Формирование разговорной речи
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 БЕСЕДА Этот вид работы может быть включен как в раздел развития родного языка, гак и в раздел космического воспитания. Поэтому здесь сложно выделить прямую и косвенную цель. Беседа может быть итоговым занятием в рамках какого-пибо проекта, связана с текущими событиями, такими как смена времён года, праздники, или иногда возникать спонтанно. Приведем примеры. БЕСЕДА НА ТЕМУ «УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» Цель. Формирование разговорной речи; космическое воспитание. Материал. Круглый поднос, некоторое количество земли в специальном мешочке, разноцветные платки - жёлтый, синий и прозрачный, фигурки или карточки с изображением растений и животных. Учитель и дети сидят на линии на стульчиках или на полу. Учитель предлагает детям по очереди пощупать землю в завязанном мешочке, поделиться своими ощущениями, отгадать, что там может быть. Учитель высыпает землю на стоящий в центре поднос. Вопрос: может ли что-нибудь вырасти на этой земле? Почему не может? Что нужно для того, чтобы выросло? Дети отвечают: «Вода». Учитель достаёт синий платок и кладёт его с одного края подноса; «Солнце» - кладётся жёлтый платок; «Воздух» - прозрачный платок. На земле появляются растения. Какие мы знаем растения? Дети по очереди отвечают: деревья, кусты, трава, цветы... Каждый ответивший приносит соответствующие фигурки или карточки и кладёт их на землю. Кто ещё живёт на Земле, кроме растений? Дети отвечают: люди, животные, птицы, рыбы. Учитель сообщает о том, что первыми появились рыбы, потому что в воде были все необходимые вещества для рождения и питания. Учитель просит детей принести фигурки или изображения рыб и разложить их на синем платке. Можно спросить, какие бывают рыбы (морские, речные), их названия.
Учитель говорит о том, что постепенно некоторые рыбы переселились на сушу. Вводится или повторяется понятие «земноводные». Какие это животные? Дети отвечают: «Крокодилы, черепахи, лягушки, некоторые змеи». Они приносят соответствующие фигурки или картинки и кладут их на границу между «землей» и «водой». Аналогичным образом беседа идет дальше. Можно более подробно остановиться на некоторых категориях животных. Возраст: 5-6 лет, БЕСЕДА НА ТЕМУ «КАЛЕНДАРЬ» Цель. Активизация словаря, систематизация знаний. Материал. Большой настенный календарь со специальными кармашками, в которые вкладывается информация о текущем числе, дне недели, месяце, времени года, погоде, праздниках и днях рождения; листки бумаги, карандаши или заранее подготовленные карточки. Если беседа проводится впервые, то она обычно планируется на конец декабря. В этом случае учитель демонстрирует разные виды календарей. Взрослый с помощью прямых или наводящих вопросов предлагает детям высказаться по поводу текущей даты, вчерашнего и завтрашнего чисел, названий вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дней недели, попутно вспоминает все остальные дни недели; наступившего, предыдущего и последующего месяцев, попутно вспоминает все месяцы в году; наступившего времени года и чем оно отличается от предыдущего; погоды на улице вчера, сегодня. Ответивший верно ребенок заполняет календарь, можно побеседовать о том, какие праздники есть в данном месяце. Если у кого-то из детей день рождения, учитель может предложить остальным высказать ему пожелания. Они записываются на открытке, которая вставляется в соответствующий кармашек. Возраст: 3,5-6 лет. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МОРФОЛОГИЯ СКОЛЬКО СЛОВ? Цель. Дать понятие о слове. Материал. 5-6 предметов (кукла, карандаш, куб, мяч и т.п.).
Взрослый объясняет, что все эти предметы имеют свои названия, и просит ребёнка назвать их. Ещё раз повторяются эти названия с опорой на предметы. Взрослый говорит: «Теперь называть предметы буду я. Послушайте, сколько я скажу слов». Он произносит: «Дом, цветок. Сколько слов я сказал? Какое первое слово? Какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову». Дети придумывают по одному, затем по два слова. Взрослый следит за тем, чтобы слова не соединялись союзом «и». Возраст: около 3 лет. КОМУ ЧТО НУЖНО? Склонение существительных единственного числа. Упражнение проводится с предметами и без них. Предлагается несколько разнородных существительных и отрабатывается какой-либо падеж. Дети поочередно или в произвольном порядке отвечают на вопросы по образцу: - Чего не стало? {ведра, пирамидки, мячика); - Кому что нужно? (самолёт - лётчику, юбка - девочке); - Кто чем питается? (кошка - молоком, овечка - травой); - О чём ты мечтаешь? {о книге, о мячике, о лете). НА ВИТРИНЕ АПЕЛЬСИНЫ Окончания существительных множественного числа в родительном падеже. • Упражнение с картинками «Чего не стало» (чулок, носков, блюдец, апельси • Упражнение с картинками «Закончи предложение». Пример: «Стоит много... • Работа по образцу: «На витрине - апельсины, мне не нужно апельсинов». У ЛИСЫ - ЛИСЯТА, А У ЛЬВИЦЫ - ЛЬВЯТА Детёныши животных во множественном числе. • Работа с картинками. Дети получают картинки, на каждой из которых изоб • Работа с мячом. Получивший мяч отвечает по данному образцу на вопрос НА ВИТРИНЕ АПЕЛЬСИНЫ Род существительных. Род существительного определяется по согласованному с ним прилагательному, числительному «один» или притяжательному местоимению. • Работа с предметами или картинками. Взрослый с детьми раскладывает предметы или картинки по родам. Образец: один карандаш - одна книга - одно яблоко; красный помидор - чёрная шапка - голубое ведро. Словосочетания произносятся вслух. • Упражнение «Назови, какой». Работа с предметами, картинками или на слух. Взрослый обращается к детям с вопросами: «Как сказать про дерево, какое оно? (цветущее, пожелтевшее и т.д.). Как сказать о снеге, какой он?» (белый, грязный).
• Подбор существительного к прилагательному. Вариант для старших детей. Взрослый говорит: «Красный бант, красный карандаш... О чём ещё можно сказать - красный?» Окончание прилагательного подчеркивается интонацией. Для читающих детей можно предложить работу с заранее приготовленными карточками с существительными для раскладывания на три столбика или с существительными и прилагательными - для соотнесения. • Вопросы-загадки. Выделяя интонацией окончание прилагательных, спрашивайте: «Голубое, кружевное, нарядное - что это, платье или кофта?» ЕЩЁ ВКУСНЕЕ Сравнительные степени прилагательных. Предлагается детям закончить предложения: «Лента длинная, а скакалка ещё длиннее. Печенье сладкое, а мёд... Сегодня погода хорошая, а завтра будет ещё... и т.п.» Затем возможна работа только с прилагательными без контекста. ЧТО ДЕЛАТЬ ЭТОМУ ФАНТУ? Глагольные формы. • Кто что делает? Взрослый подзывает одного ребёнка и шёпотом просит его начать, например, рисовать. Другому ребёнку даётся шёпотом другое задание. Остальных детей спрашивает: «Что делает Саша?» Дети называют действия: рисует, сидит, играет, думает. Взрослый говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, танцует, играет...» Какое было первое слово? Какое - второе? Ко всем этим словам можно задать вопрос: что делает? Эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть действия, а вы - ставить к ним вопросы». Взрослый употребляет глаголы в разных лицах, временах и числах. Возраст: около 4,5 лет. • Взрослый, используя картинки или на слух, предлагает детям окончить пред ПОЙДИ И ПРИНЕСИ Повелительное наклонение глагола. Одного ребёнка взрослый или дети просят сделать что-либо, употребляя повелительную наклонение. Взрослый просит прокомментировать его действия глаголами разного вида и времени. Можно обратить внимание детей на переходные и непереходные глаголы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|