Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации разработана комитетом по безопасности Государственной Думы РФ, утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 года. Концепция национальной безопасности РФ – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В документе сформулированы важнейшие направления государственной политики России. Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве. Документ включает IV раздела: I – Россия в мировом сообществе; II – Национальные интересы России; III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации; IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. В I разделе – Россия в мировом сообществе – отмечается, что после окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции: первая – к многополярности мира; вторая – к доминированию США в мировом сообществе, рассчитанная на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права. Подчеркивается, что Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира. В настоящее время объективно сохраняется общность интересов России и других государств по проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, содействие предотвращению и урегулированию региональных конфликтов, объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, решении острых экологических проблем.
В разделе II Концепции дано определение национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, информационной, военной, пограничной, экологической сферах. Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики. В разделе III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации – особое внимание уделено основным угрозам в международной сфере. К ним относятся: · стремление некоторых государств и международных союзов принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности – ООН и ОБСЕ; · усиление военно-политических союзов(расширение НАТО на восток); · возможность появления в непосредственной близости от границ России иностранных военных баз и воинских контингентов; · распространение оружия массового уничтожения; · ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; · возникновение и расширение конфликтов вблизи государственных границ СНГ; · притязания на территорию РФ; · попытки других государств помешать реализации национальных интересов России и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе; · возрастающую угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм; · серьезную опасность представляет стремление ряда стран вытеснить Россию с внешнего и внутреннего информационного рынка, разработка некоторыми государствами концепции информационных войн. В разделе IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – определен внешнеполитический аспект. Особое значение придается:
· упрочению ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами в первую очередь через структуры ООН; · обеспечению благоприятных условий для социально-экономического развития страны; · полноправному участию России в глобальных и региональных экономических и политических структурах; · содействию по урегулированию конфликтов; · достижению прогресса в переговорах о контроле над ядерным вооружением, укреплению стабильности в мире на основе выполнения государствами международных обязательств. Важная внешнеполитическая функция каждого государства – обеспечение собственной безопасности. Когда множество государств мира стремится к достижению одной цели – возникает «дилемма безопасности». Ее смысл в том, что увеличение безопасности одного государства уменьшает безопасность другого. Противоречивыми оказываются на практике и принципы межгосударственных отношений. Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой (восьмой принцип Хельсинки) может вступать в противоречие с принципом территориальной целостности государств (четвертый принцип Хельсинки) и принципом нерушимости границ (третий принцип Хельсинки). Разрешение противоречия иногда заканчивается распадом государств. Геополитический дуализм. Термин «геополитика» ввел в научный оборот шведский профессор Рудольф Челлен (1864-1922 гг.). По его определению геополитика – наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. В разные периоды истории отдельные государства выступают центрами влияния в международных отношениях (Германия, США, СССР). Современные ученые определяют геополитику как науку о власти, которая дает рекомендации при принятии решений о заключении межгосударственных союзов, начале войн, проведении реформ и структурной перестройки общества, применении экономических и политических санкций. Главный закон геополитики утверждает дуализм (двойственность), отраженный в исторической типологии цивилизаций. Дуализм выражается в противопоставлении «сухопутного могущества» (теллурократии) и «морского могущества» (талассократии). В античную эпоху противоречие выражалось в конкуренции торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и военно-авторитарной (Рим, Спарта), между «демократией» и «идеократией».
«Сухопутное могущество» связано с фиксированным пространством и устойчивостью его характеристик. · оседлость, консерватизм (неприятие ценностей, медленная адаптация к новым условиям); · строгие юридические нормативы, которым подчиняются народы и государства; · твердость этики – устойчивость социальных традиций; · коллективизм; · иерархичность. В экономике государств цивилизации суши преобладает административная модель развития; политическая система является тоталитарной или авторитарной. Цивилизации моря характерны такие черты, как: · динамичность; · склонность к торговле и предпринимательству; · индивидуализм; · подвижность этических и юридических норм. В основе экономического развития государств морской цивилизации -–свободные рыночные отношения; тип политической системы – демократический. Зона влияния «сухопутного могущества» отождествляется с внутриконтинентальной территорией Северо-восточной Евразии. «Морское могущество» распространяется на береговые зоны евразийского материка, средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с Юга и Запада. Центром влияния талассократии стал англо-саксонский мир, а с середины XX века – США. В годы холодной войны (1946-1990 гг.) геополитический дуализм принял четко выраженные идеологические и политические формы. Противостояли друг другу две глобальные цивилизации с соответствовавшими им идеологиями – марксизмом и либерализмом, и политическими системами – социализмом и капитализмом. Эта борьба привела к разделу всей планеты на зоны влияния талассократии (США, НАТО, Запад) и теллурократии (СССР, ОВД, Восток). До окончания холодной войны Восток и Запад имели целью пространственную и силовую экспансию. В геополитике закономерна борьба талассократии и теллурократии за сферы влияния, но результат этой борьбы не предопределен. Поэтому ученые допускают несколько вариантов мирового развития. Остановимся на основных:
IV. Победа морского могущества полностью отменяет цивилизацию Суши. На планете устанавливается однородный либерально-демократический порядок. Такой исход развития может быть завершением однонаправленного течения геополитического процесса – от полного господства Суши (традиционный мир, Восток) к полному господству Моря (современный мир, Запад V. Поражение цивилизации Суши оказывается временным. Континентальная Евразия возвращается к своей исторической (геополитической) миссии в новых условиях. На глобальном уровне восстанавливается биполярность (двухполюсность), поддерживается баланс сил между «могуществом суши» и «могуществом моря», Востоком и Западом. VI. Побеждает цивилизация Суши (Восток) и переносит свою модель общественно-политического устройства на всю планету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|