Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Студенчество как особая социальная группа в контексте досуговой деятельности




 

В настоящее время большинство социологов солидарны в том, что именно на той стадии личностного развития, которая определяется как «молодость», индивид усваивает основные ценности общества, приобретает навыки социального взаимодействия и вырабатывает собственную жизненную позицию. В рамках данной стадии развития личности возможно возникновение деформаций социализационного процесса, которые в дальнейшем могут привести к формированию асоциальной личности, поведение которой вступает в противоречие с основополагающими общественными нормами [36].

В рамках социологии выделилось три подхода к изучению молодого поколения:

1) Научный (объективистский) подход заключается в изучении молодежи в ее становлении и развитии с учетом конкретных исторических социальных условий, в которых протекает ее жизнедеятельность. Он предполагает, во-первых, «учет и положительной роли молодежи, и негативных тенденций, которые реально существуют в молодежной среде» [37], а, во-вторых, «учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодых людей» [38].

2) Критически-осуждающий подход характерен для тех, кто называет представителей данной возрастной категории потерянным, равнодушным, опоздавшим, выброшенным поколением.

3) Восторженно-оптимистический проявляется в идеализации молодежи, в нежелании видеть существующие проблемы [39].

По мнению Лисовского «второй и третий подходы не имеют ничего общего с научной социологической теорией» [40]. Таким образом, «лишь строгий научный подход позволяет делать проверенные и обоснованные выводы о вступающих в жизнь молодых поколениях», а значит, является наиболее целесообразным и актуальным для изучения рассматриваемой группы.

Молодой человек формируется как личность по мере развития его социальных качеств, определяющих его как члена конкретно-исторического общества. В силу ряда социально-психологических особенностей представители данной возрастной категории тяготеют к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевают сложными профессиями [41].

Существует несколько подходов к определению студенчества: согласно одному из них данная единица общества являет собой не что иное, как «часть интеллигенции» [42]; согласно другому студенчество – это особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением, системой ценностных ориентаций [43].

В наиболее обобщенном смысле студенчество следует рассматривать как большую социально-профессиональную группу, служащую источником пополнения интеллигенции, занятую деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду [44].

Специфика данной социальной группы определяется рядом факторов, связанных с материальным положением студенчества, его социальным происхождением, типом поселения, уровнем дохода.

В качестве основных характеристик рассматриваемой социальной группы, можно выделить следующие:

1) основным видом деятельности является учебная деятельность;

2) близость к социальной группе интеллигенции, специалистов, определяющая внутреннюю неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, но, прежде всего, по чертам профессионального облика [45];

3) принадлежность к одному возрасту (примерно 17–22 года);

4) одинаковый уровень образования;

5) концентрация в крупных вузовских центрах;

6) «локализация» образа жизни в стенах высшего учебного заведения, в студенческой группе, в общежитии;

7) относительная самостоятельность в выборе способов деятельности в учебное и неучебное (свободное) время [46].

М.А. Ворона к системообразующим признакам студенчества относит следующие:

1) маргинальность всех сторон бытия;

2) субкультура;

3) относительная независимость психологии и поведения;

4) доминантное влияние половозрастного фактора;

5) особенности менталитета, формировавшегося в течение долгих столетий [47].

В.Т. Лисовский обобщает и дополняет данный ряд характеристик студенчества:

1) общий вид познавательной деятельности: учебная, которая в сочетании с научно-исследовательской деятельностью образует особый социальный фон жизнедеятельности этой общности людей;

2) особое участие в общественно-политической деятельности;

3) наличие у студенчества своей специфической субкультуры.

По мнению Лисовского, на уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты:

1) преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;

2) «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов;

3) приоритет потребительских ориентаций над креативными;

4) слабая индивидуализированность и избирательность культуры;

5) внеинституциональная культурная самореализация;

6) отсутствие этнокультурной самоидентификации [48].

Возникновение подобной субкультуры обусловлено рядом причин, среди которых наиболее значительными являются следующие:

1) Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов неизбежно отражается на содержании и направленности молодежной субкультуры.

2) Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности молодого человека со стороны родителей и других представителей «взрослого» мира не может не привести к социальному и культурному инфантилизму, прагматизму и социальной неадаптированности.

3) Коммерциализация средств массовой информации влияет на молодежную субкультуру не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования [49].

Таким образом, молодежная субкультура есть «искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей» [50].

Своеобразие этой субкультуры определяется особым характером труда, познания, общения, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности студента. Давая оценочную характеристику личности студента, Лисовский полагал, что высшее образование должно формировать такие личностные качества, как критическое отношение к себе, стереотипам своего поведения, привычкам, новые ценностные ориентиры, более глубокие установки на диалог и сотрудничество. В то же время ученый в данном контексте выделял и факторы, могущие осложнить процесс социализации студенческой молодежи. К ним он относил неопределенность трудоустройства по специальности, трудности материально-финансового положения, социально-имущественное расслоение в студенческой среде [51].

Необходимо учитывать тот факт, что именно студенческий возраст является важнейшим в становлении человека как личности и активного члена общества. В личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития различных качеств, овладения гражданскими, общественно-политическими и профессионально-трудовыми социальными функциями. Переходный статус студенчества характеризуется направленностью на занятие в будущем квалифицированным трудом и имеет четкие временные границы – от первого до выпускного курса. В рамках этого переходного периода молодыми людьми производятся определенный набор значимых действий: осуществляется выбор вуза и специальности, во многих случаях меняется место жительства, условия жизни (из села – в город, из семьи – в общежитие, в обстановку самостоятельной организации быта и т.д.), устанавливаются новые социальные связи и взаимодействия.

Следует отметить, что студенческий возраст является такой фазой развития личности, когда сознание и организм человека отличаются повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам социальной жизни, воздействия которых именно на этой стадии могут иметь особенно важные последствия [52].

Жизнь молодых людей «в известном смысле, организована вокруг досуга» [53]. В этом контексте молодёжный досуг может быть рассмотрен как «своеобразная форма реализации личностной свободы и поле для самореализации» [54].

Наличие более высокого в сравнении с другими группами молодежи интеллектуального потенциала студенчества является важным фактором, предоставляющим возможность для эффективного использования бюджета свободного времени рассматриваемой социальной группой. Итак, близость к классу интеллигенции, концентрация в крупных вузовских центрах, своеобразие познавательной деятельности студенчества позволяет выделять данную группу молодежи среди прочих групп. Кроме того, приведенные выше специфические черты студентов не могут не найти отражение в сфере их досуговой активности. Таким образом, студенческий досуг, чаще, чем досуг других групп молодежи, носит познавательную, творческую направленность.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...