Экономическая сущность малого предпринимательства
Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности. Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе, “отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства” (14, с.84). Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются: обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск); специализация на каком-либо виде деятельности; реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.
Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на: личном труде владельца и членов его семьи; использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи). Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка. Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием “малый бизнес”. Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход (21, с.69). Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).
Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия. Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия. а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектом (объектами) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы. Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом. Вторая включает в себяфазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль). Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и совершенствование. Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д. б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:
- устойчивость; - полнота; - действенность и т.д. Конкретное состояние законодательства - скажем, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям. Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп: Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых. Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами. В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил. Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п. В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.
В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев (устойчивых черт), обусловленных: характером производственного процесса; спецификой системы управления и руководства; состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.); особенностями внешних воздействий. Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; 3) упрощенность системы сбыта.
Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием; 2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функциональные области; 3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; 4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля; 5) быстроту принятия решений. В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия; 2) гибкость, восприимчивость к нововведениям; 3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов; 4) низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов; 5) высокая оборачиваемость капитала; 6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования. Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия: 1) локальность ресурсных и сбытовых рынков; 2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; 3) положение “ведомого” в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями; 4) чувствительностъ к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьеров вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него; 5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников); 6) большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства. Значение вышеперечисленных характеристик будет проанализировано в третьей части первой главы при рассмотрении вопроса о целесообразности выделении работы по кредитованию малых предприятий в банке в отдельную составляющую деятельности кредитного отдела (или отдела инвестиций). Необходимость определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства стоит и перед государством. Как было уже сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных по сравнению с крупными фирмами условий хозяйствования характеризуется неустойчивостью, а значит, нуждается в государственной поддержке.
Как же государство решает этот вопрос? Несомненно, относить предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения процедур организации было бы достаточно проблематично на основе вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле – до 15 человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот показатель в 2 раза: теперь “под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации.., в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): - в промышленности – 100 человек; - в строительстве – 100 человек; - на транспорте – 100 человек; - в сельском хозяйстве – 60 человек; - в научно технической сфере – 60 человек; - в оптовой торговле – 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек” (1, ст. 3). Ужесточение критериев отнесения к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек). Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” устанавливает также ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия прочих предприятий и организаций. Так “доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов …, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства” не может превышать 25 %” (1, ст.3). В качестве количественных критериев в некоторых странах развитой экономики помимо описанных показателей может применяться размер уставного капитала, размер валовой выручки предприятия (в России предельный размер этого показателя (100 000 минимальных размеров оплаты труда) устанавливается для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности).
Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|