Раздел II. Сенсорное развитие.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ «СОБИРАЕМ ЯГОДЫ» Натяните верёвку между спинками двух стульев и подвесьте разогнутые скрепки. Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Скатайте красные и зелёные шарики из пластилина - «вишню» и «крыжовник» (покажите круговые движения ладошек). Наколите «ягоды» на «веточки» (скрепки) и предложите ребёнку срывать «ягоды» по одной тремя пальцами правой руки. Левой рукой в это время надо придерживать скрепку. Сорванные «ягоды» малыш должен аккуратно складывать в корзинку, стоящую справа от него (приучайте к движению рукой слева направо, как при письме). «ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ» Предложите ребёнку посыпать «песком» (манкой, пшеном) на столе дорожку шириной 3-5 см. Ограничьте её чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п. Жили-были бегемотик Мотя, обезьянка Янка и кошка Маркизе Они очень дружили и всегда всё делали вместе. Видишь: сейма они собирают ягоды в своём саду. Тебе нравится кошка Маркиза? Какая у неё шерстка? (Белая пушистая.) Тебе хочется её погладить? Покажи, как бы ты её гладил. Помогите ребёнку: плавные движения руки даются ему пока ешё нелегко. Смотри, какое у Маркизы красивое платье. У неё даже есть бусы! А что делает Маркиза? (Собирает вишни.) Посмотри, как осторожно она срывает вишни: по одной, тремя пальцами. А ты Сможешь так СЛОЖИТЬ пальцы? Попросите ребёнка сложить пальцы так, как показано на рисунке.
А где бегемотик Мотя? Смотри: он толстенький и очень СЛАВНЫЙ, ХОТЯ И не ПУШИСТЫЙ. ЧТО ОН делает? (Собирает крыжовник.) Мотя очень старается: все собранные ягоды кладёт в ведёрко. А
ЯГОДЫ РАССЫПАЛИСЬ Чему будем учиться: собирать тремя пальцами мелкие предметы - теперь их надо не «срывать», а собирать с поверхности (стола или пола), сортировать предметы по цвету, подбирать рассыпавшиеся предметы. Что приготовить: бусинки трёх цветов (по 5-7 штук каждого цвета), разноцветные кусочки поролона размером 2-3 см, удобный совочек (по краю совка нарисуйте яркий или тёмный кант, чтобы край стал хорошо заметным), два глубоких блюдца и небольшую мисочку (всё красивое, без трещин), маленькую красивую корзинку, которую ребёнок может носить в руке. УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ «СОБИРАЕМ ГРИБЫ В ЛЕСУ» Разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребёнок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности. «РАЗЛОЖИМ ПО ПОРЯДКУ» Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зелёные». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, взяв тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Когда ведёрко и корзинка у Моти и Маркизы наполнились ягодами, друзья поставили их на землю. - А теперь давайте есть ягоды! - крикнула Янка, спрыгивая с - Как, ты разве ещё не наелась? - удивился Мотя, повернулся Мотя огорчился, но Маркиза тут же сказала: - Мы всё сейчас соберём! Она осторожно сняла бусы, повесила их на дерево и начала собирать ягоды. Мотя стал помогать ей.
- Я буду собирать вишни, а ты собирай крыжовник, - сказала Маркиза. Обсудите с ребенком, почему совочек удобнее и как им пользуются. Чем же В ЭТО время Занимается Янка? Предложите ребёнку ответить на этот вопрос. Она сделала качели из бус Маркизы и вовсю раскачивается на них! Как ты думаешь, что может СЛУЧИТЬСЯ С бусами И С ЯНКОЙ? Обсудите с ребёнком возможные варианты, пофантазируйте вместе.
БУСЫ ПОРВАЛИСЬ Чему будем учиться: отделять камешки (бусинки) от песка, а также мелкую крупу от крупной, пользуясь ситом; вылавливать с помощью ситечке плавающие предметы из воды. Что приготовить: сито, совок, маленькие камешки (или бусинки), ведёрко манку и рис (примерно по полстакана), 3 глубокие тарелки с красивым рисунком, десертную ложку, поднос. УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ «СОБЕРЁМ ВСЕ БУСИНКИ» Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте песок на поднос.) Сначала предложите ребёнку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведёрко. «ВОЛШЕБНОЕ СИТО» Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зёрнышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребёнка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
«ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ» Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке. Качалась, качалась Янка на бусах Маркизы, и вдруг они порвались! Все бусинки упали в песок. Янка больно ударилась ГОЛОВОЙ, И на лбу у неё Сразу выросла большая ШИШКа. Попросите ребёнка показать её. Маркиза очень огорчилась из-за того, что порвались её любимые бусы, но она не стала ругать Янку, потому что видела, как Янке больно. Маркиза смочила полотенце холодной водой и прикладывает его К ШИШКе на Лбу у ЯНКИ. Объясните, что если приложить холод к ушибленному месту, оно будет болеть меньше. А Мотя догадался, как собрать бусинки, которые упали в песок! Он принёс сито и теперь просеивает им песок. Песок просыпается через сито, а бусинки остаются в нём. Когда Мотя соберёт все бусинки, он снова сделает Маркизе красивые бусы. ЯНКА ЗАБОЛЕЛА Чему будем учиться: правильно держать ложку, мешать ею в чашке, растворяя что-нибудь в воде (совершая круговые движения по часовой стрелке), пересыпать и переливать из кувшина в стакан, проявлять заботу о других. Что приготовить: чашку с чайной ложкой, безопасные вещества, которые хорошо растворяются в воде, окрашивая её (растворимые в воде напитки, пищевые красители), поднос, губку для собирания пролившейся воды, удобный легкий маленький кувшин с носиком, красивый стакан, крупу (рис, гречку, пшено).
УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ
«ГОТОВИМ ЛЕКАРСТВА» Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребёнка ещё резкие, ложка бьётся о чашку, чай выплёскивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребёнку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают её. Проследите, чтобы ребёнок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребёнок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой. «НЕ ПРОСЫПЬ И НЕ ПРОЛЕЙ» Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зёрна ребёнок должен смести щёткой в совок - см. упр. «Смети, но не просыпь») Не забудьте сдержанно похвалить ребёнка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребёнок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой (см. упр. «Была лужа - и нет её»).
«ЧЕМ Я МОГУ ПОМОЧЬ?» С самого раннего детства приучайте ребёнка заботиться о других: он может, например, принести домашние тапочки пришедшим с работы родителям, чашку воды бабушке и т.п.
Вечером у Янки заболел живот. Помнишь, она ела вишни ПРЯМО С КОСТОЧКами. Вернитесь к развороту «Собираем ягоды» и ещё раз обратите внимание ребёнка на то, как Янка ест вишни. Теперь Янка лежит в постели с грелкой на животе. И глаза у неё не веселые, а грустные. Мотя с Маркизой сердятся на Янку. Но они ухаживают за ней, потому что любят Янку. Маркиза ложечкой мешает лекарство для неё, а Мотя наливает воду, чтобы Янка запила лекарство. Лекарство невкусное, но если Янка выпьет его, она быстро выздоровеет. А ты умеешь размешивать ложкой? Покажи. А налить воду из кувшинчика так, чтобы не пролить её? ГОТОВИМ ПИРОЖНЫЕ Чему будем учиться: лепить из пластилина, взбивать венчиком пену, подбирать крышки к банкам, открывать и закрывать их. Что приготовить: пластилин, дощечку для лепки, фартучек для ребёнка мисочку для взбивания, шампунь, венчик, несколько банок с легко закрывающимися и завинчивающимися крышками. УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ «ЛЕПИМ КОЛОБКИ, КОЛБАСКИ И БЛИНЧИКИ» Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собирать» фигуры людей и животных. Помогая ребёнку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.
«ВЗБИВАЕМ КРЕМ» Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребёнка на результат - помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребёнок обязательно должен убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы. «ОТКРОЙ И ЗАКРОЙ» Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребёнком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку. Сегодня Мотя, Маркиза и Янка готовят пирожные с шоколадным кремом и орехами. Маркиза взбивает венчиком крем для пирожных. Прервите чтение и покажите малышу венчик и как им взбивают.
Если хорошо взбить крем, в нем появится много маленьких А Мотя лепит пирожные из теста. Видишь, как он старается? А что делает Янка? Она помогает Моте и Маркизе. А раньше Она помогала ИМ? Вернитесь к началу книжки и предложите малышу ответить на этот вопрос. Смотри: Янка закрывает крышками банки с мукой, сахаром и орехами. Но может, она перепутала крышки? Попросите ребёнка показать нужную крышку. Спросите, для какой банки подойдёт крышка, которую сейчас держит Янка. УБИРАЕМ
Чему будем учиться: убирать за собой (собирать губкой воду, выжимая е над тазиком;.сметать со стола, пользуясь щёткой и совком; вылавливай ложкой из воды мелкие предметы). Что приготовить: две глубокие тарелки (миски), губку, поднос, щётку, а вок (по внешнему краю совка сделайте тёмный или яркий кант, чтобы кро был хорошо заметен), мелкие плавающие предметы (куски пробки, веточкь десертную ложку. УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ
«БЫЛА ЛУЖА - И НЕТ ЕЁ» Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребёнок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав её губкой. «СМЕТИ, НО НЕ ПРОСЫПЬ!» Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребёнку, как держать щётку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или тёмный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется. «НУ-КА, ВЫЛОВИ!» Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребёнок правильно держал ложку. Важно закончить упражнение: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду собрать губкой.
Чему будем учиться: накрывать на стол (воспитываем ловкость, эстетическое чувство, желание участвовать в жизни семьи), перекладывать лопат-коп «пирожные», пересыпать ложкой крупу, красиво вести себя за столом. Что приготовить: поднос, две чашки, крупу (полстакана), ложку, песочный набор. Наши друзья испекли пирожные и поставили их остывать. Ты ВИДИШЬ, где Пирожные? Попросите ребёнка показать. Теперь надо всё убрать, чтобы в кухне снова стало чисто. Маркиза Собирает губкой лужу на СТОЛе. Покажите, как собирать воду губкой. Покажи, как Маркиза держит губку. Мотя сметает щёткой муку со стола. Видишь: там, где Мотя уже провел щёткой, стало чисто. Он сметает муку не на пол, а в совок. Ты сможешь показать, как Мотя держит щётку и совок? Дайте ребёнку совок в левую руку, а щётку - в правую. А что в это время делает Янка? Она пытается достать ягоды из компота, чтобы украсить ими пирожные. Но разве можно лезть в банку рукой? Давай скажем: «Янка, возьми ложку!» Попросите ребёнка показать, где лежит ложка. УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ «НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ» Дети любят помогать накрывать на стол, и надо поощрять их в этом. Ребёнку вполне под силу отнести и поставить на стол пустые тарелки и чашки - настоящие, красивые и бьющиеся. А как детям нравится раскладывать вилки и ложки, подбирать чашки к блюдцам! Некоторые малыши могут даже посчитать число приборов {если их не больше 4-5). «ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ» Поставьте на поднос две чашки: слева-чашку с крупой, а справа- пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребёнка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда её остается мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребёнок может сам насыпать сахар в чай и размешать его. «ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ ЛОПАТКОЙ ПИРОЖНЫЕ» Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице - слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки. Маркиза, Мотя и Янка пьют чай с пирожными. Они сами накрыли на стол: расставили блюдца и чашки, а посередине стола поставили блюдо с пирожными. А что ещё ты видишь на столе? Мотя раскладывает всем пирожные. Кому он уже положил ПИрОЖНЫе? Маркизе и Янке, а сейчас кладёт себе. Расскажите малышу, что себе надо брать в последнюю очередь. А почему Маркиза так смотрит на Янку, будто сердится на неё? Может быть, ЯНКЭ ОПЯТЬ ЧТО-ТО делает Не так? Обсудите с ребёнком поведение Янки за столом: она схватила — да ещё ногой - второе пирожное, не доев первого, набила полный рот, пролила чай на скатерть. Она уже насыпала в свою чашку много сахара, а чай всё равно не сладкий! Давай скажем: «Янка, размешай сахар, тогда чай станет сладким!» Раздел II. Сенсорное развитие.
В любом учебнике по дошкольной педагогике, дорогие родители, вы легко отыщите раздел о важности сенсорного развития ребёнка. Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии. Монтессори и её последователи, конечно же, понимают, что здоровый ребёнок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слышит, ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка. Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей. Из достойных уважения экспертов-непедагогов это заметил художник К.С. Петров-Водкин. Он определил трёх своих крестников именно в Мон-тессори-группу и как-то, наблюдая за их занятиями, воскликнул, поражённый остроумием сенсорного материала: «У этих детей будут широко открыты и глаза, и уши, и всё тело, и весь ум для восприятия мира». Но раскрыть перед ребёнком мир - это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, - помочь детям упорядочить свои ощущения. «Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творчеству», - замечает Монтессори в одной из своих книг. Творчество напрямую связано с фантазией, с воображением. И здесь важно отличать, по выражению К.Г. Юнга, «умную фантазию от глупой». «Умной» фантазию ребёнка делает познание окружающего его мира. Такое познание маленький ребёнок может получить через сенсорный опыт, только посредством собственных чувств. Именно с помощью чувств ребёнок получает реальное представление о жизни. Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в пополнении словарного запаса конкретными понятиями. Подготовка к математике ещё более основательна. Фактически ребёнок в этом разделе получает основополагающие математические понятия, такие как «большой - маленький», «длинный -короткий» и т.д. Несколько слов о самом материале и принципах его использования. В этой книге классический дидактический материал сознательно упрощён и приближен кдомашним возможностям. Тем не менее внимание сосредоточено на том, чтобы не растерять дидактические задачи и придерживаться ряда важных принципов работы, принятых в системе М. Монтессори. Родителям предлагается предоставить ребёнку несколько соответствующих его возрасту материалов для свободного выбора. Во время первого занятия (упражнение 1) взрослый показывает принцип обращения с материалом, и если ребёнок усвоил этот принцип, оставляет его для самостоятельной работы. Начиная с упражнения 4, в некоторых уроках, которые даёт ребёнку взрослый, используется принцип трёхступенчатого урока, который в этой книге не комментируется. Желательно не вносить существенных изменений в предоставленный материал для упражнений, так как он подобран по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых природных материалах, как это делается в методике Декроли. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстракцию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет собой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к познанию окружающего мира. Но сам термин «материализованная абстракция» ещё более глубок. Известно, что предметы, способствующие развитию математического мышления, встречаются не так уж часто. В сенсорном материале есть возможность показать ребёнку некоторые математические закономерности, которые укореняются в его впитывающем уме и развивают его математическое мышление {например, геометрические тела - шар, куб и т. д.). Закономерно, что значительная часть этого материала показывается ребёнку в начальной школе в новом качестве, при изучении математики. Для лучшего восприятия эту абстракцию ещё более усиливают путём изоляции свойств, которая носит двоякий характер: с одной стороны, изоляция от окружающего мира, с другой - изоляция (выделение) одного качества, только того, которое меняется. Именно поэтому, например, в первых упражнениях используются неокрашенные матрёшки. Для поощрения самостоятельной работы в материал включён контроль ошибок. В одной части материала он визуальный, а в другой контроль проводится с помощью контрольных точек. В частности, невозможно полностью собрать большую матрёшку, если неправильно собраны меньшие. Пары разноцветных контрольных точек могут наклеиваться на дно банок в упражнениях 21 и 22.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|