах пропуска соответствующие буквы: И-ё-, гу-е- Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Играючи расхо-и-ся в-руг ве-ер верховой: качнё- кус-ы ольховые, по-ниме- пыль цве-очную, как облако: всё зелено, и воз-ух, и во-а!.. Как молоком обли-ые, с-оя- са-ы вишнёвые, тихохонько шумя-; пригре-ы -ёплым солнышком, шумя- повеселелые сосновые леса; а ря-ом новой зеленью лепечу- песню новую и липа бле-нолис-ая, и белая берёзонька с зелёною косой! Шуми- -рос-инка малая, шуми- высокий клён... 11. Списать, вставляя пропущенные буквы: а) -е-и гос-или у -ё-и в -еревне. -я-я угос-ил -е-ей мё-ом. Ребя-ишки пус-или ло-очку по во-е. Скоро при-ё- ле-о. -е-и пой-у- в лес за яго-ами. -у- -убы. Бу-у- и желу-и. б) -е-и си-я- под с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Ви-я. Он бу-е- руби-ь сухие сучки, «-е-и, о-ой-и-е от -ерева. Сук упа-ё-». 12. Слуховой диктант: а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток. б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима. 13. Вписать в данные ниже глаголы пропущенную приставку от-; подчеркнуть т.д. 14. Прочитать загадку, вставляя буквы т, д: У ро-и-елей и -е-ок вся о-еж-а из моне-ок. (Рыбы.) 15. Тексты для графического диктанта. Тают льдинки на стекле. Дикая утка ведет утят. Сова видит в темноте. а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы. Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы. б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу на выставку. 16. Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы т, д: а) поднять соответствующую букву; б) вписать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке. -ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью, наконец, хлынул -ож-ь, и так зас-учало в окно, что Никита проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь. Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», — -оропливо с-учал он по с-ёклам. И ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере- -омом. Ники-а перевернул по-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался по- о-еялом, ус-раиваясь у-обнее. К у-ру -ож-ь прошёл, но небо еще было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и сле-а. Широкий -вор был покры- синими лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был полон шумом па-ающей во-ы... Ломая лёд, река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы, шла высоко через пло-ину и па-ала в ому-ы.
С-3 1. Выделить звуки с и з из слов в начальной позиции. 2. Сравнить по артикуляции (сходство, различие). 3. Соотнести звуки с буквами с, з. 4. Прочитать двойные и тройные слоги со звуками с, з; записать слоги под диктовку. 5. Дифференцировать с и з в словах (устно, поднимая буквы): заявление, событие, самовар, узнал, присяду, позвони, присвоил, слагаемое, разность, отрезок, действие, признак, слоги, звуки, мимоза, озорник, растение, незабудка, капризный, карусель. 6. Записать слова в две колонки (по наличию с, з): зонт, свекла, глаза, закат, восемь, сентябрь, август, узнал, уснул, зрелый, спелый, успел, весло, везла, весна, осень, класс, присел, спасибо, увязли, тазик, песок, паста, змейка, смелый. 7. Определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда): с а) посёлок, спасли, спаслись, свисток, собрался, касса, смастерил, класс, самосвал, расписание, рассадил, соскучился, страус; б) засмеялся, записка, засорился, развесил, взвесил, заслонился, приспособился, здесь, пустозвон, рассказал, застеснялся, сосед, присоседился, разносился; з а) зазвали, паровозы, заноза, заказал, завязал, развязал, зазвенел, разрезал, заморозил, замазал, звезды, разузнал, зазвонил, рюкзак, разгрузил, разморозил; б) заскочил, зазнался, здравствуй, скользит, слезы, послезавтра, сказал, разрисовал, растрезвонил, сознание, сразу, сюрпризы, сообразил, совхозы. 8. Образовать отданных глаголов новые посредством приставки за-: Образец: вязать — завязать светить -..., солить -..., носить -..., сыпать -..., стелить -..., нести -..., сорить -..., просить -..., звонить -..., возить -..., сунуть -..., ползти -.... Устно составить словосочетания с некоторыми из глаголов. 9. Четко повторить:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|