Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 13 глава
Мудрость - высшая степень развития интеллекта. Это обобщение многообразия знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия. Мудрость - разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества. Антиципация (лат. anticipatio- предугадывание событий). Способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего, жизненного опыта. Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния. РАЗВИТИЕ См. тему «Мышление» (Развитие - Теория развития интеллекта Ж. Пиаже). Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения, развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный интеллект» либо снижается незначительно, либо остается неизменным и может даже развиваться. НАРУШЕНИЯ Нарушения интеллекта, как правило, описываются на основании различной степени снижения способности к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений. Наиболее часто выделяют такие нарушения, как деменция и умственная отсталость. Деменция - психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся в нарушениях ориентировки, способности к обучению.
Синдром (греч. syndrome - стечение) - система взаимосвязанных симптомов болезни. Это ряд характеристик, черт, событий или моделей поведения, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с другом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимосвязанными некоторым образом. Симптом (греч. symptoma - совпадение, признак) - клинические проявления болезни, индикатор заболевания. Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей (когнитивных, речевых, моторных и социальных), обеспечивающих общий уровень интеллектуальности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Индивидуальные особенности интеллекта проявляются в огромном разнообразии его видов и уровнях развития. Интеллект каждого человека имеет свою неповторимую структуру. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные Впервые измерения интеллекта были проведены А. Бине и Т. Симоном в 1905 году. Министерство просвещения Франции предложило этим ученым задание разработать объективные процедуры для выявления детей, отстающих в своем познавательном развитии. В результате ими было предложено 30 заданий (тестов) для измерения умственного развития ребенка. Тестовые задания группировались по возрастам. Например, для возраста 6 лет предлагались следующие задания: назвать свой возраст, повторить предложение из 10 слов, указать способы использования предмета и т. д. Задания для возраста 12 лет: повторить 7 цифр, найти за одну минуту рифмы к заданному слову, дать интерпретацию картинок и т.д. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе соотнесения реального хронологического возраста с его «умственным возрастом». Умственный возраст определялся как тот наивысший возрастной уровень, на котором ребенок мог правильно выполнить все предложенные ему задания. Так, умственный возраст 6-летнего ребенка, который успешно выполнил все задания для детей в возрасте 6, 7 и 8 лет, равнялся 8 годам. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем ли-
бо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), или умственной одаренности (если умственный возраст выше хронологического). Позднее в качестве меры развития интеллекта было предложено рассматривать соотношение: который получил название «коэффициент интеллекта» (intelligence quotient - IQ). Диагностические Для оценки уровня развития интеллекта обычно применяют тесты интеллекта. Таких тестов достаточно много для людей разного возраста (от 2-3 до 60-65 лет). К известным тестам интеллекта относятся: тесты Векслера, Амтхауэра, краткий отборочный тест (КОТ), культурно-свободный тест Р. Кеттелла, который имеет 3 варианта (для 4-8 лет и умственно отсталых, для 8-11 лет, для студентов и лиц с высшим образованием), и многие другие. ТЕМА 20 • ТЕМПЕРАМЕНТ ПОНЯТИЕ Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. По мнению Б.М. Теплова, темперамент характеризует динамику психических процессов, эмоциональную возбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент -формально-динамическая составляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату. Темперамент не определяет содержательные характеристики поведения. На базе одного темперамента возможна как «великая», так и «ничтожная» личности. ФУНКЦИИ Индивидуальный стиль, в том числе и темперамент, - индивидуально-своеобразная система психических средств, к которым созна тельно или бессознательно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметами и условиями деятельности. Темперамент - это средство, которым надо научиться управлять для достижения результатов деятельности. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ В основе понимания темперамента лежит учение И.П. Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. В основу классификации типов были положены три свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Сочетание этих свойств позволило выделить четыре типа нервной системы.
Эту типологию нервной системы И.П. Павлов связал с темпераментом, используя терминологию Гиппократа. Изучая поведение человека и животных с этими типами нервной системы были получены характеристики типов, совпадающие с описанными Гиппократом. Таким образом, физиологическая типология темперамента лежит в основе психологической. ТЕОРИИ Изучение темперамента уходит в глубь веков, к Гиппократу, который выделил четыре типа, названия которых до сих пор использу ются, хотя основание классификации (по характеру жидкостей в теле человека) представляет лишь исторический интерес. Каждый период в истории развития представлений о темпераменте завершался созданием модели темперамента. Это были: конституционная модель Э. Кречмера (атлетик, пикник, астеник, дис-платик); физиологическая модель И.П. Павлова (сочетание трех свойств нервной системы - сила, подвижность и уравновешенность определило гиппократовские типы темперамента); модель К. Юнга (экстраверты и интроверты); двухфакторная модель Г. Айзенка (1-й ф. - экстраверт- интроверт, 2-й ф. - стабильность - нейротизм); факторные модели Терстоуна (7 факторов), Д. Гилфорда (13 факторов) и др. В настоящее время в отечественной психологии широко используется структурно-динамическая модель В.М. Русалова. В основу этой модели положены четыре свойства темперамента (эргичность - аэргичность, пластичность - ригидность, темп психических реакций и эмоциональность), каждое из которых может проявляться по-разному в мире вещей или в мире людей. Сочетание выделенных свойств темперамента и двух особенностей их проявления дает (4x2) 8 типов темперамента. Получили признание системно-функциональная модель (В.Д. Небылицин), структурно-системная (А.И. Крупное). Таблица 10 Структурно-динамическая модель темперамента В.М. Русалова
Эргичность - выносливость нервной системы (В.М. Русалов) Аэргичность - слабая выносливость нервной системы. Пластичность - см. ниже. Ригидность - см. ниже. Эмоциональность - см. ниже.
КЛАССИФИКАЦИЯ В психологии издавна принято выделять четыре типа темперамента (еще со времен Гиппократа): холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из них имеет свое сочетание свойств и описан в психологической литературе. Холерик - тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, неуравновешенностью и общей подвижностью, бурными эмоциями, резкой сменой настроения. Сангвиник- тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, высокой пластичностью, которая проявляется в неустойчивости чувств, настроений и интересов. Его тормозные и реактивные процессы уравновешены. Флегматик- тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью, слабой внешней выраженностью эмоциональных состояний и мимики, трудной переключаемостью с одного вида деятельности на другой и приспособляемостью к новой обстановке. Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабой их внешней выраженности, преобладанием отрицательных эмоций, низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов, быстрой утомляемостью. Кроме описания типов темперамента можно характеризовать каждый тип по двум параметрам: 1) спокойный - беспокойный, 2) внутри - вовне. Для этой характеристики удобна наглядная иллюстрация: Между типами темперамента трудно установить границы. СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В настоящее время наука перешла от изучения типов темперамента к изучению его свойств. Выбор свойств осуществляется на основе критериев, признаков темперамента (В.М. Русалов): 1) темперамент выражает формально-динамический характер поведения (не связан с содержанием деятельности и определяет динамику деятельности); 2) темперамент связан с биологическими подструктурами; 3) он генетически обусловлен, первичен; 4) рано проявляется в детстве; 5) темперамент онтогенетически стабилен, то есть на определенных отрезках времени стабилен. Он является результатом развития, а не воспитания;
6) темперамент кросс-ситуативен, то есть проявляется в широком классе ситуаций. Его можно изучать в различных видах деятельности; 7) темперамент проявляется более ярко в максимально трудных для человека условиях. СВОЙСТВА Свойства темперамента присущи всем людям, но с разной степенью развития. В современной психологии выделяют 8 свойств (B.C. Мерлин, Б.М. Теплое, В.Д. Небылицин): сензитивность, активность, реактивность, баланс активности и реактивности, темп пси хических реакций, пластичность-ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия-интроверсия. Сензитивностъ - общая стойкая особенность нервной системы, анализаторов, которая выражается в общей чувствительности (возбудимости внимания). Определяется силой внешнего воздействия, вызывающего психическую реакцию (высокая чувствительность органов чувств, а также высокая чувствительность к происходящим событиям - сопереживание, тревожность, уязвимость). Высокая сензитивность у меланхоликов. Активность- степень энергичности воздействия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компонент). Высокая активность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая - у меланхоликов. Реактивность- импульсивность, непроизвольность движений, реакций на внешние и внутренние воздействия. Проявляется в темпе, силе и форме ответной реакции на события. Высокая реактивность у холериков и сангвиников и низкая - у флегматиков и меланхоликов. Баланс активности и реактивности - определяется тем, от чего более зависит деятельность человека: от случайных, внешних (настроения, случайных событий и др.) или от внутренних (целеустремленности, убеждений и пр.) факторов. Уравновешены сангвиники и флегматики, а неуравновешенны холерики и меланхолики. Темп психических реакций - скорость протекания психических процессов (движений, речи, восприятия и т.д.). Высокий темп у холериков и сангвиников, низкий - у флегматиков и меланхоликов. Пластичность-ригидность- степень приспособления человека к изменяющимся обстоятельствам, деятельности. Пластичность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям. Пластичными являются сангвиники и холерики. Ригидность (лат. rigiditas - твердость) - инертность, косность в приспособлении к новым условиям, нечувствительность к их изменениям. Флегматики и меланхолики - ригидны. Эмоциональная возбудимость- время реакции на эмоционально значимые и нейтральные раздражители. Насколько слабые воздействия необходимы для возникновения эмоций и скорость их возникновения. Эмоциональная возбудимость высокая у меланхоликов и холериков, низкая - у сангвиников и флегматиков. Экстрсшерсия-интроверсия - обращенность психической деятельности вовне или вовнутрь. Экстравертированность - индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в преимущественной направленности сознания на окружающий мир, в повышенной общительности, инициативности, социальной адаптированности, интересе к другим людям, открытости внутреннего мира. Экстраверты - холерики и сангвиники. Интервертированность - направленность личности на себя, на свой внутренний мир, на собственные поступки, действия, переживания и мысли. Проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу. Интервентированность - одна из базовых черт личности. Интроверты - флегматики и меланхолики. Таблица 11 Свойства различных типов темперамента
Примечание:«+» - высокий уровень развития,«-» - низкий уровень развития, «у» -уравновешенный, «н/у» - неуравновешенный. ЗАКОНОМЕРНОСТИ Темперамент не существует в чистом виде. Темперамент связан с характером. Характер может скрывать (компенсировать) недостатки темперамента за счет навыков саморегуляции. Темперамент связан с деятельностью. Исследования показывают, что в зависимости от темперамента изменяется не конечный результат (уровень достижений)» а способ осуществления деятельности. РАЗВИТИЕ В развитии темперамента различают три аспекта. 1. Процесс развертывания темперамента. Хотя тип темперамента обусловлен генотипом, но некоторые свойства его проявляются с момента рождения (длительность крика в сутки, интенсивность и темп сосания, степень координации первых движений и др.). Далее различные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте. 2. Изменение свойств по величине. В результате условий и воспитания некоторые свойства изменяются по величине: энергичность проявления, эмоциональная выразительность, социальная экстравертированность; 3. Изменение структуры. Структура темперамента формируется. Она складывается в процессе жизни и деятельности человека. Наследственное и приобретенное неразрывно связаны в каждом свойстве. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Каждый человек имеет свой индивидуальный темперамент как совокупность свойств и уровня их развития, поэтому темперамент всегда уникален и неповторим. Чистых темпераментов не существует. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные Первые исследования темперамента были основаны на длительных наблюдениях поведения и деятельности людей (Гиппократ, Э. Кречмер и У. Шелдон и др.). Экспериментальные исследования были начаты И.П. Павловым при изучении типов нервной системы. Обширные экспериментальные исследования темперамента были выполнены пермскими психологами под руководством B.C. Мерлина. Показана связь свойств темперамента и свойств типа нервной системы, темперамента и разных видов деятельности. Для исследования темперамента использовались в основном физиологические методы (измерение различных особенностей нервной системы (КГР и др.), а также известные психологические методики). Диагностические В современной психологии функционирует ряд методик для изучения темперамента: - методики для изучения типов темперамента (Г. Айзенк и др.)» - методики изучения структуры темперамента (В.М. Русалов, Б.Н. Смирнов), - методика для изучения некоторых свойств темперамента (Я. Стреляу), - 16-факторный опросник Р. Кеттелла содержит шкалы свойств темперамента, - метод наблюдения по плану и др. ТЕМА 21 • ХАРАКТЕР ПОНЯТИЕ Характер (греч. charakter - черта особенность) - совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими. В чертах характера.отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устойчивой структурой. Его изменения возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни или в условиях длительных, угрожающих жизни событий. Закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружающего общества (микро- и макросоциума), с целями и мотивами и потребностями человека. Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков. ФУНКЦИИ Характер - стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характера человек принимает «других и мир», а также «самого себя». Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные и инструментальные. Первые должны способствовать удовлетворять сущностные потребности человека (создавать внутреннюю гармонию), вторые - удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гармонию). ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ Привычное поведение человека обусловлено как свойствами нервной системы, так и множеством сложных устойчивых систем временных связей (И.П. Павлов). Характер - это сплав черт типа в.н.д. и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания. Более важную роль играет система временных связей. ТЕОРИИ В настоящее время существует два подхода к пониманию характера: динамический и клинический. В динамическом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Структура характера включает 4 блока черт: 1) черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.); 2) черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.); 3) черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.); 4) черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость). Клинический подход основан на представлении о разной степени выраженности черт характера и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к социальной дезадаптации, названа К. Леонгардом акцентуацией характера. По мнению К. Леонгарда, акцентуации прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, он выделил 12 типов характеров. Используются и другие типологии (см. Классификация характера). Характера акцентуации - яркая выраженность группы черт характера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акцентуации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при неблагоприятных условиях могут переходить в болезни (психопатии). Со временем они могут исчезнуть, но могут и проявиться вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что: 1) проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях; 2) не нарушают социальной адаптации или нарушение носит временный характер; 3) в определенных ситуациях могут даже способствовать адаптации. КЛАССИФИКАЦИЯ Типологии характера разработаны в рамках клинической психологии. Типология К. Леонгарда. Основанием классификации является стиль общения. Выделено 12 типов: 1) гипертимный (высокая контактность и повышенное настроение и пр.); 2) дистимный (низкая контактность и пониженное настроение и пр.); 3) циклоцдный (частая смена настроения и меры общения и пр.); 4) возбудимый (низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций и пр.); 5) застревающий (умеренная общительность, занудливость и пр.); 6) педантичный (скорее пассивен, чем активен в общении, чрезмерная любовь к порядку и пр.); 7) тревожный (низкая контактность, робость, минорное настроение и пр.); 8) эмотивный (узкий круг общения, где хорошо контактируют и пр.); 9) демонстративный (легкость в контактах, склонность к демонстрации и лидерству и пр.); 10) экзальтированный (высокая контактность, словоохотливость и пр.); 11) жстравертированный (высокая контактность, обращенность вовне и пр.); 12) интровертированный (низкая контактность, обращенность внутрь себя и пр.). Существуют еще аналогичные типологии (А.Е. Личко - 10 типов для подростков и др.). Типология социальных характеров Х.Э. Фромма. Социальный характер по Э. Фромму - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной культуре, отличаются друг от друга. Основанием типологии являются: мышление, эмоции (прежде всего любовь) и действия индивида (его поведение). Э. Фром выделил две основные группы социальных характеров: 1) неплодотворные, 2) плодотворные. Неплодотворные делятся на четыре типа: а) рецептивный (мазохистско-садисткий), б) эксплуататорский (разрушительный), в) стяжательский (конформист-автомат), г) рыночный. Используются в психологии и психоаналитические типологии характера (3. Фрейда, А. Лоуэна, К. Юнга и типология Майерс-Бригс, выполненная на основе типологии К.Юнга, типология Д. Кейрси и т.п.). Вообще существует множество различных классификаций характера, однако далеко не все они используются в практике. Характер социальный - совокупность существенных черт, свойственных определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития в данной культуре. Характер рецептивный - термин Э. Фромма для обозначения индивида, который чрезмерно пассивен и требует большой поддержки и руководства со стороны других. Мазохизм - этот термин (от имени австрийского романиста Леопольда Захер-Мазоха) обозначает любой вида враждебности или деструктивного импульса, направленного на себя. Садизм - получение удовольствия от причинения боли и страдания другим. Этот термин происходит от довольно определенной сексуальной ориентации известного романиста и революционера Альфреда Франсиса, маркиза де Сада. Стяжательство - поведенческая особенность, которая выражается в стремлении обладать вещами или копить их. Конформность (от поздн. лат. conformis - подобный, сообразный) - соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения. СВОЙСТВА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ Соотношение характера и темперамента. Темперамент следует отличать от характера. Таблица 12
Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации. К свойствам характера в отечественной психологии принято относить: 1) силу - слабость (энергичность в достижении цели - нерешительность и др.); 2) твердость - мягкость (упорство - приспособляемость и пр.); 3) цельность - противоречивость (направленность ведущих черт на достижение цели - частая смена ведущих и второстепенных черт и др.). РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений. Черты характера формируются на трех уровнях: физиологическом (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума) и на уровне сознания (сам формирует характер). Сензитивный период становления характера - возраст 2-3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком. Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера - компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера. В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания. Основную роль в формировании черт характера играет воспитание (целенаправленное или стихийное). По целям воспитание можно разделить на три вида: воспитание для воспитателя, для общества и для воспитуемого. Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание (например, послушание); задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование. Первые два вида воспитания условно можно назвать «дрессурой». Подлинное воспитание всегда сопровождается и процессом самовоспитания. В психологии выделены типы неправильного воспитания: 1) «Кумир семьи» - все для ребенка.; 2) Гиперопека - Все за ребенка; 3) Гипоопека - ничего для ребенка; 4) Безнадзорность - ребенок сам по себе; 5) «Золушка» - все от ребенка и ничего ему; 6) «Ежовые рукавицы» - диктат; 7) «Двойное принуждение» - непоследовательность предъявления требований и отсутствие эмоционального контакта. Тип неправильного воспитания предрасполагает к развитию определенных акцентуаций (таб.12).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|