Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 13 глава




Мудрость - высшая степень развития интеллекта. Это обобщение многообразия знания и опыта человечества, обобщение, формули­руемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, дей­ствия. Мудрость - разум, осознающий свою ответственность за судь­бу общества.

Антиципация (лат. anticipatio- предугадывание событий). Спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе преж­него, жизненного опыта.

Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические ка­чества и состояния.

РАЗВИТИЕ

См. тему «Мышление» (Развитие - Теория развития интеллекта Ж. Пиаже). Общий интеллект в течение жизни претерпевает опре­деленные изменения, развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколь­ко снижается и затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный ин­теллект» либо снижается незначительно, либо остается неизмен­ным и может даже развиваться.

НАРУШЕНИЯ

Нарушения интеллекта, как правило, описываются на основании различной степени снижения способности к решению проблем и за­дач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений. Наиболее часто выделяют такие нарушения, как деменция и умственная отсталость.

Деменция - психопатологический синдром, включающий сниже­ние интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памя­ти, внимания, мышления и проявляющийся в нарушениях ориенти­ровки, способности к обучению.

Синдром (греч. syndrome - стечение) - система взаимосвязанных симптомов болезни. Это ряд характеристик, черт, событий или мо­делей поведения, которые воспринимаются как возникающие вмес­те друг с другом или, как предполагается, являются скоординиро­ванными или взаимосвязанными некоторым образом.

Симптом (греч. symptoma - совпадение, признак) - клинические проявления болезни, индикатор заболевания.

Умственная отсталость - состояние задержанного или неполно­го развития психики, которое характеризуется нарушением способ­ностей (когнитивных, речевых, моторных и социальных), обеспе­чивающих общий уровень интеллектуальности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные особенности интеллекта проявляются в огром­ном разнообразии его видов и уровнях развития. Интеллект каждо­го человека имеет свою неповторимую структуру.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

Впервые измерения интеллекта были проведены А. Бине и Т. Си­моном в 1905 году.

Министерство просвещения Франции предложило этим уче­ным задание разработать объективные процедуры для выявления детей, отстающих в своем познавательном развитии. В результате ими было предложено 30 заданий (тестов) для измерения умствен­ного развития ребенка. Тестовые задания группировались по воз­растам.

Например, для возраста 6 лет предлагались следующие задания: назвать свой возраст, повторить предложение из 10 слов, указать способы использования предмета и т. д.

Задания для возраста 12 лет: повторить 7 цифр, найти за одну ми­нуту рифмы к заданному слову, дать интерпретацию картинок и т.д.

Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе соотнесения реального хронологического возраста с его «умственным возрастом». Умственный возраст определялся как тот наивысший возрастной уровень, на котором ребенок мог правиль­но выполнить все предложенные ему задания. Так, умственный воз­раст 6-летнего ребенка, который успешно выполнил все задания для детей в возрасте 6, 7 и 8 лет, равнялся 8 годам. Несовпадение умст­венного и хронологического возрастов считалось показателем ли-

бо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хроноло­гического), или умственной одаренности (если умственный возраст выше хронологического).

Позднее в качестве меры развития интеллекта было предложено рассматривать соотношение:

который получил название «коэффициент интеллекта» (intelli­gence quotient - IQ).

Диагностические

Для оценки уровня развития интеллекта обычно применяют тес­ты интеллекта. Таких тестов достаточно много для людей разного возраста (от 2-3 до 60-65 лет). К известным тестам интеллекта отно­сятся: тесты Векслера, Амтхауэра, краткий отборочный тест (КОТ), культурно-свободный тест Р. Кеттелла, который имеет 3 варианта (для 4-8 лет и умственно отсталых, для 8-11 лет, для студентов и лиц с высшим образованием), и многие другие.

ТЕМА 20 • ТЕМПЕРАМЕНТ

ПОНЯТИЕ

Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей че­ловека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. По мнению Б.М. Теплова, темпера­мент характеризует динамику психических процессов, эмоциональ­ную возбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент -формально-динамическая составляющая поведения человека, кото­рая проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отноше­нии к его процессу и результату. Темперамент не определяет содер­жательные характеристики поведения. На базе одного темперамен­та возможна как «великая», так и «ничтожная» личности.

ФУНКЦИИ

Индивидуальный стиль, в том числе и темперамент, - индивиду­ально-своеобразная система психических средств, к которым созна­

тельно или бессознательно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметами и услови­ями деятельности. Темперамент - это средство, которым надо на­учиться управлять для достижения результатов деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

В основе понимания темперамента лежит учение И.П. Павло­ва о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. В ос­нову классификации типов были положены три свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Сочетание этих свойств позволило выделить четыре типа нервной системы.

Эту типологию нервной системы И.П. Павлов связал с темпера­ментом, используя терминологию Гиппократа. Изучая поведение человека и животных с этими типами нервной системы были полу­чены характеристики типов, совпадающие с описанными Гиппокра­том. Таким образом, физиологическая типология темперамента ле­жит в основе психологической.

ТЕОРИИ

Изучение темперамента уходит в глубь веков, к Гиппократу, кото­рый выделил четыре типа, названия которых до сих пор использу­

ются, хотя основание классификации (по характеру жидкостей в те­ле человека) представляет лишь исторический интерес.

Каждый период в истории развития представлений о темпера­менте завершался созданием модели темперамента. Это были: кон­ституционная модель Э. Кречмера (атлетик, пикник, астеник, дис-платик); физиологическая модель И.П. Павлова (сочетание трех свойств нервной системы - сила, подвижность и уравновешенность определило гиппократовские типы темперамента); модель К. Юн­га (экстраверты и интроверты); двухфакторная модель Г. Айзенка (1-й ф. - экстраверт- интроверт, 2-й ф. - стабильность - нейротизм); факторные модели Терстоуна (7 факторов), Д. Гилфорда (13 факто­ров) и др.

В настоящее время в отечественной психологии широко исполь­зуется структурно-динамическая модель В.М. Русалова.

В основу этой модели положены четыре свойства темперамента (эргичность - аэргичность, пластичность - ригидность, темп пси­хических реакций и эмоциональность), каждое из которых может проявляться по-разному в мире вещей или в мире людей. Сочетание выделенных свойств темперамента и двух особенностей их проявле­ния дает (4x2) 8 типов темперамента. Получили признание систем­но-функциональная модель (В.Д. Небылицин), структурно-систем­ная (А.И. Крупное).

Таблица 10

Структурно-динамическая модель темперамента В.М. Русалова

Свойства темперамента В мире вещей В мире людей
1. Эргичность - аэргичность    
2. Пластичность - ригидность    
3. Темп психических реакций (быстрый - медленный)    
4. Эмоциональность (высокая - низкая)    

Эргичность - выносливость нервной системы (В.М. Русалов) Аэргичность - слабая выносливость нервной системы. Пластичность - см. ниже. Ригидность - см. ниже. Эмоциональность - см. ниже.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В психологии издавна принято выделять четыре типа темпера­мента (еще со времен Гиппократа): холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из них имеет свое сочетание свойств и опи­сан в психологической литературе.

Холерик - тип темперамента, характеризующийся высоким уров­нем психической активности, энергичностью действий, неуравно­вешенностью и общей подвижностью, бурными эмоциями, резкой сменой настроения.

Сангвиник- тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, высокой пластичнос­тью, которая проявляется в неустойчивости чувств, настроений и интересов. Его тормозные и реактивные процессы уравновеше­ны.

Флегматик- тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивос­тью, слабой внешней выраженностью эмоциональных состояний и мимики, трудной переключаемостью с одного вида деятельности на другой и приспособляемостью к новой обстановке.

Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ра­нимостью, высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабой их внешней выраженности, преобладанием от­рицательных эмоций, низким уровнем психической активности, за­медленностью реакций на стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов, быстрой утомляемостью.

Кроме описания типов темперамента можно характеризовать каждый тип по двум параметрам: 1) спокойный - беспокойный, 2) внутри - вовне. Для этой характеристики удобна наглядная ил­люстрация:

Между типами темперамента трудно установить границы.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В настоящее время наука перешла от изучения типов темпера­мента к изучению его свойств. Выбор свойств осуществляется на ос­нове критериев, признаков темперамента (В.М. Русалов):

1) темперамент выражает формально-динамический характер по­ведения (не связан с содержанием деятельности и определяет дина­мику деятельности);

2) темперамент связан с биологическими подструктурами;

3) он генетически обусловлен, первичен;

4) рано проявляется в детстве;

5) темперамент онтогенетически стабилен, то есть на определен­ных отрезках времени стабилен. Он является результатом развития, а не воспитания;

6) темперамент кросс-ситуативен, то есть проявляется в широ­ком классе ситуаций. Его можно изучать в различных видах деятель­ности;

7) темперамент проявляется более ярко в максимально трудных для человека условиях.

СВОЙСТВА

Свойства темперамента присущи всем людям, но с разной сте­пенью развития. В современной психологии выделяют 8 свойств (B.C. Мерлин, Б.М. Теплое, В.Д. Небылицин): сензитивность, актив­ность, реактивность, баланс активности и реактивности, темп пси­

хических реакций, пластичность-ригидность, эмоциональная возбу­димость, экстраверсия-интроверсия.

Сензитивностъ - общая стойкая особенность нервной системы, анализаторов, которая выражается в общей чувствительности (воз­будимости внимания). Определяется силой внешнего воздействия, вызывающего психическую реакцию (высокая чувствительность ор­ганов чувств, а также высокая чувствительность к происходящим со­бытиям - сопереживание, тревожность, уязвимость).

Высокая сензитивность у меланхоликов.

Активность- степень энергичности воздействия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компонент). Высокая ак­тивность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая - у ме­ланхоликов.

Реактивность- импульсивность, непроизвольность движений, реакций на внешние и внутренние воздействия. Проявляется в тем­пе, силе и форме ответной реакции на события. Высокая реактив­ность у холериков и сангвиников и низкая - у флегматиков и мелан­холиков.

Баланс активности и реактивности - определяется тем, от чего бо­лее зависит деятельность человека: от случайных, внешних (настро­ения, случайных событий и др.) или от внутренних (целеустремлен­ности, убеждений и пр.) факторов.

Уравновешены сангвиники и флегматики, а неуравновешенны холерики и меланхолики.

Темп психических реакций - скорость протекания психических про­цессов (движений, речи, восприятия и т.д.). Высокий темп у холери­ков и сангвиников, низкий - у флегматиков и меланхоликов.

Пластичность-ригидность- степень приспособления человека к изменяющимся обстоятельствам, деятельности.

Пластичность - гибкость, легкость приспособления к новым ус­ловиям.

Пластичными являются сангвиники и холерики.

Ригидность (лат. rigiditas - твердость) - инертность, косность в приспособлении к новым условиям, нечувствительность к их изме­нениям. Флегматики и меланхолики - ригидны.

Эмоциональная возбудимость- время реакции на эмоционально значимые и нейтральные раздражители. Насколько слабые воздейс­твия необходимы для возникновения эмоций и скорость их возник­новения. Эмоциональная возбудимость высокая у меланхоликов и холериков, низкая - у сангвиников и флегматиков.

Экстрсшерсия-интроверсия - обращенность психической деятель­ности вовне или вовнутрь.

Экстравертированность - индивидуальная особенность личнос­ти, проявляющаяся в преимущественной направленности сознания на окружающий мир, в повышенной общительности, инициативнос­ти, социальной адаптированности, интересе к другим людям, откры­тости внутреннего мира. Экстраверты - холерики и сангвиники.

Интервертированность - направленность личности на себя, на свой внутренний мир, на собственные поступки, действия, пережи­вания и мысли. Проявляется в необщительности, замкнутости, от­сутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанали­зу. Интервентированность - одна из базовых черт личности.

Интроверты - флегматики и меланхолики.

Таблица 11

Свойства различных типов темперамента

Свойства Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Сензитивность - - +
Активность + + +
Реактивность + +
Баланс активности и реактивности н/у У У н/у
Темп психич. реакций + +
Пластичность (п) ригидность (р) П П Р Р
Эмоциональность + - +
Экстраверт (э) интроверт (и) Э Э И И

Примечание:«+» - высокий уровень развития,«-» - низкий уровень развития, «у» -уравновешенный, «н/у» - неуравновешенный.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Темперамент не существует в чистом виде.

Темперамент связан с характером. Характер может скрывать (компенсировать) недостатки темперамента за счет навыков само­регуляции.

Темперамент связан с деятельностью. Исследования показывают, что в зависимости от темперамента изменяется не конечный резуль­тат (уровень достижений)» а способ осуществления деятельности.

РАЗВИТИЕ

В развитии темперамента различают три аспекта.

1. Процесс развертывания темперамента. Хотя тип темпера­мента обусловлен генотипом, но некоторые свойства его прояв­ляются с момента рождения (длительность крика в сутки, интен­сивность и темп сосания, степень координации первых движений и др.). Далее различные свойства темперамента возникают и прояв­ляются в разном возрасте.

2. Изменение свойств по величине. В результате условий и вос­питания некоторые свойства изменяются по величине: энергич­ность проявления, эмоциональная выразительность, социальная экстравертированность;

3. Изменение структуры. Структура темперамента формирует­ся. Она складывается в процессе жизни и деятельности человека. Наследственное и приобретенное неразрывно связаны в каждом свойстве.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Каждый человек имеет свой индивидуальный темперамент как совокупность свойств и уровня их развития, поэтому темперамент всегда уникален и неповторим. Чистых темпераментов не сущест­вует.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Первые исследования темперамента были основаны на длитель­ных наблюдениях поведения и деятельности людей (Гиппократ, Э. Кречмер и У. Шелдон и др.). Экспериментальные исследования бы­ли начаты И.П. Павловым при изучении типов нервной системы. Обширные экспериментальные исследования темперамента были выполнены пермскими психологами под руководством B.C. Мерли­на. Показана связь свойств темперамента и свойств типа нервной системы, темперамента и разных видов деятельности. Для иссле­дования темперамента использовались в основном физиологичес­кие методы (измерение различных особенностей нервной системы (КГР и др.), а также известные психологические методики).

Диагностические

В современной психологии функционирует ряд методик для изу­чения темперамента:

- методики для изучения типов темперамента (Г. Айзенк и др.)»

- методики изучения структуры темперамента (В.М. Русалов, Б.Н. Смирнов),

- методика для изучения некоторых свойств темперамента (Я. Стреляу),

- 16-факторный опросник Р. Кеттелла содержит шкалы свойств темперамента,

- метод наблюдения по плану и др.

ТЕМА 21 • ХАРАКТЕР

ПОНЯТИЕ

Характер (греч. charakter - черта особенность) - совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процес­се социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в сис­теме взаимоотношений с окружающими.

В чертах характера.отражаются присущие индивиду поведенчес­кие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспи­тываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устой­чивой структурой. Его изменения возможны только в случаях тя­желой и длительной психической или соматической болезни или в условиях длительных, угрожающих жизни событий. Закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружаю­щего общества (микро- и макросоциума), с целями и мотивами и потребностями человека. Основными отличиями личностных ка­честв от характерологических черт являются: степень волевой регу­ляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренчес­ких установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

ФУНКЦИИ

Характер - стереотипы поведения, которые способствуют гар­монизации обыденных межличностных взаимоотношений и избега­нию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характе­ра человек принимает «других и мир», а также «самого себя».

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные и инструментальные. Первые должны способствовать удовлетворять сущностные потребности человека (создавать внут­реннюю гармонию), вторые - удовлетворять запросы общества (со­здавать внешнюю гармонию).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Привычное поведение человека обусловлено как свойствами нервной системы, так и множеством сложных устойчивых систем временных связей (И.П. Павлов).

Характер - это сплав черт типа в.н.д. и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания. Более важную роль играет система временных связей.

ТЕОРИИ

В настоящее время существует два подхода к пониманию характе­ра: динамический и клинический.

В динамическом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе) характер понимается как форма выражения смысло­вого опыта (обобщенные установки личности). В установках выра­жаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Структу­ра характера включает 4 блока черт:

1) черты, выражающие отношение к другим людям (общитель­ность, заботливость и т.д.);

2) черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.);

3) черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.);

4) черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жад­ность, бережливость).

Клинический подход основан на представлении о разной степе­ни выраженности черт характера и ее влиянии на поведение лич­ности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к со­циальной дезадаптации, названа К. Леонгардом акцентуацией харак­тера. По мнению К. Леонгарда, акцентуации прежде всего проявля­ются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили обще­ния, он выделил 12 типов характеров. Используются и другие типо­логии (см. Классификация характера).

Характера акцентуации - яркая выраженность группы черт харак­тера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акцентуации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при не­благоприятных условиях могут переходить в болезни (психопатии). Со временем они могут исчезнуть, но могут и проявиться вновь. Ак­центуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что: 1) проявляют­ся не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях; 2) не наруша­ют социальной адаптации или нарушение носит временный харак­тер; 3) в определенных ситуациях могут даже способствовать адап­тации.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Типологии характера разработаны в рамках клинической психо­логии.

Типология К. Леонгарда. Основанием классификации является стиль общения. Выделено 12 типов:

1) гипертимный (высокая контактность и повышенное настрое­ние и пр.);

2) дистимный (низкая контактность и пониженное настроение и

пр.);

3) циклоцдный (частая смена настроения и меры общения и пр.);

4) возбудимый (низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций и пр.);

5) застревающий (умеренная общительность, занудливость и пр.);

6) педантичный (скорее пассивен, чем активен в общении, чрез­мерная любовь к порядку и пр.);

7) тревожный (низкая контактность, робость, минорное настро­ение и пр.);

8) эмотивный (узкий круг общения, где хорошо контактируют и пр.);

9) демонстративный (легкость в контактах, склонность к демонс­трации и лидерству и пр.);

10) экзальтированный (высокая контактность, словоохотливость и пр.);

11) жстравертированный (высокая контактность, обращенность вовне и пр.);

12) интровертированный (низкая контактность, обращенность внутрь себя и пр.).

Существуют еще аналогичные типологии (А.Е. Личко - 10 типов для подростков и др.).

Типология социальных характеров Х.Э. Фромма. Социальный харак­тер по Э. Фромму - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес инди­видуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной культуре, отличаются друг от друга. Основанием типологии являются: мышление, эмоции (прежде всего любовь) и действия ин­дивида (его поведение). Э. Фром выделил две основные группы со­циальных характеров: 1) неплодотворные, 2) плодотворные. Непло­дотворные делятся на четыре типа: а) рецептивный (мазохистско-садисткий), б) эксплуататорский (разрушительный), в) стяжатель­ский (конформист-автомат), г) рыночный.

Используются в психологии и психоаналитические типологии ха­рактера (3. Фрейда, А. Лоуэна, К. Юнга и типология Майерс-Бригс, выполненная на основе типологии К.Юнга, типология Д. Кейрси и т.п.). Вообще существует множество различных классификаций ха­рактера, однако далеко не все они используются в практике.

Характер социальный - совокупность существенных черт, свойс­твенных определенной группе людей и являющихся продуктом об­щественного развития в данной культуре.

Характер рецептивный - термин Э. Фромма для обозначения ин­дивида, который чрезмерно пассивен и требует большой поддержки и руководства со стороны других.

Мазохизм - этот термин (от имени австрийского романиста Лео­польда Захер-Мазоха) обозначает любой вида враждебности или де­структивного импульса, направленного на себя.

Садизм - получение удовольствия от причинения боли и страда­ния другим. Этот термин происходит от довольно определенной сексуальной ориентации известного романиста и революционера Альфреда Франсиса, маркиза де Сада.

Стяжательство - поведенческая особенность, которая выража­ется в стремлении обладать вещами или копить их.

Конформность (от поздн. лат. conformis - подобный, сообраз­ный) - соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мне­ний, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любо­му образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.

СВОЙСТВА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Соотношение характера и темперамента. Темперамент следует отличать от характера.

Таблица 12

Темперамент Характер
Генетически первичен Прижизненное образование
Проявляется во всех сферах жизни Связан с определенными ситуациями
Проявляется рано Формируется позже под воздействием воспитания
Связан с особенностями нервной сис­темы Связан с социальными ситуациями
Амотивен (не определяет отношения к миру) Выражает отношение к миру
Влияет на формирование характера, так как черты характера возникают тог­да, когда темперамент достаточно развит Влияет на темперамент
Ярче проявляется в трудных ситуациях Проявляется в типичных ситуациях

Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении про­цесса социализации.

К свойствам характера в отечественной психологии принято относить: 1) силу - слабость (энергичность в достижении цели - не­решительность и др.); 2) твердость - мягкость (упорство - приспо­собляемость и пр.); 3) цельность - противоречивость (направлен­ность ведущих черт на достижение цели - частая смена ведущих и второстепенных черт и др.).

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Характер формируется в процессе развития личности, ее обще­ственных отношений.

Черты характера формируются на трех уровнях: физиологичес­ком (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума) и на уровне сознания (сам формирует характер).

Сензитивный период становления характера - возраст 2-3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве склады­ваются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и про­тивоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком.

Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно под­крепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка ха­рактера - компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от не­го требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противо­речие со школьным, то начинается ломка характера.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты ха­рактера, а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренчес­кие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Да­лее характер формируется и трансформируется в течение всей жиз­ни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.

Основную роль в формировании черт характера играет воспита­ние (целенаправленное или стихийное). По целям воспитание мож­но разделить на три вида: воспитание для воспитателя, для обще­ства и для воспитуемого. Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание (например, послуша­ние); задачей воспитания для общества является формирование со­циально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характе­ра, которые выгодны для самого человека, способны гармонизиро­вать его существование. Первые два вида воспитания условно мож­но назвать «дрессурой». Подлинное воспитание всегда сопровожда­ется и процессом самовоспитания. В психологии выделены типы неправильного воспитания: 1) «Кумир семьи» - все для ребенка.; 2) Гиперопека - Все за ребенка; 3) Гипоопека - ничего для ребенка; 4) Безнадзорность - ребенок сам по себе; 5) «Золушка» - все от ребен­ка и ничего ему; 6) «Ежовые рукавицы» - диктат; 7) «Двойное при­нуждение» - непоследовательность предъявления требований и от­сутствие эмоционального контакта. Тип неправильного воспитания предрасполагает к развитию определенных акцентуаций (таб.12).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...