Понятие и классификация рынка, его структура
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Рынок - место купли-продажи товаров и услуг. Рынок - система экономических отношений, основанная на взаимодействии спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Структура рынка - это его основные характерные черты, к которым относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) пред-лагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. Причины возникновения рынка: разделение труда, обмен товарами, возникновение частной собственности. Классификация рынков: 1. По территориальному признаку: а) местный рынок - первоначальная форма рынка (в пределах города или района) б) Мировой - международный рынок, снабжающий все гос-ва таким сырьем, как: нефть, газ, дерево. в) Национальный - рынок всей страны. 2. По степени свободы: а) Свободный рынок - предполагает, что на рынке свободно действуют собственники, продавцы и покупатели заранее не договариваются о сбыте пр-ции, а производители самостоятельно заботятся о продаже своей пр-ции. б) Регулирующий - подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах, а гос-во обеспечивает полный контроль за дея-тью на рынке. в) Нелегальный рынок включает в себя - черная торговля - торговля запрещенными товарами (наркотики, оружие) - теневая торговля - торговля связанная с нарушением законов продажи продукции (отсутствие лицензии, просроченный товар) -спекулятивный рынок - продажа дефицитных товаров по завышенным ценам. Конкуренция - соперничество между товаропроизводителями (продавцпми) по поводу лучших условий сбыта.
Монополия - один крупный продавец и множество покупателей. Монопсония - предполагат действие одного крупного покупателя и множества продавцов. Олигополия - предполагает дея-ть нескольких крупных продавцов и множества покупателей Олигопсония - предполагает дея-ть нескольких крупных покупателей и множества продавцов. Дуополия - предполагает дея-ть либо 2-х продавцов, либо 2-х покупателей. Рынок свободной (чистой или совершенной) конкуренции В условиях свободной конкуренции каждое предприятие должно контролировать собственные издержки и объемы производства, так как рыночная цена обеспечивает дифференциацию производителей (продавцов) по доходу, а именно: · получение положительной экономической прибыли, если цена на рынке выше средних издержек предпринимателя (предприятия); · получение нормальной прибыли при условии равенства рыночной цены и средних затрат (экономическая прибыль равна нулю); · получение отрицательной экономической прибыли (убытка), если цена ниже средних издержек предпринимателя (предприятия). Число продавцов и покупателей - множество; тип товара-однородный, стандартизированный; влияние продавцов на уровень цен-незначительное или отсутствует; уровень цен-рыночный; характер ЦО-свободная, конкурентная; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - препятствия отсутствуют. Рынок монополистической конкуренции Рынок монополистической конкуренции состоит из множества небольших предприятий, производящих или реализующих однородные товары, широко дифференцированные по качеству, оформлению, сервису, рекламе, что влияет на предпочтения потребителей и определяет широкий диапазон цен. На таком типе рынка каждое предприятие становится мини-монополистом, контролирующим небольшую долю рынка данного товара. Каждый предприниматель имеет возможность проводить свою ценовую политику, при этом большое значение приобретает ценообразование, ориентированное на спрос потребителей, учитывающее как платежеспособность покупателей, так и структуру покупательского спроса, специфические потребности различных сегментов рынка.
Число продавцов -большое кол-во, покупателей - множество; тип товара-дифференцируемый, но входит в группу заменителей; влияние продавцов на уровень цен- Имеется возможность влияния, но в ограниченных пределах; уровень цен- Широкий; характер ЦО - Конкурентное, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - Относительно легкая. Рынок олигополистической конкуренции Рынок олигополистической конкуренции характеризуется наличием нескольких предприятий, контролирующих большую долю рынка. Олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком, но при этом их положение зависит от поведения конкурентов. Ценовые решения принимаются согласованно всеми основными участниками, а более мелкие предприятия следуют за лидерами. Число продавцов - Небольшое число, покупателей - множество; тип товара- Стандартный или дифференцированный; влияние продавцов на уровень цен- Имеется, но с риском организовать «войну цен»; уровень цен- Ведущего продавца; характер ЦО - Монополизированное, но обусловленное взаимной зависимостью немногих конкурентов; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - Затруднены или трудные. Рынок чистой монополии На рынке чистой монополии господствует один продавец, цена определяется монополистом. В реальности рынок чистой монополии не существует, так как всегда присутствует потенциальная конкуренция в виде возможного импорта товара, а также существует ограниченный бюджет потребителей. Число продавцов -один, покупателей - множество; тип товара- Уникальный, не имеющий заменителей; влияние продавцов на уровень цен- Цену устанавливает продавец; уровень цен- Цена продавца; характер ЦО - Монополизированное; Возможность проникновения на рынок новых продавцов - Блокированы. Ценовая дискриминация Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, чтоозначает различие, различение.Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам, обычно практикуемая монополистами. Во многих странахценовая дискриминация запрещена законом, например в США с 1936 г.
Наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами. Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени. Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование). Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены. Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|