Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные пути и средства формирования готовности школьников к труду.




В трудовом воспитании активное и сознательное стремление к достижению человеком поставленной практической деятельности и задачи всегда связаны с силой, побуждающей его к деятельности – с мотивами. Важно не только то, трудится ли вообще человек, но и то, чем стимулируется его трудовая деятельность, какие мотивы являются ведущими в его жизни, труде и поведении.

Формирование высоких мотивов труда составляет одну из главных сторон психологической подготовки школьников к жизни и труду. Воспитание мотивов составляет определенную нравственно – психологическую, духовную сторону процесса трудового воспитания учащихся. Мотивы труда оказывают влияние на развитие у детей расположенности к определенной деятельности, на формирование определенных интересов и склонностей. Без целенаправленной работы по воспитанию мотивов труда не возможен процесс самовоспитания детей, проявления у них высокой трудовой дисциплины, формирование готовности к любой работе. С мотивами труда связана выработка определенных черт характера.

Мотивы трудовой деятельности связаны с мотивами всей многогранной деятельности учащихся, например, с мотивами учебы, общественной работы и другими. Формирование высоких общественных мотивов труда у учащихся осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, а также в процессе воспитательных воздействий на детей со стороны семьи и общественности.

Одним из путей воспитания мотивов труда у школьников является глубокое ознакомление их с трудовой деятельностью и жизнью российского народа (беседы, экскурсии и др.). По итогам, например, экскурсий оформляются альбомы, которые затем используются в учебно-воспитательной работе. Система таких экскурсий дает большой материал для выработки у детей правильного взгляда на труд, для формирования личной готовности к работе.

При изучении литературы, истории, биологии, географии, физики и химии дети среднего и старшего возраста должны познавать величие народного труда, знакомиться с трудовыми подвигами людей, с различными оценками отношения человека к труду, с ролью подрастающего поколения в развитии общественного производства. При этом важно, чтобы преподаватели в своей работе на уроке, опираясь на примеры и факты из окружающей жизни, всемерно использовали личный трудовой опыт детей.

Вторым важным путем воспитания у учащихся мотивов трудовой деятельности является разъяснение им личного и общественного значения труда.

Осознание личного и общественного значения труда находится в прямой зависимости от участия школьников в процессе созидания материальных благ и от широкой постановки воспитательной работы в школе. Педагоги стремятся как можно раньше выработать у детей твердый взгляд на труд как на единственное условие существования общества и нравственного благополучия людей. Уже в первый период начального обучения учитель формирует у школьников представление о труде своих родителей и других людей, воспитывает стремление оказывать посильную помощь взрослым.

В среднем и старшем школьном возрасте понимание необходимости участия в труде связывается с перспективами развития общества.

Решение указанных задач осуществляется различными средствами, методами и приемами.

Широко практикуется такая форма воспитательной работы, как школьные чтения. В начальных классах в этих целях могут быть использованы отдельные статьи, очерки и рассказы из журналов, статьи из газеты. Для того чтобы беседы давали учащимся возможность пережить свое отношение к труду, педагоги должны стремится связывать их с жизнью.

Формированию общественных мотивов труда у школьников содействует личный пример трудовой деятельности учителей.  Формируя положительные мотивы труда, педагогический коллектив должен бороться за усиление воспитательного влияния взрослых на детей. Для того чтобы усилить влияние взрослых на учащуюся молодежь, школе необходимо проводить большую педагогическую работу среди родителей и среди производственников. Учителя могут организовать чтение и обсуждение важных и интересных в педагогическом отношении газетных и журнальных статей на родительских собраниях, создать в поселках родительские советы и посты всеобуча, которые будут проводить воспитательную работу с родителями.

Подростки и юноши значительно лучше осознают цель общественного труда, если трудовое задание им дают авторитетные лица. Это приводит к воспитанию практически действенных мотивов труда.

    Уяснению цели и общественно полезной значимости отдельных видов труда помогает наглядная агитация в школе. Осмысливанию значения труда помогают и такие творческие работы, как сочинения, конкурсы на изготовление альбомов, на лучший рассказ о людях труда, на лучшую картину, посвященную теме труда, а также научные рефераты учащихся по данной проблеме.

    В формировании мотивов труда большая роль отводится системе общественных оценок и поощрений детей (объявление благодарности в канун больших праздников, награждение школьников почетными грамотами, значками, премирование). В формировании высоких нравственно-психологических мотивов трудовой деятельности большое значение имеет уменье педагогов вдохновить детей на труд. Трудовое вдохновение - это не стихийный процесс, не какая-либо эмоционально-творческая «вспышка». Это одна из форм проявления потребности в труде, связанной с высокими общественными мотивами. Трудовое вдохновение во многом зависит от того, как сильно пережиты человеком мотивы труда. На него оказывает существенное влияние общественное мнение коллектива. Большую роль при этом играет умелый анализ ситуации педагогами, страстный призыв, например, наличие символики, традиции и некоторые другие факторы.

    Если школьники хоть раз поработают в условиях трудового вдохновения, память об этом событии у них остается на всю жизнь. Задача педагога — научиться правильно анализировать создавшуюся обстановку и уметь использовать ее для вдохновения детей на труд. Решение указанной задачи — дело сложное. Трудовое вдохновение зависит от длительной подготовки «почвы», от вдумчивой работы по развитию у школьников общественных мотивов труда. Особая роль при этом принадлежит формированию у детей сильных эмоций.

Один из путей воспитания мотивов труда — привитие учащимся устойчивого интереса к трудовому процессу. На формирование у школьников интереса к процессу труда определенное влияние оказывает естественная потребность детского организма в физических движениях. Физические движения, как известно, ускоряют обмен веществ в организме, поддерживают на определенном уровне деятельность внутренних органов человека.

Испытываемая детьми потребность применить на практике свои растущие силы и способности служит большим стимулом к труду. Трудовая деятельность в свою очередь вызывает в организме человека определенные морфологические, нервно-психические и биохимические процессы, которые служат источником усиления тех или иных потребностей. При удовлетворении данной потребности человек испытывает, как говорят, «мышечную радость», страсть к целесообразной работе. Таким образом, основа для развития стимула в трудовой деятельности заложена в самом процессе труда. На развитие данного интереса определенное влияние оказывает раннее приобщение детей к физической работе, строгое соблюдение научно разработанного режима учения, труда и отдыха детей.

Большой интерес к труду у учащихся вызывают технология и техника производства. Эффективные приемы работы, продуманная последовательность операций, возможность приложить научные знания на практике, использование механических инструментов и машинной техники всегда привлекает учащуюся молодежь.

В педагогической практике и теории большое значение придается показу учащимся результатов их труда. Осмыслить результаты труда детям помогает своевременное подведение итогов работы коллектива и отдельных его членов, организация выставок, отражающих трудовую деятельность.

Одним из приемов развития интереса к работе является сочетание кратковременных поручений с длительными трудовыми заданиями. Это имеет глубокий психологический смысл. Оно содействует формированию у детей более устойчивого интереса к работе.

Следующий прием — использование педагогом выгодной ситуации для включения учеников в общественно полезный труд. Например, школа широко использует предпраздничные дни для организации полезных дел учеников. Этот прием успешно используется и в отношении взрослых; он дает возможность опираться на трудовой энтузиазм.

Важный путь воспитания у учащихся мотивов труда — повышение их ответственности за свою работу. Труд детей не может основываться на одном интересе. С самого раннего детства ребенку необходимо прививать серьезное отношение к его трудовой деятельности - трудовой долг. Это чувство формируется гораздо быстрее, если обеспечивается надлежащий контроль за трудом учащихся со стороны коллектива, педагогов и родителей. Здесь существенное значение имеет оценка результатов труда детей. Анализ этих результатов и дает самые высокие основания для предъявления высоких требований к школьникам.

Выработке чувства ответственности у детей содействует также сдача готовой товарной продукции представителям торговых организаций, промышленных предпри­ятий, давших заказ школьному коллективу. Чувство ответственности успешно воспитывается и тогда, когда учащегося ставят в положение организатора труда своих товарищей.

 

Таким образом, трудовая подготовка школьников – это процесс тесного взаимодействия учащихся и педагога, от мастерства которого напрямую зависит внутренняя и внешняя готовность каждого ребенка в отдельности и всего коллектива в целом к трудовому становлению. Арсенал психолого-педагогических средств специалиста современной школы позволяет сформировать у учащихся чувства готовности и ответственности в их дальнейшей трудовой деятельности.

Выводы по Главе 1.

Трудовая подготовка школьников занимает ведущее место в кругу педагогических и психологических проблем. Актуальность изучения и применения средств и методов трудового становления в школе обозначена потребностью общества в специалистах различных областей деятельности. Педагогика как наука способна представить различные формы и варианты типовых ситуаций стимулирования к труду и трудовой деятельности. Трудовая подготовка должна осуществляться не только в процессе урока, но и во внеклассные часы. Знание предмета не гарантирует полноценную готовность учащихся, их (знания) необходимо применять на практике для развития умений и навыков, для внутреннего чувства уверенности в своих силах, для развития креативности в любом деле.  Трудовое становление предполагает не только овладение трудовыми умениями и навыками, развитие трудовых качеств личности, но и формирование культуры социального поведения, умственного и физического труда, общественной активности на основе трудовой инициативы и деловитости.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...