Расчет пути и времени обгона с возрастающей скоростью
Для расчета пути и времени обгона в случае сочетания его с разгоном необходимо вначале построить график интенсивности разгона, характеризующие зависимость между путем и временем движения автомобиля при ускоренном движении с максимально возможной интенсивностью. Зависимость ускорения автомобиля от скорости движения V1. Ускорение автомобиля рассчитывается по формуле:
где ji – ускорение автомобиля на i -й передаче при скорости движения Vi, м/с2; Di – динамический фактор на i-й передаче при указанной скорости; y – коэффициент сопротивления дороги; dв – коэффициент учета вращающихся масс. При расчетах в данном случае рассматриваем движение по горизонтальной дороге, тогда:
где f – коэффициент сопротивления качению колеса с учетом скорости. Значение коэффициента f рассчитываем по формуле:
где f0 – значение коэффициента сопротивления качению колеса при скоростях менее 50 км/ч. Расчет рекомендуется производить в табличной форме от значения скорости, равной скорости обгоняемого автомобиля. При этом принимается, что разгон осуществляется до максимально возможной скорости на каждой из передач с последующим переключением на высшую передачу. Передача, с которой начинается разгон, определяется по паспорту автомобиля. При отсутствии справочных данных следует произвести расчет динамической характеристики автомобиля по методике, приведенной в литературе [2]. Коэффициент , учитывающий наличие в движущемся автомобиле вращающихся масс, определяется по формуле:
где – коэффициент, учитывающий инерционный момент колес ( =0.04); – коэффициент, учитывающий инерционный момент маховика;
UТРi – передаточное число трансмиссии на рассматриваемой передаче. При расчетах принимают следующие значения коэффициента : 0,0007 – для легковых автомобилей, 0,0004 – для грузовых с бензиновым двигателем и 0,0007 – для грузовых с дизельным двигателем. Расчет рекомендуется производить в табличной форме для 5...10 значений скорости на каждой рассматриваемой передаче до скорости, равной 0,9 от максимальной скорости, на высшей передаче. Определив передачу, на которой осуществляется движение, по справочной литературе [5] находят ее передаточное число. На основании определенных данных рассчитываются обороты, на которых работает двигатель:
где nе – частота вращения, с которой работает двигатель при расчетной скорости на соответствующей ей передаче, об/мин; Va – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч; iКП – передаточное число коробки передач на данной передаче; iг – передаточное число главной передачи; rк – радиус колеса, м. Крутящий момент двигателя при определенной частоте вращения:
где Ме – крутящий момент двигателя, Н/м; Nmax – максимальная мощность двигателя, кВт; a, b, c – эмпирические коэффициенты; nN – частота вращения, соответствующая максимальной мощности, об/мин. Коэффициенты а, b, с определяются по следующим формулам:
где – коэффициент приспособляемости по угловой скорости; – коэффициент приспособляемости по крутящему моменту; – угловая скорость коленчатого вала при максимальном моменте; – крутящий момент при . Динамический фактор определяется по формуле:
где h – механический коэффициент полезного действия трансмиссии; k – коэффициент обтекаемости, ; F – лобовая площадь, м2. Значения к.п.д. принимаются по таблице 3.3. Таблица 3.3 – Значения коэффициентов полезного действия трансмиссий
При условии, что расчет ведется для автопоезда, следует учитывать, что динамический фактор автопоезда:
где ma – полная масса автомобиля-тягача, кг; mпр – полная масса прицепа, кг; n – количество прицепов. Коэффициент сопротивления качению колес автопоезда:
Численные значения интервалов скоростей рекомендуется выбирать: 0,5…1,0 м/с для первой, 1,0…3,0 м/с – для промежуточных и 3,0..4,0 м/с для высшей передачи. Считаем, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется с постоянным ускорением jСР, величину которого определяют по формуле:
где jСРi – среднее условное постоянное ускорение на i -м интервале, м/с; ji и ji+1 – ускорения соответственно в начале и в конце интервала скоростей, м/с2. При изменении скорости от Vi до Vi+1 среднее ускорение:
где Vi – скорость в начале интервала, м/с; Vi+1 – скорость в конце интервала, м/с; Dti – время прохождения i -го интервала; DVi – изменение скорости при прохождении i -го интервала, м/с. Следовательно, время разгона в том же интервале скоростей:
Общее время разгона
Результаты расчетов рекомендуется приводить в табличном виде. Потеря скорости за время переключения зависит от дорожных условий и времени переключения, которое определяется квалификацией водителя и техническим состоянием автомобиля:
Время переключения может быть определено по формуле:
где с = 0.5...0.7 (меньшие значения для легковых автомобилей); i – номер передачи. При расчете пути и разгона принимают условно, что автомобиль в каждом из намеченных интервалов скоростей движется с постоянной скоростью . Приращение пути в каждом из интервалов скоростей:
Складывая полученные значения DS, строят суммарную кривую SP. Путь, пройденный за время переключения передачи:
где Vн, Vк – скорости в начале и в конце переключения передачи, причем:
Определив зависимости tP=f(V) и SP=f(V) строим на листе графической части график интенсивности разгона tP=f(SP), необходимый для расчета пути и времени обгона с ускорением.
Построение графика. Для построения этого графика в координатах SP-tP (рисунок 3.2.) наносят значения времени t1 и пути S1 соответствующие разгону обгоняющего автомобиля от скорости V2 и полученные точки соединяют плавной кривой 1. Рисунок 3.2 – График обгона при разгоне обгоняющего автомобиля. Для определения времени и пути обгона от начала координат откладывают вправо по горизонтали отрезок, равный D1+L2. Из конца отрезка проводят наклонную прямую 2 изображающую движение обгоняемого автомобиля. Точка пересечения этой прямой с кривой 1 соответствует моменту времени, когда передние части обоих автомобилей находятся на одном уровне. После проведения расчетов и построений следует проанализировать факторы, влияющие на путь и время обгона, а также условия движения, в которых возможен и практикуется такой маневр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|