Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора




Как показывает опыт многих психотерапевтов, к которым обращают­ся люди, страдающие от стрессов, ошибка последних состоит в том, что они порой неправомерно переносят ответственность за свои про­блемы на внешние факторы среды. Суть подобной позиции хорошо выразила британский психолог Ксандрия Вильяме, которая многие годы ведет антистрессорные семинары.

«В настоящее время мои дела идут не очень хорошо: накопились пробле­мы. У меня масса забот, очень мало денег, слишком много обязанностей и катастрофически не хватает времени. Меня не любят те, кого люблю я, друзья меня забыли, начальник невыносим, от детей одно беспокойство, новости всегда плохие, времена трудные. Если бы спад в экономике закон­чился, дети вели бы себя прилично, начальник уволился, мой брак вновь стал бы таким, как в самом начале, а люди предъявляли бы ко мне меньше требований, то я был бы счастлив» [1].

Комментируя подобные взгляды, К. Вильяме отмечает:

«Люди искренне считают, что если бы все эти внешние обстоятельст­ва изменились, то люди были бы счастливы. Они редко осознают, что мо­гут измениться сами и таким образом изменить ситуацию к лучшему. Су­ществует множество на первый взгляд разумных объяснений того, почему жизнь складывается не так, как вам хотелось бы. Проще думать, что реше­ние лежит вне вас самих, в окружающем мире. Но не в ваших силах изме­нить внешние факторы так, как вам нравится.

Из невозможности изменить факторы жизни делается ошибочный вы­вод о том, что вы не в состоянии улучшить ситуацию.

Альтернатива такому подходу — поверить, что вы в определенной сте­пени ответственны за свои ощущения. Конечно, вы не в состоянии повли­ять на экономический спад в стране, но вы способны управлять своими


4.3. Каузальная классификаиия стрессоров 123

финансами и изменить свое отношение к материальному благополучию. Может быть, вы не можете изменить поведение детей, но в вашей власти изменить свое отношение к ним и свою реакцию на их поведение. Вы мо­жете с какого-то момента улучшить отношения с начальником, а затем держаться этого направления» [1; с. 6].

Для того чтобы точно выбрать способ борьбы с тем или иным стрессором, важно вовремя выявить его сущность, а для этого требу­ется классификация стрессоров на несколько групп, каждая из кото­рых требует своего подхода (рис. 32).

Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке на­шего контроля над ситуацией.

На какие-то события мы можем влиять непосредственно и в зна­чительной мере. Например, если осенью человека беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у него есть множе­ство способов уйти от этого стресса, от самых простых (потеплее одеться или включить электронагреватель) до более сложных и доро­гостоящих (уехать на юг до включения центрального отопления).

На другие события труднее воздействовать непосредственно, но на них можно воздействовать косвенным путем. К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями. С одной стороны, здоровье есть результат заботы о нем, так как зави­сит от характера питания, режима дня, физкультуры и т. д., но, с дру­гой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые не подвластны человеку. Так же обстоит дело и с межлич­ностными отношениями. С одной стороны, своими дружелюбными и конструктивными действиями можно создать хорошие отношения с окружающими людьми, но порой встречаются настолько конфликт­ные личности, которые вызывают стресс, несмотря на все усилия его избежать.

Наконец, еще одна группа стрессогенных факторов среды, которая практически неподвластна человеку. Последнему остается только принять ситуацию как данность и прекратить испытывать стресс по данному поводу. Пожары, наводнения, кражи, травмы, болезни или смерть близких людей — все эти факторы стресса часто неподкон­трольны человеку, и все, что ему остается, — это с терпением и муже­ством принять посланное испытание.

Гнев, раздражительность, злость и другие отрицательные эмоции только мешают достойно переносить удары судьбы, поэтому следует учиться управлять своими чувствами или переводить их в конструк­тивное русло. Тендерная принадлежность, паспортный возраст (не пу-


1 24 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса


4.3. Каузальная классификаиия стрессоров 125


 


тать с биологическим возрастом, на который можно влиять!), погод­ные условия, правительство, уровень цен и пенсий — многое в России относится к третьей категории стрессоров. Сюда же можно отнести привычки и характеры других людей.

Так как между вышеописанными категориями стрессоров нельзя провести четкой разделительной линии, то их можно разместить на некоей шкале, начиная от тех, на которые мы, безусловно, можем по­влиять до тех, которые совершенно не подвластны нам (рис. 32).

Рис. 32. Степень контроля над стрессорами

Следует отметить, что человек, в принципе, может в определен­ных пределах изменять соотношение подконтрольной ему части мира и независимой от него. Возьмем, например, внешность. С одной сто­роны, она дана человеку от рождения, и ему остается только смириться с ней как неизменной данностью. Но, с другой стороны, успехи совре­менной пластической хирургии, эндокринологии и других отраслей медицины позволяют людям менять форму носа, пересаживать воло­сы, изменять размер и форму груди и т. д. Многочисленные случаи изменения пола за последние годы показывают, как далеко зашел че­ловек в своем стремлении видоизменять свою природу по собствен­ному желанию.

Часто, оправдывая свою лень и спасая самооценку, люди снимают свою ответственность за возникающие проблемы, перенося ответст­венность на внешние факторы, что особенно характерно для лично­стей с внешним локусом контроля. Так, в «двойке» студента бывает виноват плохой преподаватель, в низких продажах у бизнесмена -«недалекие» клиенты, а в головной боле на следующий день после праздника — «левая» водка, которую продали бедному гражданину недобросовестные продавцы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...