Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим отраслям в 1994 - 1996гг.
Рис. 1.3. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях РФ в 1991-1997гг. Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства? Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие: усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств; отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним; недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;
В настоящее время на первое место по значимости для малого предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка недвижимости. Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные проекты, позволяющие инициаторам окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой сфере. На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х - начало 90-х годов) весьма острым был дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом (малый предприниматель зачастую не может выйти на импортного производителя оборудования, не имеющего представительства в России). В связи с этим актуален опыт поддержки инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки, осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.
Ситуация на рынке сырья и вспомогательных материалов в последнее время стабилизировалась: если раньше рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережал рост цен на продукцию малого предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья и комплектующих. В последнее время наблюдаются положительные сдвиги на финансовом рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям, снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования. Вместе с тем продолжается концентрация капиталов в крупных городах, периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины, доступ российских банков к недорогим долгосрочным ресурсам для кредитования не снимает вопрос обеспечения кредитов. По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга в качестве основных трудностей во взаимоотношениях с банками малые предприниматели называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87). Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого предпринимательства обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов, в частности, одалживать деньги у родных и знакомых или даже у ростовщиков (такие случаи имеют место в основном в сфере торговли, где оборачиваемость средств достаточно велика). Автор работы знаком с ситуацией, когда достаточно известное торговое предприятие уже в 1998г. пользовалось ссудой под 10 % в месяц в долларах США.
Свидетельством неблагополучного положения дел является также гипертрофированная роль личных сбережений в структуре финансовой базы начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов. При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна “компенсируется” недостаточной квалифицированностью. Особенно негативно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов. Решение этой проблемы видится в создании консультационных служб при банках для работы с малыми предпринимателями. Финансы малого предприятия не настолько сложны, чтобы руководитель предприятия не справился со своими денежными потоками, а бухгалтерский учет и оптимизацию налогообложения может взять на себя банк (такая услуга предлагается аудиторской фирмой “Центр-аудит”, входящей в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”). В отношении российского информационного рынка можно сказать, что он приобретает цивилизованные формы (Internet, специальные каталоги, базы данных), другое дело, что малое предприятие не всегда обладает техническими средствами доступа к этой информации или не может позволить себе подписку на достаточно дорогие обзоры по интересующему рынку. Вместе с тем в условиях достаточно большого разброса цен у различных поставщиков сырья и материалов владение информацией остается достаточно сильным конкурентным фактором. Для рынков сбыта продукции малых предприятий вплоть до 1996г. характерно было их колоссальное сужение вследствие снижения уровня жизни населения и неплатежеспособности большинства предприятий. Однако уже в 1996г. объем розничного товарооборота и платных услуг увеличился. Так по Ростовской области прирост составил 2,5 % (в сопоставимых ценах), а в1997 г. – 6,7 % (12, стр.156). На сегодняшний день можно говорит о прекращении пауперизации населения. Так по Ростовской области в 1997 г. соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения составило 7,9 раза против 8,8 раза в 1996 г., а рост среднемесячного дохода одного работника в целом по экономике области превысил рост потребительских цен (1,2 и 1,176 соответственно) (12, стр. 178).
Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Негативное состояние хозяйственных связей между малым и крупным бизнесом можно определить двумя ключевыми понятиями: неинтегрированность и неравноправие. Первая означает неразвитость в России широко распространенных в мире схем франчайзинга, венчурного финансирования и т.п., что позволяет крупным и мелким агентам рынка в развитых странах гармонично дополнять друг друга. Второе особенно ярко проявляется в распределении ресурсов, льгот, квот, госзаказов. Малые предприятия в развитых странах, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые производят для нее различные детали. Следующая, третья, группа негативных факторов связана с состоянием правовых, отношений. Деструктивное влияние на малое предпринимательство сложившейся правовой среды проявляется, во-первых, в нестабильности законодательства: происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий в области налогообложения вплоть до введения законов и нормативных актов заднимчислом. Во-вторых, - в существенных законодательных пробелах: отсутствие земельного кодекса не позволяет развивать ипотечное кредитование. В-третьих, - запрет на передачу в лизинг пассивной части основных фондов приводит к тому, что обеспеченность малых предприятий собственными производственными площадями остается на низком уровне. Негативное влияние на субъектов малого предпринимательства оказывает и нынешнее налоговое законодательство. Так, например, Федеральный закон от 5.02.97г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ...”, повышающий тарифы взносов с 5 % до 28 % (то есть ухудшающий положение налогоплательщиков) был опубликован 11 февраля, а введен в действие с 1 января 1997г. Мало того, этот закон еще и противоречил Конституции (статьям 19 и 55) (8, п.1), однако индивидуальные предприниматели были вынуждены платить незаконно взимаемые с них отчисления целый год до Постановления Конституционного Суда РФ и будут платить еще полгода, так как суд обязал Совет Федераций внести изменения в законодательство относительно ставки отчислений в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями в течение 6 месяцев. Верхняя палата будет тянуть до последнего, так как обеспокоена прежде всего поступлениями в бюджет.
Актуальны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Речь прежде всего идет о том, что его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально. Скажем, льгота по налогу на прибыль может быть использована примерно 30 %предприятиями отдельных, “приоритетных”, видов деятельности. Необходимость диверсифицировать работу предприятий для обеспечения выживаемости еще более сокращает количество потенциальных получателей данной льготы (условием ее применения является получение 70 или даже 90% выручки именно от приоритетного вида деятельности, а подавляющее большинство малых предприятий в условиях экономической нестабильности вынуждено в той или иной мере заниматься и теми высокодоходными операциями, на которые льготный режим не распространяется). Другой негативный пример - сокращение вдвое показателя численности работающих для отнесения предприятий к категории малых, введённое в 1995г. Федеральным законом “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации”. Такое ограничение приводит к еще большему снижению количества предприятий, имеющих шанс на минимальный уровень государственной поддержки. Лишь для небольшого количества малых предприятий действует порядок налогообложения, установленный Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, поскольку он применяется только для предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 минимальных размеров оплаты труда. Что касается ожидаемых в ближайшем будущем “свежих” плодов нормотворчества наших законодателей, то можно отметить проект внесения изменений к Закону “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” предполагающих введение вмененного налога для малых предприятий численностью до 20 человек и индивидуальных предпринимателей с объемом годовой выручки до 300 тыс. МРОТ. Указанный проект, во-первых, содержит противоречия ст. 19 Закона “Об основах налоговой системы в РФ”, а во-вторых учитывает интересы не малого предприятия, а бюджета (платежи авансовые, устанавливаемые исполнительной властью по достаточно сложной схеме коэффициентов, налог не зависит от реального дохода предпринимателя) (30, с.54). В завершение естественно задаться вопросом: какова эффективность поддержки малого предпринимательства в России? Организациями, занимающейся разработкой мер по поддержке малого бизнеса в России, является Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, а также другие государственные и муниципальные фонды. Не будем говорить о результатах реализации порученных им задач. И вот почему: о какой масштабной эффективной работе может идти речь, если в 1996 году бюджет не дал Федеральному фонду ни копейки, а в 1997 из запланированного триллиона фонд получил 25,8 %. За 1997 год Фонд получил всего 326,5 млрд. рублей ($ 55 млн.) за счет размещения собственных средств и отчислений от приватизации (законные 5 % от каждой сделки) и в итоге выполнил программу поддержки малого предпринимательства на 1996-1997гг. на 35,7% (15, стр. 1). Для сравнения: в США федеральное агентство малого бизнеса (SBA) в 1995 году прогарантировало ссуд малым предприятиям почти на $ 10 млрд. – на три порядка больше! Что касается региональных структур поддержки малого предпринимательства, то здесь ситуация с финансовыми ресурсами еще тяжелее: “У них (регионов) головная боль – это зарплата бюджетникам. Все средства идут прежде всего на защищенные статьи региональных бюджетов. Если же регион может предоставить льготы малому “бизнесу”, то на эту сумму сокращаются трансферты из государственного бюджета” (Высоков В.В.) (15, стр.1).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше 50 % трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды. В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство высвободившейся в результате прошедших на предприятиях реформ рабочей силы. Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации крупных промышленных приватизированных предприятий. Таким образом, несмотря на благоприятные экономические условия для развития малого предпринимательства, сложившиеся к началу 1998 года, как то низкие процентные ставки, доступ банков к средствам международных финансово-кредитных организаций, реакция указанного сектора экономики достаточно вялая. 1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка Вышеизложенное дает право говорить о противоречии в развитии малого предпринимательства в России: с одной стороны малые предприятия способны производить свыше половины ВВП, эффективность малого предпринимательства в среднем по стране более чем в два раза выше, чем у прочих предприятий (малые предприятия произвели в 1996 году 12 % ВВП и 20 % национального дохода); с другой стороны в процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с целым рядом проблем и главная из них острый дефицит инвестиционных ресурсов, нехватка средств на расширение рынков сбыта, ассортимента, повышения качества продукции. Вместе с тем плачевное состояние крупных промышленных предприятий, которых в основном и кредитуют банки, влияет на качество кредитных портфелей (точнее на некачественность), в силу чего возникают массовые проблемы с ликвидностью в банковском секторе. На настоящий момент у 1000 банков из 2545 отозваны лицензии, а в прессе который год говорится о грядущей волне банкротств (яркий пример – ситуация с Ростовским ПСБ). Таким образом, перед банками остро встает проблема диверсификации своих кредитных портфелей. Активная работа по кредитованию малых предприятий является также неоспоримым преимуществом в обострившейся конкурентной борьбе за клиентуру: возможность получения кредита на выгодных условиях может быть хорошим стимулом для руководителя предприятия при выборе банка. И, наконец, не стоит забывать о самом главном: основная цель деятельности кредитной организации – извлечение прибыли (2, ст.1). В условиях снижающейся доходности традиционных спекулятивных инструментов финансового рынка (ГКО, МБК) банки вынуждены искать новые сферы приложения своих ресурсов. Учитывая высокую эффективность проектов малого предпринимательства, банки вправе рассчитывать на высокую доходность кредитования таких проектов, мотивируя более высокие ставки кредитования высокой удельной трудоемкостью работ по кредитованию небольших проектов. Все это заставляет руководство прогрессивных банков пересматривать кредитную политику, смещая акцент в сторону малых и средних предприятий. Приведенные ниже диаграммы (рис. 1.4. и 1.5.) иллюстрируют разницу в структурах кредитных портфелей среднего российского банка (Балтийский) и типичного американского банка Mid Am Bank с активами приблизительно в 2,2 млрд. долларов. Рис. 1.4.
Как мы видим, снову кредитной деятельности Mid-Am Bank образуют ссуды малым предприятиям, составляющие более половины портфеля. Банк также обслуживает несколько крупных предприятий, основная часть которых начала сотрудничать с банком как малые предприятия. Кредитный же портфель Балтийского Банка состоит в основном из крупных кредитов, и только 1,1 % его составляют ссуды малым предприятиям.
Рис. 1.5. Решению проблемы дефицита кредитных ресурсов для кредитования проектов малого предпринимательства российским банкам частично помогают решить различные международные финансовые организации. Так по Ростовской области с ЕБРР сотрудничает “СБС-Агро”, с Инвестиционным фондом США-Россия (TUSRIF) - банки “Центр-инвест” и “Донинвест”. Однако наличие ресурсов для кредитования еще не означает, что проекты “потекут рекой”. Банки сегодня сталкиваются с ситуацией, когда агрессивная рекламная компания по привлечению проектов для кредитования на выгодных для заемщика условиях (сравнительно невысокие ставки процентов по кредитам, продолжительность срока кредитования, удобные схемы платежей по кредиту) не находит адекватного отклика у руководителей малых предприятий. В принципе, подобная реакция легко объясняется: у российского бизнесмена не сформировался еще стратегия “ведения бизнеса в кредит”, как это принято в развитых странах. Что не удивительно: еще вчера, в период разгула инфляции и “дикой” экономики банки просто не хотели замечать малый бизнес. Сегодня эта недальновидность “аукнулась” банкам. Таким образом, для нормальной работы с малым предпринимательством одной только возможности предоставить кредит оказалось не достаточно, необходима целая система по привлечению эффективных проектов. Сегодня многие банки вынуждены создавать ее с нуля, но есть и такие, которые начали заниматься созданием такой системы достаточно давно и уже разработали ряд технологий по поддержке инвестиционных проектов малого предпринимательства и сформировали определенный авторитет в этой сфере. В связи с этим примечателен опыт работы банка “Центр-инвест”. В качестве приоритетов своей инвестиционной политики Банк определил работу со средними и малыми предприятиями. В 1997 году банком “Центр-инвест” при участии администрации Ростовской области была разработана “Программа поддержки малых предприятий Дона”, которая в качестве пилотного проекта вошла в “Региональную программу государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области на 1997 год”. Целью программы является содействие развитию малых и средних предприятий Ростовской области на базе передовых банковских технологий и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, созданной банком “Центр-инвест”. На базе специализированного филиала Банк и структур, входящих в инновационно финансовую группу “Центр-инвест”, оказывают полный комплекс банковских услуг для малых предприятий: Организационно-правовое оформление и юридические консультации субъектов малого предпринимательства; Ведение бухгалтерского учёта и налоговое планирование (фирма “Центр-Аудит”); Применение механизма финансового лизинга для технического переоснащения малых предприятий (компания “Лизинг-Центр”); Льготное кредитование проектов малого предпринимательства (соглашение с Инвестиционным Фондом США-Россия (TUSRIF)); Поиск зарубежного партнёра, посредничество в заключении сделок предприятий (сформирована база данных потенциальных партнеров в Германии, Франции, США, Великобритании); Обучение специалистов малого предпринимательства на базе регулярных семинаров совместно с ростовскими ВУЗами; Выпуск методических пособий, консультации (Банковские технологии для малых предприятий Дона); Использование возможностей глобальной компьютерной сети INTERNET для организации виртуальных представительств малых предприятий - клиентов банка.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что два в какой-то мере параллельных до сих пор в России процесса – развития малых предприятий и развития кредитных организаций – находят точки соприкосновения. Опыт развитых стран показывает большие перспективы такого сотрудничества. От чего же зависит успех этого сотрудничества. Несомненно, малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных публикаций на эту тему можно отметить следующие: необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого предпринимательства; ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок субъектов малого предпринимательства; создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого предпринимательства; льготы для малых предприятий, выражающиеся в отнесении на себестоимость для целей налогообложения расходов, связанных с получением и погашением кредитов; увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных государством. Существуют предложения и относительно создания дополнительных стимулов кредитования субъектов малого предпринимательства для кредитных организаций, таких как, например: льготное налогообложение банков в части доходов полученных от кредитования проектов малого бизнеса; снижение ставок резервирования, для стимулирования интереса к кредитованию реального сектора в целом. Однако нужно уяснить, что если коммерческие банки “не смогут” прокредитовать инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства из-за того, что не владеют соответствующими технологиями, то усилия правительства и ЦБ РФ (а они ограничены в своих возможностях предоставления гарантий и средств, в снижении ставок обязательного резервирования) не будут иметь должного эффекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|