Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества.




 

По сравнению с другими группами молодежи студенчество отличается более высоким интеллектуальным потенциалом, что в совокупности с наличием достаточного количества свободного времени создает предпосылки для активной досуговой деятельности изучаемой социальной группы.

Рассматривая жизнедеятельность студенческой молодежи, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс самореализации представителей изучаемой социальной группы, в том числе и в сфере досуга, оказывают воздействие как социальные характеристики самого студенчества, так и происходящие в обществе трансформационные процессы, а так же общее состояние и тенденции развития сферы досуга.

Основные социальные характеристики студенчества (материальное положение, жилищно-бытовые условия жизнедеятельности, социальное происхождение, тип поселения, занятость и уровень дохода) не только влияют на характер их активности, проявляющейся как в основной, учебной, так и в досуговой деятельности, но и определяют специфику и основные формы проведения досуга.

Между материальным положением студентов и характером их досуговой деятельности существует прямая зависимость. Более того, «студенты из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченных учащихся ВУЗов резервы его истощаются борьбой за выживание» [55]. В современных условиях значительная часть студенчества может сталкиваться с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, доступные далеко не всем. Отсюда может возникать противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями, интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни многих студентов, которое может способствовать возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности, крайними формами которого являются различные виды асоциального, в том числе и противоправного, поведения [56].

Кроме того, условия жизни и уровень материального благосостояния оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья студенческой молодежи, что также выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего реальные возможности представителей рассматриваемой социальной группы активно проводить свое свободное время, включаться в различные виды внедомашнего досуга. Нарушения в состоянии психического и физического здоровья студентов объективно сужают их возможность практиковать различные виды физической и интеллектуальной активности [57], «негативно сказываются на личной коммуникации» [58].

Рабочий день современного студента не является нормированным и, как правило, в сумме с аудиторными занятиями, практикой, самостоятельной работой превышает необходимые восемь часов, что оставляет у представителей рассматриваемой группы минимальное количество свободного времени.

Кроме того, нельзя не отметить влияние питания на жизнедеятельность студентов и характер их досуговой активности. Так, как правило, в студенческом рационе преобладает углеводная пища, представленная в основном хлебобулочными изделиями, отсутствует белковый компонент, мало фруктов и овощей. В связи с этим, можно заключить, что питание значительной части студенческой молодежи является неполноценным [59].

В основном студенты ведут малоподвижный образ жизни, что в комплексе с фактическим отсутствием у них режима дня приводит к нервным перегрузкам, следствием чего выступают хронические переутомления. Нельзя не отметить, что, по мнению специалистов, существующая система образования, наряду с неблагоприятными факторами социальной среды, направлена не на сохранение и улучшение состояния здоровья студенческой молодежи, а скорее, на его ухудшение [60].

Помимо условий жизнедеятельности студентов и их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, необходимо принимать во внимание влияние на их досуговую деятельность процессов, происходящих в обществе. Так, «в кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, поскольку социум не располагает здесь достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. В результате молодые люди не приобретают в полном объеме набор социальных ролей взрослого человека, самостоятельность, характеризуясь прогрессирующим инфантилизмом, проявляющимся в том числе и в рамках досуговой деятельности» [61].

Итак, на образе жизни студенческой молодежи, ее досуговой деятельности не могут не отражаться объективные социальные процессы, связанные с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии. Данные процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодых людей, поскольку сознание их особенно уязвимо в периоды кризисов. Подобный факт объясняется недостаточностью жизненного опыта, а также неустойчивостью представлений о морально-этических ценностях [62].

По мнению специалиста в области социологии молодежи А. И. Ковалевой, в кризисном обществе, где социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, происходит осложнение процесса социализации. Это проявляется в снижении социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, на трудоустройство, на возможность участия в культурных, спортивных, оздоровительных программах, а также в снижении уровня жизни в стране [63].

Кроме вышеуказанных факторов, в той или иной степени влияющих на досуговую деятельность студентов, следует выделить состояние самой сферы досуга, как элемента социально-экономической системы общества. От таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, масштабы распространения культурно-просветительских и прочих учреждений, зависит характер включения различных групп населения, в том числе студенческой молодежи, в досуговую деятельность.

Также на характер и содержание досуга студенческой молодежи оказывает непосредственное влияние культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (клубов, кинотеатров, стадионов, библиотек, дворцов культуры, культурно-досуговых центров и т.д.). При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений, их способность предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг.

Т.А. Петрушенко говорит о необходимости создания модели городского культурного пространства, которая подразумевает творческую активность студенческой молодежи, их массовую включенность в высокую, профессиональную и самодеятельную культуру [64].

Таким образом, деятельность студенческой молодежи в свободное время определяется условиями жизнедеятельности, состоянием здоровья, как физического, так и психического, факторами окружающей среды, уровнем материальной обеспеченности, деятельностью сети культурно-досуговых учреждений. Кроме того, существенное влияние на процесс становления ценностных ориентаций студенчества в сфере досуговой деятельности оказывают общественные процессы.

Но, так или иначе, культура проведения свободного времени является, в первую очередь, результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...