Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование цены.




Группы 34,36

 

Теоретические аспекты становления цены и ее роль в рыночной экономике.

В современных условиях цена и ценообразование становятся основными элементами развития рыночной экономики.

Факторы, влияющие на механизм ценообразования:

¾ Развитие и разработка целостной системы экономических методов;

¾ Финансовое оздоровление экономики;

¾ Развитие рыночных отношений;

¾ Достижение сбалансированности национальной экономики;

¾ Реальный переход предприятий на самоокупаемость;

¾ Самофинансирование и самоуправление;

¾ Повышение эффективности общественного производства и национального дохода;

¾ Совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление воздействия этого механизма на конечные результаты ФХД предприятия.

На основе цен осуществляется соотношение между сферами производства и потребления, между отраслями материального производства и непроизводственными сферами, между отдельными предприятиями с разными формами собственности.

В основе цены находятся понятия стоимости товара, работы, услуги (стоимость – это сумма затрат на производство и реализацию продукта).

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Цена показывает, насколько эффективно используется труд, она определяет величину общих издержек производства продукции (с/ст).

Размер прибыли получаемой производством (продавцами) за счет производства и реализации продукции.

Где: С – с/ст, П – прибыль, Н – налоги.

В условиях рыночной экономики на размер цены влияют:

Ø Стоимость;

Ø Соотношение спроса и предложения.

Цена – это сумма денег, уплачиваемая покупателями за приобретенный ими товар (работу, услугу).

Цену связывают с понятиями:

v Полезность;

v Редкость;

v Качество;

v Ценность.

В рыночном хозяйстве цена это инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала.

Выделяют две модели ценообразования:

1. Рыночное ценообразование – которые функционируют на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара.

2. Централизованное, государственное ценообразование, определение цен государственными органами, при котором в основу ценообразования ставят задачи государственного развития.

Рыночная цена

Спрос формируется по денежному состоянию потребителей.

Общий уровень цен определяется под воздействием спроса и предложения.

Спрос на товар определяет максимальный уровень цен.

Спрос учитывается только тот, который является платежеспособным (т.е. реальная финансовая возможность приобрести товар). Рынок реагирует только на те потребности, которые обеспечены платежеспособностью.

Спрос зависит от цен на товары и услуги.

На спрос влияют следующие факторы: цена, качество, мода, полезность, сезон, вкусы, цена на товары заменяющие друг друга (масло - маргарин), цена на товары дополняющие друг друга (телефон – сим карта).

Закон спроса гласит: покупатель приобретет больше товара по низкой цене и меньше по высокой.

При равных условиях на рынке по более низкой цене можно продать больше товаров, чем по высокой.

Кривая спроса:

цена

 

 
 


Товар

Цена спроса – это цена, которую готов платить потребитель при определенном значении спроса на этот товар.

Предложение означает возможность (реальное наличие товаров и услуг) и желание производителя (продавца) предложить свои товары на рынке по определенным ценам (тарифам), т.е. это количество конкретных товаров (услуг), которое продавцы готовы поставить покупателю в определенное время и в определенное место.

Объем предложения увеличивается по мере повышения цены на товар.

Факторы, влияющие на предложение:

¾ с/ст

¾ степень монополизации рынка

¾ уровень налогообложения

¾ желаемая прибыль и т.д.

Закон предложения гласит: продавец предложит больше товара по высокой цене и меньше товара по низкой цене.

Кривая предложения:

 


Цена предложения – это цена, по которой производитель готов продать товар в некотором количестве.

Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной, или рыночной, ценой. Она формируется вследствие равновесия спроса и предложения и по ней товары будут обмениваться на деньги.

Равновесие спроса и предложения отражает компромисс между покупателем и продавцом, реализующийся во взаимном согласии совершить сделку купли – продажи.

 

 

 
 

 

 


Равновесная цена

 

Функции цены

Функция цены – это форма реализации цены в реальной действительности, ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Функции цены:

1. Учетно – измерительная функция – цена измеряет результаты и стоимостной учет различных экономических процессов. Цена выражает величину общественно признанных затрат труда и его полезности:

а) определяет затраты ресурсов на производство товаров;

б) сопоставляет различные товары и услуги;

в) организует товарообмен, определив количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец должен получить за товар.

2. Регулирующая функция – цена является инструментом регулирования экономических процессов через цены, осуществляющие связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорции на рынке товаров. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия между предложением и спросом, а на монополизированном или регулируемом государством на формирование цены могут оказать влияние нерыночные факторы (сезон, мода, изменение вкусов).

Государственное регулирование цены.

Госрегулирование цены представляет собой ряд мер, направленных:

¾ На поддержание стабильного уровня цен;

¾ На эффективное соотношение цен на важные группы товаров (хлеб, соль, медикаменты);

¾ На ограничение монополизации;

¾ На проведение социально – ориентированной политики цен;

¾ На оптимальное соотношение внешних и внутренних цен.

Макроэкономическое регулирование цен:

Макроэкономические меры – выработка концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное обеспечение ценообразования; проведение гибкой кредитно – денежной и бюджетной политики, регулирование валютного курса.

Микроэкономическое регулирование цен:

Микроэкономические меры – контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на товары, услуги и работы, имеющие важную социальную значимость, наблюдение за предприятиями, занимающими на рынке доминирующее положение, создание нормативно – правовой и судебной защиты договорного и контрактного ценообразования, применение акцизного налогообложения на отдельные товары, регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...