Допускаемые напряжения изгиба
Допускаемые напряжения изгиба для шестерен [σ F ]1Б и [σ F ]1Т и колес [σ F ]2Б; [σ F ]2Т при проектировочном расчете определяют по формуле
. (3.4)
Наименование параметров уравнения (3.4) и рекомендации по определению их значений: а) предел выносливости σ F limb зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу перемен напряжений, приведен в работах /1;2;3/; б) SF - коэффициент запаса прочности. Для цементированных и нитроцементированных зубчатых колес - SF =1,55; для остальных SF =1,75;
, (3.5)
где NFlim =4∙106 - базовое число напряжений; NFE - эквивалентное число циклов напряжений. При ступенчатой циклограмме нагружения (см. рис.1.2.)
, (3.6)
где qF = 6 - для улучшенных зубчатых колес и qF = 9- для закаленных и поверхностно упрочненных зубьев. При условии NFE > NFlim принимают YN =1. Для предупреждения статического разрушения зубьев значения коэффициента долговечности ограничиваются: при qF =6 YNmax =4; при qF =9 YNmax =2,5.
Проектировочный расчет тихоходной передачи С целью получения оптимальных размеров передачи целесообразно, прежде всего, определить межосевое расстояние awT и модуль mT.
Определение межосевого расстояния.
Значение межосевого расстояния в (мм):
, (3.7)
где Ka =495 - для прямозубых колес; для косозубых и шевронных передач Ka =430; T2T - момент на валу колеса, Hм; [σH]T - допускаемое контактное напряжение для менее прочного из пары колес, МПа; - коэффициент ширины зубчатых колес следует выбирать с учетом рекомендации в работах /1;2;3/ из ряда: 0,2; 0,25; 0,315; 0,4. Коэффициент KHβ, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатых колес, принимают по рисункам и таблицам работ /1;2/ в зависимости от коэффициента
. (3.8) Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra40 по ГОСТ 6636-69.
3.4.2. Назначение модуля передачи. Максимально допустимый модуль mmax, мм определяют из условия неподрезания зубьев у основания:
. (3.9)
Минимальное значение модуля mmin, мм определяют из условия прочности:
, (3.10)
где Km =5,6∙103 для прямозубых передач; для косозубых Km =4,4; - рабочая ширина зубчатого венца; вместо [σF]T подставляют меньшее из значений [σF]1T и [σF]2T. Из полученного диапазона (mmin… mmax) модулей принимают меньшее значение m, согласуя его со стандартным (ряд 1 следует предпочитать ряду 2): ряд 1, мм …1,5;2;2,5;3;4;5;6;8; ряд 2, мм …1,75;2,25;2,75;3,5;4,5;5,5;7;9. Значение т <1,5 мм при твердости 40HRC для силовых передач использовать не желательно. Определение числа зубьев шестерни и колеса.
Суммарное число зубьев для прямозубых передач:
(3.11)
Полученное значение ZΣT должно быть целым, что позволяет точно выдержать межосевое расстояние без нарезания зубчатых колёс со смещением. Суммарное число зубьев можно скорректировать до целого числа, изменяя модуль в пределах mmin… mmax из его стандартного ряда. Однако следует отметить, что варьирование значениями модуля ограничено и не всегда приводит к желаемым результатам. Тогда в условиях учебных проектов допускается изменять в большую сторону значения межосевого расстояния, а в условиях производства нарезают зубья со смещением. Для косозубых и шевронных передач:
, (3.12)
где - угол наклона линии зуба. Предварительно принимают для косозубых передач , для шевронных . Полученное значение ZΣT округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение угла по формуле: (точность расчета – 4 знака после запятой), откуда . Значение угла должно быть в рекомендуемом диапазоне: для косозубых передач - , для шевронных .
Число зубьев шестерни
. (3.13)
Значение Z1T округляют в ближайшую сторону до целого числа. Число зубьев колеса Z2T = ZΣT – Z1T.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|