Анализ симфонии «Гармония мира»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Первая часть открывается сумрачным вступлением (соответствующим вступлению к опере), в котором тринадцать раз проводится тема-тезис, состоящая из столь типичных для мелодики композитора квартовых гроздьев (пример 1). Все проведения – в одной тональности, но постоянно обновляется оркестровка, появляются активные в мелодическом отношении голоса, контрапунктирующие к теме: Пример 1
Энергичные, жесткие пунктирные ритмы определяют суровую торжественность главной темы сонатного allegro, интонационно связанного с оперными образами Валленштейна и его окружения: Пример 2
Тема эта проводится трижды. После второго проведения, усеченного почти наполовину, начинается фугато, построенное на новом материале. Оно не вносит образного контраста, но предельно динамизирует развитие: метроритмическая пульсация ускоряется, а собственно тема фугато, начинаясь со второго проведения, сокращается в размере с четырех тактов до одного. Эффект сжатия усиливается благодаря трехчетвертной остинатной фигуре в сопровождении, контрапунктирующей к теме (пример 3). Затем вновь следует тема главной партии в первоначальном виде: Пример 3 Побочная партия резко контрастна главной – сравнительно редкий случай в симфониях Хиндемита. Образная сфера ее окрашена в задумчиво-печальные, лирические тона. Однако контраст смягчен из-за наличия небольшой пятитактной связующей. Конфликтного противопоставления, столкновения образов не происходит, скорее, имеет место их чередование: симфоническое «действие» просто переключается в иную область. Функцию разработки выполняет двойная фуга, построенная на новом материале (в опере она звучит в сцене суда над Катариной). Ремарка Хиндемита «Schnell, laut und brutal» (быстро, громко и грубо) указывает на новую фазу действия. Экспозиции обеих тем фуги разделены и проходят дважды. Состоящая из гигантских интервальных скачков, вторая тема движется на фоне фигурации струнных. Динамическое напряжение достигает апогея на грани разработки и репризы. В репризе происходит сближение образных сфер главной и побочной партий, а в коде вновь появляется величественная тема вступления.
В заключении необходимосделать краткие, но емкие выводы по проведенному музыкально-аналитическому исследованию, обобщив и сопоставив результаты по всем частям контрольной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В поисках «гармонии мира» Хиндемит приходит к пониманию музыки как единственной нравственной константы, примиряющей противоречащие друг другу концепции мыслителей разных эпох. Не находя гармонии и возможности ее достижения в земной жизни, Хиндемит видит особую роль музыки в соединении непознаваемости религии и точности науки. Подобный дуализм во многом обусловлен мировоззрением протестантизма (вера в Провидение и одновременно здравый практицизм в реальной, земной жизни). Но в первую очередь он порожден практической деятельностью самого композитора и его осмыслением закономерностей истории музыки. Музыкальными средствами П. Хиндемит призывает слушателя к нравственному совершенствованию, стремлению к творчеству через поэзию поиска, мечту и веру в конечное торжество добра. При этом композитор подчеркивает особую миссию подлинного мастера, способного довести художественно-этические идеи до подлинного совершенства. Именно в значимости этических идей и нравственных категорий П. Хиндемит видит незыблемую сущность истинного искусства. Утверждая собственный идеал в музыке через борьбу с додекафонией Шёнберга и его последователей, Хиндемит остается последовательным сторонником тональной музыки и убежденным противником атонализма. Активно используя полифонизм как основополагающий принцип инструментального мышления, композитор настаивает на верности гуманистическим традициям И.С. Баха в музыкальном искусстве. В симфонической и оперной трактовке «Гармонии мира» Хиндемит утверждает активную коммуникативность музыки, способную приблизить человечество к подлинному совершенству.
Далее следует библиографический список и приложения. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная литература: 1. Кадцын Л.М. Бытовые и концертные жанры музыкального искусства от Возрождения до наших дней: Учебное пособие. Екатеринбург: ИП Лисицина, 2010. 264 с.
Дополнительная литература: 1. Друскин М.С. История зарубежной музыки: Учебное пособие для консерваторий и музыкальных вузов. Вып. 4. М.: Музыка, 2002. 528 с. 2. История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Вып. 6 /Под ред. В.В. Смирнова. С-Пб.: Композитор, 2001. 631 с. 4. Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. М: Музыка, 1976. 536 с. 5. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1980. 278 с. 6. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып.1. М.: Музыка, 2002. 354 с. 7. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып 2. М.: Музыка, 2002. 414 с. 8. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 3. М.: Музыка, 2002. 590 с. 9. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 4. М.: Музыка, 2002. 479 с. 10. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 5. М.: Музыка, 2002. 392 с. 11. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 6. М.: Музыка, 2002. 478 с. 12. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 7. М.: Музыка, 2002. 448 с. 13. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып I. М.: Музыка, 1978. 544 с. Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|