Оглушение звонких согласных
Тема. Оглушение звонких согласных в середине слова. Цель. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных. 1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно): а) чашка — ложка
б) ветка — лодка В каждой паре слов выделить третий звук: а) в обоих словах слышится (произносится) ш; б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов. Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство, звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о). Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный: б в г д ж з ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ п ф к т ш с
2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный): Произношение: Написание: Глаза - гласки глазки Борода - боротка бородка Ноготь - нокти ногти Юбочка - юпка юбка Книжечка - книшка книжка Рукава - рукафчик рукавчик
3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка. 4. Проверить сомнительные согласные в словах: … - лавка … - шубка … - матрёшка … - тетрадка … - плитка … - полоска … - селёдка … - обложка … - сказка … - крышка
5. Прочитать; подобрать проверочные слова; записать, вставляя пропущенные согласные:
Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.) 6. Вставить после проверки пропущенные согласные: Ры-ка мелка, да уха сла-ка. Садись ря-ком да поговори ла-ком. На мы-ку и ко-ка зверь. По у-кой доро-ке гусиным ша-ком гусиное войско шагает гу-ьком. Явился в жёлтой шу-ке – прощайте, две скорлу-ки! (Цыплёнок.) Падают с ве-ки золотые моне-ки. (Листья.) Похлопочет над цве-ком и поделится ме-ком. (Пчела.) (А.Рождественская.) 7. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов: - - шка (чашка, кошка, вышка, мышка, кашка, сушка, пышка, чушка, мишка, шишка, мошка, пушка) - - - шка (клюшка, плошка, брошка, плюшка, крошка, крышка) - - - - шка (рубашка, катушка, подушка, лягушка, окрошка, засушка) - - - - - шка (братишка, покрышка, верхушка, картошка, старушка)
- - жка (ножка, ложка) - - - жка (пряжка, стёжка, кружка, книжка) - - - - жка (стрижка, фуражка, стружка, сережка, варежка, обложка) - - - - - жка (сыроежка, застёжка, подножка)
- - дка (лодка, кадка, будка, дедка) - - - дка (грядка, грудка, сводка, прядка) - - - - дка (загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка) - - - - - дка (разведка, проводка)
- - тка (нитка, сетка, ветка, ватка, детка) - - - тка (клетка, плитка, глотка, плётка) - - - - тка (пилотка, палатка, попытка) - - - - - тка (таблетка, конфетка, кроватка) - - ска (каска, маска, леска, соска) - - - ска (краска, сноска, описка) - - - - ска (коляска, записка, полоска, вывеска) - - - - - ска (прописка, колбаска, подвеска, подписка)
- - зка (вязка) - - - зка (указка, смазка, слёзка, сказка, связка) - - - - зка (берёзка, завязка, вырезка, замазка) - - - - - зка (погрузка, подрезка)
8. Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов проводится аналогично изложенному ранее рассмотрению случаев оглушения в середине слов.
Проверить сомнительный согласный в конце слова: а) устно — с перекидыванием мяча либо с подниманием соответствующей согласной буквы; б) письменно (выборочно). Образец: лёд - ледок (д). п - б — суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб; д - т — сад, завод, крот, мёд, народ, невод, лёд, труд, пилот; ш - ж — малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож, ёрш, ёж; с - з — мороз, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус; ф - в — клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь; к - г - стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук. 9. Прочитать и записать слова, вставляя подходящие буквы. Устно проверить последний согласный в слове. л – в р – д с – г в - - г г - - з с - - д г- -б д - - г Слова для справок: лев, лов; рад, род, ряд; снег, стог, слёг, слог; враг, визг; глаз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг.
10. Прочитать пары слов, сравнить по смыслу, звучанию, написанию. Подобрать проверочные слова, составить предложения (словосочетания). Образец: цветущий луг (луга), горький лук (луковица). Пруд - прут, плод - плот, молод - молот, лёд - лет, рот - род, сток - стог, серб - серп, гриб - грипп. 11. Прочитать загадки, пословицы, вставляя пропущенные согласные. Подобрать проверочные слова: Кто любит тру-, того люди чтут. Бро-ь да гла- ря-ком живут. На языке мё-, а под языком лё-. Спасибо, моро-, что снегу нанё-. Без ру-, без но-, а рисовать умеет. Пей, ешь, а правду ре-ь. Како- корень, тако- и пло-. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Бу-ь попрочнее старый та-, длиннее был бы мой расска-. (С.Маршак.) Восемь но-, как восемь ру-, вышивают шёлком кру-. Мастер в шёлке знает тол-. Покупайте, мухи, шёл-! (Паук.) (В.Фетисов.) 12. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки по наличию звонкого или глухого согласного: а) кни-ка, кры-ка, ча-ка, ко-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, пря-ка, теле-ка, покры-ка, серё-ка, доро-ка, опу-ка, кру-ка, стру-ка; б) була-ка, кно-ка, коро-ка, попра-ка, су-ки, мо-ки, клу-ки, про-ка, лоша-ка, ве-ка, коля-ка, ре-кий, ни-кий, ре-кий, сле-ки, шка-чик, рука-чик, бли-ко, гла-кий; в) но-, гла-, страу-, голо-, докла-, сапо-, кру-, вол-, вра-, стол-, мое-, тор-, малы-, бага-, похо-, камы-, гара-, солда-, шар-, уло-, прили-, рука-, рыболо-.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|