Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Звуки С - Ш 1. Выделение звука с из слова. Выделение звука ш из слова. 2. Рассмотрение их артикуляции.
3. Сравнить по артикуляции (подчеркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию. 4. Соотнести звуки с буквами с, ш. 5. Дифференцировать их в слогах различных типов; устно -чтение слоговых таблиц; письменно - диктант. 6. Сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию, составить с ними предложения: споры — шпоры басня — башня сумел — шумел 7. Указать, из какого стихотворения взяты следующие строчки. Отметить в них слова, различающиеся лишь одним звуком: Закричал он: «Что за шутки! А приехал я назад, Еду я вторые сутки! А приехал в Ленинград!» (С.Маршак.)
8. Записать слова в две колонки (по наличию с, ш): принёс, пришил, шпалы, спали, краска, крошка, весна, вишня, стихи, пушок, песок, дедушка, выписка, осы, усы, рубашка. 9. Определить место звука в словах (выдвинуть цифру из ряда): с — насос, спасибо, кассир, сосны, спустился, русский, смеялся, пушистый, сосиска, шалости, шустрый, душистый, шоссе, шесть; ш — старушка, шелушит, шумишь, смешной, пастушок, слышу, наступишь, шалаши, раскрошит, шишки, шуршит, расшумелся, расшалился. 10. Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование с — ш: а) устно — с перекидыванием мяча; б) письменно. Образец: просить - я прошу. писать - чесать - носить - спросить - месить - откусить - красить - струсить - расспросить - плясать - косить - взвесить - Подчеркнуть буквы с, ш. 11. Четко повторить: Шашки на столе, шишки на сосне. Кошка спит, а мышку видит.
Куст шуршит — косой мимо спешит. Поспешишь - людей насмешишь. Наш кот у нас, ваш кот у вас. 12. Предложения для анализа и записи: Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костёр. Слышу свист суслика. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Тишину нарушал шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.
3 -Ж 1. Вычленить указанные согласные из слов (в начальной позиции). 2. Сравнить звуки по артикуляции. 3. Соотнести звуки с буквами з, ж. 4. Дифференцировать в слогах (в произношении, по слуху, в письме). 5. Устный диктант слов (поднять букву з или ж): признак, прижать, жалость, мороженое, морозить, поджарил, скользит, пробуждение, поземка, резьба, режим, кружевной, гвоздика. 6. Записать под диктовку слова в два столбца (по наличию з или ж): пожар, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный, вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить. 7. Определить место звука в слове (работа с цифровым рядом): з - разорвал, привозит, заноза, сразу, разрезал, завязал, зазнался, разбежался, мимоза, замёрзнут, разжал; ж - прыжок, творожный, разожму, раздражение, распоряжение, разложить, разоружение. 8. Изменить слова по образцу, отмечая чередования з — ж: а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно. Образец: возить - я вожу. резать -... мазать -... сказать -... лизать -... грозить -... заказать -... скользить - … грузить -... отказать - …
9. Прочитать и записать, вставляя пропущенные согласные з,ж: -иму мы -дали, -иму мы -вали. Ну-на -имой шуба, ну-ны -имой сани. Ё-ик пол-ёт в овра-ек. Тя-ело нагру-ены во-ы. -вонкое пение стри-ей слышно и-далека. Наше -вено на-ывают дру-ным. Песню раннюю -апел в ла-ури -аворонок -вонкий.
10. Предложения для анализа и записи: Зимой рано зажигают огни. Старая пружина заржавела. Раньше не было железных дорог. Жители Запорожья пользуются газом. На возах привезли свежее сено. Мы побежали на ближнее озеро. Уже замёрзли лужи. Мы разожгли костёр. Зине нужна узенькая резинка. Ранка от занозы быстро зажила. Отряд расположился в березовом лесу. Запах березы смешался с запахом спелой земляники.
Закрепление темы 1. Прослушать стихотворение ПЕТЯ И БУКВЫ Если мы не примем мер, мальчик Петя — вот беда! – букву «ша» и букву «эр» не осилит никогда Вместо слова «хорошо» говорит он — «холосо». Вместо слова «парашют» говорит он — «паласут». А теперь наоборот: прочим буквам не в пример, полюбил он через год букву «ша» и букву «эр». Вместо слова «колесо» пишет Петя - «корешо». Вместо слова «пылесос» пишет школьник «пырешош». (В.Лифшиц.) Какие трудности были у Пети в произношении звуков? Удалось ли ему научиться произносить трудные звуки? Все ли в порядке у Пети в письме? Чем вы могли бы помочь этому мальчику? 2. Повторить и разгадать загадки. Отметить в тексте свистящие и шипящие согласные: Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил нас Егорушка слезы лить без горюшка. (Лук.) Посадили зёрнышко – вырастили солнышко. (Подсолнух.) (А. Рождественская.) 3. Прослушать текст Н.Сладкова «Деревья». При повторном самостоятельном чтении по тексту карточки восстановить пропущенные согласные с, з, ш, ж: а) устно (поднять соответствующую букву); б) письменно (вписать буквы в прорези карточки): Входи-ь в ле- и глади-ь ладонью деревья, будто -тарых друзей похлопывае-ь по -пине. -тволы тёплые, как тело -ивое: чуть покачиваются, будто ды-ат... А вер-ины гудят то гро-но, то ла-ково. Ли-тья лопочут -елёными я-ычками. К -тволу при-лони-ься, как к плечу друга. Плечо гладкое, -кользкое - это молодая берё-а. -твол в пупыры-ках — это о-ина. Или кора и-боро-дённая, как ко-а -лона. Это дуб. В-ю -и-нь с деревьями плечом к плечу. И хочется -ти-нуть ладонями их руки-ветви и крепко по-ать.
С' - Щ 1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить по артикуляции. 3. Соотнести с буквами. 4. Дифференцировать в словах типа: се - ще аща - ася сящ... щись... 5. Диктант серий слогов. 6. Составить предложения со словами: сели, щели. 7. Разложить в два ряда предметные картинки, в названии которых имеются указанные звуки. Определить место звука с' в названиях картинок первого ряда; место звука щ — в названиях картинок второго ряда.
8. Дифференцировать звуки с' — щ в словах устно (поднимая соответствующие буквы): щегол, посёлок, синий, щавель, пищит, сито, щётка, присел, осенний, прощение, щёки, веселье, весенний, вещи, пища, письма, пещера, тесьма, щука, ясень, ящик, щиплет, сиплый, щуплый. 9. Вставить пропущенные буквы с', щ: а) устно, поднимая буквы; б) письменно, подчеркивая их цветными карандашами: -яду тре-ит тря-ина -урил-я -ётка -екотал мор-ина хру-тя-ий товари-и по-еял по-е-ал та-ил-я сви-тя-ий бле-тя-ий но-иль-ик настоя-ий 10. Образовать глаголы отданных существительных. Образец: блеск - блещет. писк - плеск - треск - поиск - свист - воск -
11. Предложения для анализа и записи: На спортивной площадке всегда весело. Трещит сердитый мороз. Плещет синяя волна. Досталось карасям от щуки. Костёр освещал стволы сосен. Стекольщик вставил стекла. Носильщик несёт вещи. Щенок щурился от солнца. Мы с товарищем посещаем бассейн. На катке блестящий лёд. На ветках сверкающий иней. Сегодня запрещено посещение больных. Быстро сгущались зимние сумерки. Отыщи в тексте существительные. В классе хорошее освещение.
Р-Л Р'-Л' 1. Вычленить звуки р и л из слов (в начальной позиции). 2. Сравнить по артикуляции. 3. Соотнести с буквами р, л. 4. Дифференцировать в слогах различных типов (устно; запись под диктовку). 5. Тренироваться в произнесении следующих слогов, устно включая их в слова: рал (убрал, загорал, выбрал, разобрал, перебрался...) рол (поборол, распорол...) рул (рулевой...) рыл (вырыл, перерыл...) ляр (футляр, маляр...) лер (пропеллер...) лир (ювелир...) ряд (доверял, потерял, застрял, проверял...) рел (смотрел, горел, выстрел...) рил (говорил, подарил, верил...) лёр (контролёр...) люр (велюр, шевелюра...) рёл (орёл...) рюл (кастрюля...) 6. Дифференцировать р и л в словах (запись в два столбца — со слуха): карась, лодка, плыл, хорошо, плохо, порядок, ветер, прятать, вёсла, вёдра, забор, валенки, кукла, самовар, самосвал, плакат. 7. Определить место звука в словах (работа с цифровым рядом): л - пролил, переплыл, гладил, разрыл, разлука, делитель, глагол, планёр, разломил, перепёлка, полнолуние, земледелие, белоствольная, разленился, берлога;
р - примерка, перепрыгнул, водопровод, прорубь, пролетарий, раздразнил, расхрабрился, коридор, характер. 8. Вставить пропущенные буквы рил: а) устно (поднять буквы); б) письменно: к-ы-ьцо, ко-аб-и, г-е-ка, пе-еу-ок, ве-ну-ся, гене-а-, пе-еп-ёт, эска-ато-, ба-е-ина, све—о, зе-ка-о, биб-иотека-ь, те-ег-амма, ве-то-ёт, бу—ит, ап-е-ь, б е—ога, к-ес-о, каст-ю-ля, конт-о-ё-. Подчеркнуть буквы р, л. 9. Предложения для анализа и записи: Клава рвала спелые сливы. Рыболовы вернулись вечером. Поле засеяли клевером. Сестра развязала платок. По крыше гремел проливной дождь. Мы с братом плавали на пароходе по Волге. В ручье кораблик сел на мель. Раки ворочались в ведре. Валера и Лариса кормили кроликов. 10. От данных ниже глаголов образовать новые посредством приставки раз- (разо-), подчеркнуть р и л цветными карандашами. Образец: Гладил - разгладил. ленился —... глядел —... вернулся — … ломал —... рвался — … грел — … грузил — … рыл — … варился — …
11. Слуховой диктант: ЛЕТОМ Было жарко. Ребята купались в пруду. Дружок дремал на берегу. Валера брызнул на Дружка водой. Дружок громко зарычал. Дети долго играли и загорали на берегу. ГОРОШИНЫ В одном стручке сидели рядом горошины. Прошла неделя. Вдруг стручок открылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она пустила росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. 12. Записать графически под диктовку текст. (Диктуемый текст.) (Запись в тетрадях.) ТРЕЗОР рр На дверях висел замок. - р л - Взаперти сидел щенок, р л - Все ушли и одного - л - - в доме заперли его. - - рл - Мы оставили Трезора - л рр без присмотра, без надзора, - рр - р и поэтому щенок - - - перепортил все, что мог. ррл - - - Разорвал на кукле платье, зайцу выдрал шерсти клок, в коридор из-под кровати наши туфли уволок. Под кровать загнал кота - кот остался без хвоста. Отыскал на кухне угол - с головой забрался в уголь, вылез черный — не узнать. Влез в кувшин - перевернулся, чуть совсем не захлебнулся и улегся на кровать спать... Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его не оставим одного! (С. Михалков.)
К - Г - Х 1. Вычленить звуки из слов (в начальной позиции). 2. Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие). 3. Дифференцировать их (устно и письменно) в слогах типа: га - ка - ха аха - ака - ага 4. Дифференцировать звуки в словах (сопоставить слова по смыслу, звучанию и написанию). Устно включить в словосочетания:
год - кот - ход мог — мок — мох гадки - кадки - хатки группка — крупка — хрупко
5. Дифференциация звуков в словах: а) устно - поднять буквы г, к, х; б) письменно (выборочно - слова доступные по написанию): прохожий, прыгал, разогреть, приказал, восход, закат, храп, нагибать, пароход, скачки, включил, слагаемое, хохлатый, хохолок, оглобли, оглохли, рубашка, рубаха, застегнул, застежка, тихо, тикал, гречиха, хилый, характер, характеристика, хоккей, хомяк, хохот, горох, орех, грохот, крохотный, нарасхват, недотрога, перекрёсток. 6. Определить место звука х в словах (по цифровому ряду): кухня, глухарь, нахохлился, прохлада, выпорхнул, хихикать, разруха, хрустеть, тихонько, тихохонько, гречиха, черноухий, верховодил, черепаха, грохот, хохотал.
7. Предложения для анализа и записи: Хороши картинки в книге. Мы всем классом ходим на каток. Снежок мягок, как пух. На берегу бухты маяк. Грачи ходят за плугом. Хрупок ледок на реке. На сухом песке грелась гадюка. На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков горох. 8. Слуховой диктант: У Галочки жила кошка Гулька. У Гульки были крохотные котята. Они жили в уголке. Раз на окно взлетел петух. Гулька кинулась на петуха. Началась драка. У кошки глаза сверкали, а от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха. 9. Графический диктант: Зимой нашел я на реке бобровую хатку. На верхушке ее снег подтаял. Кругом следы волков. Видно, приходили голодные бродяги. Хатка сверху обмазана грязью. Грязь от холода закаменела. Только и могли волки когтями хатку поцарапать. Весной захотелось мне взглянуть на хозяйственных бобров. Тихо подхожу к их хатке. Вдруг из хвороста выпорхнула птичка и давай стрекотать. Услыхали ее крик бобры и мгновенно скрылись.
С-Ц 1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить звуки по артикуляции (обратить внимание учащихся на звуковой состав аффрикаты ц: слитно произносимые компоненты т и с). 3. Дифференцировать их в слогах различных типов (устно; письменно). 4. Дифференциация в словах: а) сопоставить по смыслу и звучанию: свет — цвет сабля — цапля сел - цел свести — цвести; б) поднять соответствующую букву: целина, прислал, сокол, ценить, пальцы, пояс, рельсы, пыльца, сено, пятница, колесо, кольцо, настенный, полотенце, пальтецо, соболь, куница, улица, граница, полоса, триста, двадцать, перец, пересадка, офицер, выставка, оценка, процента, хвост, отец, овёс, певец. 5. Прочитать слова, вставляя обе пропущенные буквы: с и ц (поднимать буквы в порядке их следования в слове): -ини-а, -толи-а, --епить, -и-терна, -пи-а, -квор-ы, ле-тни-а, -ахарни-а, гу-ени-а, -олн-е, пе—ы, --ена, ре-ни-ы, ме-я-. 6. Изменить слова по образцу. Образец: коса - косица, странник - странница. лиса -... спутник -... сверстник -... сестра -... вестник -... крестник -... 7. Повторить скороговорки: Лошадка с ленцой, лисица с хитрецой. Цветик-семицветик, семицветик-цветик.
8. Предложения для анализа и записи: Над лесом солнце. Расцвела сирень. Уже рассвело. У куста свистит синица. Лисица сцапала цыплёнка. Птица перекликалась со своими птенцами. На сухой скале расцвёл цветок. В садах появились гусеницы. Овца отстала от своего стада. Коню насыпали овса. На рассвете запели скворцы.
Ч - Т' 1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить по артикуляции (рассмотреть звуковой состав аффрикаты ч: слитно произносимые компоненты т'щ'). 3. Дифференцировать в произношении и письме в слогах типа: ти - чи че - те - че тич чать чти 4. Дифференцировать звуки в словах-паронимах (сопоставление слов по смыслу и звучанию, составление устных предложений с ними): чашка - тяжко прячь - прядь речка - редька мяч - мять чёлка - тёлка печь - петь чесал - тесал вечер - ветер плети - плечи 5. Дифференцировать звуки в словах (поднять соответствующие буквы). качели, хотели, утёнок, ученье, перочинный, картина, бочонок, котёнок, плетёный, печёный, почётный, круча, крутит, сверчок, потёк. 6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию звуков ч, т'). врач, брать, пятёрка, беречь, новости, метель, четверг, вытер, вечер, плачет, платил, вычитание, стирка, пчела, летел, лечил, водичка, водить. 7. Определить место звука в словах (по цифровому ряду): ч — стучал, чучело, точечки, столичный, тысяча, распечатал, стручок, чемоданчик, торчать, чересчур, находчивый, чистосердечный, течёт; т' - терпеть, тетерев, потерять, тяжесть, часть, требовать, чтение, учитель, третий, увеличить, теребить, четверть, тюбетейка, чистить. 8. Изменить глаголы по образцу, следя за чередованием звуков ч - т' в основе глаголов. Образец: вертеть — я верчу — он вертит. лететь - я..., он... светить - я..., он... катить - я..., он... чертить - я..., он... молотить - я..., он... крутить - я..., он... заметить — я..., он... колотить - я..., он... но: хотеть -яхочу- он хочет (проспрягать полностью). 9. Проспрягать глагол хотеть в сочетании с глаголами учить, чертить, читать. Образец: Я хочу читать. Мы хотим читать. 10. Составить словосочетания со словами точь-в-точь, чуть-чуть. 11. Назвать слова, включающие данные слоги: -чить — учить, поручить, лечить, выручить -чать — печать, молчать, кричать, стучать, поскучать, ворчать -теч- — аптечка, местечко, утечка -тич- - птичка 12. Четко повторить пословицу, потешку, загадку: Учить — ум точить. Течёт речка, печёт печка. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись все мальчики в тёмные чуланчики - каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатки.) 13. Предложения для анализа и записи: Белочка прячет орехи в укромное местечко. Надо чинить выключатель. Девочка хочет посидеть в тенёчке. Прогладь наволочку горячим утюгом. Пора топить печи. У ворот мычит чужой телёнок. Славно в зимний вечер лежать на тёплой печке. 14. Данные ниже глаголы выписать в два столбца в соответствии с вопросами: что делать? что сделать? приучать приучить Различать, различить, получать, получить, встречать, встретить, приручать, приручить, отмечать, отметить, включать, включить.
Логопед обращает внимание учеников на различие смысловых оттенков у этих родственных слов. Устно включить их в словосочетания (предложения). Например: Непросто приручать диких животных, но их можно приручить. Мне приходилось зимой встречать зайцев, но ещё не удалось встретить лисицу. Следует ежедневно отмечать отсутствующих в журнале. И сегодня надо отметить их. 15. Прочитать стихотворение, вставляя пропущенные буквы ч и г: Буквы разные писа-ь Тонким перышком в тетрадь у-ат в школе... Вы-ита-ь и умножа-ь, малышей не обижа-ь у-ат в школе, у-ат в школе, у-ат в школе!
К -етырём прибави-ь два, по слогам -ита-ь слова у-ат в школе... Книжки добрые люби-ь и отзыв-ивыми бы-ь у-ат в школе, у-ат в школе, у-ат в школе! (М. Пляцковский.)
Ч - Щ 1. Вычленить звуки из слов (в начальной позиции). 2. Сравнить по артикуляции: ч (т'ш') - взрывной, краткий звук. Оба звука мягкие. щ (ш'ш') - щелевой, долгий звук. Имеют общий компонент.
3. Устно и письменно дифференцировать в слогах типа: ча — ща ща — ча — ща чащ щач 4. Дифференцировать слова-паронимы: чёлка - щёлка щётки — чётки плач — плащ размечать - размещать мочь — мощь зачищать — защищать Составьте предложения (устно) с этими словами. 5. Узнать звук на фоне слова (поднять соответствующую букву ч или щ): Отечество, возвращался, существо, увеличить, хранилище, чемпион, туловище, причёска, гречиха, трущобы, дремучий, щетина, чеснок, каменщик, уборщица, черемуха, будущее. 6. Повторить правило написания слогов ча, ща, чу, щу. Записать под диктовку слова в два столбца по наличию ч или щ: почта, грущу, пищать, чулок, свеча, пощада, печаль, щавель, пачка, щегол, щука, вечер, вещи, участок, тысяча, щека, начать, чужой, ищу. 7. Определить место звука в словах (по цифровому ряду): ч — лучи, кирпич, ветчина, исключение, бесконечный, солнечный, частично, чересчур, щёлочка, щекочут, чрезвычайно; щ — чудовище, прочищу, возвращение, площади, защищал, радиовещание, овощехранилище, пастбище. 8. Прочитать и записать слова, вставляя ч и щ: -а-а -ё-ки -и-у -ето-ка по-а-е -ел-ок то-иль-ик -асов-ик -удови-е
9. Образовать сравнительную степень отданных наречий. Образец: чётко — чётче, густо — гуще. мелко — сладко — зорко — крепко — легко — резко — толсто — просто — хлёстко — громко — часто — чисто — Подчеркнуть цветными карандашами буквы ч и щ. 10. Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование ст—щ, ск — щ, т — ч, к — ч. Образец: катить - я качу, грустить — я грущу. гостить — чистить — плакать — поместить — искать — вертеть — пустить — угостить — простить — плескать — платить — полоскать — чертить — скакать — простить — лететь —
11. Предложения для анализа и записи: В роще кричат грачи. На удочке большущий лещ. Хищные звери ищут добычу. Весело щебечут ласточки. Над речкой сгущается туман. Рябчик находит пищу под снегом. Ночью летучие мыши покидают свои убежища и летят за добычей. К ночи мороз крепчает. Редкий солнечный луч заглянет в эту дремучую чащу. С вечера ничто не предвещало бури. Свеча тускло освещала помещение. 12. Диктант: КАБАНЫ Шум надвигался с угрожающей быстротой. Хрустели и трещали сучья. Слышался частый топот. Это мчалось большое стадо кабанов. Оно вырвалось из чащи на поляну. Кабаны спешили спастись от хищного тигра. Закачались деревья от их мощного бега.
Ч - Ц 1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить по артикуляции с уточнением звукового состава: ц = тс, ч = т'щ'. 3. Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию. 4. Соотнести звуки с буквами ц, ч, отметив сходство нижнего элемента буквы ц со звеном цепи и верхнего элемента буквы ч в рукописном шрифте с крылом чайки. (Запомнить: нижнее положение кончика языка на звуке Ц - и нижний элемент буквы; верхнее положение кончика языка на звуке Ч — и верхний элемент буквы.) 5. Дифференцировать в чтении слогов типа: ца — ча ца — ча - ца чац 6. Выборочно записать слоги под диктовку. 7. Дифференцировать звуки в словах (поднять соответствующую букву): полотенце, песочек, причесал, цыган, пальчик, часовой, акация, черемуха, прицеп, молодец, молодчина, почистил, целый, качели. 8. Вписать слоги ча и чу (повторив соответствующее правило): —сы, мол—, сту—, ту—, ветре—, нато—, —шечка, добы—, —лан, —жой, саран—. 9. Прочитать и записать слова, вставляя буквы ц или ч: а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а; б) -аревна, -ареви-, вол-и-а, у-ительни-а, -епо-ка, гор-и-а, -асти-а, клю-и-а, -уло-ки, -вето-ки, -елове-ек, -ернильни-а, -ервя-ок, у-ени-а, отли-ни-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, -ерепи-а. 10. Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц — ч. Образец: крыльцо - крылечко, конец - кончик.
11. Вставить чередующиеся буквы ц и ч в данные существительные и прилагательные: Образец: лицо — личный, мельница — мельничный. зубе- — зуб-атый творе- — твор-еский столи-а — столи-ный леве- — пев-еский солн-е — солне-ный ов-ы — ове-ий коне- — коне-ный огуре- — огуре-ный 12. Предложения для анализа и записи: Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Птицы хлопочут целый день. После четверга будет пятница. Ткачи ткут ситец. Ручей мельче речки. Кукушка кладёт яйца в чужие гнёзда. Отец чистит луковицу. Мы расчищали снег у крыльца. Девочку разбудили лучи солнца. Синицы отыскивают личинки насекомых. Волчица почуяла человека. На сучьях деревьев птицы вьют гнезда, кладут яички и выводят птенцов. Первыми улетают на юг скворцы и ласточки. Там царь Кащей над златом чахнет. 13. Диктанты (слуховой или графический): а) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Целый вечер девочки вышивали цветы. б) Зачем человек держит овцу? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идет на сапоги. Мясо идет в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни. 14. Тексты для выборочных диктантов: а) Почему перелётные птицы прилетают весной в разное время? Грач прилетает в марте, а ласточка только в начале мая. Причина тут в возможности отыскать пищу. Грач будет сыт тем, что отыщет на проталине. Ласточка же ловит добычу в воздухе. Случись ласточкам прилететь в марте, когда нет ещё мошек, они бы погибли с голоду. б) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы. Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник — это апрель. Если на берёзе серёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.
Глава IV
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ Начинать эту работу следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса у учеников на предлагаемом ниже примерном перечне тем. Основные задачи лексической работы: О количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); 2) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); 3) очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов. Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.
§1. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие). Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов). Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.
1. Назвать действия (перекидывая мяч): Метель (что делает?) — метёт, гром -..., солнце —..., ливень —..., молния —..., ветер —..., снег —..., мороз —....
2. Назвать другой предмет с тем же признаком: Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква...), речка быстрая (и ручей...).
3. Сравнить: по вкусу — лимон и мёд, лук и виноград; по цвету — василёк и гвоздику, грушу и сливу; по прочности — верёвку и нитку, бумагу и ткань; по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку; по высоте — дом и шалаш, куст и дерево.
4. Прослушать загадку, выделить слова, обозначающие голосовые действия. Объяснить, почему рифмы помогают разгадать эту загадку: Я лаю со всякой собакой, Я вою со всякой совою и каждую песню твою я вместе с тобою пою. Когда же вдали пароход быком на реке заревет, Я тоже реву; У-у-у! (Эхо.) (К. Чуковский.)
5. Угадать предмет по его признакам или действиям: Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал – кушайте, пожалуйста! (Арбуз.) Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит — сядет и укусит. (Комар.) Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, полил сливы и цветы, вымыл травы и листы. А как сумерки настали, нам по радио сказали, что и завтра он придёт и польёт наш огород. (Дождик.)
стр. 186-187 Затем стихотворение читается по строчкам. Попутно рассматриваются соответствующие картинки. Дети с помощью логопеда или самостоятельно дополняют глаголы существительным. Например, машет платочком, колет дрова и т.д. После этого логопед предлагает детям по картинкам восстановить стихотворение: а) логопед называет имя, а дети — действие; б) вспомнить имя по действию. а) Маша … (машет). Паша... (пашет). Коля... (колет). Поля... (полет). Валя... (валит). Катя... (катит). Света... (светит). Соня... (спит). Тоня... (тонет).
б) Машет... (Маша). Пашет... (Паша). Колет... (Коля). Полет... (Поля). Валит... (Валя). Катит... (Катя). Светит... (Света). Спит... (Соня). Тонет... (Тоня).
§2. УТОЧНЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ Слова - «сорняки». Прослушать стихотворение: Слова бывают разные, бывают неотвязные. Вот, например, к Володе пристало слово «вроде». Он «да» не скажет никогда. - Обедать будешь? - Вроде да. Спросите у Володи: - Ты пионер? - «Да вроде». - Работал в огороде? А он опять: «Да вроде». Слова бывают разные: хорошие, простые, слова бывают праздные, ненужные, пустые. (А Барто.) В последующей беседе выяснить, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. Рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов (ну, это, вот, значит и т.п.).
Слова - «приятели» (синонимы) 1. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу: а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твёрдый, раньше, льётся; б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жёсткий, прежде, течёт. 2. Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением): • грустный, печальный, унылый, глубокий; • храбрый, звонкий, смелый, отважный; • слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; • понять, разобраться, запомнить, уразуметь; • думать, ехать, размышлять, соображать.
3. В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова: • свежая пища, запас корма, вкусная еда; • наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя; • неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт; • быстрый конь, скорый поезд, стремительная река, поспешный отъезд; • неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток, угловатая походка; • ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж.
4. Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое - в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок: • приехал, прибыл, прикатил; • пришел, пожаловал, заявился; • бросился, ринулся, накинулся; • ворвался, вторгся, вломился; • отскочил, отпрянул, шарахнулся.
5. Прослушать сказку «Тигр-лев и лев-тигр»: Тигр-лев - это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная. желтая. Лев-тигр — наоборот. Сначала желтая, потом черная. И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев. Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе — левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой: ррры! Лев-тигр, назло ему, сперва был не большим, а потом стал не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! - и пошел правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев. И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись. А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы. (Е.Измайлов.) Выяснить, как дети поняли смысл сказки. При повторном чтении рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.
Слова - «неприятели» (антонимы) 1. Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение: Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно! (По Н.Сладкову.)
2. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький: ... пенёк опрокинул... воз.... дело лучше... безделья. Даже самое... дерево выросло из... семени. В... лодку... груз не кладут.... крючком... рыбу не выудишь.
3. Подобрать антонимы к выделенным словам: Летний день - за... неделю. У короткого ума... язык. Ради нового дружка... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а... к небу тянется. Знай больше, а говори....
4. Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный. Прослушать стишок: — Карандашик, что грустишь? «Был большой, а стал малыш.» — Что ж, зато хозяин твой был малыш, а стал большой.
5. Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением {сначала — потом, был — стал и ДР.).
6. Прочитать (прослушать сказку). Указать в тексте слова: а) близкие по значению словам грустить, грустный; б) противоположные им по значению. «ПОГРУСТИЛИ» Жил-был очень грустный человек. Ну, а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошёл он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить. Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает: — Ты, ива, грустишь или печалишься? — Грущу, - говорит ива, - и печалюсь тоже. — Пойдем со мной вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил. — Почему, аист, клюв повесил? — Потому, что я не весел. — И мы невесёлые. Пойдём с нами! — Пошли. Шли-шли, видят, унылый дождик идёт. — Иди, унылый, к нам в компанию. — Не всё ли равно, куда идти, — отвечает дождик и за ними пошёл. Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке. — Ого, - кричат, - сколько нас! Ну, теперь погрустим как следует! Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невесёлые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели - чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели - за животы схватились. Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно! (Е.Измайлов.) 7. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч): день —..., утро —..., восход —..., весна —..., зима —..., завтра —..., рано —.... близко —..., низко —..., редко —..., медленно —..., просторно —..., радостно —..., темно —..., сел —..., взял —..., нашёл —..., забыл —..., уронил —..., насорил —..., выпрямил —..., лёгкий —..., высокий —..., больной —..., чистый —..., частый —..., жесткий —....
8. Указать слова-антонимы в пословицах: Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жестко спать.
9. Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению: Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я..., а деревьям.... (Дятел.) (Б.Тимофеев.)
10. Подобрать антонимы к выделенным словам: На пляже песок сухой, а у воды.... Переходя улицу, смотри налево, а потом.... В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через.... В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он.... У берега озеро мелкое, а дальше....
11. Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания: «... поучусь, а... погуляю», — говорит ленивый. «... погуляю, а... поучусь», — говорит прилежный». (К. Д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|