Этапы трудового воспитания в процессе трудовой подготовки школьников.
В трудовом воспитании школьников, как и в любом процессе выделяют ряд этапов: 1) Изучение общей воспитанности школьника и его готовности к труду, в ходе которого устанавливается: вид направленности личности, опыт поведения и деятельности, сформированность интегративных качеств, умений и навыков, ведущее направление психического развития воспитанника, особенности общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В результате педагогической диагностики устанавливается уровень трудовой воспитанности школьника: высокий — воспитаны интегративные личностные качества и ведущие компоненты готовности к труду, средний — воспитаны базисные качества личности (коллективизм, трудолюбие, честность), имеется достаточный трудовой опыт для самостоятельной работы в различных видах деятельности; низкий — не сформированы прочно базисные качества личности, есть желание трудиться, но отсутствует необходимый трудовой опыт, наблюдаются неудачи, пассивность, быстрая утомляемость и общая неустойчивость поведения; отрицательный — проявляются негативные качества личности: эгоистичность, леность, нечестность, недисциплинированность, безответственное отношение к труду. 2) Определение педагогических целей и задач в трудовом воспитании школьников с учетом уровня их воспитанности и подготовленности к труду. При работе со школьниками высокого уровня воспитанности ведущей задачей является развитие их способностей в разнообразных видах деятельности. Трудовая подготовка учащихся со средним уровнем воспитанности строится на воспитании у них потребности в труде и формирования эстетического отношения к нему. Обучение трудовым умениям и навыкам, накопление опыта трудовой деятельности должно преобладать в работе с детьми низкого уровня готовности к труду. Что же касается воспитания школьников с отрицательным отношением к труду, то оно связано с перестройкой их установок на труд и с перевоспитанием, что лучше всего осуществляется в трудовом коллективе. Как видим, на каждой стадии процесс трудового воспитания дифференцируется с учетом воспитанности школьников и уровня их готовности к труду.
3) Планирование содержания трудового воспитания учащихся в органическом единстве с формированием целостной личности. На данном этапе определяется программа трудовых дел учащихся, система разъяснительной работы, направленной на формирование мотивационной готовности к труду, система поручений первичного коллектива каждому школьнику с учетом его воспитанности и трудовой подготовки. 4) Организация трудовой деятельности. Здесь особое значение приобретает дифференцированный труд в группах по интересам на основе ведущих потребностей школьника. Причем труд должен быть обучающим, воспитывающим, побуждающим к самоанализу, самооценке. Он должен способствовать применению, развитию всех положительных качеств личности. Это самое сложное звено в системе трудового воспитания учащихся. 5) Анализ школьниками результатов их трудовой деятельности. Как известно, воспитывает не только труд, но и его мотивация, оценка результатов работы, осознание своего участия в труде и отношения к морали. На данном этапе трудовой подготовки формируются социально ценные мотивы отношения к труду и одновременно критерии оценки своего труда и труда товарищей. Оценка труда перерастает в самооценку личностных качеств и поведения, в самопознание возможностей, особенностей, слабостей, недостатков. Здесь особое значение приобретает формирование зрелого общественного мнения в коллективе, поскольку общая работа с детьми может и не восприниматься отдельными учащимися в силу сложившихся индивидуальных отношений с учителями или родителями.
6) Руководство трудовым самовоспитанием учащихся, их профессиональной подготовкой, самообразованием. Как известно, на высоком уровне развития личность сама включается в самовоспитание. Воспитательный процесс, если он действительно эффективен, не может обойтись без самовоспитания. Опираясь на возможности и особенности трудового самовоспитания с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей, следует практиковать и различные виды работы над собой. Каждый новый этап трудовой подготовки личности содержит в себе элементы предыдущего и будущего, что обеспечивает преемственность воспитательного процесса, его непрерывность. «В конечном счете трудовое воспитание школьников опирается на своеобразную триаду: педагогическое руководство, коллективное ученическое самоуправление и индивидуальную саморегуляцию. Трудовое воспитание школьников, ориентированное на обеспечение трудового становления личности, имеет определенные закономерности. Здесь как бы связываются закономерности внутреннего мира личности и закономерности самого воспитательного процесса»[7]. Психика ребенка — это целостная система свойств. Она подвижна, изменчива, гибка, имеет способность к саморазвитию, что составляет самый существенный ее признак. В соответствии с законами диалектики развитие любого явления обусловлено внутренними факторами, самодвижением, саморазвитием и вытекающей из них направленностью. Признавать идею развития — значит признавать направленность в изменении изучаемого явления, процесса, свойства, объекта реального мира. Вот почему в психике ребенка также возникают ведущие направления ее развития, которые отражают результаты и нужды изменения внутреннего мира формирующейся личности. В психологии такие направления принято называть сенситивными периодами. В каждом возрастном периоде на передний план выступает то или иное направление развития психики, которое определяет целостное формирование личности. Эти направления и необходимо учитывать в трудовом воспитании.
Учитель начальных классов знает, что у детей младшего школьного возраста еще не сложилось устойчи вое отношение к труду. Исследование социально-психологической готовности к труду дошкольников (под руководством Я. Л. Коломинского) показало, что их отношение к своему труду определяется оценкой труда взрослыми и их отношением к детям, причем характер такого отношения всецело определяется стилем и содержанием практического взаимодействия детей и взрослых. В этом возрасте, как правило, интерес к различным профессиям определяют родители. В процессе трудового обучения детей формируются трудовые качества личности: терпение, старание, внима тельность, добросовестность и др. (А. Н. Белоус). В кол лективном труде закладываются основы таких волевых качеств, как организованность, целеустремленность, самокритичность и самооценка (Я. Л. Коломинский, К. Я. Вазина, Е. А. Панько, Л. В. Дорофеева и др.). О т ношение к людям труда у дошкольников формирует ся быстрее, чем отношение к самому труду. Все это и определяет ведущее направление трудового воспита ния дошкольников. У младших школьников, согласно исследованию, проведенному под руководством И. Д. Чернышенко, отношение к труду всецело определяется его положительной эмоциональной насыщенностью, а следовательно, особое значение приобретает развитие восприимчивости к деятельности и эстетике труда, радости творчества и др. воздействиям окружающего мира (внимательности, наблюдательности, сочувствия, сопереживания и др.). Как указывают Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, устанавливается связь между развитием познавательных и трудовых интересов, качеств личности, чувства взрослости, эстетического и нравственного начал в учении и общении. Эстетическое развитие является главной внутренней предпосылкой формирования нравственного сознания и самосознания младших школьников и их отношения к труду. Следовательно, формирование отношения к себе на основе результатов труда и перенос отношения к учению на отношение к труду — ведущее направление трудового воспитания младшего школьника [8].
Трудовое становление младших подростков связано с дальнейшим развитием интеллекта и нравственности. Оно происходит под воздействием «чувства взрослости». Т. В. Драгунова и Д. Б. Эльконин пишут, что чувство взрослости как особое проявление самосознания, характерное для начального периода подросткового возраста, является с самого начала этическим по своему содержанию[9]. При этом самосознание выступает как отражение социального или группового сознания. Такой подход объясняет многие типичные явления в подростковом возрасте: заимствование без особой критичности способов поведения, острая реакция на мнение товарищей, копирование действий и поступков взрослых и др. Дети в этом возрасте стремятся к искренним, честным отношениям, болезненно реагируют на всякую несправедливость, ложь, хотя сами нередко совершают ошибки, оправдывают себя, излишне фантазируют, выдумывают, приписывают другим несуществующие достоинства или грехи. С учетом сказанного ведущим направлением трудо вого воспитания в младшем подростковом возрасте является формирование у них нравственного самосознания, которое отражено в объективной самооценке и оценке мотивов и результатов своего труда. Важно включить подростков в разнообразные виды труда, чтобы он увидел связь между тем, что и как сделано, и имеющимися у него качествами, знаниями и умениями. Именно такой подход обеспечивает переход трудового воспитания в самовоспитание. У старших подростков чувство взрослости достигает наибольшей остроты, а самолюбие, честь, совесть становятся важными факторами поведения. Главные на правления психического развития в этом возрасте — интенсивное развитие нравственного самосознания, познание и осознание себя как личности. Связанное с ними самовоспитание протекает в любом направлении психического развития, но особенно плодотворно и устойчиво — в связи с развитием дарований и способностей, преодолением личностных недостатков. Поэтому трудовое воспитание все чаще переходит в самовоспитание сил и способностей, обусловливает поиски подростком своего призвания в разных областях человеческой деятельности, побуждает к преодолению у себя отрицательных качеств, самовоспитанию воли, характера, высокой требовательности к качеству своего труда. В связи с этим основное направление трудового воспитания в данном возрастном периоде — воспитание принципиальности и требовательности к себе и другим, раскрытие дарований и способностей школьников и побуждение к самовоспитанию на этой основе.
Старший школьный возраст характеризуется завершением физического развития, созревания, что создает благоприятную предпосылку для повышения работоспособности и активности учащихся. Главное содержание психического развития в ранней юности — социализация личности; это, по И. С. Кону, не столько фаза развития организма, сколько этап развития личности как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства к самостоятельной деятельности взрослого человека. Эта общая тенденция дополняется психофизическими предпосылками, которые благоприятно сказываются на формировании комплекса интегративных качеств личности, в том числе готовности к труду. Прак тическое же приобщение старшеклассников к жизни общества, к миру взрослых усиливает их интерес к социальным проблемам, что создает благоприятные условия для воспитания таких качеств, как общественный долг, включая трудовой, честь, устремленность в будущее. Начинается профессиональное самовоспитание. Логика ведущих направлений психического развития личности школьника в различных возрастных периодах обусловливает и логику, последовательность решения задач трудового воспитания. В дошкольном возрасте лучше всего формируются добросовестное отношение к труду и нетерпимость к лени, уважение к людям труда и его результатам. В младшем школьном возрасте регулярностью дел формируется умение пре одолевать трудности в работе, повышается общая работоспособность, воспитывается умение трудиться сообща. В младшем подростковом возрасте на основе интенсивного развития моторики и накопления опыта труда в разных сферах формируется потребность в труде, объективная самооценка, требовательность к себе и способность к трудовому самовоспитанию. У старших подростков на основе проявляющихся дарований и способностей в различных видах деятельности воспитывается творческое отношение к труду, социально цен ные мотивы выбора профессии. У старшеклассников — культура труда и способность к профессиональному самосовершенствованию. Таким образом, знание ведущих возрастных новообразований трудового становления личности обеспечивает оптимальное решение задач трудового воспитания и формирование компонентов готовности к труду. На всех этапах трудового становления личности имеются основные показатели, по которым можно судить о результативности трудового воспитания. Младший школьник готов к труду в такой мере, в какой проявляет трудовую активность при выполнении любых трудовых поручений. Трудовая активность проявляется в добросовестности и аккуратности в работе, готовности помочь по своей инициативе взрослым и сверстникам, навыках самообслуживания, помощи другим людям, способности преодолевать трудности при выполнении новой работы, настойчивости в качественном выполнении трудовых поручений. Показателем трудового становления младшего подростка является его опытность, которая характеризуется рядом признаков: охотным выполнением работы, где проявляются умения и навыки, желанием трудиться вместе с другими, умением переносить свой опыт с одного вида деятельности на другой, преемственностью в приобретении новых умений и навыков, ориентировкой в трудовой ситуации с помощью имеющихся знаний и опыта, готовностью организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности. Показателем трудовой воспитанности старших подростков является ответственное отношение к труду, которое проявляется в ряде признаков: стремлении к качественному выполнению порученного дела, высокой требовательности к труду других и своему, нетерпимости к лени, трудовой инициативе в выборе и организации труда, бережном отношении к народному достоянию, результатам труда. У старшеклассников критерии готовности к труду связаны с готовностью к самостоятельной жизни. В старших классах ведущим направлением учебно-воспитательного процесса является научно обоснованное руководство социальным самоопределением школьников (подготовка к труду и выбору профессии, семейной жизни, дальнейшему обучению и самообразованию). В учебном процессе формируются противодействие асоциальным влияниям, умение доказывать, опровергать. Для этого надо иметь исследовательское мышление, умение логически мыслить, убеждать других, развитую потребность в самообразовании. Таким образом, трудовое становление школьников социально обусловлено, но может корректироваться педагогически и воспитателями, и самими воспитанниками (воспитание личности коллективом и самовоспитание). Руководство трудовым становлением личности эффективно в такой мере, в какой осуществляется общее управление воспитательным процессом, используются возможности ученического самоуправления, дисциплинирующие и организующие элементы самого трудового процесса, саморегуляция школьником своего поведения, собственных трудовых усилий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|