Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути преодоления стрессоров различного типа




Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодо­ления.

Для стрессоров первой группы (из «Области мудрого приня­тия») необходимо, с одной стороны, отвлечь сознание от психотрав-мирующей ситуации, а с другой — пересмотреть свое отношение к неприятным фактам, обесценить их. Для достижения первой цели хо­рошо подходят дыхательные техники (глубокое дыхание или медита­ция на дыхании), различные приемы мышечной релаксации и визуа­лизация. Для реализации второй цели можно использовать рацио-


нальную психотерапию и рефрейминг (в дословном переводе — «за­мену рамки»), который заключается в умении взглянуть на ситуацию с иной стороны, найти хорошее там, где привычный взгляд ищет толь­ко плохое.

Для стрессоров в тор о и группы («Области конструктивных дей­ствий») наиболее адекватны методы, направленные на совершенство­вание поведенческих навыков: тренинг общения, тренинг уверенно­сти в себе, тренинг управления временем (тайм-менеджмент). Если стресс вызван фрустрацией, связанной с трудностью достижения це­лей, то имеет смысл освоить технику выбора правильной стратегии и технику постановки адекватных целей.

Для стрессоров третьей группы («Область субъективных стрес­сов») наилучшим вариантом может оказаться преодоление оценочно­го подхода, освоение навыков позитивного мышления, изменение не­адекватных убеждений или блокировка нежелательных мыслей.

Для стрессоров четвертой группы («Область саморегуляции») хорошие результаты дает применение аутогенной тренировки, нейро-лингвистического программирования, приемы нервно-мышечной ре­лаксации и технология биологической обратной связи.

Общий перечень рекомендуемых методов нейтрализации различ­ных стрессов приведен в табл. 7.

Таблица 7. Методы преодоления стрессов

 

Типы стрессоров Способы преодоления
Область мудрого принятия Ф Мышечная релаксация Ф Глубокое дыхание Ф Визуализация Ф Рациональная терапия ф Рефрейминг
Область конструктивных действий Ф Выбор правильной стратегии ф Постановка адекватных целей ф Тренинг социальных навыков ф Тренинг уверенности в себе ф Тренинг управления временем Ф Применение принципа Парето
Область субъективных стрессов ф Преодоление оценочного подхода Ф Навыки позитивного мышления

Продолжение


1 28 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса


Вопросы и задания для проверки усвоения знании 1 29


 



Таблииа 7. (Окончание)

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.

2. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения
личности, которые могут приводить к стрессам.

3. Перечислите четыре основные группы объективных причин воз­
никновения стресса.

4. Перечислите стрессы, вызываемые постоянными условиями жиз­
ни и работы.

5. Перечислите стрессы, вызываемые межличностными отноше­
ниями.

&' Выберите правильный вариант ответа

1. Какая причина стресса связана с длительно действующими программами
поведения?

а) стресс, вызванный ошибками мышления;

б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить физиологические
потребности;

в) стресс, вызванный столкновением противоположных условных рефлек­
сов;

г) стресс, вызванный неадекватными родительскими программами.

2. Какая причина стресса связана с динамически меняющимися программа­
ми поведения?

а) стресс, связанный с генетическими особенностями организма;

б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить «высшие» потреб­
ности личности;


в) стресс, вызванный неумением распоряжаться временем;

г) стресс, вызванный неадекватными установками и убеждениями лич­
ности.

3. Как называется псевдоразумное объяснение человеком своих поступков
в случае, если признание их действительных причин грозит потерей само­
уважения или разрушает сложившуюся картину мира?

а) отрицание;

б) сублимация;

в) вытеснение;

г) рационализация.

4. Какое слово-маркер сигнализирует о наличии неадекватной установки не­
гативной генерализации?

а) никогда;

б) должен;

в) обязан;

г) во что бы то ни стало.

5. К какой группе потребностей, по А. Маслоу, относится стресс, вызванный
неразделенной любовью?

а) физиологические потребности;

б) безопасности и стабильности;

в) принадлежности;

г) уважения и признания;

д) самореализации.

6. Какая стратегия разрешения конфликта наиболее приемлема, если нужно
получить хоть какие-то преимущества и есть что предложить взамен?

а) уход (из конфликта и зоны стресса);

б) компромисс (минимизация стресса);

в) соперничество (введение в стресс второго участника);

г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый);

д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

7. Какая стратегия разрешения конфликта является наиболее трудоемкой,
но наиболее выгодной в долговременном плане?

а) уход (из конфликта и зоны стресса);

б) компромисс (минимизация стресса);

в) соперничество (введение в стресс второго участника);

г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый);

д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

8. К какой группе объективных причин стресса можно отнести техногенные
катастрофы?

а) к условиям жизни и работы;

б) к межличностным факторам;

в) к политическим и экономическим факторам;

г) к чрезвычайным обстоятельствам.

5-2-435


1 30 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса

9. К какой области каузальной классификаиии стрессов относится страх темноты?

а) к области мудрого принятия;

б) к области конструктивных действий;

в) к области субъективных стрессов;

г) к области саморегуляиии.


5.2

Литература Основная

1. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М, 2002, с. 5-23.

2. Зикмупд В. Болезни — следствие цивилизации? Братислава, 1987, с. 122-
140.

3. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. М., 2001, с. 5-36.

4. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 106-113.

Дополнительная

5. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990, с. 60-66.

6. Васильева 3. Л., Любинская С. М. Резервы здоровья. М., 1984, с. 8-84.

7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988, с. 190-
294.

8. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 5-28.

9. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Деловое общение: Модуль II:
Учеб.-практич. пособие. М., 2004, с. 41-66.

 

10. Элкин А. Стресс для «чайников». М., 2005, с. 130-148.

11. Ьаппопе V. 51ге55 ипс! КгапкЬеН // Каит ипЛ 2еи. 1990. V. 9. № 4. Р. 60-62.

12. РгсЪепп& П. ТЬе егТес15 о(оссирайопа! з^гезз оп Ыоос! ргеззиге т теп апс!
\уотеп // Ас<;а РЬузю!. 5сапс1. 8ирр1. 1997. V. 161, 5ирр1. №. 640. Р. 125-
128.


Глава 5

ОСОБЕННОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СТРЕССОВ

5.1

Обшие закономерности профессиональных стрессов

5.1.1. Профессиональный стресс

5.1.2. Феномен профессионального выгорания
Примеры профессиональных стрессов

 

5.2.1. Учебный стресс

5.2.2. Спортивный стресс

5.2.3. Стресс медицинских работников

5.2.4. Стресс руководителя


1 32 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов


5.1. Обшие закономерности профессиональных стрессов 1 33


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...