Общие правила назначения химиотерапевтических средств
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Кафедра фармакологии с клинической Фармакологией
ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Учебно-методическое пособие для студентов
Владикавказ 2008 Джиоев Ф.К. ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. Учебно-методическое пособие. – Владикавказ, ГОУ ВПО СОГМА Росздрава. – 2008.- 77 с.
Настоящее пособие предназначено для самостоятельной аудиторной и вне аудиторной работы студентов 3 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Пособие содержит обучающие и контролирующие элементы по разделу «Химиотерапевтические средства».
Рецензенты:
БАСИЕВА О.О. – зав. кафедрой факультетской терапии с ВПТ и эндокринологией, доктор медицинских наук, профессор.
РАМОНОВА А.М. – зав. кафедрой детских инфекционных болезней с пропедевтикой болезней, доктор медицинских наук, профессор.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема занятия. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. ОСНОВНЫЕ ПРИЦИПЫ ХИМИОТЕРАПИИ. АНТИБИОТИКИ. Общая цель занятия. Ознакомиться с основными принципами химиотерапии. Изучить классификацию антибиотиков. Особенности фармакодинамики и фармакокинетики антибиотиков, имеющих в структуре бета-лактамное кольцо (пенициллинов,цефалоспоринов, карбопенемов, монобактамов), показания и противопоказания к их применению, возможные побочные эффекты.
Конкретные цели занятия.
Студент должен знать: - историю применения химиотерапевтических средств (П.Эрлих, А.Флеминг, Г.Домагк); - основные группы химиотерапевтических средств; - основные принципы химиотерапии; - классификации антибиотиков по химическому строению, характеру и механизму противомикробного действия, происхождению и спектру действия; - знать общую характеристику, особенности действия и применения антибиотиков группы пенициллинов (биосинтетических и полусинтетических), цефалоспоринов, макролидов, тетрациклинов, левомицетина, аминогликозидов, полимиксинов, линкозамидов, гликопептидов; - знать возможные осложнения при антибиотикотерапии, причины развития, их предупреждение и лечение; - иметь представление о выборе препаратов при лечении высококонтагиозных инфекций, заболеваний, вызванных анаэробной и грамотрицательной микрофлорой, о принципах комбинированного применения антибиотиков; - на педиатрическом факультете обратить внимание на применение в педиатрии малотоксичных антибиотиков (пенициллинов, цефалоспоринов, макролидов и др.). Знать опасные для детей антибиотики (группы тетрациклинов, левомицетина, аминогликозидов, ристомицин, ванкомицин и др.), наиболее частые осложнения. Знать особенности фармакокинетики антибиотиков у детей; - на стоматологическом факультете обратить внимание на важность применения антибиотиков парентерально, внутрь и наружно для предупреждения и лечения гнойных осложнений в стоматологии, местное применение их для лечения пульпитов и перидонтов; возможность возникновения побочного действия (стоматитов и гингивитов) при лечении антибиотиками; способность тетрациклина вызывать темно-желтую окраску зубов при применении его в период их образования; - особенности действия и применения пенициллинов (биосинтетических и полусинтетических), цефалоспоринов, карбопенемов и монобактамов. Спектр действия, показания к применению, побочные эффекты и осложнения, меры профилактики и лечения.
Студент должен уметь: - обосновать выбор антибиотиков с учетом возбудителя и локализации инфекционного процесса; - правильно выбрать дозу и путь введения препарата; - выписать рецепт в соответствующей лекарственной форме.
Контрольные вопросы: 1.Основные принципы химиотерапии. 2.История открытия антибиотиков, принципы получения и применения антибиотиков (исследования А.Флеминга, Г.Флори, Э.Чейни, З.Ермольевой, С.Ваксмана и др.). Место антибиотиков в современной медицине. 3. Основные принципы антибиотикотерапии. 4. Механизмы действия антибиотиков. 5. Проблема резистентности. 6. Побочные эффекты. 7. Классификации антибиотиков по химическому строению, характеру противомикробного действия, происхождению и спектру действия. 8. Характеристика, особенности действия и применения антибиотиков имеющие в структуре бета-лактамное кольцо (пенициллины, цефалоспорины, карбопенемы, монобактамы). Побочные эффекты.
Химиотерапевтические средства представлены следующими основными группами: 1. Антибактериальные средства; 2. Противогрибковые (антимикотические) средства; 3. Антипротозойные средства; 4. Противовирусные средства; 5. Антигельминтные средства. 6.Химиотерапевтические средства, примененяемые при злокачественных новообразованиях. Общие правила назначения химиотерапевтических средств (основные принципы химиотерапии): 1) Определение возбудителя инфекционного заболевания. 2) Определение чувствительности данного возбудителя к химиотерапевтическим средствам и выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных препаратов. 3) Начинать лечение как можно раньше после начала лечения. Что обеспечивает более быстрое излечение и ограничивает возможность генерализации инфекционного заболевания. При угрожающем состоянии больного, не дожидаясь определения возбудителя, назначают химиотерапевтические средства широкого спектра действия. 4) Препарат должен вводиться в режиме, обеспечивающем его терапевтическую концентрацию в организме на протяжении всего периода лечения. Применение достаточно высоких доз химиотерапевтических средств (первая доза – ударная доза, как правило, удваивается).
5) Проведение полного курса лечения, доведение курса лечения до конца, во избежание рецидива болезни или перехода ее в хроническое течение. 6) В ряде случаев целесообразно проводить комбинированную химиотерапию, т.к. это повышает эффективность лечения и уменьшает вероятность развития устойчивых форм микроорганизмов. 5) При необходимости следует проводить повторные курсы лечения для профилактики рецидивов болезни.
К антибактериальным химиотерапевтическим средствам относятся: антибиотики, сульфаниламидные препараты, производные хинолона, синтетические антибактериальные средства разного химического строения, противосифилитические средства, противотуберкулезные средства.
Антибиотики. Антибиотики – это химические соединения биологического происхождения, оказывающие избирательное повреждающее или губительное действие на микроорганизмы. Антибиотики, применяемые в медицинской практике, продуцируются актиномицетами (лучистыми грибами), плесневыми грибами, а также некоторыми бактериями. К этой же группе препаратов относятся синтетические аналоги и производные природных антибиотиков. Существуют антибиотики с антибактериальным, противогрибковым и противоопухолевым действием.
Основные группы антибиотиков с преимущественно антибактериальным действием: - Антибиотики, имеющие в структуре бета-лактамное кольцо (пенициллины, цефалоспорины, карбопенемы, монобактамы). - Макролиды (эритромицин, олеандомицин, кларитромицин, рокситромицин и др.) и азалиды (азитромицин). - Тетрациклины (тетрациклин и др). - Производные диоксиаминофенилпропана (нитробензолы) (левомицетин). Аминогликозиды (стрептомицин, гентамицин, амикацин). - Антибиотики из группы циклических полипептидов (полимиксины) -Линкозамиды (линкомицин, клиндомицин и др.). - Гликопептиды (ванкомицин и др.) - Антибиотики разного химического строения (фузидиевая к-та и др).
- Антибиотики для местного применения (фюзафюнжин и др.).
Таблица 1.1.Классификация антибиотиков по характеру антимикробного действия
Характер антибактериального действия определяется механизмом действия Выделяют 4 основных механизма действия антибиотиков (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2. Классификация антибиотиков по механизму антимикробного действия.
Таблица 1.3. Некоторые показания к применению основных и резервных антибиотиков.
Таблица 1.4. Побочные явления, вызываемые антибиотиками.
Таблица 1.5. Рекомендуемые комбинации антибиотиков (С.М.Навашин, И.П.Фомина, 1982).
Таблица 1.6. Выбор антибиотиков и наиболее желательные сочетания их при заболеваниях бактериальной этиологии у детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|